Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний

Работа №100323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие самоактуализации 6
1.2. Характеристика самоактуализирующейся личности 15
1.3 Связь самоактуализации и уровня притязаний 26
Выводы по главе 32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ 34
2.1. Описание методик и выборки исследования 34
2.2. Результаты описательной статистики особенностей
самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний 42
2.3 Результаты сравнительного анализа особенностей самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний 51
Выводы по главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Велика потребность в самоактуализации молодых людей, не только достигших совершеннолетия, но и получивших профессию или обучающихся в вузах. Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности, утверждением своих идеалов, воплощением в жизнь смелых идей и предпочтений. Это время наиболее благоприятно для самореализации, поскольку здоровые амбиции будут подстегивать к решительным действиям, вести к новым свершениям. В молодости самоактуализация - это не просто потребность, а значимая составляющая становления личности [31].
Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала в период молодости позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений. Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуется специфика самоактуализации в профессиональной сфере, многие крупные компании проводят тестирование сотрудников на самоактуализацию личности (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский).
Самоактуализация подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения [21]. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. Особое место в изучении эмоционально - мотивационных механизмов включенности человека в деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. Уровень притязаний начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте, и от характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели [13]. В данной работе описывается исследование особенностей самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний.
Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) - Определить особенности самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы самоактуализации;
2. определить содержание понятия «уровень притязаний» и его связь с самоактуализацией;
3. изучить особенности самоактуализации у людей с разным уровнем притязаний;
4. сформулировать выводы по теме работы.
Объект исследования - самоактуализация личности.
Предмет исследования - особенности самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний.
Гипотезы исследования:
- самоактуализация и потребности в самоактуализации имеют значимые различия у молодых людей в зависимости от уровня притязаний;
- у молодых людей с высоким уровнем притязаний наиболее выражены потребности в самоутверждении и самоактуализации, чем социальные потребности и потребность в безопасности;
- чем выше уровень притязаний, тем выше степень выраженности принятия агрессии и познавательные потребности у молодых людей.
В качестве теоретической базы исследования были использованы электронные ресурсы интернета, электронные ресурсы библиотеки УрФУ, также в ВКР в качестве основной литературы использовались монографии и учебные пособия по анализируемой теме.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: «Самоактуализационный тест» Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз, «Оценка уровня притязаний», разработанный В. Гербечевским, тест «Пирамида потребностей» А. Маслоу.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 87 человек в возрасте 20-25 лет. Из них 78,2% - девушки, 21,8% - молодые люди.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы провели исследование особенностей самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний. В процессе работы были выполнены поставленные цель и задачи.
Для данного исследования за основу был выбран подход А. Маслоу, который определяет самоактуализацию как непрерывную актуализацию потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.
А. Маслоу выделил основные характеристики самоактуализирующейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирущееся творчество.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендир.
Самоактуализация и уровень притязаний в молодом возрасте являются по-разному определяющими факторами и в становлении системы ценностей, и смысложизненных ориентиров личности.
В рамках данного исследования нами были использованы следующие методики: «Оценка уровня притязаний» В. Гербачевского,
Самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) и Пирамида потребностей А. Маслоу.
В исследовании приняло участие 87 человек в возрасте 20-25 лет. С помощью методики «Оценка уровня притязаний” В. Гербачевского мы сформировали выборку для выявления особенностей самоактулизации молодых людей с разным уровнем притязаний.
В выборке данного исследования респондентов с низким уровнем притязаний было 9,2%, со средним уровнем притязаний 62,1% и с высоким уровнем притязаний 28,7%.
В результате проведенного исследования установлено:
Молодые люди с низким уровнем притязаний гибки, адаптивны, быстро приспособляемы к новым условиям. Также респонденты из-за неготовности решать трудные задачи выбирают слишком простые, легкие цели, что ограничивает их жизненный опыт и в целом восприятие своих возможностей, в том числе составление целостной картины мира. Респонденты также имеют способность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Было установлено, что на результат обследования влияет фактор социальной желательности в способности ценить свои достоинства, замечать положительные свойства характера, уважать себя за них. Испытуемые с низким уровнем притязаний хотят показать окружающим, что стремятся к приобретению знаний об окружающем мире и являются творческими личностями.
В большинстве молодые люди со средним уровнем притязаний больше, чем остальные на данный момент самоактуализируются и адекватно оценивают себя, свои возможности, ставят перед собой достижимые, не очень трудные и не очень простые цели. Также при анализе было выявлено, что по каждой шкале самоактуализации происходит внутренняя работа и ни один фактор не остался в стороне. Респонденты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами, а также в гармонии с собой и имеют выраженность стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Молодым людям со средним уровнем притязаний как и респондентам с низким уровнем притязаний характерно иметь социально желаемые результаты по многим шкалам. Основной тенденцией у молодых людей и студентов является выбор установки, не соответствующий уровню их способностей. Результаты также показали, что респондентам со средним уровнем притязаний важна потребность в безопасности. Молодым людям со средним уровнем притязаний важно иметь активный и основной мобилизирующий ресурс организма, который помогает справиться с трудным внешними обстоятельствами.
Для респондентов с высоким уровнем притязаний свойственно положительно воспринимать природу человека, иметь склонность к рефлексии. Молодые люди с высоким уровнем притязаний склонны к свободе в выборе, не подвержены внешнему влиянию окружающих, у них есть способности к быстроте принятия решений, творчеству, продуктивном взаимодействии с другими людьми. Также было установлено, что респонденты требовательны к себе и окружающему миру, одновременно с тем фактом, что в молодом возрасте процесс самоактуализации только начинает формироваться. Молодые люди с высоким уровнем готовы реализовывать свои возможности, добиваться результатов в деятельности, поведении, коммуникации с людьми, и на основе этого чувствовать себя успешно. Данные показывают, что чем выше уровень притязаний, чем больше потребностей становятся важны.
Большинство респондентов с низким и средним уровнем притязаний в среднем лучше переживают текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, когда молодые люди с высоким уровнем притязаний больше склонны к ориентации лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее).
У молодых людей с низким уровнем притязаний по сравнению с молодыми людьми с высоким уровнем притязаний чаще диагностируется степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Вероятно, это вызвано тем, что молодые люди склонны более часто ориентироваться на оценку окружающих и выглядеть в более благоприятном свете, чем есть на самом деле.
В сравнении молодых людей со средним и высоким уровнем притязаний мы видим, что у респондентов с высоким уровнем притязаний больше выражена потребность себя развивать, стремиться раскрытию своего потенциала. Респонденты со средним уровнем притязаний на данном этапе жизни не озадачены воплощением своего потенциала в полной мере, самоактуализация для них не находится в приоритете.
Результаты сравнительного анализа указали на необходимость введения дополнительной гипотезы о том, что у молодых людей уровень притязаний в большинстве случаев не связан с особенностями самоактуализации.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал, что по большинству шкал связи между уровнем притязания и самоактуализацией не выявлено. Исключение составляет шкала ориентация по времени, которая показывает, что чем выше уровень притязаний, тем больше молодым людям характерно иметь проблемы с переживанием текущего момента своей жизни во всей его полноте, то есть люди с высоким уровнем притязаний склонны воспринимать прошлое не целостно и подготавливать себя к будущей «настоящей» жизни, не видеть картину жизни в общем ключе. Вероятно, это связано с тем, что молодые людей, ставящие перед собой труднодостижимые цели имеют нацеленность на результат и высокое стремление к чувству завершенности задач и целей.
Уровень притязаний молодых людей связан только с потребностью в самоактуализации. Чем выше уровень притязаний, тем больше он обуславливает потребность в самоактуализации и наоборот. Это значит, что люди, ставящие перед собой более сложные задачи, склонны к стремлению совершенствования себя, саморазвитию, воплощению в жизнь своего потенциала.
Таким образом, сформулированная на начальном этапе работы основная гипотеза подтверждена частично. Самоактуализация у молодых людей с разными уровнями притязаний не имеет значимых различий, исключая шкалу ориентация по времени. Потребность в самоактуализации имеет значимые различия у людей с разными уровнями притязаний. Дополнительная гипотеза «Для молодых людей с высоким уровнем притязаний важнее потребности в самоутверждении и самоактуализации, чем социальные потребности и потребность в безопасности» подтверждена. Дополнительная гипотеза «Чем выше уровень притязаний, тем выше степень выраженности принятия агрессии и познавательных потребностей у молодых людей» отклонена. Добавленная гипотеза подтверждена частично: уровень притязаний у молодых людей связан с потребностью в самоактуализации, а также с ориентацией во времени.



1. Арестова, O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера/ O.K. Арестова, Л.Н. Бабанин, О.Н. Тихомиров // Вопросы психологии . психол., 1992, №1, c.12-15.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для ВУЗов/ А.Г. Асмолов - М. : Смысл, 2007. - 523 с.
3. Батаршев, А. «Диагностика способности к общению»/ А. Батаршев. - СПб.: Питер, 2008, 234 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.- 400 с.
5. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний: учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - М. Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. - 140 с.
6. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов- СПб.: Питер, 2007. - 687 с.
7. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека:
теория самоактуализации [Электронный ресурс]/ Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001- 160 - Режим доступа -
http://vakhromov.narod.ru/publ.htm(дата обращения: 5.03 2021).
8. Вахромов, Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии [Электронный ресурс]/ Е.Е.Вахромов - Режим доступа: http://www.hpsy.ru/public/x044.htm(дата обращения: 19 .03 2021).
9. Выготский, Л. C. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМОПресс, 2002. - 1008 с.
10. Гозман, Л.Я., Кроз, М.В., Латинская, М.В. Самоактуализационный тест/ Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М., 1995.- 155 с.
11. Гришина, Н.В. Онтопсихология Антонио Менегетти: мужество быть собой/ Вып. 1 / Науч. редакторы: Н.В. Гришина, В.А. Дмитриева. - СПб., 2006.
с. 5-27.
12. Гуманистическая и трансперсональная психология/ Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2000. 592 с.
13. Джемс, У. Психология/ У. Джеймс, под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.
14. Ильин Е. Психология взрослости/ Е. Ильин СПб.: Питер, 2012, с.312 Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В.Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
15. Касьянов, И., Попова, А., Кузяшев, А. Подходы А. Маслоу к проблеме самоактуализации личности :научная статья 2020 г, 45 с.
16. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко: Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд.,расш.,испр.и доп. - Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.- 321с.
17. Курпатов, А. Развитие личности [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/26800(дата обращения: 25.03 2021).
18. Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М.: ЧеРо, 2002. -192 с.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность./А.Н Леонтьев - М .: Академия, 2004 - 121с.
20. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с.
21. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/ А. Маслоу- СПб.: Евразия, 1999, 430с.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001.- 475 с.
23. Маслоу. А. Психология бытия/ М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997 К.: Р8УЕ!В, 2003, 258 с.
24. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности/ В.С.Мерлин - М.: МПСИ, 2005 - 544 с.
25. Михитарьянц А. Особенности самоактуализации/ LAP Lambert Academic Publishing, 2012 г. 198 с.
26. Мостовая, К. Т. Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности / К. Т. Мостовая. - Москва : Лаборатория книги, 2010. - 94 с.
27. Мясищев, В.И. Психология отношений/ В.И. Мясищев под ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
28. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности: тексты; ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. -М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1982. - С. 35 - 38.
30. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов
высш.пед.учеб.заведений. В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии/ Р.С. Немов.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с.
31. Общая психология: Тексты : учебное пособие / ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. - 3-е изд., доп. и испр. - Москва : Когито-Центр, 2013. - Т. 3, кн. 2. Субъект познания. - 592 с.
32. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды/Г. Олпорт - М: Смысл, 2002.- 464 с.
33. Особенности развития личности в период ранней взрослости
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://psyjoumals.ru/bozhovich/issue/30161_full.shtml(дата обращения: 15.03 2021).
34. Основы общей психологии: учебник 1 Н. С. Ефимова. -М.: ИД. «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. с-288.
35. Опросник личностный ориентаций Шострома [Электронный
ресурс]/ Режим доступа: https://psytests.org/shostrom/index.html(дата
обращения: 1.05 2021).
36. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности/
В.А.Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
37. Пирамида потребностей Маслоу и «тест Маслоу» - теория вопроса. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.psi-test.ru(дата обращения: 18.05 2021).
38. Психометрическая проверка теста САТ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.psychologos.ru/(дата обращения: 8.05 2021).
39. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и
психологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://hpsy.ru/public/x044.htm(дата обращения: 19.03 2021).
40. Развитие теории самоактуализации в зарубежной и отечественной
психологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.pguides.ru/gcms-577-1.html(дата обращения: 15.03 2021).
41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
42. Реан, А.А. Психология изучения личности/ А.А. Реан - Спб.: Издательство: Издательство Михайлова В. А.,1999.- 288 с.
43. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс- М.: Прогресс, 1998, 480 с.
44. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн .-СПб.: Питер, 2004. - 720 с.
45. Самаль, Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. канд. псх. Наук / Е.В.Самаль. - Ярославль, 2008.- 24 с.
46. Самоактуализация по К. Гольдштейну. [Электронный ресурс]/- Режим доступа https://studopedia.org/6-27700.html(дата обращения: 15.03 2021).
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко.- СПб.: Речь, 2004 - 350 с.
48. Сидоров, К. Р. Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. № 2, с. 34.
49. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев - М.: Школьная пресса, 2000, 416 с.
50. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб пособ./ Л. Д. Столяренко
- Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 2007.- 671 с.
51. Тихонравов, Ю. В. Экзистенциальная психология: учебно¬справочное пособие/ Ю. В.Тихонравов. - М: Интел-Синтез, 1998. - 238 с.
52. Уровень притязаний [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/uroven-prityazaniy(дата обращения: 17.03 2021).
53. Уровень притязаний как метод исследования
самоактуализирующейся личности [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.pguides.ru/gcms-579-1.html(дата обращения: 1.03 2021).
54. Уровень притязаний как объект психологических исследований. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.pguides.ru/gcms-579-1.html(дата обращения: 2.04 2021).
55. Франкл, В. Человек в поисках смысла/ А. Андреева. - М.: Прогресс, 2006, 212 с.
56. Шостром Э. Человек-манипулятор/ В. Данченко Апрель-Пресс, 2008, 312 с.
57. Этапы психосоциального развития Эриксона [Электронный ресурс]/ Режим доступа: shrwiki.ru(дата обращения: 3.04 2021).
58. Э. Эриксон. Идентичность. Юность и кризис/ В.Франкл. - М.: Прогресс, 1990, 367 с.
59. Юрова К., Юров И. Уровень притязаний в психологии./ глава в книге
- "Наука и Просвещение", Пенза, 2017, с. 56-98.
60. Scott Barry Kaufman, Возрождение самореализованной личности
Маслоу [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://neuroscienceschool.com/category/self-actualization/(дата обращения: 23.03 2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ