АННОТАЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 10
1.1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 10
1.2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
1.3 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КНР 26
2 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НДС В РФ И КНР 30
2.1 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НДС В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ 30
2.2 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НДС В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ КНР .... 38
2.3 МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И КНР 64
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НДС В РФ И КНР 73
3.1 СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 73
3.2 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НДС В СИСТЕМУ В КНР И РФ 79
3.3 ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК ПО НДС В РФ И КНР 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Актуальность темы. В настоящее время в налоговой системе России сформирован определенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, а вместе с ним сложилась система налогового администрирования. Но, несмотря на выработанный налоговыми органами механизм налогового контроля за налогоплательщиками, многие практические направления по НДС требуют дальнейшего совершенствования в области имеющихся проблем, таких как низкий уровень собираемости данного налога, уклонение от его уплаты и незаконного возмещения.
Налог на добавленную стоимость - один из основных налогов системы налогов и сборов РФ. Сложный с точки зрения исчисления и уплаты налог на добавленную стоимость вызывает постоянные вопросы в сфере практики его применения, вынуждая государственные органы, наделенные полномочиями в области финансов, издавать большое количество письменных разъяснений и рекомендаций, а споры по налогу на добавленную стоимость составляют значительную долю судебной практики в сфере налогообложения.
Противоречивость и неопределенность норм законодательства РФ о налогах и сборах, регулирующих вопросы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, показывают, что данная проблема решена не полностью.
С учетом развития внешней торговли и создания Таможенного союза дальнейшая разработка проблемы обложения налогом на добавленную стоимость становится все более актуальной. Однако в ее рамках необходимо не только совершенствовать законодательство РФ в данной области, но и упорядочить нормативно-правовое регулирование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, в том числе при реализации товаров на территории Таможенного союза и за его пределами. В Китае ставки налогов полностью зависят от полученного дохода, а не от принятого режима налогообложения, также китайцы имеют еще одну небольшую, а может и большую привилегию.
Анализ особенностей регулирования, а также специфики механизма применения системы обложения налогом на добавленную стоимость позволит выявить недостатки нормативно-правовой регламентации и сформулировать предложения, направленные на устранение пробелов и коллизий налогового законодательства в целом.
Теоретическую основу данной статьи составили труды отечественных ученых, нормативно-правовые акты, а также аналитические материалы сайта Федеральной налоговой службы.
Основную литературу, создающую базу для исследования налога на добавленную стоимость изучили такие авторы, как:
Информационную базу статьи составили: Налоговый кодекс РФ (часть вторая, глава 21); приказы, письма, методические рекомендации и другие нормативные акты Минфина РФ, ФНС РФ; показатели статистической отчетности и аналитические материалы Федеральной налоговой службы, позволяющие определить зависимость между поступлениями НДС в бюджет страны и основными изменениями в налоговом администрировании данного налога.
Целью данного исследования является выявление проблем и разработка путей совершенствования сбора налога на добавленную стоимость в Китае и России.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты определения состава налогоплательщиков и объектов налогообложения НДС;
- рассмотрены теоретические аспекты построения налоговой базы и налоговых ставок;
- определены теоретические аспекты применения налоговых вычетов и порядок уплаты НДС;
- представлены теоретические аспекты и порядок взимания НДС в развитых странах;
- анализ приемки основных налогов и сборов в консолидированный бюджет Китая и России за период 2017-2019 гг.;
- сравнительный анализ поступлений НДС в бюджеты Китая и России;
- формируются перспективы взимания НДС в Китае и России.
Объектом данного исследования является практика взимания налога на добавленную стоимость в России и Китае, процессы реформирования НДС и фискальные последствия проводимых налоговых реформ.
Предметом исследования являются отношения субъектов налоговой системы (государства и налогоплательщиков-юридических лиц) при сборе налога на продажу с партийного государства в Китае и России.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в изучение проблем налоговой политики, налогообложения, в том числе и в отношении физических лиц, внесли в отечественной практике практики и ученые-экономисты: С. А. Майбуров, С. В. Барулин, Л. И. Гончаренко, В. Г. Пансков, Д. Г. Черник и др.
Теоретические основы диссертационного исследования представлены в классических и современных работах экономистов по вопросам развития налоговой системы Китая и России, налоговой политики и налоговой реформы на добавленную стоимость.
Методология данного исследования основана на теории налогообложения, положениях диалектической логики в рамках общей теории системы. Используются общенаучные методы: эмпирические знания (эксперимент, описание, наблюдение), общие и логические методы (синтез и анализ, дедукция и индукция, обобщение, абстракция, классификация, моделирование) и частные научные методы (организация, материалы, монографии). Структурный анализ, экспертные оценки, статистические группы, сравнительные сравнения.
Научная новизна исследования:
- Разработать способы увеличения поступлений НДС путем непринятия налога на прибыль (в отдельные случаях-самостоятельные перечисления налога) в пользу бюджета на этапе перечисления денежных средств поставщику товаров (работ, услуг), позволяющие исключить возможность возврата НДС, что не может быть обосновано бюджетом.
- Предлагаемая реформа НДС-3 CIL.
- Единый НДС в рамках ЕАЭС, постепенно приближающийся к единой информационной системе, общей для ставок и механизма сбора.
Практическая значимость исследования заключается в увеличении поступлений в бюджет налога на продажу. Сравнительный анализ поступлений НДС в бюджеты Китая и России позволяет прогнозировать перспективы взимания НДС в Китае и России, так как это положительно скажется на доходной части бюджета обеих стран.
Структура исследования. Это исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Появление налога на добавленную стоимость может эффективно избежать или даже полностью решить неточную ситуацию возврата налогов. Поскольку налог на добавленную стоимость взимается при одинаковом налоговом бремени на каждом этапе, от производства до продажи, общая сумма налога, уплачиваемого на каждом этапе, равна конечному значению налога на добавленную стоимость для покупателя по цене покупки.
Таким образом, необходимо только рассчитать налог на добавленную стоимость, уплаченный на последнем этапе перед экспортом, и возместить налог, чтобы налог можно было полностью снять перед экспортом, чтобы гарантировать, что товары поступят на международный рынок без налога.
Изучая отечественное законодательство в механизме ответственности, мы сталкиваемся с такой проблемой, как возраст привлечения к ответственности. Прослеживается некая схожесть с административной ответственностью.
По нормам налогового законодательства данный возраст составляет 16 лет.
Хотя на законных опекунов и возлагается обязанность по уплате налогов за опекаемого, но налоговое законодательство не предусматривает норм ответственности за такого рода неуплату налогов.
Привлечение к ответственности за данное нарушение, возможно осуществить только через суд. Предлагаем закрепить норму в налоговое законодательство, которая бы обязывала опекунов или законных представителей несовершеннолетнего выполнять обязанность по уплате налогов.
По нашему мнению, важной проблемой является выявление и пресечение налоговых правонарушений.
Таким образом, сумма налога закладывается именно в самой стоимости продукции (работы, услуги). Следовательно, производители (организации, индивидуальные предприниматели) продукции (работ, услуг) уплачивают в бюджет исчисленный налог с их «приращенной» (добавленной) стоимости. Тем не менее, фактически последними плательщиками НДС выступает население и иные потребители благ, которые уплачивают продающим продукцию (работы и услуги) всю сумму НДС, указанную в ценнике.
Высокая динамика поступлений НДС идет в разрез с макроэкономическими трендами и обусловлена фактором налогового администрирования, что находит выражение в снижении удельного веса налоговых вычетов;
Начисления НДС, которые должны играть определяющую роль в динамике поступлений, находятся под давлением достаточно слабого внутреннего спроса;
Дальнейший динамика поступлений будет во многом зависеть от тенденции изменения макроэкономических показателей, что связано с объективной ограниченностью дальнейшего повышения эффективности налогового администрирования.
Сегодня речь идет практически о том, чтобы отменить НДС и заменить то, что продается в налоге, или снизить ставку НДС, потому что в кризисные времена доходы бюджета меньше, в реальном выражении, и вряд ли это положительно скажется на экономике.
Сравнивая эти две экономически сильные страны, становится ясно, что они различаются с точки зрения мировоззрения, менталитета населения, налоговой политики и организации налогообложения. В каждой стране система власти стремится улучшить благополучие своего народа и государства и выбирает свой путь к достижению успехов в социально-экономическом развитии общества.
Сравнив основы российской системы налогообложения с основами диаметрально различной налоговой системы - Китая, можно заметить ряд преимуществ последних. Главное - это прогрессивный характер ставок, происходит учет интересов категории налогоплательщиков с низким уровнем доходов, то есть, кто располагает меньшими доходами, соответственно платит меньше.
Таким образом, как недостаток данная система собирает большие суммы налогов за счёт высокодоходных плательщиков, что увеличивает их налоговое бремя. Российская фискальная политика предполагает пропорциональный сбор налогов, уравнивая все категории налогоплательщиков и снижая в целом уровень налогового бремени.
В ходе сравнительного анализа выявлены общие черты и различия систем НДС по выбранным критериям.
1. «Органы государственной власти» для России характерна централизация государственных органов в области налогообложения, для Китая - децентрализация государственных органов в области налогообложения. Полномочия Министерства финансов в России шире, чем полномочия аналогичного ведомства в Китае. Местные же налоговые органы в Китае имеют большую свободу действий в сравнении с российскими. Налоговые бюро вправе выпускать дополнительные постановления относительно порядка исчисления и уплаты НДС. В России подобная практика не применяется.
2. «Законодательная база»: законодательство в России представлено единым Налоговым кодексом, в то время как в Китае действует не менее 10 нормативно-правовых актов министерств и ведомств разного уровня.
3. «Ставки налога и плательщики НДС»: в России действует три ставки НДС и несколько режимов налогообложения, позволяющих НДС не платить. В Китае применяется пять ставок по НДС в зависимости от категории налогоплательщики (общий или малый) и от категории товара или услуги, которую реализует компания.
4. «Возврат экспортного НДС»: в обеих странах экспорт товаров облагается по ставке 0 %, однако любая экспортная операция должна быть подтверждена в законодательном порядке. Если в России после подтверждения факта экспорта компания может получить возврат ранее уплаченного НДС в полном объеме, то в Китае действует система скидок.
За исключением особых экономических зон, китайские законы строгие по всей стране. Эти территории были созданы для привлечения и удержания иностранных инвестиций, поэтому они используют как упрощенные процедуры регистрации иностранных компаний, так и специальные системы налогообложения. Для иностранных компаний при организации коммерческой деятельности в Китае целесообразно не только составление бизнес-плана, но и предварительное консультирование с территориальным налоговым органом. Различия, обнаруженные в исследовании различий между китайской и российской системами НДС, указывают на то, что внутренний рынок Китая не открыт для внешних инвесторов.
1. Балаева Д.А., Дзарасова А.К. К вопросу взаимосвязи налоговой политики и налогового механизма//В сборнике: Управление экономическими и социальными системами региона сборник научных трудов. под ред. С. Ф. Дзагоева; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ, 2018. С. 6-11.
2. Баценков Н.Н. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость // Финансовое право. 2015. № 6. С. 34-39.
3. Бобровская Е. Проверка декларации по НДС. Возмещение, уточнение... /Е. Бобровская // НДС. Налог на добавленную стоимость, 2019, 329с.
4. Богданов Д.В. Проблема определения места реализации НДС в законодательстве Российской Федерации на примере судебных решений // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-3 (30). С. 6-8.
5. Банкаускене О.А., Евдокимов Р.Б. Современные проблемы плательщиков налога на добавленную стоимость//Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1 (54). - С. 710-712.
6. Брусникина А.Д. Льготирование НДС в рамках системы «Tax free» // Бухгалтерский учет. 2018. № 6. С. 7-13.
7. Бурова Т. Проблема: НДС-2008 / Т. Бурова // Расчет, 2018, 233 с.
8. Быков С. С., Гущина И. В., Медик И. Н. Развитие экономического пояса нового Шелкового пути через гармонизацию налоговой нагрузки на факторы производства в России и Китае: разработка методики сравнения // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28, № 1. С. 94-104.
9. Ван, Юнмей. Налоги на имущество. Функциональные исследования / Ван Юнмей. - Чжуннань ун-т, 2014. - С. 68-72.
10. Ван, Хао. Оптимальный налог с оборота / Ван Хао // Журн. Нанькайс. ун-та экон. исследований. - 2012. - С. 29-41.
11. Воронов А.М., Гоголев А.М./ "Вопросы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в механизме налогового администрирования"// Вестник Московского университета МВД России №7. 2016. - С. 74-77.
12. Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И. Изменение срока уплаты налога и налоговое планирование в организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 1. № 6. С. 41-47.
13. Гончаренко А.Е. Адвокатова А.С., Гончаренко Л.И. Налоги и налогообложение. Учебник./М.:КноРус.-2018.-240 с.
14. Домрачева М.Н. Пути совершенствования форм и методов проведения камеральной налоговой проверки по НДС//Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2017. - № 8 (30). - С. 46-51.
15. Дремова С.С./ "К вопросу о взаимодействии государственных органов в сфере нарушений законодательства о налогах и сборах"// Отечественная юриспруденция. 2017. - С. 55-58.
16. Еловацкая Т.А. Налогообложение субъектов хозяйствования реального сектора экономики: Монография - М.: Научная книга, 2015. - 124 с.
17. Журавлева И.А. Налог на добавленную стоимость: актуальные изменения в практическом применении//Аудиторские ведомости.-2015.-№3.- С.51-61.
18. Журавлева И.А. Роль создания глобальных цепочек добавленной стоимости на современном этапе развития экономики. // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) ч.1, сборник научных работ.-2015.-№6 (15)-С.44-47.
19. Золотарёва А.Б., Киреева А.А./ "Возможные пути реформирования ответственности за нарушение налогового законодательства"// Журнал российского права №10. 2016. - С. 121-133.
20. Кириллова О.С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и Кредит.-2015. №1. 34 с.
21. Кириллова О.С., Петриченко С.М. Драйверы и инструменты современного развития финансовых институтов в россии // О.С. Кириллова, С.М. Петриченко - Саратов, 2018. С. 166-170.
22. Конягина М. Н. Функциональное реформирование банковской системы: альтернативный взгляд // Финансы и кредит. 2018. № 27. С. 30-37.
23. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Вузовская книга, 2018. № 27. С. 30-37.
24. Ли, Джунюнь. Эффективность корпоративного подоходного налога / Ли Джунюнь, Се Фэн // Экон. теория и управление бизнесом. - 2012. - С. 68¬77.
25. Лю, Чжи. Совершенствование структуру налога на имущество / Лю Чжи // Финансы и торговля. Экономика. - 2012. - С. 12-19.
26. Ма Хуни. Сравнительный анализ элементов налога добавленную
стоимость в РФ и КНР // Междун. научно-практ.конференция "Актуальные проблемы налоговой политики" . М.:. Финансовый университет, 2020, (в
печати)
27. Ма Хуни. Сравнительный анализ объектов налога добавленную
стоимость в РФ и КНР // Междун. научно-практ.конференция "Актуальные проблемы налоговой политики" . М.:. Финансовый университет, 2020, (в
печати)
28. Нечеухина Н.С., Попов А.Ю., Кочар И. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства в России и Польше // Управленец. 2015. №2 (54). С. 11-17.
29. Ню, Чэнь. Экономическая модель налоговой политики КНР / Ню Чэнь. - Юго-западный ун-т экономики и финансов, 2018. - 225 с.
30. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // В сборнике: 25 лет внешней политике России. Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.
31. Пан Фэнси, Сюэ Ган, Гао Яцзюнь: принципы налогообложения и налоговая система Китая [М] Пекин: Китайская финансово-экономическая пресса, 2017 - С. 147-156.
32. Полхов П.А. Анализ динамики налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по импортным операциям // Петербургский экономический журнал. - 2016. - № 3. - С. 178-184.
33. Попов А.Ю., Бороненкова С.А. Налоговый учет по налогу на прибыль: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ 2018 - С. 125-136.
34. Сазанов О.В. Саркарова З.А. Налоговый федерализм: настоящее и будущее. - Экономика и социум, 2015. - №2-4 (15). - С. 149-152.
35. Смирнов С. В. Увеличение ставки НДС.. ученый. — 2018. — №36. — С. 78-82.
36. Соколов И., Малинина Т. Налоговые льготы: как измерить их эффективность // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24, № 10. С. 53-59.
37. Старкова Н.О. Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 118-125.
38. Старостин С.А./ "О налоговых административных
правонарушениях"// Вектор юридической науки.- 2019. - С. 65-72.
39. Степашкина Е.Н., Долгинина Д.О. / "Правовое регулирование ответственности за налоговые правонарушения: опыт ЕС"// Контентус. 2018. - 15 с.
40. Троянская М. А., Тюрина Ю. Г. Оценка мер налогового регулирования отдельных видов инвестиций // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 3. С. 80-88.
41. Фанг, Мин. Развитие налоговой политики Китая / Фанг Мин. - Гуанси ун-т, 2015. - 95 с.
42. Шафиев Р.М., Голубцова Е.В., Максимов Д.А. Нормативно¬правовое регулирование маркировки товаров и общий рынок ЕАЭС // Юридическая мысль. 2018. № 2 (106). С. 74-77.
43. Шептунов, С.И. Основания истребования документов в ходе налогового контроля // Вестник Омского университета. Серия «Право».-2017.- № 4.-С.47-53.
44. Шпинчевский В. В. Оптимизация налоговой нагрузки на экономику России для увеличения налоговых доходов // Горизонты экономики. - 2016. - №1 (27). - С. 90-93.
45. Чжан, Инин. Налоговая политика как инструмент развития Китая / Чжан Инин. - Дунбэй ун-т финансов и экономики, 2019. - 125 с.
46. Чжан, Ин. Идеи налога с оборота / Чжан Ин // Современная торговая промышленности. - 2019. - С. 269-270.
47. Ян, Су. Китайский финансовый сектор. Исследование налоговой политики / Ян Су. - Пекин: Ин-т финансовой науки, 2018. - 125 с.