ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цифровая среда в образовательном процессе 6
1.1. Влияние цифровой среды на развитие детей 6
1.2. Тенденции цифровизации в образовательном процессе РФ 15
2. Нейропсихологический подход к оценке состояния высших
психических функций у детей 19
2.1. Теория системной динамической локализации в аспекте детской
нейропсихологии 19
2.2. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте 26
3. Экспериментальная часть 31
3.1. Испытуемые 31
3.2. Нейропсихологическая методика 36
3.3. Исследование нейропсихологического профиля детей 6-8 лет
с ограниченным доступом к цифровым технологиям в образовательном процессе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Нейропсихология детского возраста - область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психологических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающей работы [16]. Развитие ребенка занимает достаточно длительный период, и это понятие затрагивает широкий спектр механизмов психофизиологического развития, соматического здоровья, созревания функциональных систем в онтогенезе, развития мозговых структур, высших психических функций, формирования социального и эмоционального интеллекта.
Нейропсихологический подход к проблеме развития в онтогенезе позволяет дифференцированно описать качественные особенности и степень развития высших психических функций во взаимосвязи с созревающими структурами мозга конкретного ребенка, выявить зоны его ближайшего развития в различные возрастные периоды с учетом адаптации или дезадаптации к социальному окружению.
В последнее время в научном сообществе уделяется большое внимание исследованиям влияния разнообразных цифровых технологий на вышеупомянутые аспекты развития детей в целом, и на развитие психики и мозга в частности [62]. Результаты уже имеющихся исследований указывают на следующие основные риски использования цифровой среды в деятельности ребенка:
1. формирование цифровой зависимости, которая уже сейчас вносится в качестве нового диагноза в международную классификацию болезней - digital addiction [58];
2. аномальное созревание мозговых структур;
3. гиподинамия вследствие длительного нахождения в виртуальной среде и пользования гаджетами;
4. нарушения в коммуникативной и эмоциональной сфере [59].
Вкратце характеризуя специфику данных рисков, отметим, что цифровая зависимость может усугублять симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, а также негативно влияет на когнитивные функции, в частности на слухоречевую память и произвольное внимание ребенка. Также тревожным последствием является тот факт, что механизм формирования зависимостей любого рода одинаков, и наличие цифровой зависимости в раннем возрасте провоцирует склонность к социально нежелательным зависимостям в более поздние периоды, включая различные химические (алкогольную и наркотическую) зависимости [54]. Кроме того, постоянное нахождение в цифровом мире приводит к нарушениям в понимании ребенком целостной картины реального мира, формирует искаженные (виртуальные) образы мира, что может привести к дезадаптивному поведению, трудностям взаимодействия в социуме. Все вышеописанное должно стимулировать нас к научно-обоснованному внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и жизнь детей в целом в период их развития, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте (4-9 лет), когда идет активное созревание всех структур мозга [8].
Целью настоящей работы было выявление особенностей нейропсихологических профилей детей 6-8 лет, развивающихся в условиях ограниченного доступа к цифровым технологиям в образовательном процессе.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
1. провести литературный обзор исследований влияния цифровой среды на развитие детей, а именно на какие функции и в каком возрасте;
2. сформировать экспериментальную и контрольную выборку для исследования; в экспериментальную выборку входят дети, у которых ограничен доступ к цифровым технологиям в образовательном процессе;
4. сделать сравнительный анализ нейропсихологических профилей детей из экспериментальной и контрольной группы.
Объект исследования - развитие нейрокогнитивных функций у детей 6-8 лет.
Предмет исследования - влияние цифровой среды на нейрокогнитивное развитие детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ограниченным доступом к цифровой среде в образовательном процессе наблюдается более высокий уровень развития графических и зрительно-пространственных функций. В работах А.В. Семенович представлены теоретические обоснования и исследования факта того, что гиподинамия является причиной отклоняющегося развития пространственного механизма в работе мозга [41]. Эти исследования в последнее десятилетие продолжены в отечественной нейропсихологии детского возраста [20]. В данный момент, справедливо предполагать, что в условиях стремительно изменяющегося мира цифровизация является одним из первостепенных факторов развития гиподинамии, а соответственно вторичным фактором, влияющим на созревание пространственного механизма головного мозга, который отвечает за графические и зрительно-пространственные функции, вынесенные в гипотезу исследования.
Проведение исследований различных аспектов развития детей, растущих в условиях глобальной цифровизации мира, является на сегодняшний день актуальным вопросом науки. Результаты российских и мировых исследований привлекают внимание общественности к необходимости очень осторожного и научно-обоснованного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и жизнь детей в целом в период их развития, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте (4-9 лет), когда идет активное созревание всех структур мозга.
В качестве научной парадигмы для исследования был выбран нейропсихологический подход, который как раз позволяет дифференцировать и оценить уровень развития высших психических функций во взаимосвязи с конкретными структурами мозга ребенка.
Целью настоящей работы было исследование и выявление особенностей нейропсихологических профилей детей 6-8 лет, развивающихся в условиях ограниченного доступа к цифровым технологиям в образовательном процессе.
Для достижения цели в работе:
- проведен литературный обзор исследований влияния цифровой среды на развитие детей, а именно на какие функции и в каком возрасте;
- сформированы экспериментальная и контрольная выборка для исследования; в экспериментальную выборку входят дети, у которых ограничен доступ к цифровым технологиям в образовательном процессе;
- проведена нейропсихологическая диагностика детей из экспериментальной и контрольной группы с использованием комплексного нейропсихологического обследования, адаптированного для дошкольного и младшего школьного возраста;
- сделан сравнительный (однофакторный дисперсионный) анализ нейропсихологических профилей детей из экспериментальной и контрольной группы.
Проведенный анализ полученных диагностических данных позволяет сделать следующие выводы:
1. результаты проб на зрительный гнозис позволяют предположить, что у детей из экспериментальной группы наблюдается лучшее развитие зрительной памяти как на реалистичные, так и на абстрактные изображения;
2. у детей из экспериментальной группы лучше развит пространственный механизм в графической деятельности, дети лучше справляются с ментальным вращением в двухмерном пространстве, также достоверно лучше развит механизм восприятия и воспроизведения трехмерных характеристик графических изображений;
3. по пробам на остальные когнитивные функции (памяти на лица, по графической пробе «Заборчик», по оральному праксису и праксису поз пальцев руки, по пониманию логико-грамматических и предложных конструкций, а также по слухоречевой памяти) достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой не выявлено.
Таким образом, основное отличие детей из экспериментальной группы состоит в том, что у них лучше развиты пространственные навыки и зрительная память на реалистичные и абстрактные изображения. Поскольку дети из экспериментальной группы развиваются в условиях ограничения цифровой среды в образовательном процессе, полученные данные позволяют предположить, что гипотеза исследования подтверждается, а именно - у детей с ограниченным доступом к цифровой среде в образовательном процессе наблюдается более высокий уровень развития пространственных механизмов в работе мозга и зрительная память.
1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. - 2011. - Т. 8. - № 4. - С. 31 - 34.
2. Асмолов, А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости
личности / А.Г. Асмолов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004.-
№7. - С. 5-7.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе / Т.В. Ахутина // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: сб. докладов. - М., 1998. - С. 201-207.
4. Ахутина, Т.В., Игнатьева, С.Ю. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет // Вестник МГУ, 1996, №2. - С. 34-42.
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения // Школа здоровья. - 1995. - №4. - С. 47-49.
6. Ахутина, Т.В., Яблокова, Л.В., Полонская, Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Вестник МГУ. - 1997. - №2. - С. 88-102.
7. Баёва, Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учеб. пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
8. Балашова, Е.Ю. О некоторых проблемах когнитивного развития детей младшего школьного возраста / Е.Ю. Балашова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018. - № 7. - С. 138-144.
9. Батаева, Е.В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования / Е.В. Батаева // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 4. - С. 36-59.
10. Бевз, С.О. О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы / С.О. Бевз, Р.А. Горягин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 439-441.
11. Боброва, Л.А. Компьютер, интернет и мышление: изменение мышления под влиянием современных технологий / Л.А. Боброва // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 3: Философия. - 2019. - № 2. - С. 72-80.
12. Бородин, И.А., Лысенко, Н.А., Осипова, А.А. Цифровизация в начальной школе: психологопедагогические проблемы // Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 2020, VOL. 3, №2 - С. 125-140.
13. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник / Т.Г. Визель. - М.: Астрель: Транзиткнига, 2015. - 384 с.
14. Водяха, С.А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов / С.А. Водяха, Ю.Е. Водяха, С.А. Минюрова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 7. - С. 133-140.
15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. - 321 с.
16. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
17. Голубинская, А.В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А.В. Голубинская // Междунар. журн. социал. и гуманитар. наук. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 161-167.
18. Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 312 с.
19. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2001. - 224 с.
20. Киселев, С.Ю., Бородийчук, И.Г. Различия нейропсихологических
профилей у детей пяти и шести лет// Вопросы психологии. - №4. - 2006. -С. 47-68.
21. Комарова, И.И. Дети младшего возраста и информационные технологии / И.И. Комарова, Т.С. Комарова // Педагогика. - 2011. - №8 - С. 113 - 115.
22. Корсакова, Н.К., Микадзе, Ю.В., Балашова, В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, В.Ю. Балашова // М.: Роспедагентство. - 1997. - 382 с.
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2017. - 356 с.
24. Курпатов, А. В. Чертоги разума // А.В. Курпатов. - М.: «Капитал». - 2018. — 416 с.
25. Лурия, А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь.
Лекции 7-12. // М.: МГУ, 1970.
26. Лурия А.Р. и современная психология (Сбор. статей памяти Лурия А.Р.) под. ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой // М.: Издательство Московского Университета, - 1982. - 146 с.
27. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия // М.: МГУ. - 1972. - 415 с.
28. Манелис, Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. Хрестоматия по детской нейропсихологии / Н.Г. Манелис // М.: Российское психологическое общество. - 1999. - 287 с.
29. Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной // М.: РПО. - 1998. - С. 138 - 144.
30. Микадзе, Ю.В., Корсакова, Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников / Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова // М.: Издательство ИнтелТех. - 1994. -367 с.
31. Микадзе, Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей / I Международная конференция памяти
A. Р. Лурии. Сб. докладов //М.: РПО. - 1998. - 167 с.
32. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер // СПб.: Питер. - 2002. - 464 с.
33. Национальный проект «Образование»: сайт. - [Электронный ресурс] Режим доступа:https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 14.05.2021).
34. Национальный совет социальной информации: сайт. - 2002. -
[Электронный ресурс] Режим доступа:https://ifap.ru/ (дата обращения: 20.05.2021).
35. Нечаев, Н.Н. Цифровое поколение: психологопедагогическое исследование проблемы / Н.Н. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45.
36. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: Приказ Минпросвещения России № 649 от 02.12.2019. - Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56962.
37. Петрова, М.А. Влияние девайсов на формирование субъектности младших школьников / М.А. Петрова // Дискуссия. - 2016. - № 9 (72). - С. 88-93.
38. Психическое развитие младших школьников / под ред.
B. В. Давыдова. - М., 2010. - 244 с.
39. Семенова, О.А. Формирование функций регуляции и контроля в младшем школьном возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / O. А. Семенова. - М. 2005. - 23 с.
40. Семенова, О.А. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет / О.А. Семенова,
P. И. Маччинская, Т.В. Ахутина // Физиология человека. - 2001. - Т.27. - №4. -
C. 56 - 61.
41. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте // А.В. Семенович. - М.: - АСАПЕМА, 2002. - 474 с.
42. Семенович, А.В., Цыганок, А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во Моск.Ун-та. - 1995. - 274 с.
43. Симерницкая, Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии / Э.Г. Симерницкая // М.: МГУ. - 1982. - 59 с.
44. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Хрестоматия по детской нейропсихологии / Э.Г. Симерницкая // М.: Российское психологическое общество. - 1999. - 285 с.
45. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд / Е.А. Сергиенко // М.: Ин-т психологии РАН. - 2016. - 298 с.
46. Цветкова, Л.С. Научные основы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста // М.: Воронеж. - 2001. - С. 16-83.
47. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская // СПб.: Питер. - 2005. - 496 с.
48. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Хрестоматия по детской нейропсихологии / Е.Д. Хомская // М.: Российское психологическое общество. - 1999. - 346 с.
49. Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология / А.В. Худяков, А.В. Урсу, А.М. Старченкова // Мед. психология в России. - 2015. - № 4. - С. 72 - 76.
50. Шпитцер, М. Антимозг: Цифровые технологии и мозг: пер. с нем / М. Шпитцер. - М.: АСТ, 2013. - 285 с.
51. Эльконин, Д.Б. Психология младшего школьника / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М., 2009. - С. 240 - 274.
52. Яблокова, Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: Разработка критериев оценки: автореф. канд. психол. наук / Л.В. Яблокова. - М., 1998. - 24 с.
53. Behere, A., Geller, J. Our Kids are Wired, For Better or Worse // WPA, World Child And Adolescent Psychiatry Section’s Official Journal, Issue 16, September 2019, pp. 12-15.
54. Byeongsu, P., Doug, H., Sungwon, R. Neurobiological findings related to Internet use disorders // Psychiatry and Clinical Neurosciences, 2017, 71, pp. 467-478.
55. Davies, Todd. Mind change: How digital technologies are leaving their mark on our brains, by Susan Greenfield (Book Review). // New Media & Society, October 2016, pp. 2-6.
56. Korkman, M., Lahti-Nuuttila, P., Laasonen, M., Kemp, S. L.,
Holdnack, J. Neurocognitive development in 5- to 16-year-old North American children: A cross-sectional study. // Child Neuropsychology, 19(5),
pp. 516-539.
57. Marko M. Skoric, Ph.D., Linda Lay Ching Teo, M.M.C., and Rachel Lijie Neo, B.A. Children and Video Games: Addiction, Engagement, and Scholastic Achievement // CYBERPSYCHOLOGY & BEHAVIOR Volume 12, Number 5, 2009, pp. 567 - 572.
58. Montag, C., Becker, B. Psychological and neuroscientific advances to understand Internet Use Disorder // Neuroforum 2019, 25(2), p. 99-107.
59. Palmer, S. Toxic Childhood: How The Modern World Is Damaging Our Children And What We Can Do About It // Hachette UK, 2015. - 384 p.
60. Rowan C. Virtual Child: The terrifying truth about what technology is doing to children // Sunshine Coast Occupational Therapy Inc., 2015. - 250 p.
61. Sigman, A. The Impact Of Screen Media On Children: A Eurovision For Parliament // Chapter, January 2012, p. 88-121.
62. Schmidt, M., Vandewater E. Media and Attention, Cognition, and School Achievement // The Future of Children, Vol. 18, No. 1, Children and Electronic Media (Spring, 2008), pp. 63-85.
63. Sundus, M. The Impact of using Gadgets on Children // Journal of Depression and Anxiety, 2018 7:1, p. 18-24.