ФОРМИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
Введение 3
1 Основные подходы к формированию репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора развития организации 9
1.1 Подходы к понятию «репутация дошкольного образовательного
учреждения» 9
1.2 Управление репутацией дошкольного образовательного учреждения 25
1.3 Конкурентоспособность дошкольного учреждения как фактор развития
организации в современных условиях 31
2 Анализ методов формирования репутации дошкольных образовательных
учреждений 37
2.1 Методы диагностики репутации дошкольного образовательного учреждения 37
2.2 Анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды учреждения 43
2.3 Оценка текущей репутации дошкольного учреждения 50
3 Разработка проекта и рекомендаций по дальнейшему формированию репутации и укреплению конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения 55
3.1 Проект по повышению репутации дошкольного образовательного
учреждения как фактора повышения конкурентоспособности 55
3.2 Рекомендации по внедрению мероприятий формирования репутации 63
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение А 79
Приложение Б 82
Приложение В
1 Основные подходы к формированию репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора развития организации 9
1.1 Подходы к понятию «репутация дошкольного образовательного
учреждения» 9
1.2 Управление репутацией дошкольного образовательного учреждения 25
1.3 Конкурентоспособность дошкольного учреждения как фактор развития
организации в современных условиях 31
2 Анализ методов формирования репутации дошкольных образовательных
учреждений 37
2.1 Методы диагностики репутации дошкольного образовательного учреждения 37
2.2 Анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды учреждения 43
2.3 Оценка текущей репутации дошкольного учреждения 50
3 Разработка проекта и рекомендаций по дальнейшему формированию репутации и укреплению конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения 55
3.1 Проект по повышению репутации дошкольного образовательного
учреждения как фактора повышения конкурентоспособности 55
3.2 Рекомендации по внедрению мероприятий формирования репутации 63
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение А 79
Приложение Б 82
Приложение В
В настоящее время, в условиях реформирования системы образования Российской Федерации и формирования его целостной концепции развития наблюдается потребность приведения дошкольного образования в соответствие с новым социальным, политическим и экономическим статусом социально-экономического устройства нашей страны. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года задачи, связанные с обеспечением инновационного характера образования, модернизацией институтов образования как инструментов социального развития, созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, формированием механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей являются приоритетными. Решение поставленных задач станет невозможным без разработки методологии управления дошкольной образовательной организацией, основанной на управлении её конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Проблематика конкуренции в системе дошкольного образования тесно связана с вопросами рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления дошкольными образовательными организациями.
Рассматривая систему дошкольного образования, важно отметить, что любое дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), оказывая комплекс образовательных услуг, выступает субъектом рыночных отношений, даже в том случае, если организация не оказывает услуги, стоимость которых возмещает заказчик (законный представитель) или потребитель. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом или бюджетами субъектов Российской Федерации образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества воспитанников, что свидетельствует о включенности в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг. Формирование конкурентных отношений в образовательной сфере определяет необходимость поиска дошкольными общеобразовательными организациями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. Кроме этого, следует отметить, что повышение социального статуса дошкольного образования, является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Согласно данному стандарту создание образовательной среды должно обеспечивать открытость дошкольного образования. В данных обстоятельствах формирование положительной репутации детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между: стремлением дошкольной образовательной организации к повышению ее конкурентоспособности и недостаточностью разработанных управленческих и педагогических условий, способствующих этому; между возрастающим вниманием общества к повышению конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций и их неготовностью адаптироваться к условиям конкурентной среды международного и российского рынка образовательных услуг.
Цель диссертационного исследования: научное обоснование теоретических положений и разработка проекта по управлению репутацией дошкольного учреждения для повышения его конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольной образовательной организации ДОУ;
- проанализировать методы диагностики формирования репутации, конкурентоспособность внешней и внутренней среды и оценить текущую репутацию ДОУ;
- разработать проект и рекомендации по формированию репутации ДОУ в целях повышения его конкурентоспособности.
Объект исследования - дошкольные общеобразовательные учреждения.
Предметом исследования являются методы и технологии формирования репутации, обеспечивающей конкурентоспособность дошкольных образовательных учреждений.
В качестве гипотезы исследования были сформулированы следующие предположения:
- конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный фактор организационного развития;
- введение элементов репутационного менеджмента позволяет
повысить эффективность дошкольного учреждения;
- работа с репутационными технологиями позволяет увеличить прибыль дошкольного учреждения.
Степень научной разработанности. Теоретическая база исследования - вопросы деловой репутации проанализированы и раскрыты в работах Г.Л. Багиева, В.Л. Белоусовой, И. Березина, Е.П. Голубкова, Е.А. Ершова, А.П. Иванова, М.А. Федотова и др. Исследование репутации ДОО проведено в работах А.Ю. Панасюк, А.А. Калюжного, Г. Моргана, Е.Б. Перелыгиной, Г.Г. Почепцова, проблемы формирования репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора повышения конкурентоспособности проанализированы в работах И.Р. Лазаренко, Н.Н. Ибрагимовой, Т.Н. Пискунова, Е.И. Зуевой, Т.Н. Щербаковой и др.
Конкурентоспособность образовательных учреждений рассматривают Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.Г. Поршнев, Г.Я. Киперман, Н.И. Перцовский и др. Связь между конкурентоспособностью и управлением репутацией рассматривается Р.А. Фатхутдиновым, И.В. Корнеевой, П.С. Завьяловым, Д.Л. Муйсаковым и др. Роль управления репутацией в формировании эффективной деятельности организации рассматривается И.И. Савченко, Е.В. Белоусовой, С.В. Шикановым, Е.И. Варченко, Е.К. Федотушкиной и др. Рыночные инструменты в управленческой деятельности образовательными организациями рассматриваются в работах И.Ю. Жданкиной, И.А. Дониной, А.Н. Панкрухина, У.Г. Петровой, Р.А. Фатхутдинова и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования репутации дошкольного образовательного учреждения, многие аспекты остаются слабо изученными, в частности, нерешёнными остаются вопросы практической разработки комплекса мер, обеспечивающих формирование репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора повышения конкурентоспособности.
Научная новизна:
- репутация как фактор формирования конкурентоспособности дошкольных образовательных учреждений недостаточно изучена на сегодняшний момент;
- разработка мероприятий и практических рекомендаций по формированию репутации дошкольного образовательного учреждения в целях повышения конкурентоспособности, реализуются впервые для МАДОУ «Детский сад №1» Камышловского городского округа.
Эмпирическая база исследования - включает в себя данные собственных эмпирических исследований: анкетирование, глубинное интервью с руководителем ДОУ, опрос родителей МАДОУ «Детский сад №1», материалы открытых информационных ресурсов по деятельности МАДОУ «Детский сад №1», материалы данных Министерства Просвещения Российской Федерации, контент-анализ литературы по тематике исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть интересны администрациям дошкольных образовательных организаций, в частности, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно эстетического развития воспитанников № 1» Камышловского городского округа.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация выполнена на 91 странице, включает 10 таблиц, 3 рисунка, 3 приложения. Во введении обосновывается актуальность темы магистерской работы, ставится проблема исследования, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет, анализируются теоретические и эмпирические источники работы.
В первой главе рассматриваются основные подходы к понятию «репутация дошкольного образовательного учреждения», управление репутацией и конкурентоспособность ДОУ как фактор развития организации в современных условиях. Во второй главе анализируются методы диагностики репутации дошкольного образовательного учреждения, конкурентоспособность внешней и внутренней среды ДОУ, оценивается текущая репутация учреждения МАДОУ «Детский сад № 1». В третьей главе разработаны мероприятия и рекомендации по управлению репутацией МАДОУ «Детский сад № 1» в целях повышения конкурентоспособности учреждения. В заключении исследования формулируются основные выводы, перечислены результаты, подведены итоги данного магистерского исследования.
Рассматривая систему дошкольного образования, важно отметить, что любое дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), оказывая комплекс образовательных услуг, выступает субъектом рыночных отношений, даже в том случае, если организация не оказывает услуги, стоимость которых возмещает заказчик (законный представитель) или потребитель. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом или бюджетами субъектов Российской Федерации образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества воспитанников, что свидетельствует о включенности в конкурентную борьбу за потребителей образовательных услуг. Формирование конкурентных отношений в образовательной сфере определяет необходимость поиска дошкольными общеобразовательными организациями источников собственных конкурентных преимуществ, из которых формируется их конкурентоспособность. Кроме этого, следует отметить, что повышение социального статуса дошкольного образования, является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Согласно данному стандарту создание образовательной среды должно обеспечивать открытость дошкольного образования. В данных обстоятельствах формирование положительной репутации детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок и анализ современного этапа развития системы образования позволяет выявить ряд противоречий между: стремлением дошкольной образовательной организации к повышению ее конкурентоспособности и недостаточностью разработанных управленческих и педагогических условий, способствующих этому; между возрастающим вниманием общества к повышению конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций и их неготовностью адаптироваться к условиям конкурентной среды международного и российского рынка образовательных услуг.
Цель диссертационного исследования: научное обоснование теоретических положений и разработка проекта по управлению репутацией дошкольного учреждения для повышения его конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольной образовательной организации ДОУ;
- проанализировать методы диагностики формирования репутации, конкурентоспособность внешней и внутренней среды и оценить текущую репутацию ДОУ;
- разработать проект и рекомендации по формированию репутации ДОУ в целях повышения его конкурентоспособности.
Объект исследования - дошкольные общеобразовательные учреждения.
Предметом исследования являются методы и технологии формирования репутации, обеспечивающей конкурентоспособность дошкольных образовательных учреждений.
В качестве гипотезы исследования были сформулированы следующие предположения:
- конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный фактор организационного развития;
- введение элементов репутационного менеджмента позволяет
повысить эффективность дошкольного учреждения;
- работа с репутационными технологиями позволяет увеличить прибыль дошкольного учреждения.
Степень научной разработанности. Теоретическая база исследования - вопросы деловой репутации проанализированы и раскрыты в работах Г.Л. Багиева, В.Л. Белоусовой, И. Березина, Е.П. Голубкова, Е.А. Ершова, А.П. Иванова, М.А. Федотова и др. Исследование репутации ДОО проведено в работах А.Ю. Панасюк, А.А. Калюжного, Г. Моргана, Е.Б. Перелыгиной, Г.Г. Почепцова, проблемы формирования репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора повышения конкурентоспособности проанализированы в работах И.Р. Лазаренко, Н.Н. Ибрагимовой, Т.Н. Пискунова, Е.И. Зуевой, Т.Н. Щербаковой и др.
Конкурентоспособность образовательных учреждений рассматривают Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.Г. Поршнев, Г.Я. Киперман, Н.И. Перцовский и др. Связь между конкурентоспособностью и управлением репутацией рассматривается Р.А. Фатхутдиновым, И.В. Корнеевой, П.С. Завьяловым, Д.Л. Муйсаковым и др. Роль управления репутацией в формировании эффективной деятельности организации рассматривается И.И. Савченко, Е.В. Белоусовой, С.В. Шикановым, Е.И. Варченко, Е.К. Федотушкиной и др. Рыночные инструменты в управленческой деятельности образовательными организациями рассматриваются в работах И.Ю. Жданкиной, И.А. Дониной, А.Н. Панкрухина, У.Г. Петровой, Р.А. Фатхутдинова и др.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования репутации дошкольного образовательного учреждения, многие аспекты остаются слабо изученными, в частности, нерешёнными остаются вопросы практической разработки комплекса мер, обеспечивающих формирование репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора повышения конкурентоспособности.
Научная новизна:
- репутация как фактор формирования конкурентоспособности дошкольных образовательных учреждений недостаточно изучена на сегодняшний момент;
- разработка мероприятий и практических рекомендаций по формированию репутации дошкольного образовательного учреждения в целях повышения конкурентоспособности, реализуются впервые для МАДОУ «Детский сад №1» Камышловского городского округа.
Эмпирическая база исследования - включает в себя данные собственных эмпирических исследований: анкетирование, глубинное интервью с руководителем ДОУ, опрос родителей МАДОУ «Детский сад №1», материалы открытых информационных ресурсов по деятельности МАДОУ «Детский сад №1», материалы данных Министерства Просвещения Российской Федерации, контент-анализ литературы по тематике исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть интересны администрациям дошкольных образовательных организаций, в частности, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно эстетического развития воспитанников № 1» Камышловского городского округа.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация выполнена на 91 странице, включает 10 таблиц, 3 рисунка, 3 приложения. Во введении обосновывается актуальность темы магистерской работы, ставится проблема исследования, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет, анализируются теоретические и эмпирические источники работы.
В первой главе рассматриваются основные подходы к понятию «репутация дошкольного образовательного учреждения», управление репутацией и конкурентоспособность ДОУ как фактор развития организации в современных условиях. Во второй главе анализируются методы диагностики репутации дошкольного образовательного учреждения, конкурентоспособность внешней и внутренней среды ДОУ, оценивается текущая репутация учреждения МАДОУ «Детский сад № 1». В третьей главе разработаны мероприятия и рекомендации по управлению репутацией МАДОУ «Детский сад № 1» в целях повышения конкурентоспособности учреждения. В заключении исследования формулируются основные выводы, перечислены результаты, подведены итоги данного магистерского исследования.
Сформулируем основные выводы магистерской диссертации. Цель и поставленные задачи исследования были выполнены.
Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и позволяет сделать следующие выводы.
Уточнено понятие репутация, репутация современного ДОУ - это его «лицо», «привлекательный образ», своеобразие, характерные положительные признаки, которые лучше освещают содержание разноплановой деятельности. Репутация дошкольного учебного заведения зависит от многих факторов. Условно их подразделяют на внешние (влияние на репутацию извне) и внутренние (формирование репутации внутри организации, коллектива). Формирование репутации учебного учреждения - это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания репутации является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
В работе были рассмотрены методы диагностики репутации дошкольного образовательного учреждения, проведен анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды учреждения, анализ состояния текущей репутации ДОУ, проведен З^ЮТ-анализ сильных и слабых сторон МАДОУ «Детский сад № 1». Проведенный анализ показал, что в целом МАДОУ «Детский сад № 1» достаточно конкурентоспособен, методом анкетирования мы выяснили отношение родителей и работников дошкольного учреждения, сделали выводы относительно сплоченности коллектива, готовности работников поддержать идеи руководителя, умение работников найти взаимопонимание с родителями. Проанализировав слабые и сильные стороны имеющейся репутации, мы пришли к выводу, что репутация МАДОУ «Детский сад № 1» приближается к положительной, поэтому решили работать над ее формированием и усовершенствованием и разработали коррективы в стратегию формирования положительной репутации дошкольного учреждения.
С целью повышения репутации МАДОУ «Детский сад № 1» как фактора повышения конкурентоспособности нами был разработан проект. Целью проекта является поиск эффективных путей формирования положительной репутации заведения дошкольного образования в современных условиях, которые будут удовлетворять не только нужды потребителей образовательных услуг, но и решать государственные задачи по модернизации образования, формированию интеллектуального образовательного пространства, равного доступа к качественному образованию, обеспечение устойчивого положения МАДОУ «Детский сад № 1» на рынке образовательных услуг. К основным мероприятиям проекта по повышению репутации ДОУ были отнесены интерактивные семинары с элементами тренинга, консультации с элементами коучинга, проведение педагогических советов, создание методических коллажей, проведение родительских собраний, конкурсов.
В перспективах нашего исследования дальнейшая апробация мероприятий проекта с целью формирования репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.
Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и позволяет сделать следующие выводы.
Уточнено понятие репутация, репутация современного ДОУ - это его «лицо», «привлекательный образ», своеобразие, характерные положительные признаки, которые лучше освещают содержание разноплановой деятельности. Репутация дошкольного учебного заведения зависит от многих факторов. Условно их подразделяют на внешние (влияние на репутацию извне) и внутренние (формирование репутации внутри организации, коллектива). Формирование репутации учебного учреждения - это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания репутации является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
В работе были рассмотрены методы диагностики репутации дошкольного образовательного учреждения, проведен анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды учреждения, анализ состояния текущей репутации ДОУ, проведен З^ЮТ-анализ сильных и слабых сторон МАДОУ «Детский сад № 1». Проведенный анализ показал, что в целом МАДОУ «Детский сад № 1» достаточно конкурентоспособен, методом анкетирования мы выяснили отношение родителей и работников дошкольного учреждения, сделали выводы относительно сплоченности коллектива, готовности работников поддержать идеи руководителя, умение работников найти взаимопонимание с родителями. Проанализировав слабые и сильные стороны имеющейся репутации, мы пришли к выводу, что репутация МАДОУ «Детский сад № 1» приближается к положительной, поэтому решили работать над ее формированием и усовершенствованием и разработали коррективы в стратегию формирования положительной репутации дошкольного учреждения.
С целью повышения репутации МАДОУ «Детский сад № 1» как фактора повышения конкурентоспособности нами был разработан проект. Целью проекта является поиск эффективных путей формирования положительной репутации заведения дошкольного образования в современных условиях, которые будут удовлетворять не только нужды потребителей образовательных услуг, но и решать государственные задачи по модернизации образования, формированию интеллектуального образовательного пространства, равного доступа к качественному образованию, обеспечение устойчивого положения МАДОУ «Детский сад № 1» на рынке образовательных услуг. К основным мероприятиям проекта по повышению репутации ДОУ были отнесены интерактивные семинары с элементами тренинга, консультации с элементами коучинга, проведение педагогических советов, создание методических коллажей, проведение родительских собраний, конкурсов.
В перспективах нашего исследования дальнейшая апробация мероприятий проекта с целью формирования репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИМИДЖА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - БРЕНДЫ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ №4» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование имиджа образовательной организации (на примере Факультета среднего профессионального образования Елабужского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование имиджа руководителя ДОУ в современных
условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Имидж университета как фактор выбора абитуриентами высшего учебного заведения
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024



