ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ НАБОРА И ОТБОРА
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Характеристика деятельности АО НПК УВЗ (литейный цех № 552).. 7
1.2. Анализ системы управления персоналом в области управления
набора и отбора персонала организации в рамках АО НПК УВЗ (цех № 552) 12
1.3. Анализ системы набора и отбора персонала организации 32
Вывод по главе 1 47
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НАБОРА И
ОТБОРА ПЕРСОНАЛА 48
2.1. Содержание управленческих мероприятий 48
2.2. Нормативно - правовое обеспечение внедрения и реализации
управленческих мероприятий в сфере набора и отбора персонала 58
2.3. Обоснование социально-экономической эффективности
предложенных мероприятий 60
Вывод по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность темы исследования заключается в том, что в рамках развития рыночных отношений на современном этапе отбор персонала является предопределяющим фактором в развитии организации. Выявление конкурентоспособных работников, прежде всего, задача первоначального этапа работы с персоналом, именно таким составом определяется конкурентоспособность юридического лица. Этим же определяется и успех фирмы.
Соответственно для формирования кадрового состава играет важную роль качественный отбор на службу. Реформирование институтов государства и общества влечет за собой проблемы. В качестве таковой выступает и формирование соответствующего кадрового состава. И здесь актуальной является разработка новой кадровой политики и соответственно новых подходов к отбору и приему персонала.
Управление персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей организацией и сотрудников структур, занимающихся организацией управления персоналом, включающих основные компоненты кадровой политики, способы, основы и технологии управления персоналом. Актуальный этап в ходе управления персоналом - прием на работу, который имеет в своем составе, сначала такие процессы, как набор и отбор кадров.
В рамках процедуры набора персонала рассматривается комплекс мер по созданию резервного фонда кандидатов в рамках источников обоих видов (внешних, внутренних) на вакантные места, т.е. происходит гармонизация потребностей предприятия и предложений работников - кандидатов [8].Под отбором персонала подразумевается совокупность процедур, мероприятий соответствующих лиц и структур функциональной обязанностью которых является предопределение из группы кандидатов определенных работников соответствующих установленным требованиям [8]. На сегодняшний день остро стоит вопрос, связанный с обеспечением эффективности привлечения и отбора кадров в рамках деятельности предприятий различных организационно - правовых форм и принадлежности. Действующая система конкурсного отбора требует совершенствования, используемые методы отбора нуждаются в дополнении и развитии.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, определением основных направлений совершенствования как в целом, так и в рамках конкретного предприятия.
Проблема исследования заключается в пересмотре существующей традиционной системы набора и отбора персонала и разработке новой системы набора и отбора персонала с целью формирования конкурентоспособного коллектива.
Основными противоречиями в системе набора и отбора персонала на рассматриваемом предприятии являются следующие: между состоянием развития рыночных отношений в стране, состоянием развития оборонного производства и имеющимся научно-методическим уровнем разработки системы набора и отбора персонала - с другой.
Объект исследования - процесс набора и отбора персонала.
Предмет исследования - деятельность руководителя по совершенствованию системы набора и отбора персонала в производственном подразделении.
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию системы набора и отбора персонала цеха 552 на АО НПК «Уралвагонзавод». В соответствии с поставленными целями можно выделить следующие задачи:
1. Дать характеристику деятельности АО НПК УВЗ и литейного цеха № 552.
2. Провести анализ системы управления персоналом в области управления набора и отбора персонала организации в рамках АО НПК УВЗ (цех № 552).
3. Провести теоретический анализ системы набора и отбора персонала организации.
4. Разработать содержание управленческих мероприятий.
5. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение внедрения и реализации управленческих мероприятий в сфере набора и отбора персонала.
6. Обосновать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых: Е.А. Климов, М.Л. Басов, С.Г. Геллерштейн, Ф.Р. Дунаевский, К.Х. Кекчеев, А. Гастев,
Д.М. Гвишиани, С.М. Мельников, С.И. Энштейн, А.Р. Лурия,
И.П. Шпильрейн, Е.С. Браиловский, Г.И. Левигурович, В.М. Новиков, П.М. Рубинштейн; Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс, В. Штерн, Ф. Тейлор и др. Все авторы рассматривают те или иные аспекты процесса отбора персонала. Проблема отбора имеет достаточно проработанные теоретические основы и практические результаты, благодаря исследованиям В.А. Бодрова, Г.М. Зараковского, Б.Ф. Ломова, В.Л. Марищука, А.Г. Маклакова, В.Н. Машкова, Г.С. Никифорова, В.А. Пономаренко, К.К. Платонова, В.А. Пухова, В.Ю. Рыбникова, В.П. Третьякова и в многих др.
Методы исследования. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с применением системного, процессного подходов, функционально-целевого и абстрактно-логического методов, анкетирование.
При выполнении работы проанализирована законодательная и нормативно-методическая база набора и отбора персонала, обобщены результаты научных исследований, материалы периодической печати, научно¬практических исследований, рекомендаций по проблемам, материалы семинаров и конференций, статистическая информация.
Практическая значимость. Система поиска и подбора персонала обеспечит своевременное заполнение возникающих вакансий. Совершенствование системы набора и отбора персонала в организации АО НПК «Уралвагонзавод» позволит увеличить прием квалифицированных работников, что положительно отразится на текучести кадров, в сторону её уменьшения. Повысится удовлетворенность трудом, в результате чего улучшится качественный показатель принятых специалистов. Полученные результаты можно использовать на практике, на конкретно действующем предприятии (точнее его структурном подразделении) с целью улучшения эффективности системы набора и отбора и персонала.
В настоящее время в условиях постоянного роста потребностей населения, в производственной сфере торговля занимает наиболее ключевое положение в ведении хозяйственной деятельности организации. Для каждого HR-менеджера особенно значимым является отбор таких сотрудников, которые впоследствии будут способствовать повышению эффективности работы и финансовой устойчивости предприятия, поэтому в рамках данной выпускной квалификационной работы сфера торговли рассматривается не в спектре товаров и услуг, а с позиции персонала, так как осуществление ими локализованных операций является самым проблематичным звеном.
В России возможности реализовать и удовлетворить потребности населения, зачастую, бывает сложно, так как многие работодатели сталкиваются с такой проблемой, как дефицит сотрудников, обладающих необходимой квалификацией, личностными особенностями и профессиональными навыками. В связи с этим среди торговых кадров выделяются такие негативные аспекты, как снижение культурного, образовательного и профессионального уровня, а так же выделяется низкая самомотивация. Увольнения сотрудников отдела продаж по причине их неспособности освоить работу на новом предприятии или влиться в коллектив, приводят к потере человеческого капитала и дополнительным материальным затратам на подбор и отбор другого сотрудника.
Таким образом, для стабилизации экономической и кадровой деятельности, необходимо повышать эффективность HR-менеджмента, а в частности системы подбора и отбора персонала. Сложность может обстоять в формировании технологий привлечения и оценки кандидатов нового поколения, но это необходимо, так как сегодня оно рассматривается как творческий и стратегический потенциал предприятия.
Проведя анализ управления персоналом, и оценив работу кадровой службы можно сделать вывод, что в работе службы управления персоналом 69
есть недостатки: набора и отбора персонала; функции отдела кадров в данном подразделении ограничены; на предприятии существует текучесть кадров. Вследствие неупорядоченности и малой эффективности системы набора и отбора кадров на АО НПК УВЗ, снижается качество найма персонала, на предприятии наблюдается высокий уровень текучести кадров, высокий уровень затрат на набор и отбор персонала.
Анализ результатов анкет уволившихся сотрудников показал, что причиной увольнения являются, прежде всего, недостаточная квалификация сотрудников, которая приводит к повышенному травматизму в процессе работы, а это в свою очередь приводит к повышенной текучести кадров.
Недоработанная система оценки профессионального уровня и личностных качеств кандидатов и его соответствия принятому стилю взаимодействий в подразделениях и предприятии в целом. Используемые в процессе отбора кандидатов различного рода тесты признаются невалидными. Происходит не всегда корректная оценка личных качеств кандидата, некоторое число работников не уживаются с коллективом.
Стихийный подбор - фактический отсев сотрудников уже в процессе работы. Вследствие стихийного подбора к работе допускается не всегда квалифицированный персонал, который не задерживается надолго в Цехе. Методы подбора и расстановки персонала, такие как внутренний подбор и сверхурочная работа сказывается на сотрудниках не в лучшую сторону. Со временем ценные кадры увольняются в том числе и по той причине, что с их помощью экономили на найме дополнительных сотрудников, не беря во внимание моральные затраты на выполнение такой работы.
На АО НПК УВЗ придерживаются при отборе и наборе персонала стратегии, направленной на найм низкооплачиваемых работников, из - за чего привлекают в организацию только малоопытных кандидатов. Что приводит к низкому качеству найма персонала, дополнительным затратам на профобучение с риском потерять работника, повысившего свою квалификацию, в связи с его уходом к предпринимателю, предлагающему ему более высокую заработную плату и высокому уровню текучести кадров.
Таким образом, система набора и отбора персонала в отделе 38 построена без учета экономической эффективности. Прежде всего, предприятию следует проводить более тщательный отбор кандидатов на вакантные должности.
Целью данного исследования является разработка мероприятий по совершенствованию процесса отбора персонала в АО НПК УВЗ и оценка их социально-экономической эффективности для решения таких задач как: отсутствие четких, научно обоснованных критериев к должности ведущего инспектора отдела трудоустройства или менеджера по персоналу.
Для решения данной проблемы будет разработана профессиограмма ведущего инспектора отдела трудоустройства, а также будет создана его должностная инструкция. Данное мероприятие позволит облегчить выбор критериев к рассматриваемой должности, и поможет понять какими именно качествами должен обладать данный работник; отсутствие методики, позволяющей выявить необходимые профессиональные качества кандидата.
Для решения данной проблемы будет создано профессиональное тестирование, включающее вопросы, относящиеся к сфере занятости населения; отсутствие методики, позволяющей выявить личностные качества кандидата, необходимые ему для работы и общения с коллективом. Для решения данной проблемы будет введен ряд тестовых методик на выявление необходимых черт характера кандидата; отсутствие системы оценки при отборе кандидатов. Для решения данной проблемы будет разработана система оценки отбора персонала, с целью получения регламентированного и обоснованного отбора.
1. Адуков Р. Х. Научные основы системы подбора кадров АПК: в сборнике материалов научно-практической конференции «Аграрная реформа, антикризисные меры и перспективы развития АПК» [Текст] - М.: ГНУ ВНИЭТУСХ, 2015. - С.53 - 87.
2. Азямова Л., Закирко В. Как построить систему отбора персонала. Опыт АК «Алроса» [Текст]// Кадровик. Трудовое право для кадровика - 2015. - № 11. - С.8 - 20.
3. Базарова Л.А. Система подбора персонала как фактор устойчивого экономического развития [Текст] // Управление персоналом- 2013. - № 23. - С.41 - 47.
4. Базовый элемент работы кадровика [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика- 2012. - № 5. - С.25 - 29.
5. Баскина Т. Техники успешного рекрутмента [Текст] // - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - С.12 - 16.
6. Беляев С. Как быстро летит время. Что ждет рекрутинг в будущем: новые функции, методы, технологии [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. - 2013. - № 11. - С. 14-18.
7. Бриленок А.А. Управление персоналом [Текст] // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 10. - С.34-38.
8. Ветчанов О.В. Грамотный подбор и расстановка кадров как залог эффективной работы организации [Текст] // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 7. - С.36 - 49.
9. Вечканов Г. Кадровый научный потенциал: вопросы эффективной подготовки [Текст] // Экономист. - 2011. - № 3. - С.23-30.
10. Голубкова Е. Оценка эффективности работы персонала компании / Е. Голубкова, О. Михайлов, В. Юрашев [Текст] // Маркетинг. - 2016. - № 2. - С.116-125.
11. Демидов Е. Управление человеческими ресурсами в условиях кадрового голода / Е.Демидов, В.Кузьмин [Текст] // Общество и экономика. - 2015. - № 6. - С.147-153.
12. Дзин С. Новые тенденции в управлении персоналом на современных китайских предприятиях [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2016. - № 1. - С.160-163.
13. Долженкова Ю. Рекрутмент: направления и тенденции [Текст]. // Кадровик. Кадровый менеджмент- 2016. - № 6. - С.24 - 29.
14. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. [Текст] // Учебное пособие Издательство: Инфра-М, 2011. 232 - 352 с.
15. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: [Текст] // учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. 320 - 336 с.
16. Зайцева Т.В. Модель управления человеческими ресурсами организации [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). - 2017. - № 1. - С.20-49.
17. Зайцева Т.В. Управление развитием человеческих ресурсов организации [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). - 2014. - № 1. - С.3-16.
18. Ижбулатова О. Стратегическое управление человеческими ресурсами организации / О.Ижбулатова, Е.Дуданов [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 4. - С.102-108.
19. Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике [Текст]. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2014. - С.132 - 151.
20. Казаков М.В. Перспективы совершенствования системы подбора персонала в кредитных организациях [Текст] // Управление персоналом -
2012. - № 11. - С.45 - 47.
21. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд., перераб. и доп. // А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова.
- М.: Издательство «Экзамен», 2015. - С.357 - 390.
22. Кибанов А., Ушакова М. Концепции стратегии кадровой политики организации [Текст] // Кадровик. Кадровый менеджмент- 2014. - № 10. - С.154 - 160.
23. Кибанов А.Оперативный план работы с персоналом [Текст] //Кадровик. Кадровый менеджмент- 2014. - № 4. . - С.89 - 117.
24. Клеменкова Н. П. Структурно-функциональная модель системы кадрового обеспечения для подразделений экономической безопасности органов внутренних дел [Текст] // Вестник Академии экономической безопасности МВД России- 2013. - № 7. - С.134 - 167.
25. Клеменкова Н. П. Механизмы подбора кандидатов для замещения должностей в подразделениях экономической безопасности ОВД России / Основные направления обеспечения экономической безопасности государств
- участников Договора о создании Союзного государства: материалы Межгосударственной научно-практической конференции от 18 декабря 2008 года / под общ. ред. А. Г. Хабибулина [Текст]. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2013. - С.311 - 343.
26. Коротков Э. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 4. - С.18-30.
27. Корпорация УВЗ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uvz.ru
28. Компания headhunter. Как кризис повлиял на подбор персонала [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. - 2014. - № 11. - С. 33-35.
29. Мамонов Е.А. Типичные ошибки при подборе персонала [Текст]. // Кадровая служба и управление персоналом предприятия- 2013. - № 11. - С.58 - 69.
30. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие // Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2013. - С.237 - 251.
31. Максимова О.Н. Факторы, влияющие на эффективность управления производительностью труда персонала / О.Н.Максимова, Г.И.Лукьянов, С.А.Федорова [Текст] // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 1. - С.22-24.
32. Миронов Г.Э. Внутрифирменное обучение как элемент нематериального стимулирования персонала [Текст]// Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - № 6. - С.94-97.
33. Организация работы персонала. Бератор «Практическая бухгалтерия», в редакции обновления за апрель 2010 [Электронный ресурс] - СПС «Гарант», 2014. - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru/
34. Приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» [Электронный ресурс] - СПС «Гарант», 2017.
35. Разнова, Н. Найм как торговая сделка. Как проводится поиск и отбор персонала на предприятиях Красноярска [Текст] // Кадровик. Кадровый менеджмент- 2013. - № 3. - С.174 - 193.
36. Рора В. Опыт управления персоналом [Текст] // Трудовое право. -
2013. - № 6. - С.95-98.
37. Рудавина Е.Р., Екомасов В.В. Книга директора по персоналу [Текст]. - СПб: Питер, 2009. - С.326 - 340.
38. Свинарчук И.Технология прямого поиска персонала [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика - 2012. - № 8. - С.63 - 70.
39. Сперанский В.И. Концепция управления человеческими ресурсами - современный подход к управлению персоналом [Текст] // Соц.- гуман. знания. - 2012. - № 5. - С.193 - 206.
40. Стрыгина В. Систематизация бизнес-процесса «Найм персонала» [Текст] // Кадровая служба и управление персоналом предприятия - 2009. - № 7. - С.97 - 132.
41. Стрыгина В. Систематизация бизнес-процесса «Найм персонала» [Текст] // Кадровая служба и управление персоналом предприятия- 2009. -
№ 8. - С.78 - 110.
42. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - СПС «Гарант», 2017.
43. Удалов Ф.Е. Опыт, темперамент и эффективность работы руководителя / Ф.Е.Удалов, О.Ф.Алехина [Текст] // ЭКО. - 2009. - № 9. - С.115 - 127.
44. Уэйн, Дж.П. Обучение и развитие персонала: лучшие примеры в мировой практике [Электронный ресурс] // www.expo.trainings.ru // conference // archive.
45. Федоров А., Коновалов А. Практическая диагностика [Текст] // Кадровик. Рекрутинг для кадровика - 2009. - № 5. - С.213 - 221.
46. Шамарин А.В., Морозов А.Н., Сухоруков Е.В. Совершенствование процедуры подбора персонала на предприятии [Текст] // Управление персоналом- 2014. - № 7. - С.213 - 221.
47. Ягунова Н. Оценка деятельности персонала как основа построения системы управления / Н.Ягунова, М.Смагина [Текст] // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - № 7. - С.86 - 95.