Исследование нейропсихологического профиля детей 6-8 лет с ограниченным доступом к цифровым технологиям в образовательном процессе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цифровая среда в образовательном процессе 6
1.1. Влияние цифровой среды на развитие детей 6
1.2. Тенденции цифровизации в образовательном процессе РФ 15
2. Нейропсихологический подход к оценке состояния высших
психических функций у детей 19
2.1. Теория системной динамической локализации в аспекте детской
нейропсихологии 19
2.2. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте 26
3. Экспериментальная часть 31
3.1. Испытуемые 31
3.2. Нейропсихологическая методика 36
3.3. Исследование нейропсихологического профиля детей 6-8 лет
с ограниченным доступом к цифровым технологиям в образовательном процессе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Цифровая среда в образовательном процессе 6
1.1. Влияние цифровой среды на развитие детей 6
1.2. Тенденции цифровизации в образовательном процессе РФ 15
2. Нейропсихологический подход к оценке состояния высших
психических функций у детей 19
2.1. Теория системной динамической локализации в аспекте детской
нейропсихологии 19
2.2. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте 26
3. Экспериментальная часть 31
3.1. Испытуемые 31
3.2. Нейропсихологическая методика 36
3.3. Исследование нейропсихологического профиля детей 6-8 лет
с ограниченным доступом к цифровым технологиям в образовательном процессе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Нейропсихология детского возраста - область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психологических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающей работы [16]. Развитие ребенка занимает достаточно длительный период, и это понятие затрагивает широкий спектр механизмов психофизиологического развития, соматического здоровья, созревания функциональных систем в онтогенезе, развития мозговых структур, высших психических функций, формирования социального и эмоционального интеллекта.
Нейропсихологический подход к проблеме развития в онтогенезе позволяет дифференцированно описать качественные особенности и степень развития высших психических функций во взаимосвязи с созревающими структурами мозга конкретного ребенка, выявить зоны его ближайшего развития в различные возрастные периоды с учетом адаптации или дезадаптации к социальному окружению.
В последнее время в научном сообществе уделяется большое внимание исследованиям влияния разнообразных цифровых технологий на вышеупомянутые аспекты развития детей в целом, и на развитие психики и мозга в частности [62]. Результаты уже имеющихся исследований указывают на следующие основные риски использования цифровой среды в деятельности ребенка:
1. формирование цифровой зависимости, которая уже сейчас вносится в качестве нового диагноза в международную классификацию болезней - digital addiction [58];
2. аномальное созревание мозговых структур;
3. гиподинамия вследствие длительного нахождения в виртуальной среде и пользования гаджетами;
4. нарушения в коммуникативной и эмоциональной сфере [59].
Вкратце характеризуя специфику данных рисков, отметим, что цифровая зависимость может усугублять симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, а также негативно влияет на когнитивные функции, в частности на слухоречевую память и произвольное внимание ребенка. Также тревожным последствием является тот факт, что механизм формирования зависимостей любого рода одинаков, и наличие цифровой зависимости в раннем возрасте провоцирует склонность к социально нежелательным зависимостям в более поздние периоды, включая различные химические (алкогольную и наркотическую) зависимости [54]. Кроме того, постоянное нахождение в цифровом мире приводит к нарушениям в понимании ребенком целостной картины реального мира, формирует искаженные (виртуальные) образы мира, что может привести к дезадаптивному поведению, трудностям взаимодействия в социуме. Все вышеописанное должно стимулировать нас к научно-обоснованному внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и жизнь детей в целом в период их развития, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте (4-9 лет), когда идет активное созревание всех структур мозга [8].
Целью настоящей работы было выявление особенностей нейропсихологических профилей детей 6-8 лет, развивающихся в условиях ограниченного доступа к цифровым технологиям в образовательном процессе.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
1. провести литературный обзор исследований влияния цифровой среды на развитие детей, а именно на какие функции и в каком возрасте;
2. сформировать экспериментальную и контрольную выборку для исследования; в экспериментальную выборку входят дети, у которых ограничен доступ к цифровым технологиям в образовательном процессе;
4. сделать сравнительный анализ нейропсихологических профилей детей из экспериментальной и контрольной группы.
Объект исследования - развитие нейрокогнитивных функций у детей 6-8 лет.
Предмет исследования - влияние цифровой среды на нейрокогнитивное развитие детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ограниченным доступом к цифровой среде в образовательном процессе наблюдается более высокий уровень развития графических и зрительно-пространственных функций. В работах А.В. Семенович представлены теоретические обоснования и исследования факта того, что гиподинамия является причиной отклоняющегося развития пространственного механизма в работе мозга [41]. Эти исследования в последнее десятилетие продолжены в отечественной нейропсихологии детского возраста [20]. В данный момент, справедливо предполагать, что в условиях стремительно изменяющегося мира цифровизация является одним из первостепенных факторов развития гиподинамии, а соответственно вторичным фактором, влияющим на созревание пространственного механизма головного мозга, который отвечает за графические и зрительно-пространственные функции, вынесенные в гипотезу исследования.
Нейропсихологический подход к проблеме развития в онтогенезе позволяет дифференцированно описать качественные особенности и степень развития высших психических функций во взаимосвязи с созревающими структурами мозга конкретного ребенка, выявить зоны его ближайшего развития в различные возрастные периоды с учетом адаптации или дезадаптации к социальному окружению.
В последнее время в научном сообществе уделяется большое внимание исследованиям влияния разнообразных цифровых технологий на вышеупомянутые аспекты развития детей в целом, и на развитие психики и мозга в частности [62]. Результаты уже имеющихся исследований указывают на следующие основные риски использования цифровой среды в деятельности ребенка:
1. формирование цифровой зависимости, которая уже сейчас вносится в качестве нового диагноза в международную классификацию болезней - digital addiction [58];
2. аномальное созревание мозговых структур;
3. гиподинамия вследствие длительного нахождения в виртуальной среде и пользования гаджетами;
4. нарушения в коммуникативной и эмоциональной сфере [59].
Вкратце характеризуя специфику данных рисков, отметим, что цифровая зависимость может усугублять симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, а также негативно влияет на когнитивные функции, в частности на слухоречевую память и произвольное внимание ребенка. Также тревожным последствием является тот факт, что механизм формирования зависимостей любого рода одинаков, и наличие цифровой зависимости в раннем возрасте провоцирует склонность к социально нежелательным зависимостям в более поздние периоды, включая различные химические (алкогольную и наркотическую) зависимости [54]. Кроме того, постоянное нахождение в цифровом мире приводит к нарушениям в понимании ребенком целостной картины реального мира, формирует искаженные (виртуальные) образы мира, что может привести к дезадаптивному поведению, трудностям взаимодействия в социуме. Все вышеописанное должно стимулировать нас к научно-обоснованному внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и жизнь детей в целом в период их развития, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте (4-9 лет), когда идет активное созревание всех структур мозга [8].
Целью настоящей работы было выявление особенностей нейропсихологических профилей детей 6-8 лет, развивающихся в условиях ограниченного доступа к цифровым технологиям в образовательном процессе.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
1. провести литературный обзор исследований влияния цифровой среды на развитие детей, а именно на какие функции и в каком возрасте;
2. сформировать экспериментальную и контрольную выборку для исследования; в экспериментальную выборку входят дети, у которых ограничен доступ к цифровым технологиям в образовательном процессе;
4. сделать сравнительный анализ нейропсихологических профилей детей из экспериментальной и контрольной группы.
Объект исследования - развитие нейрокогнитивных функций у детей 6-8 лет.
Предмет исследования - влияние цифровой среды на нейрокогнитивное развитие детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ограниченным доступом к цифровой среде в образовательном процессе наблюдается более высокий уровень развития графических и зрительно-пространственных функций. В работах А.В. Семенович представлены теоретические обоснования и исследования факта того, что гиподинамия является причиной отклоняющегося развития пространственного механизма в работе мозга [41]. Эти исследования в последнее десятилетие продолжены в отечественной нейропсихологии детского возраста [20]. В данный момент, справедливо предполагать, что в условиях стремительно изменяющегося мира цифровизация является одним из первостепенных факторов развития гиподинамии, а соответственно вторичным фактором, влияющим на созревание пространственного механизма головного мозга, который отвечает за графические и зрительно-пространственные функции, вынесенные в гипотезу исследования.
Проведение исследований различных аспектов развития детей, растущих в условиях глобальной цифровизации мира, является на сегодняшний день актуальным вопросом науки. Результаты российских и мировых исследований привлекают внимание общественности к необходимости очень осторожного и научно-обоснованного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и жизнь детей в целом в период их развития, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте (4-9 лет), когда идет активное созревание всех структур мозга.
В качестве научной парадигмы для исследования был выбран нейропсихологический подход, который как раз позволяет дифференцировать и оценить уровень развития высших психических функций во взаимосвязи с конкретными структурами мозга ребенка.
Целью настоящей работы было исследование и выявление особенностей нейропсихологических профилей детей 6-8 лет, развивающихся в условиях ограниченного доступа к цифровым технологиям в образовательном процессе.
Для достижения цели в работе:
- проведен литературный обзор исследований влияния цифровой среды на развитие детей, а именно на какие функции и в каком возрасте;
- сформированы экспериментальная и контрольная выборка для исследования; в экспериментальную выборку входят дети, у которых ограничен доступ к цифровым технологиям в образовательном процессе;
- проведена нейропсихологическая диагностика детей из экспериментальной и контрольной группы с использованием комплексного нейропсихологического обследования, адаптированного для дошкольного и младшего школьного возраста;
- сделан сравнительный (однофакторный дисперсионный) анализ нейропсихологических профилей детей из экспериментальной и контрольной группы.
Проведенный анализ полученных диагностических данных позволяет сделать следующие выводы:
1. результаты проб на зрительный гнозис позволяют предположить, что у детей из экспериментальной группы наблюдается лучшее развитие зрительной памяти как на реалистичные, так и на абстрактные изображения;
2. у детей из экспериментальной группы лучше развит пространственный механизм в графической деятельности, дети лучше справляются с ментальным вращением в двухмерном пространстве, также достоверно лучше развит механизм восприятия и воспроизведения трехмерных характеристик графических изображений;
3. по пробам на остальные когнитивные функции (памяти на лица, по графической пробе «Заборчик», по оральному праксису и праксису поз пальцев руки, по пониманию логико-грамматических и предложных конструкций, а также по слухоречевой памяти) достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой не выявлено.
Таким образом, основное отличие детей из экспериментальной группы состоит в том, что у них лучше развиты пространственные навыки и зрительная память на реалистичные и абстрактные изображения. Поскольку дети из экспериментальной группы развиваются в условиях ограничения цифровой среды в образовательном процессе, полученные данные позволяют предположить, что гипотеза исследования подтверждается, а именно - у детей с ограниченным доступом к цифровой среде в образовательном процессе наблюдается более высокий уровень развития пространственных механизмов в работе мозга и зрительная память.
В качестве научной парадигмы для исследования был выбран нейропсихологический подход, который как раз позволяет дифференцировать и оценить уровень развития высших психических функций во взаимосвязи с конкретными структурами мозга ребенка.
Целью настоящей работы было исследование и выявление особенностей нейропсихологических профилей детей 6-8 лет, развивающихся в условиях ограниченного доступа к цифровым технологиям в образовательном процессе.
Для достижения цели в работе:
- проведен литературный обзор исследований влияния цифровой среды на развитие детей, а именно на какие функции и в каком возрасте;
- сформированы экспериментальная и контрольная выборка для исследования; в экспериментальную выборку входят дети, у которых ограничен доступ к цифровым технологиям в образовательном процессе;
- проведена нейропсихологическая диагностика детей из экспериментальной и контрольной группы с использованием комплексного нейропсихологического обследования, адаптированного для дошкольного и младшего школьного возраста;
- сделан сравнительный (однофакторный дисперсионный) анализ нейропсихологических профилей детей из экспериментальной и контрольной группы.
Проведенный анализ полученных диагностических данных позволяет сделать следующие выводы:
1. результаты проб на зрительный гнозис позволяют предположить, что у детей из экспериментальной группы наблюдается лучшее развитие зрительной памяти как на реалистичные, так и на абстрактные изображения;
2. у детей из экспериментальной группы лучше развит пространственный механизм в графической деятельности, дети лучше справляются с ментальным вращением в двухмерном пространстве, также достоверно лучше развит механизм восприятия и воспроизведения трехмерных характеристик графических изображений;
3. по пробам на остальные когнитивные функции (памяти на лица, по графической пробе «Заборчик», по оральному праксису и праксису поз пальцев руки, по пониманию логико-грамматических и предложных конструкций, а также по слухоречевой памяти) достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой не выявлено.
Таким образом, основное отличие детей из экспериментальной группы состоит в том, что у них лучше развиты пространственные навыки и зрительная память на реалистичные и абстрактные изображения. Поскольку дети из экспериментальной группы развиваются в условиях ограничения цифровой среды в образовательном процессе, полученные данные позволяют предположить, что гипотеза исследования подтверждается, а именно - у детей с ограниченным доступом к цифровой среде в образовательном процессе наблюдается более высокий уровень развития пространственных механизмов в работе мозга и зрительная память.
Подобные работы
- Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



