ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УЛИЧНОГО
ИСКУССТВА ЕКАТЕРИНБУРГА 9
1.1 Понятие стрит-арта и этапы его становления 9
1.2 Развитие уличного искусства в России 19
1.3 Правовая составляющая уличного искусства 28
1.4 Классификация стрит-арт-объектов 34
ГЛАВА 2 ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СТРИТ-АРТ-ОТКРЫТОК 37
2.1 Обоснование вида издательской продукции (открытки) 37
2.2 Структурно-содержательные особенности стрит-арт-открыток 45
2.3 Визуально-полиграфические особенности стрит-арт-открыток 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНАЛИЗ КНИЖНОГО РЫНКА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. НАБОР СТРИТ-АРТ-ОТКРЫТОК (ЛИЦЕВАЯ
И ОБОРОТНАЯ СТОРОНЫ)
Во многих городах Европы, Америки и России встречаются расписанные неизвестными авторами фасады домов, заборы, асфальт или транспорт. Такого рода рисунки и надписи на объектах городского пространства считаются уличным искусством (стрит-артом). Под этим словом понимается направление в современном искусстве, в рамках которого художник или арт-группа транслируют на улицах свой замысел, воплощенный в текстовой и/или визуальной форме, а также в инсталляции (объемно-пространственной композиции).
Улица, в отличие от журналистики и издательского дела, свободна от цензуры, поэтому авторы смело «высказываются» на политические темы, затрагивают значимые социальные и морально-нравственные проблемы. Так, например, в Екатеринбурге в июне 2019 года художником Roma Inkбыла создана трилогия [58], состоящая из надгробий, одно из которых изображено на Октябрьской площади, другое - на Вознесенской горке и третье - рядом с Домом журналистов и посвящено, соответственно, свободе собраний, вероисповедания и слова. В рамках партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш» Слава ПТРК сделал надпись «Правда в силе?» на трансформаторной будке в сквере у Театра драмы [3], где в мае этого же года проходили акции по сохранению деревьев и переносу строительства храма в другое место [22]. Позднее работа была модернизирована группой «Чижики»: текст изменился на «Правда в Лиле» и дополнился портретом Маяковского [65].
В связи с майскими событиями и последующим резким высказыванием журналиста В. Соловьева Екатеринбург неофициально получил статус «города бесов», но благодаря уличным художникам фраза, изначально имеющая негативный посыл, приобрела положительную коннотацию и стала в какой-то степени брендом уральской столицы [4].
Таким образом, стрит-арт не только обращает внимание общества на социально-политические проблемы, но и улучшает внешний облик города, делая визуальную среду разнообразнее. На Урале этому способствует ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенограффия», который помогает художникам продемонстрировать талант и при поддержке спонсоров реализовать свои проекты на улицах города. Так, например, Мария Хардикова и Вячеслав Белов создали «Стену Ангелов» по мотивам барельефа Донателло «Танцующие ангелочки» [38]. На улице Восточной, 182 благодаря команде «Стенограффии» преобразился фасад старого бетонного здания: нанесенные аэрозольной краской геометрические фигуры на расстоянии выглядят объемными и напоминают архитектурные элементы эпохи авангарда [1].
Спорным моментом остается отношение общества к произведениям уличного искусства: одни работы, имеющие своей целью облагораживание окружающей среды, воспринимаются положительно, а другие - менее эстетичные и более концептуальные - порицаются большинством. Двойственность оценки стрит-арта также обусловлена его происхождением, т. е. граффити (согласно классическому подходу). К сожалению, многие стрит-арт-объекты недолговечны, поэтому облачение таких работ в форму изданий (открытки, каталоги, книги и др.) видится актуальным решением проблемы сохранения и популяризации уличного искусства.
Научная новизна работы заключается в анализе авторского права при использовании стрит-арт-работ, а также в разработке классификации объектов уличного искусства г. Екатеринбурга. Анализ российского книжного рынка в специфике публикаций о феномене стрит-арта и анализ существующих стрит-арт-открыток также привносят в научную работу новизну, обусловленную отсутствием таких исследований.
В качестве объекта исследования выступают стрит-арт-открытки.
Предметом исследования является структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности стрит-арт-открыток.
Цель исследования: на основе анализа современного состояния уличного искусства Екатеринбурга разработать проект стрит-арт- открыток.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) осуществить предпроектный анализ феномена уличного искусства Екатеринбурга;
2) определить правовую составляющую уличного искусства в России;
3) проанализировать открытку как вид издательской продукции;
4) обосновать структурно-содержательные особенности стрит-арт-открытки;
5) обосновать визуально-полиграфические особенности стрит-арт-открытки;
6) представить макет стрит-арт-открыток.
Стоит отметить, что в науке нет однозначной классификации уличного искусства (стрит-арта) по причине существования множества стилей и техник. Граффити является основополагающей частью феномена и одним из его видов, как следствие, эти понятия зачастую путают или воспринимают как синонимы. В работе речь пойдет об уличном искусстве в целом.
Теоретическая база исследования
Уличное искусство - молодое явление, поэтому теоретическая база его неполноценна. Большой процент научных текстов, найденных в отечественном исследовательском поле, представляет собой изучение и анализ стрит-арта с точки зрения социологии и намного реже - культурологии. Стоит отметить, что зачастую исследователи, изучая феномен, не разграничивают понятия уличное искусство (стрит-арт) и граффити, воспринимая их не просто синонимичными определениями, а взаимозаменяемыми словами, что не может не отразиться на качестве и достоверности существующих материалов.
Тем не менее, уличное искусство (стрит-арт) становится объектом исследования как зарубежных, так и отечественных авторов. Ряд исследователей рассматривает причины возникновения граффити- движения, в частности А. И. Белкин, А. С. Колосов и А. Целуйко [5, 30, 62], затрагивая психологические аспекты, изучают становление феномена в России и его популярность среди молодежи. Памела Деннат [20] исследует влияние социокультурных и политических трансформаций на формирование и развитие граффити. Значительным вкладом в изучении уличного искусства стал философский труд культуролога Ж. Бодрийяра «Kool Killer, или восстание посредством знаков» [6].
Культурологический анализ стрит-арта в городском пространстве представлен в научных работах Н. А. Цыгиной, Н. Самутиной и О. Запорожец [64, 54]. Проблемой генезиса заинтересован И. С. Кудряшов, сопоставляющий англо-американскую и французскую традиции [33]. А. Ю. Заславская и Д. Голынко-Вольфсон, рассматривая феномен как искусство уличных интервенций, исследуют на практике «обживание» урбанистической среды [27, 16]. Аспект взаимосвязи уличного искусства с городом и его жителями отражается в статье А. А. Егоровой [24].
Одним из основных источников анализа стрит-арта стала книга искусствоведа и представителя стрит-арт-сообщества И. Поносова, в которой описываются основные направления и тенденции развития уличного искусства, а также анализируется ситуация в России в контексте мира [45].
Методы исследования включают комплексный (изучение уличного искусства при помощи междисциплинарного анализа), типологический метод, а также методы эмпирического исследования: наблюдение - изучение стрит-арт-объектов Екатеринбурга, сравнение - сопоставление работ для дальнейшего их классифицирования и др.
Работа состоит из введения, двух глав («Анализ современного состояния уличного искусства Екатеринбурга»; «Издательский проект стрит-арт-открыток»), заключения, списка используемых источников и приложений.
Научная работа представляет собой исследование стрит-арт-открыток и уличного искусства в целом, а также разработку издательского продукта.
В теоретической части диссертации раскрывается понятие уличного искусства (стрит-арта) как направления современного искусства, в рамках которого художник или арт-группа, используя различные техники, транслируют на улицах свой замысел, воплощенный в текстовой, визуальной или объемно-пространственной форме. Феномен рассматривается как результат эволюции граффити (американский подход) и как авангардистская практика, сформировавшаяся под влиянием ситуационистского интернационала (французский подход).
Выделяются особенности российского стрит-арта, заключающиеся в объединении американской и французской традиций, в обилии букв, фраз, текста. Рассматривается правовое регулирование стрит-арт-работ, легальность/нелегальность которых основывается на отношениях собственности. Все произведения уличного искусства охраняются Гражданским кодексом РФ как объекты авторского права. Публикация фотографий или открыток с изображением арт-объекта в некоммерческих целях допускается с указанием как минимум псевдонима (тега) художника и местом нахождения работы.
Также дается анализ современного состояния уличного искусства Екатеринбурга, результатом которого стала классификация стрит-арт- объектов города, на которой основана концепция издательского проекта.
Вторая часть работы посвящена непосредственно разработке концепции набора стрит-арт-открыток, в рамках которой были определены формат (А6), материал (мелованная бумага плотностью 250 г/м2), количество (12 шт.) и текстовое наполнение будущего издания.
Иллюстративный ряд, согласно разработанной классификации и предпочтениям «персонажей» целевой аудитории (райтер, исследователь-почитатель и любопытный эстет), состоит из репродукций арт-объектов известных уральских художников и работ, созданных в рамках фестивалей «Стенограффия» и «Карт-бланш».
Посредством анализа российского книжного рынка в специфике публикаций об уличном искусстве и анализа структурно-содержательных и визуально-полиграфических особенностей существующих стрит-арт-открыток были выявлены преимущества издательского проекта.
Во-первых, предусматривается пересылка издания как по стране, так и за ее пределами, а это означает, что оборотная сторона открыток оформлена согласно техническими требованиями к почтовым карточкам и содержит следующие обязательные элементы: штамп индекса, место для наклеивания марки, адресную зону отправителя и получателя, а также поле для письменного сообщения.
Во-вторых, учитывается авторское право на объекты уличного искусства посредством указания имени или псевдонима художника и фотографа (согласно ст. 1274 ГК РФ использование допустимо без разрешения автора в рамках учебного проекта).
В-третьих, оборотная сторона открытки содержит сопроводи-тельный текст о художнике или арт-группе, контексте создания или технике выполнения работы. Этот текст размещен в левом нижнем углу под линией, разграничивающую зону аннотации с полем письменного сообщения. По характеру текст, написанный в публицистическом стиле, информационный.
В-четвертых, стоимость такой открытки ниже стоимости книги, посвященной уличному искусству, издание доступнее в приобретении, а также содержит меньший объем информации, что позволяет ее быстрее усвоить.
И наконец, в уникальности продукта, которая заключается в сочетании функций почтовой карточки и изобразительной открытки, в текстовом наполнении, а также в брендировании региона посредством использования стрит-арт-объектов Екатеринбурга, зачастую созданных уральскими художниками.
Таким образом, издательский продукт стрит-арт-открыток позволит популяризировать и сохранять недолговечные произведения уличного искусства Екатеринбурга, а также брендировать город как столицу стрит-арта.
1. STENOGRAFFIA : официальная группа международного
фестиваля уличного искусства : [сайт]. - Екатеринбург, 2010. - URL:
https://vk.com/stenograffia(дата обращения: 12.03.2020).
2. Street and Graffiti Art : Beginnings of Street and Graffiti Art // The art story : [сайт]. - New York. - URL: https://www.theartstory.org/movement/street- art/history-and-concepts/(дата обращения: 21.01.2020).
3. Street Art Hunter : блог об уличном искусстве в Екатеринбурге и других городах России : [сайт]. - Екатеринбург, 2018. - URL: https://vk.com/ streetarthunter_ru (дата обращения: 21.03.2020).
4. Балюк, О. Пиар-акция или творчество горожан : Как фраза «Город бесов» за три дня стала брендом Екатеринбурга / О. Балюк // Информационное агентство «Znak» : [сайт]. - 2019. - 19 июня. - URL: https://goo.su/1EXR(дата обращения: 10.03.2020).
5. Белкин, А. И. Феномен граффити: психологические аспекты / А. И. Белкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - февраль 2009. - №2. - С. 291-299.
6. Бодрийяр, Ж. Kool Killer, или восстание посредством знаков / Ж. Бодрийяр. - Москва : Изд-во ««Добросветом», 2000. - С. 155-166. - ISBN 5-7913-0047-6.
7. Бренд и символика УрФУ // Официальный сайт Уральского федерального университета : [сайт]. - Екатеринбург. - URL: https://urfu.ru/ru/ about/today/brand/ (дата обращения: 15.04.2020).
8. Буга, М. А. Дуализм феномена граффити / М. А. Буга // Язык. Текст. Книга : материалы II Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. - С. 12-17. - ISBN: 978-5-
7996-2755-3.- URL: http://hdl.handle.net/10995/78115(дата обращения:
15.10.2019).
9. Буга, М. А. Текстовые граффити как способ репрезентации концептов современной культуры / М. А. Буга, Е. С. Коган // Международнуая конференция «Маргиналии-2017: границы культуры и текста». - 2017. - URL: http://uniperso-na. srcc.msu.ru/site/conf/marginalii2017/thesis.htm (дата обращения: 11.11.2019).
10. Бюргер, П. Теория авангарда (выдержка главы «К проблеме автономии искусства в буржуазном обществе) / Петер Бюргер ; [перевод с немецкого Сергей Ташкенов] // Артгид : [сайт]. - 2014. - 23 августа. - URL: https://artguide.com/posts/720(дата обращения: 10.03.2020).
11. Бюро находок : интернет-магазин : [сайт]. - Москва. - URL: https://www.buro-nahodok.ru/(дата обращения: 25.03.2020).
12. В Екатеринбурге начали смывать граффити-портрет погибшего солиста Linkin Park : Рабочие говорят, что делают это по заданию мэрии // Сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн» : [сайт]. - 2018. - 1 августа. - URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65218651.html(дата обращения: 03.11.2019).
13. В Екатеринбурге чуть не закатали в асфальт граффити Покраса Лампаса с гигантским крестом // Би-би-си : [сайт]. - 2019. - 19 июля. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-49042874(дата обращения: 27.11.2019).
14. Вандалы испортили граффити с Дуровым, Бодровым, Эйнштейном и Цоем (фото) // Информационное агентство РОСБАЛТ : [сайт]. - 2016. - 13 февраля. - URL: https://goo.su/1ExS(дата обращения: 21.09.2019).
15. Галлант, М. Майские события. Парижские тетради / Мейвис Галлант ; [перевод А. Асланян] // Неприкосновенный запас : [сайт]. - 2010. - № 4. - URL: https://goo.su/1EXs(дата обращения: 27.02.2020).
16. Голынко-Вольфсон, Д. Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды / Д. Голынко-Вольфсон // Художественный журнал : [сайт]. - Выпуск №81. - 2011. - URL: http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225(дата обращения: 01.02.2020).
17. ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды, термины и определения : межгосударственный стандарт : Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу : принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.) : введен Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. N 331-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 : введен взамен ГОСТ 7.60-90 / разработан Российской книжной палатой Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело». - Москва : Издательство стандартов, 2004. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200034382(дата обращения: 12.03.2020).
18. ГОСТ Р 51507-99 Карточки почтовые. Технические требования.
Методы контроля : государственный стандарт Российской Федерации : издание официальное : принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23 декабря 1999 г. № 692-ст : введен впервые : разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт почтовой связи. - Москва : Госстандарт России, 2004. - URL: https://internet-
law.ru/gosts/gost/5305/(дата обращения: 19.03.2020).
19. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 4//
КонсультантПлюс : [сайт].- URL: https://goo.su/1eXT(дата обращения:
20.10.2019).
20. Деннат, П. Зарождение граффити в Нью-Йорке / Памела Деннат // Hip-Hop Network : [сайт]. - 1997. - URL: http://www.hiphopnetwork.com/artic- les/graffitiarticles/emergenceofhycitygraffiti.asp(дата обращения: 11.09.2019).
21. Дойл, К. Красный май 1968 — месяц революции : Чему нас научила всеобщая забастовка во Франции? / Клэр Дойл // Socialist News : [сайт]. - 2017. - 5 июня. - URL: https://socialist.news/read/long/may-1968/(дата обращения: 18.02.2020).
22. Долгова, А. «Аркадий Коц» проповедь и динозавры : Как прошла седьмая акция протеста в сквере. Фоторепортаж IMC / А. Долгова // It’s My City : [сайт]. - 2019. - 20 мая. - URL: https://goo.su/1eYr(дата обращения: 09.02.2020).
23. Долотов, В. «Запрещать запрещено» / Вячеслав Долотов //
Интернет-журнал «Рабкор.ру» : [сайт]. - 2013. - 3 июня. - URL:
https://goo.su/1EYR(дата обращения: 16.03.2020).
24. Егорова, А. А. Коммуникативные стратегии стрит-арт / А. А. Егорова // Культурология. - 2015. - URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/38064/1/iurp-2016-147-17.pdf (дата обращения: 05.12.2019).
25. Журнал для интернет-специалистов «АртВебМедия» : [сайт]. - URL: http://www.artwebmedia.ru/service/poligrafia/otkrytki/?q=407(дата обращения: 20.03.2020).
26. Зайцева, Н. Наследие Старика Букашкина / Наталья Зайцева //
Краеведческий Фонд «Наш Урал» : [сайт]. - 2016. - 12 января. -
URL: https://nashural.ru/culture/ural-characters/bukashkin/(дата обращения:
03.03.2020).
27. Заславская, А. Ю. «Стрит-арт» или искусство уличных интервенций / А. Ю Заславская, М. М. Серова // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2012. - № 1 (5). - С. 11-16.
28. Зеннет, Р. Граффити: мы существуем и мы повсюду / Ричард Зеннет // Художественный журнал. - Выпуск №24. - 1999. - URL: https://goo.su/1EyQ(дата обращения: 13.02.2020).
29. Климова, О. В. Региональный книжный рынок Свердловской области в 2018 г.: статистика и ожидания / О. В. Климова // Язык. Текст. Книга : материалы II Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. - С. 67-71. - ББ№ 978-5-7996-2755-3.
30. Колосов, А. С. История граффити движения и его современные российские особенности / А. С. Колосов // Вестник славянских культур. - 2012. - ИВЕ: https://clck.ru/NrbcN(дата обращения: 23.11.2019).
31. Краткий толковый словарь по полиграфии // Онлайн Библиотека
учебной и научной литературы : [сайт].- ИВЕ: http://sbiblio.com/biblio/
соп1еп1.^р’сйсПс] 158&уои11с1 1229087 (дата обращения: 13.03.2020).
32. Крылов, Н. С. К вопросу формирования стрит-арта как направления в искусстве / Н. С. Крылов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по матер. И междунар. науч.-практ. конф. - № 8(51). - Новосибирск, 2015. - ИВЕ: https://sibac.info/conf/philolog/li/42711(дата обращения: 13.12.2019).
33. Кудряшов, И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблема генезиса и семиотические особенности сообщения / И. С. Кудря¬шов // Критика и семиотика. - 2014. - № 2. - С. 220-233.
34. Кузовенкова, Ю. А. Диагностика молодежных уличных арт- практик: стратегии сопротивление и самореализации в граффити и стрит- арте / Ю. А. Кузовенкова // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. - №8. - С. 60-63.
35. Мильчин, А. Э. Издательский словарь -справочник / А. Э. Миль- чин. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2003. - С. 252, 302. - ISБN 5-224-04565-7.
36. Муртазина, Г. Р. Фестиваль как средство воспитания эстетической культуры молодежи малых городов / Г. Р. Муртазина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психо - логия. - 2010. - №2. - С. 46-49.
37. Мы все увидимся, в конце // гоша_тк : [сайт]. - 2017. - 22 августа. - ИВЕ: https://clck.ru/NrbWC(дата обращения: 10.11.2019).
38. На стене дома в Екатеринбурге появился «барельеф» эпохи Возрождения // ИА «Повестка дня» : [сайт]. - 2019. - 30 июля. - URL: https://clck.ru/NrbR3(дата обращения: 15.02.2020).
39. Новоженова, А. Ситуационистский интернационал / А. Ново-
женова // OpenSpace.ru: [сайт]. - 2011. - 23 июня. - URL:
http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/23239/page1/ (дата обращения:
25.02.2020).
40. Опрос «Граффити: искусство или вандализм?» от 14.12.2018 // ВЦИОМ-Спутник : [сайт]. - 2018. - URL: https://goo.su/1eXw(дата обраще¬ния: 28.09.2019).
41. Очень Почта : интернет-магазин открыток в Вконтакте : [сайт]. - URL: https://vk.com/ochenpochta(дата обращения: 24.03.2020).
42. Очень Почта : интернет-магазин открыток в Instagram : [сайт]. - URL: https://www.instagram.com/ochenpochta/(дата обращения: 24.03.2020).
43. Паксина, Е. Б. Социокультурные функции фестиваля искусств /
Е. Б. Паксина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -
№ 11. - URL: http://goo.gl/x52r3t(дата обращения: 12.03.2020).
44. Поехали // Официальная страница арт-группы «Злые» : [сайт]. -
2016. - апрель. - URL: http://zeart.ru/job/poehali12(дата обращения:
05.03.2020).
45. Поносов, И. Искусство и город: Граффити, уличное искусство, активизм / И. Поносов. - Москва, 2016. - 208 с. - ISBN 978-5-00028-117-8.
46. Порозов, Р. Ю. Визуальные практики в современном городе / Р. Ю. Порозов // Человек в мире культуры. - 2012. - №3. - С. 33-36.
47. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2018 г. по делу N А56-98120/2017 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2018. - 27 ноября. - URL: https://is.gd/oY7niD(дата обращения: 03.12.2019).
48. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N 45 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // Российская газета : [сайт]. - 2007. - 21 ноября. - URL: https://rg.ru/2007/11/21/sud-dok.html(дата обращения: 15.10.2019).
49. Раппапорт, А. Г. Граффити и High Art / А. Г. Раппапорт // Государственный центр современного искусства : [сайт]. - 2008. - URL: https://clck.ru/Nratm(дата обращения: 09.12.2019).
50. Родионова, А. Е. Открытка как феномен художественной культуры : специальность 09.00.04 «Эстетика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Родионова Анна Евгеньевна ; Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. - Москва, 1995. - 25 с. // Человек и наука : [сайт]. - URL: https://cutt.ly/hyNdBdx(дата обращения: 12.03.2020).
51. Роуз, Д. Визуальность, материальность: образы, объекты и практики / Д. Роуз, Д. П. Толиа-Келли. - Издательство Ashgate, 2012. - С. 37-59. - ISBN 978-1-3155-4793-0.
52. Рыбалкина, А. «Стрит-арт — последний яркий феномен в исто¬
рии искусства»: интервью с художником Владимиром Абихом / Аня Рыбалкина // журнал Stories : [сайт]. - 2019. - 19 декабря. - URL:
https://storiesmg.ru/litca/strit-art-poslednij-jarkij-fenomen-v-istorii-iskusstva(дата обращения: 15.03.2020).
53. Самбур, М. В. Трансформация открытого письма (открыток) в современном социокультурном пространстве / М. В. Самбур // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5. - С. 97-101. - URL: https://cutt.ly/dyNdLC8(дата обращения: 21.02.2020).
54. Самутина, Н. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте
современной городской культуры / Н. Самутина, О. Запорожец, В. Кобыща // Журнальный зал : [сайт]. - 2016.- URL: http://goo.gl/MuO1Sr(дата
обращения: 10.10.2019).
55. Стили граффити // VIVACITY : [сайт]. - 2007. - URL: https:// vivacity.ru/streetart/stili-graffiti/(дата обращения: 27.11.2019).
56. Стрит-арт // Contemporary-artists.ru: Сайт о современных художниках : [сайт]. - 2015. - URL: http://contemporary-artists.ru/street_art.html(дата обращения: 21.01.2020).
57. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Раздел 9 //
КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: https://goo.su/1EXQ(дата обращения: 20.10.2019).
58. Уральский художник Рома Инк «похоронил» очередную статью Конституции РФ // It’s My City : [сайт]. - 2019. - 4 июня. - URL: https://goo.su/1ExW(дата обращения: 05.12.2019).
59. Фоксмаркет : интернет-магазин почтовых открыток и товаров для посткроссинга : [сайт]. - URL: http://foksmarket.ru/(дата обращения: 30.03.2020).
60. Хобсбаум, Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991) / Э. Хобсбаум ; [перевод с английского Е. М. Нарышкина]. - Москва : Издательство Независимая Газета, 2004. - С. 321-330. - ISBN 5-86712-162-3.
61. Целуйко, А. Граффити — на улице или в музее? / А. Целуйко //
Проект «Стена» : [сайт]. - 2008.- URL: http://thewallproject.ru/
dopstuff/graffiti--na-ulice-ili-v-muzee (дата обращения: 12.02.2020).
62. Целуйко, А. Субкультура граффити: проблема самоидентификации автора / А. Целуйко // Проект «Стена» : [сайт]. - 2017. - URL: https://goo.su/1ey7(дата обращения: 19.12.2019).
63. Цигельман, Т. Е. Справочник полиграфистов / Т. Е. Цигельман, А. В. Сидорова, Г. А. Таль. - Москва : Книга, 1971. - С. 233.
64. Цыгина, Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры : специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Цыгина Наталия Алексеевна ; Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. - Москва, 2015. - 31 с. // Человек и наука : [сайт]. - URL: https://goo.su/1exX(дата обращения: 19.11.2019).
65. Шахов, А. Маяковский и «Правда в Лиле» в сквере у Театра драмы / А. Шахов // The Vilage : [сайт]. - 2019. - 15 августа. - URL: https://goo.su/1EXW(дата обращения: 12.03.2020).
66. Эррера, Л. М. Субкультурная молодежь как фактор современного социокультурного облика городов (граффити) / Л. М. Эррера // Российский журнал образования и психологии. - 2011. - №4. - С. 54-61.