Введение 3
1 Теоретические основы деятельности и управления образовательной
организацией 7
1.1 Общая характеристика управления российскими образовательными
муниципальными учреждениями 7
1.2 Источники финансового обеспечения образовательных учреждений 13
1.3 Платные услуги как альтернативный источник финансирования
муниципальных образовательных учреждений 25
2 Анализ деятельности муниципального учреждения, оказывающего
образовательные услуги 32
2.1 Общая характеристика учреждения и анализ основных видов деятельности 32
2.2. Анализ источников финансирования деятельности муниципального учреждения, оказывающего образовательные услуги 39
2.3 Управленческие аспекты расширения источников финансирования
спортивных образовательных учреждений 43
3 Расширение спектра образовательных услуг с целью повышения
конкурентоспособности образовательного учреждения 46
3.1 Проблемы и перспективы развития платных образовательных услуг в
образовательных учреждениях 46
3.2 Разработка бизнес-плана платной образовательной услуги «изучение основ
акробатики для детей 5-7 лет» 52
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение А
В настоящее время все большее количество людей, а в особенности детей занимаются физической культурой и спортом. Эта сфера деятельности стала популярна и востребована. Ведь средствами физической культуры и спорта формируется социально активная личность. Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей человека.
Формирование физической культуры и спорта среди населения является одним из приоритетных и наиболее важных направлений государственной политики Российской Федерации. В настоящее время происходит активной развитие данной отрасли, предлагается много новых направлений и услуг и все это пользуется активным спросом. Перечень оказываемых образовательных и спортивных услуг в городе Екатеринбурге заметно расширился за последние годы.
Важным вопросом является управление процессами в сфере физической культуры, в сфере образования, в том числе дополнительного образования, ведь это предполагает их постоянное улучшение, совершенствование и оптимизацию. Основной задачей управления процессами является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников деятельности, так и трудовых коллективов в целом. Именно от успешности управления процессами и координации деятельности организации зависит результат и успешность учреждения.
Целью работы является изучение теоретических основ и практических путей совершенствования финансовых механизмов привлечения дополнительных источников финансирования, с целью повышения эффективности российских муниципальных учреждений, оказывающих образовательные услуги.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- раскрыть методологические подходы деятельности образовательных учреждений и рассмотреть особенности управления образовательной организацией;
- провести анализ деятельности муниципальных учреждений, оказывающих образовательные услуги в области физической культуры и спорта, выявить особенности источников финансирования деятельности и рассмотреть возможность их расширения;
- разработать метод, способствующий расширению спектра образовательных услуг с целью повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
Предметом исследования является обоснование путей повышения эффективности управления образовательным учреждением и применение финансовых механизмов развития деятельности муниципальных учреждений, оказывающих образовательные услуги.
Объектом исследования в магистерской работе являются образовательные организации, осуществляющие деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Методы исследования, применяемые в ходе написания работы, включали анализ литературных источников по теме исследования, сравнительный анализ, анализ документации исследуемого учреждения, метод изучение и обобщения данных, математические.
Элементами научной новизны работы являются:
- введение нового понятия «Физкультурно-развивающее учреждение, оказывающее образовательные услуги», дополняющего существующую классификацию типов учреждений дополнительного образования;
- разработка методики внедрения платной образовательной услуги в муниципальное учреждение, оказывающее образовательные услуги, в том числе в физкультурно-развивающее учреждение, с целью повышения эффективности его деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработанном и подготовленном к внедрению бизнес-плане оказания платной образовательной услуги «Изучение основ акробатики для детей 5-7 лет» с целью повышения эффективности и финансовой устойчивости муниципальных учреждений.
Объем диссертационной работы составляет 76 страниц и включает 10 рисунков, 9 таблиц, 61 библиографический источник, использованные и 1 приложение.
В первой главе магистерской работы нами рассмотрены общие понятия, касающиеся тематики работы, приведены официальные статистические данные общего количества организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, а также данные о количестве организаций, осуществляющих деятельность в области спорта на территории РФ. Рассмотрены основные источники финансирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также источник дополнительного дохода от предоставления платных услуг.
Во второй главе работы автором проведен анализ деятельности муниципального автономного учреждения спортивной школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе, г. Екатеринбурга, оказывающего образовательные услуги, в том числе представлена общая характеристика учреждения, рассмотрены и проанализированы финансовых источников данного учреждения, а также выявлены основные управленческие подходы к расширению источников финансирования.
В третьей главе магистерской диссертации автором будут выдвинуты и проанализированы основные проблемы и перспективы развития платных образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также предполагаемые пути их решения. А также с целью расширения спектра образовательных услуг и повышения конкурентоспособности образовательного учреждения будет разработан и подготовлен к внедрению бизнес-план платной образовательной услуги «Изучение основ акробатики для детей 5-7 лет».
По результатам диссертационного исследования опубликовано две работы общим объемом авторского текста 0,32 печатных листа.
В нашей работе освещены теоретические основы деятельности образовательных учреждений, их финансового обеспечения, а также финансовые механизмы повышения эффективности муниципальных учреждений, оказывающих образовательные услуги.
В ходе изучения темы нашей работы была изучена сфера образования, а именно рассмотрены основные типы образовательных учреждений, особое внимание было уделено изучению учреждений дополнительного образования. Проведен анализ ситуации на рынке образовательных услуг, рассмотрены статистические данные по количеству организаций, осуществляющих работу в сфере дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области спорта на территории Российской Федерации за 2017 - 2019 годы, а также проанализированы источники финансового обеспечения, формирующие бюджет муниципальных образовательных учреждений, а также проанализированы источники финансового обеспечения, формирующие бюджет муниципальных образовательных учреждений.
По итогам рассмотрения данного вопроса сформулировано и предложено к использованию понятие нового типа образовательного учреждения дополнительного образования, которое расширит имеющуюся классификацию. Это «Физкультурно-развивающее учреждение, оказывающее образовательные услуги», определение которое сформулировано следующим образом: «Физкультурно-развивающее учреждение, оказывающее образовательные услуги» - учреждение, профессионально удовлетворяющее потребности детей и подростков, в сфере физической культуры и спорта в рамках образовательных программ, с целью формирования гармонично развитого общества нового поколения.
На примере нескольких учреждений Свердловской области, рассмотрены услуги, которые реализуются учреждениями на условиях бюджетного финансирования и условиях полного возмещения затрат, проведен анализ и выявлено, что все учреждения помимо услуг, оказываемых на безвозмездной основе, оказывают платные услуги. На наш взгляд это является свидетельством недостаточного финансирования, а также возросшим в последнее время спросом на услуги в области физической культуры.
На основании данных, представленных на официальном сайте bus.gov.ru, проанализированы источники формирования бюджета нескольких учреждений и сделаны выводы о необходимости развития и совершенствования различных источников финансирования муниципальных учреждений.
Особое внимание в работе направлено на Муниципальное автономное учреждение спортивную школу олимпийского резерва по греко-римской борьбе города Екатеринбурга, рассмотрена основная характеристика данного учреждения, проведен анализ основных видов деятельности, проанализированы и сделаны выводы о работе учреждения за предшествующие годы. Также большое внимание уделено изучению и анализу источников финансирования МАУ СШОР по греко-римской борьбе.
Итогом работы стало формулирование основных проблем и перспектив развития образовательных услуг в образовательных организациях. И как один из вариантов решения данных проблем автором предложено рассмотреть возможность совершенствования финансовых механизмов с целью получения дополнительного источника финансирования, т.е. развитие направлений, перечней платных образовательных услуг. В следствии чего обоснована необходимость и практическая значимость предоставления платных образовательных услуг, изучены и проанализированы причины и перспективы развития данных услуг как для потребителя, так и для учреждений.
В связи с этим автором работы разработан и подготовлен к внедрению бизнес-план платной образовательной услуги «Изучение основ акробатики для детей 5-7 лет». Доказана эффективность внедрения данной услуги, оценена эффективность предлагаемого проекта.
Реализация данного бизнес-плана направлена на повышение эффективности и финансовой устойчивости физкультурно-развивающего учреждения, а также на организацию занятости и вовлеченности большего числа детей к занятиям физической культурой и спортом, что благоприятно скажется как на потребителях услуг, так и на самой организации в целом.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.
4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» № 1040 от 22.09.2015 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 г.
6. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» № 403/20-155 от 02.07.1987 г.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» № 706 от 15.08.2013 г.
8. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018 г.
9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
10. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) № 329-ФЗ от 4.12.2007 г.
11. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.
12. Устав Муниципального автономного учреждения спортивной школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе - ПКЬ: ййрз://хп--80аЬа5ск6е.хп--80асд1Ьз11а7Йдг.хп--р1а1/1т1е/328а431Ь5ЬЬ7е3П1160ес4ес76б5954 (Дата обращения 11.09.2020)
13. Арчикова А.О. Выбор метода учета затрат - один из главных инструментов роста прибыли // А.О. Арчикова, О.О. Настругов / Всероссийский научно-аналитический журнал «Вестник Уральского института экономики, управления и права». - Екатеринбург : НАЧОУ ВО «Уральский институт экономики, управления и права», 2016. - №4. - С. 4-9.
14. Балкоева Л.Б. Особенности организации финансов некоммерческих организаций // Л.Б. Балкоева / Наука через призму времени. - Самара : Мир науки и искусства, 2018. - №7 (16). - С. 17-19.
15. Батурина М.В. Организация учета целевых средств в некоммерческих организациях // М.В. Батурина / Финансовые и Бухгалтерские консультации. - М.: ФБК-Пресс, 2007. - №3. - С. 15-18.
16. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
17. Братков К.И., Степыко Д.Г. Современные тенденции развития коммерческой деятельности государственных спортивных организаций // К.И.Братков, Д.Г. Степыко / Наука и спорт: современные тенденции. - Казань : Поволжская государственная академия физической культуры, спорта итуризма, 2019. - № 2. - Т. 7. - С. 22-29.
18. Бровкин А.В. Особенности финансового менеджмента некоммерческих организаций // А.В. Бровкин / Экономика и предпринимательство. - М.: Экономика и предпринимательство, 2015. - № 12-3(65-3). - С. 652-655.
19. Вилисова И.М. Оценка методик, применяемых для анализа финансовой устойчивости предприятия // И.М. Вилисова, Ю.А. Чурсина / Аудит и финансовый анализ. - М.: ДСМ Пресс, 2013. - № 3. - С. 442-447.
20. Герасименко А. Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов. // А. Герасименко. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 481 с.
21. Гришин Д.А. Сравнительный анализ расходов бюджета муниципальных образований на молодежную политику, физическую культуру и спорт // Д.А. Гришин /Научный аспект. - Самара : Аспект, 2000. - № 2. - Т. 3.- С. 383-388.
22. Жандарова Л.Ф. Предпосылки и тенденции развития региональных рынков платных образовательных услуг в системе высшего профессионального образования // Л.Ф. Жандарова / Современные проблемы науки и образования.
- М.: Академия Естествознания, 2015. - № 1-1. - С. 18-21.
23. Зайков В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия,
организация. // В.П. Зайков. - М.: Вузовская книга, 2016. - 340 с.
24. Звездина Т.М. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения// Т.М. Звездина / Право и образование. - М.: АЭО, 2016. - № 3. - С. 89-96.
25. Илышева Н. Н. Учет и финансовый менеджмент: концептуальные основы: Учебное пособие // Н.Н. Илышева, С.И. Крылов, Е.Р. Синянская. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 164 с.
26. Инвестиции: учебник для вузов / под ред. Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Князевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 543 с.
27. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / О. Аверина, В. Давыдова, Н. Лушенкова. - М.: КноРус, 2016. - 430 с.
28. Ларина Л.Р. Источники финансирования некоммерческих организаций, и управление ими // Л.Р. Ларина / Современные проблемы науки и образования. - М.: Академия Естествознания, 2013. - № 6. - С. 5-8.
29. Львова М.И., Бакунова Т.В., Кольцова Т.А. Устойчивое развитие как альтернативная цель экономических субъектов в современном обществе // М.И. Львова, Т.В. Бакунова, Т.А. Кольцова /Вестник ВГУИТ. - Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2018.- Т. 80. № 4. - С. 452-455.
30. Лещукова И.В. Финансирование образовательных организаций // И.В. Лещукова / «Инновационная наука». - Уфа: Аэтерна, 2016. - №11-1/2016. - С. 100-103.
31. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Концептуальные основы финансового механизма некоммерческих организаций сферы образования России // И.Н. Молчанов, Н.П. Молчанова /Аудит и финансовый анализ. - М.: ДСМ Пресс, 2015. - №2. - С. 437-444.
32. Москалева Н.Н. Предпринимательская деятельность
образовательной организации // Н.Н. Москалева, Е.В. Парамонова / Современные тенденции развития науки и технологий. - Белгород: ИП Ткачева Екатерина Петровна, 2016. - №6. - С. 103-106.
33. Новаторов Е.В. Маркетинговый подход к изучению качества платных услуг культурно-досуговых организаций // Е.В. Новаторов / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М.: ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры, 2013. - №4. - С. 208-214.
34. Официальный сайт для размещения в государственных (муниципальных) учреждениях. - URL :https://bus.gov.ru (Дата обращения 14.09.2020)
35. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа №2» - ПИТ :http://dush2-nt.ru/ (Дата обращения 14.09.2020)
36. Официальный сайт ЕМИСС Государственная статистика - ПРЕ : https://fedstat.ru/indicator/57782(Дата обращения 14.09.2020).
37. Статистическая отчетность за 2017, 2018, 2019 гг. - ПРЕ : http://minsport.midural.ru/index.php/fiz_stat/177 (Дата обращения 03.09.2020).
38. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 имени Почетного гражданина города Нижний Тагил Александра Александровича Лопатина». - ПРЕ : http://sd3nt.ru (Дата обращения 14.09.2020).
39. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения спортивной школы "ЮНОСТЬ" - ПРЕ :https://yunost.na4u.ru/ (Дата обращения 14.09.2020).
40. Официальный сайт Муниципального автономного учреждения спортивной школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе - ПРЕ : борьба.екатеринбург.рф (Дата обращения 14.09.2020).
41. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения спортивной школы №19 «Детский стадион» - ПРЕ : детскийстадион.екатеринбург.рф (Дата обращения 14.09.2020).
42. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа «Тагилстрой» - ПРЕ : дюсштагилстрой.рф (Дата обращения 14.09.2020).
43. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения спортивной школы «Родонит» - ПРЕ : родонит.екатеринбург.рф (Дата обращения 14.09.2020).
44. Официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения спортивной школы «Юность» - ПИТ : юность.екатеринбург.рф (Дата обращения 14.09.2020).
45. Пономарева С.В. Особенности бухгалтерского учета платных образовательных услуг // С.В. Пономарева / Сибирская финансовая школа. - Новосибирск : Сибирская академия финансов и банковского дела, 2015. - №4. - С.109-115.
46. Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных ВУЗах // И.Б. Романова / Маркетинг в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2012. - №3. - С.15-21.
47. Румянцева Е. Е. Финансовый менеджмент : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. - М.: Юрайт, 2019. - 360 с.
48. Савиных А. Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : Учебное пособие / А.Н. Савиных. - М.: КНОРУС, 2015. - 299 с.
49. Савченко П. Статус некоммерческих организаций / П. Савченко. - Экономист, 1999. - 87 с.
50. Седельников А.А. Платные дополнительные образовательные услуги // А.А. Седельников, И.В. Гревцова / Народное образование. - М.: АЭО, 2012. - №3. - С.160-165.
51. Семичева Н.А. Особенности улучшения финансового состояния предприятия // Н.А. Семичева / Научный аспект. - Самара : Аспект, 2019. - № 4. - Т.1. - С. 7-11.
52. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Методологические подходы к бюджетному планированию // Н.С. Сергиенко, О.Н. Суслякова / Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Калуга : Эйдос, 2015. - С. 141-146.
53. Справочник финансовых терминов. - URL :http://a8a.biz/ (Дата обращения 18.09.2020).
54. Тимирьярова К.М. Оценка и анализ источников финансирования
деятельности предприятия // К.М. Тимирьярова /Экономические науки. Эпоха науки. - Ачинск : Ачинский филиал ФГБОУ ВО Красноярский
государственный аграрный университет, 2018. - № 15. - С. 75-78.
55. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия / Е.Ф. Тихомиров. - М.: Academia, 2018. - 141 c.
56. Толстых А. В. Оценка эффективности деятельности предприятия // А.В. Толстых / Научный аспект. - Самара : Аспект, 2020. - № 2. - Т. 3. - С. 335-358.
57. Толстяков Р.Р. Влияние факторов маркетинговой микросреды на
конкурентоспособность образовательного учреждения // Р.Р. Толстяков / Вестник ТГУ. - Томск : ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский
Томский государственный университет», 2008. - №9. - С.441-446.
58. Уткин Р.В. «Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. // Р.В. Уткин / Бюл. Министерства юстиции РФ. - М.: Спарк, 2002. - №5. - С. 62-63.
59. Финансовое планирование в организациях : Учебник / под ред. Л.Г. Паштовой. - М.: Кнорус, 2019. - 274 с.
60. Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // О.И. Шестак / Экономика и менеджмент систем управления. - Воронеж : Научная книга, 2015. - № 3.1. - С. 183-196.
61. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // И.С. Шиткина / Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура, 2002. - № 4. - С. 65-67.