Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ «ВЫТЯГИВАЮЩЕЙ» МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №100361

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты управления процессом внедрения лин-
технологий в деятельность образовательных организаций 9
1.1 Современные модели управления образовательной
организацией 9
1.2 LEAN + Training - «вытягивающая» модель обучения 21
1.3 Использование проектного управления при внедрении
инструментов бережливого производства 29
2 Исследование состояния и анализ результативности деятельности
учреждения дополнительного образования 36
2.1 Исследование основных тенденций развития российских
учреждений дополнительного образования 36
2.2 Изучение потребностей в сфере дополнительного образования и
диагностика основных ценностей данного направления 45
2.3 Оценка стратегических позиций и выявление наиболее значимых
факторов для повышения конкурентоспособности МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР 51
3 Разработка и управление проектом организации научно-технической
направленности на основе «вытягивающей» модели обучения 69
3.1 Разработка концепции проекта организации научно-технической
направленности 69
3.2 Разработка плана мероприятий по организации научно-технической направленности в МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР 79
3.3 Управление рисками и оценка эффективности проекта 84
Заключение 99
Список использованных источников 102

Актуальность темы исследования. В ситуации модернизации Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному государству нарастают вызовы к системе образования и социализации человека.
Сегодня образование становится не только инструментом освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социуме, но определяет возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения индивидом самого себя [42, с. 12].
Именно в 21 веке трендом образования становится трансформация жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию человека, где старт воспитания человека начинается с организации мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Такое образование кардинально расширяет возможности обучающихся, предоставляя особую свободу выбора, чтобы каждый ребёнок смог поставить перед собой цели и определить траекторию индивидуального развития. Процесс обучения направлен на обеспечение характерного жизнетворчества обучающихся в контексте благоприятной социализации, и на перспективу в плане их профессионального ориентирования, реализации индивидуальных потребностей и желаний [42, с. 9].
Приоритетной становится такая организация образования, которая способствовала бы развитию умения человека включаться в социальное и экономическое развитие страны.
В связи с вышеизложенным, возникает проблема, в поиске абсолютно новых образовательных моделей, траекторий, методов, подходов, технологий для опережающего развития страны.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ даётся следующее определение понятию дополнительное образование: «Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [4, с. 9].
Вышеизложенное определение говорит о том, что у дополнительного образования в сравнении с остальными видами образования обнаруживаются конкурентные преимущества, такие как:
- свобода выбора направления развития;
- вариативность компонентов, форм и методов организации процесса обучения;
- доступность спектра образовательных услуг и знаний предлагаемых детям;
- гибкость образовательного процесса и приспосабливаемость к образовательным реформам.
На сегодняшний день принят ряд нормативно-правовых документов, конкретизирующий направление политики страны в части реформации дополнительного образования детей.
Новая стратегия развития дополнительного образования детей направлена на преобразование феномена дополнительного образования в фактический системный интегратор доступного вариативного образования, гарантировавшего конкурентоспособность личности, общества и государства в целом. В данное время дополнительному образованию предоставлена роль, как одной из компонентов национальной системы поиска и поддержки талантов, как перспектива для профессиональной ориентации и мотивации подрастающего поколения к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий. [1, с. 2].
«Доступное дополнительное образование для российских детей» - это проект (срок реализации до 2025 год) в рамках которого, планируется во всех без исключения регионах создать инновационные модельные центры дополнительного образования, детские технопарки, которые станут трендом перспективной системы дополнительного образования. Основополагающим элементом перспективной системы станет индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, выстраиванию для него собственной творческой или научной траектории [65, с 4].
Система дополнительного образования должна обеспечить особые условия для возможности развития образования в целом, а также для модернизации содержательного компонента в соответствии с задачами инновационного развития страны. Сегодня оно должно стать новой стартовой базой для технологий и моделей будущего, для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ориентированных на вариативность и свободу выбора, на развитие мотивации к творчеству и познанию, обеспечение личностного самоопределения и саморазвития.
Предоставление качественного и удовлетворяющего требования дополнительного образования поколения будущего страны во многом зависит от эффективности и качества менеджмента образовательной организацией.
Определение эффективной модели управления учреждением дополнительного образования планирует обращение к историческому отечественному и зарубежному опыту, систематизацию современного позитивного опыта в сфере менеджмента в образовательных организациях в России, учёт социальной ситуации в стране, регионе и состояние научно-педагогических исследований по вопросам управления детским и педагогическими коллективами, инфраструктурой учреждения, процессами воспитания и обучения.
Эффективность управленческой деятельности обеспечивается реальными результатами деятельности образовательной организации. Умение проектировать модель управления образовательной организации с учетом корреляций в содержании и технологии процесса обучения будет обеспечивать достижение высокого качества образования.
Цель исследования. Разработка теоретико-методологических подходов и рекомендаций к управлению внедрением «вытягивающей» модели обучения в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования. Достижение цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:
- обобщить основные подходы к управлению учреждениями дополнительного образования и обозначить возможность внедрения в их деятельность «вытягивающей» модели обучения;
- исследовать основные тенденции развития российских учреждений дополнительного образования, определить их потребности и диагностировать основные ценности данного направления;
- разработать методический подход и рекомендации для управления внедрением в деятельность учреждения дополнительного образования «вытягивающей модели обучения».
Предметом исследования является организационно-управленческая деятельность по внедрению в деятельность учреждения дополнительного образования «вытягивающей» модели обучения.
Объектом исследования являются учреждения дополнительного образования.
Научная новизна:
- Представлено авторское определение понятию «вытягивающая» модель обучения». По нашему мнению, имеющееся одно определение не раскрывает всей сущности данного понятия, поэтому мы сформулировали следующее определение понятия «вытягивающая» модель обучения»: - это концепция организации образовательного процесса, ориентированная на создание привлекательной «ценности» путём «вытягивания» требований, пожеланий и интересов обучающихся с учётом наиболее перспективных направлений развития. Концепция включает методы, подходы и инструменты, направленные на создание максимальной «ценности» и устранения всех видов потерь.
- Разработана классификация видов потерь, возникающих в процессе обучения, с использованием бережливых технологий и обозначены методы их устранению. В соответствии с имеющимися видами потерь в «Бережливом производстве» нами были идентифицированы потери, которые могут возникнуть в образовательном процессе: излишнее производство, брак (дефекты), излишняя обработка, простои (ожидание), потеря творческого потенциала. В классификации раскрыта сущность каждого из видов потерь в процессе обучения, а также представлены методы по их устранению.
Практическая значимость: разработан проект по внедрению технической направленности на основе «вытягивающей» модели обучения в МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР.
Методология исследования. В качестве методологического инструментария в данной работе были использованы: анализ, логико-структурный анализ, синтез, системный подход, индукция, дедукция, аналогия, инструменты проектного управления (календарное планирование, методы оценки рисков, методы снижения рисков, метод структурной декомпозиция и т.д.), инструменты «Бережливого производства» («вытягивающая» модель).
Степень научной разработанности темы.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме менеджмента в образовании рассматривается в трудах отечественных ученых таких как Конаржевского Ю.А., Краевского В.В., Кричевского В.Ю., Лазарева Б.С, Орлова Л.Л., Поташника М.М., Сластенина В.А., Третьякова П.И., Шамовой Т.И., Беспалько В.П., Загузова Н.И., Лазареав В.С., Скаткина М.Н. и другие.
Методология системного и ситуационного подходов управления и проектирование управленческих моделей в сфере образования раскрывается такими учеными как Илышева М.А., Березина Т.И., Конаржевский Ю.А., Кричевский В.Ю., Лазарев В.С., Поташник М.М., Симонов В.П., Сластенин В.А., Третьяков П.И. и другие
Большое значение в формировании научно-методического аппарата работы приобрели исследования зарубежных и отечественных авторов по общей теории управления социальными организациями Тейлора Ф.У.; Лазарева В.С., Моисеева А.М., Шамовой Т.И., Поташника М.М., Шамовой Т.Н., Разбивной Г.А., Степанова С.Ю.
Основные методы и идеи «бережливого» производства принадлежат: Генри Форду, Тайити Ону, Сигео Сингу, Вумеук Джеймсу, Джонсу Даниелу, Русу Дэниелу, Г олоктееву К, Майклу Вейдеру.
Эмпирическая база. Материалы внутренней отчетности МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР, преддипломной практики, статистические данные, законодательные акты, учебные пособия и монографии, научные публикации, интернет-ресурсы, эмпирические данные собственного авторского исследования.
Структура диссертации. Логика работы обусловлена поставленной целью и задачами магистерской диссертации. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из включающего 60 наименования, 102 страницы, 7 рисунков, 16 таблиц. В первой главе систематизированы современные модели управления образовательной организацией и определено понятие «вытягивающая» модель обучения». Во второй главе проведено исследование состояния и анализ результативности деятельности учреждения дополнительного образования. Исследованы основные тенденции развития российских учреждений дополнительного образования. Проведен анализ потребностей в сфере дополнительного образования и осуществлена диагностика основных ценностей данного направления. В третьей главе разработана концепция проекта на основе «вытягивающей» модели обучения и классификации видов потерь, возникающих в процессе обучения, по организации научно-технической направленности. Разработан план мероприятий по реализации проекта в МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР. Определены риски проекта, мероприятия по их снижению и дана оценка эффективности проекта с позиций ключевых участников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сфера дополнительного образования должна создать особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.
Обеспечение качественного и полноценного дополнительного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существуют определенные проблемы, вместе с тем, не все модели управления могут быть в полной мере применены к управлению образованием. Следовательно, необходим поиск новых моделей и подходов к управлению образовательными организациями.
Мы полагаем, что одним из таких концептов могут стать лин-технологии в целом и вытягивающая модель обучения в частности. Переход на принципы бережливого образования способствует, на наш взгляд, более быстрому и эффективному выполнению новых образовательных требований, предъявляемых государством и обществом к образовательным учреждениям.
Нами было сформулировано определение понятия «вытягивающая» модель обучения». При внедрении «вытягивающей» модели обучения необходимо учитывать виды потерь, которые могут возникнуть в образовательном процессе.
В соответствии с базовыми инструментами бережливого производства нами была создана классификация видов потерь, возникающих в процессе обучения, и предложены методы по их устранению.
В практической части нашего исследования нами разработана концепция проекта на основе «вытягивающей» модели обучения, а также план мероприятий по реализации проекта в МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР, определены риски проекта, мероприятия по их снижению и дана оценка эффективности проекта с позиций ключевых участников.
Проект не связан с получением прибыли, так как носит социальный характер, поэтому он не имеет экономической эффективности, нами были посчитаны только предполагаемые затраты на реализацию проекта.
Проект осуществляется в рамках текущей деятельности учреждения, поэтому он не учитывает постоянные издержки (амортизационные отчисления, земельный налог, оплату электроэнергии, оплату управленческого и административного персонала и т.д.).
В качестве результатов реализации проекта нами рассмотрены полученные социальные эффекты для ключевых участников проекта: обучающихся (их родителей), учреждения дополнительного образования и государства.
Таким образом, цель диссертационного исследования реализована, а задачи выполнены.



1. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2025 года» № 162-Д от
30.03.2018 г.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации№ 996-р от 29 мая 2015 г.
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.
4. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности организации. - М.: ИРИСЭН, Социум, 2009. - 234 с.
8. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей. - М.: Оренбург, 1999. - 223 с.
9. Винокур М.Е. Организация производства и менеджмент. Учебно-методический комплекс. - М.: Проспект, 2020. - 168 с.
10. Вумек Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 472 с.
11. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 125 с.
12. Гайнутдинова Р.М. Теоретические и практические аспекты управления образовательной организацией в современных условиях. Учебное пособие по проектированию и управлению школой. - Ярославль : Филигрань, 2017. - 296 с.
13. Голоктеев К.И. Управление производством: инструменты, которые работают. - СПб.: СП6АППО, 2008. - 104 с.
14. Грибов В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. - 224 с.
15. Гронтковская Н.В. Перспективные направления в развитии образования на этапе «дополнительное образование — начальная школа» - М.: Образование и воспитание, 2019. - №1. - С. 40-41.
16. Дашкова И.А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. - М.: Юрайт, 2020. - 276 с.
17. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство + шесть сигм. Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. - М.: «Альпина Паблишер», 2007. - 58 с.
18. Жуков П.Е., Лукасевич И.Я. Международный финансовый менеджмент. Учебник. - М.: КноРус, 2020. - 210 с.
19. Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 267 с.
20. Заренков В.А. «Управление проектами». - М.: «Издательство АСВ»,
2009. - 308 с.
21. Зверева В.И. Как оценить успешность в управления. - М.: Завуч, 2013.
- №5. - С. 17-25.
22. Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным. - М.: Педагогический поиск, 2014. - 158 с.
23. Илышева М. А. Использование методологии проектного управления при внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс / М. А. Илышева // Новые образовательные технологии в вузе: Шестая международная научно-методическая конференция, 2-5 февраля 2009 года: сборник тезисов докладов: Часть 2. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2009. - С. 161-163.
24. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М.: Издательский дом Паганель, 2015. - 79 с.
25. Клиффорд Грей, Эрик Ларсон Управление проектами - М.: Дело и Сервис, 2010. - 526 с.
26. Клыков М. С., Спиридонов Э. С., Рукин М. Д., Менеджмент. - М.: Ленанд, 2017. - 312 с.
27. Коберник О.А. Мониторинг как способ управления качеством обучения
- М.: Народное образование, 2012. - №9. - 142 с.
28. Коджешау М.А. Внедрение СМК в образовательных учреждениях РФ
- принципы построения. - URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY 12/smk-vuz.htm (дата обращения: 27.11.2019).
29. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. - 96 с.
30. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. - М.: Юрайт, 2019. - 198 с.
31. Коротков Э.М. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент // Коротков Э.М., Приходько В.И., Иванова Т.Ю : Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 332 с.
32. Кузьминов Я.И. Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. - М.: Народное образование, 2017. - №3. - С.5-13.
33. Кульневич В.Н. Критерии оценки управления качеством процесса образования. Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве. Доклад на областной августовской конференции
- М.: Ростов н/Д, 2001. - 23 с.
34. Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 156 с.
35. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Учебное пособие для самоанализа управленческих проблем - Спб.: СП6АППО, 2016. - 96 с.
36. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль - М.: Педагогический поиск, 2002. - 160 с.
37. Мерзликин А. Ю. Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией. Молодой ученый. - URL : https://moluch.ru/archive/116/31433(дата обращения: 16.07.2020).
38. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Изумруд, 2015. - 298 с.
39. Официальный сайт МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР. - 1Ж1. : https://cvr-baikalovo.edusite.ru/(дата обращения: 11.08.2020).
40. Пинто Д.К. Управление проектами - М.: Изумруд, 2010. - 463 с.
41. Полковников М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА. - М.: Эксмо, 2015. - 518 с.
42. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 448 с.
43. Рассел Арчибальд «Управление высокотехнологичными программами и проектами». - М.: ДМК Пресс, 2004. - 463 с.
44. Разу М.Л. Управление проектом: Учебник. - М.: КНОРУС, 2015. - 760 с.
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М.:
Народное образование, 2000. - 255 с.
46. Скрипка Л.П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и инновации - М.: Эксмо, 2015. - № 10. - 189 с.
47. Стомма М.В. Бережливое обучение. Справочник по управлению персоналом. - М.: КНОРУС, 2018. - № 10. - 209 с.
48. Сысоева Е.Ф., Барабанов А.И. Финансовый менеджмент : Учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. - 498 с.
49. Тайити Оно. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. - М.: Издательство ИКСИ, 2012. - 345 с.
50. Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО - М: Бакалавр, 2001 - С. 4-8.
51. Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения. - М.: Реформы и право, 2011. - 247 с.
52. Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". - М.: Реформы и право, 2015. - 231 с.
53. Филатова М.Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: автореферат дисс. на соиск. ст. канд. пед. наук [место защиты: Моск. педаг. гос. ун-т.] - М., 2013. - 24 с.
54. Хентонен А.Г. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России // Хентонен А.Г., Бельская К.В. - М.: Молодой ученый, 2016. - № 23 (127). - С. 527-529.
55. Хоббс Д. Внедрение бережливого производства: практическое руководство по оптимизации бизнеса. - Минск : Гревцов Паблишер, 2007. - 146 с.
56. Царенко А.С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. - М.: Издательство ИКСИ, 2014. - № 45. - С. 74-109.
57. Ципес Г.Л., Товб А.С. Управление проектами. - М.: Олимп-Бизнес,
2010. - 240 с.
58. Шапиро В.Д. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2015. - 655 с.
59. Ясухиро Монден. Система менеджмента Тойоты / пер. с англ. - М.: Издательство ИКСИ, 2015. - 216 с.
60. Якимова О.Ю. Социология управления: учебное пособие. - М.: Академия Естествознания, 2015. - 569 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ