Особенности самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие самоактуализации 6
1.2. Характеристика самоактуализирующейся личности 15
1.3 Связь самоактуализации и уровня притязаний 26
Выводы по главе 32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ 34
2.1. Описание методик и выборки исследования 34
2.2. Результаты описательной статистики особенностей
самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний 42
2.3 Результаты сравнительного анализа особенностей самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний 51
Выводы по главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие самоактуализации 6
1.2. Характеристика самоактуализирующейся личности 15
1.3 Связь самоактуализации и уровня притязаний 26
Выводы по главе 32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ 34
2.1. Описание методик и выборки исследования 34
2.2. Результаты описательной статистики особенностей
самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний 42
2.3 Результаты сравнительного анализа особенностей самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний 51
Выводы по главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Велика потребность в самоактуализации молодых людей, не только достигших совершеннолетия, но и получивших профессию или обучающихся в вузах. Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности, утверждением своих идеалов, воплощением в жизнь смелых идей и предпочтений. Это время наиболее благоприятно для самореализации, поскольку здоровые амбиции будут подстегивать к решительным действиям, вести к новым свершениям. В молодости самоактуализация - это не просто потребность, а значимая составляющая становления личности [31].
Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала в период молодости позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений. Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуется специфика самоактуализации в профессиональной сфере, многие крупные компании проводят тестирование сотрудников на самоактуализацию личности (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский).
Самоактуализация подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения [21]. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. Особое место в изучении эмоционально - мотивационных механизмов включенности человека в деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. Уровень притязаний начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте, и от характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели [13]. В данной работе описывается исследование особенностей самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний.
Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) - Определить особенности самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы самоактуализации;
2. определить содержание понятия «уровень притязаний» и его связь с самоактуализацией;
3. изучить особенности самоактуализации у людей с разным уровнем притязаний;
4. сформулировать выводы по теме работы.
Объект исследования - самоактуализация личности.
Предмет исследования - особенности самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний.
Гипотезы исследования:
- самоактуализация и потребности в самоактуализации имеют значимые различия у молодых людей в зависимости от уровня притязаний;
- у молодых людей с высоким уровнем притязаний наиболее выражены потребности в самоутверждении и самоактуализации, чем социальные потребности и потребность в безопасности;
- чем выше уровень притязаний, тем выше степень выраженности принятия агрессии и познавательные потребности у молодых людей.
В качестве теоретической базы исследования были использованы электронные ресурсы интернета, электронные ресурсы библиотеки УрФУ, также в ВКР в качестве основной литературы использовались монографии и учебные пособия по анализируемой теме.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: «Самоактуализационный тест» Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз, «Оценка уровня притязаний», разработанный В. Гербечевским, тест «Пирамида потребностей» А. Маслоу.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 87 человек в возрасте 20-25 лет. Из них 78,2% - девушки, 21,8% - молодые люди.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.
Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала в период молодости позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений. Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуется специфика самоактуализации в профессиональной сфере, многие крупные компании проводят тестирование сотрудников на самоактуализацию личности (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский).
Самоактуализация подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения [21]. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. Особое место в изучении эмоционально - мотивационных механизмов включенности человека в деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. Уровень притязаний начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте, и от характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели [13]. В данной работе описывается исследование особенностей самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний.
Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) - Определить особенности самоактуализации у молодых людей с разным уровнем притязаний.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы самоактуализации;
2. определить содержание понятия «уровень притязаний» и его связь с самоактуализацией;
3. изучить особенности самоактуализации у людей с разным уровнем притязаний;
4. сформулировать выводы по теме работы.
Объект исследования - самоактуализация личности.
Предмет исследования - особенности самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний.
Гипотезы исследования:
- самоактуализация и потребности в самоактуализации имеют значимые различия у молодых людей в зависимости от уровня притязаний;
- у молодых людей с высоким уровнем притязаний наиболее выражены потребности в самоутверждении и самоактуализации, чем социальные потребности и потребность в безопасности;
- чем выше уровень притязаний, тем выше степень выраженности принятия агрессии и познавательные потребности у молодых людей.
В качестве теоретической базы исследования были использованы электронные ресурсы интернета, электронные ресурсы библиотеки УрФУ, также в ВКР в качестве основной литературы использовались монографии и учебные пособия по анализируемой теме.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: «Самоактуализационный тест» Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз, «Оценка уровня притязаний», разработанный В. Гербечевским, тест «Пирамида потребностей» А. Маслоу.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 87 человек в возрасте 20-25 лет. Из них 78,2% - девушки, 21,8% - молодые люди.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.
В данной работе мы провели исследование особенностей самоактуализации молодых людей с разным уровнем притязаний. В процессе работы были выполнены поставленные цель и задачи.
Для данного исследования за основу был выбран подход А. Маслоу, который определяет самоактуализацию как непрерывную актуализацию потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.
А. Маслоу выделил основные характеристики самоактуализирующейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирущееся творчество.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендир.
Самоактуализация и уровень притязаний в молодом возрасте являются по-разному определяющими факторами и в становлении системы ценностей, и смысложизненных ориентиров личности.
В рамках данного исследования нами были использованы следующие методики: «Оценка уровня притязаний» В. Гербачевского,
Самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) и Пирамида потребностей А. Маслоу.
В исследовании приняло участие 87 человек в возрасте 20-25 лет. С помощью методики «Оценка уровня притязаний” В. Гербачевского мы сформировали выборку для выявления особенностей самоактулизации молодых людей с разным уровнем притязаний.
В выборке данного исследования респондентов с низким уровнем притязаний было 9,2%, со средним уровнем притязаний 62,1% и с высоким уровнем притязаний 28,7%.
В результате проведенного исследования установлено:
Молодые люди с низким уровнем притязаний гибки, адаптивны, быстро приспособляемы к новым условиям. Также респонденты из-за неготовности решать трудные задачи выбирают слишком простые, легкие цели, что ограничивает их жизненный опыт и в целом восприятие своих возможностей, в том числе составление целостной картины мира. Респонденты также имеют способность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Было установлено, что на результат обследования влияет фактор социальной желательности в способности ценить свои достоинства, замечать положительные свойства характера, уважать себя за них. Испытуемые с низким уровнем притязаний хотят показать окружающим, что стремятся к приобретению знаний об окружающем мире и являются творческими личностями.
В большинстве молодые люди со средним уровнем притязаний больше, чем остальные на данный момент самоактуализируются и адекватно оценивают себя, свои возможности, ставят перед собой достижимые, не очень трудные и не очень простые цели. Также при анализе было выявлено, что по каждой шкале самоактуализации происходит внутренняя работа и ни один фактор не остался в стороне. Респонденты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами, а также в гармонии с собой и имеют выраженность стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Молодым людям со средним уровнем притязаний как и респондентам с низким уровнем притязаний характерно иметь социально желаемые результаты по многим шкалам. Основной тенденцией у молодых людей и студентов является выбор установки, не соответствующий уровню их способностей. Результаты также показали, что респондентам со средним уровнем притязаний важна потребность в безопасности. Молодым людям со средним уровнем притязаний важно иметь активный и основной мобилизирующий ресурс организма, который помогает справиться с трудным внешними обстоятельствами.
Для респондентов с высоким уровнем притязаний свойственно положительно воспринимать природу человека, иметь склонность к рефлексии. Молодые люди с высоким уровнем притязаний склонны к свободе в выборе, не подвержены внешнему влиянию окружающих, у них есть способности к быстроте принятия решений, творчеству, продуктивном взаимодействии с другими людьми. Также было установлено, что респонденты требовательны к себе и окружающему миру, одновременно с тем фактом, что в молодом возрасте процесс самоактуализации только начинает формироваться. Молодые люди с высоким уровнем готовы реализовывать свои возможности, добиваться результатов в деятельности, поведении, коммуникации с людьми, и на основе этого чувствовать себя успешно. Данные показывают, что чем выше уровень притязаний, чем больше потребностей становятся важны.
Большинство респондентов с низким и средним уровнем притязаний в среднем лучше переживают текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, когда молодые люди с высоким уровнем притязаний больше склонны к ориентации лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее).
У молодых людей с низким уровнем притязаний по сравнению с молодыми людьми с высоким уровнем притязаний чаще диагностируется степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Вероятно, это вызвано тем, что молодые люди склонны более часто ориентироваться на оценку окружающих и выглядеть в более благоприятном свете, чем есть на самом деле.
В сравнении молодых людей со средним и высоким уровнем притязаний мы видим, что у респондентов с высоким уровнем притязаний больше выражена потребность себя развивать, стремиться раскрытию своего потенциала. Респонденты со средним уровнем притязаний на данном этапе жизни не озадачены воплощением своего потенциала в полной мере, самоактуализация для них не находится в приоритете.
Результаты сравнительного анализа указали на необходимость введения дополнительной гипотезы о том, что у молодых людей уровень притязаний в большинстве случаев не связан с особенностями самоактуализации.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал, что по большинству шкал связи между уровнем притязания и самоактуализацией не выявлено. Исключение составляет шкала ориентация по времени, которая показывает, что чем выше уровень притязаний, тем больше молодым людям характерно иметь проблемы с переживанием текущего момента своей жизни во всей его полноте, то есть люди с высоким уровнем притязаний склонны воспринимать прошлое не целостно и подготавливать себя к будущей «настоящей» жизни, не видеть картину жизни в общем ключе. Вероятно, это связано с тем, что молодые людей, ставящие перед собой труднодостижимые цели имеют нацеленность на результат и высокое стремление к чувству завершенности задач и целей.
Уровень притязаний молодых людей связан только с потребностью в самоактуализации. Чем выше уровень притязаний, тем больше он обуславливает потребность в самоактуализации и наоборот. Это значит, что люди, ставящие перед собой более сложные задачи, склонны к стремлению совершенствования себя, саморазвитию, воплощению в жизнь своего потенциала.
Таким образом, сформулированная на начальном этапе работы основная гипотеза подтверждена частично. Самоактуализация у молодых людей с разными уровнями притязаний не имеет значимых различий, исключая шкалу ориентация по времени. Потребность в самоактуализации имеет значимые различия у людей с разными уровнями притязаний. Дополнительная гипотеза «Для молодых людей с высоким уровнем притязаний важнее потребности в самоутверждении и самоактуализации, чем социальные потребности и потребность в безопасности» подтверждена. Дополнительная гипотеза «Чем выше уровень притязаний, тем выше степень выраженности принятия агрессии и познавательных потребностей у молодых людей» отклонена. Добавленная гипотеза подтверждена частично: уровень притязаний у молодых людей связан с потребностью в самоактуализации, а также с ориентацией во времени.
Для данного исследования за основу был выбран подход А. Маслоу, который определяет самоактуализацию как непрерывную актуализацию потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.
А. Маслоу выделил основные характеристики самоактуализирующейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирущееся творчество.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендир.
Самоактуализация и уровень притязаний в молодом возрасте являются по-разному определяющими факторами и в становлении системы ценностей, и смысложизненных ориентиров личности.
В рамках данного исследования нами были использованы следующие методики: «Оценка уровня притязаний» В. Гербачевского,
Самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) и Пирамида потребностей А. Маслоу.
В исследовании приняло участие 87 человек в возрасте 20-25 лет. С помощью методики «Оценка уровня притязаний” В. Гербачевского мы сформировали выборку для выявления особенностей самоактулизации молодых людей с разным уровнем притязаний.
В выборке данного исследования респондентов с низким уровнем притязаний было 9,2%, со средним уровнем притязаний 62,1% и с высоким уровнем притязаний 28,7%.
В результате проведенного исследования установлено:
Молодые люди с низким уровнем притязаний гибки, адаптивны, быстро приспособляемы к новым условиям. Также респонденты из-за неготовности решать трудные задачи выбирают слишком простые, легкие цели, что ограничивает их жизненный опыт и в целом восприятие своих возможностей, в том числе составление целостной картины мира. Респонденты также имеют способность принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Было установлено, что на результат обследования влияет фактор социальной желательности в способности ценить свои достоинства, замечать положительные свойства характера, уважать себя за них. Испытуемые с низким уровнем притязаний хотят показать окружающим, что стремятся к приобретению знаний об окружающем мире и являются творческими личностями.
В большинстве молодые люди со средним уровнем притязаний больше, чем остальные на данный момент самоактуализируются и адекватно оценивают себя, свои возможности, ставят перед собой достижимые, не очень трудные и не очень простые цели. Также при анализе было выявлено, что по каждой шкале самоактуализации происходит внутренняя работа и ни один фактор не остался в стороне. Респонденты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами, а также в гармонии с собой и имеют выраженность стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Молодым людям со средним уровнем притязаний как и респондентам с низким уровнем притязаний характерно иметь социально желаемые результаты по многим шкалам. Основной тенденцией у молодых людей и студентов является выбор установки, не соответствующий уровню их способностей. Результаты также показали, что респондентам со средним уровнем притязаний важна потребность в безопасности. Молодым людям со средним уровнем притязаний важно иметь активный и основной мобилизирующий ресурс организма, который помогает справиться с трудным внешними обстоятельствами.
Для респондентов с высоким уровнем притязаний свойственно положительно воспринимать природу человека, иметь склонность к рефлексии. Молодые люди с высоким уровнем притязаний склонны к свободе в выборе, не подвержены внешнему влиянию окружающих, у них есть способности к быстроте принятия решений, творчеству, продуктивном взаимодействии с другими людьми. Также было установлено, что респонденты требовательны к себе и окружающему миру, одновременно с тем фактом, что в молодом возрасте процесс самоактуализации только начинает формироваться. Молодые люди с высоким уровнем готовы реализовывать свои возможности, добиваться результатов в деятельности, поведении, коммуникации с людьми, и на основе этого чувствовать себя успешно. Данные показывают, что чем выше уровень притязаний, чем больше потребностей становятся важны.
Большинство респондентов с низким и средним уровнем притязаний в среднем лучше переживают текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни, когда молодые люди с высоким уровнем притязаний больше склонны к ориентации лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее).
У молодых людей с низким уровнем притязаний по сравнению с молодыми людьми с высоким уровнем притязаний чаще диагностируется степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Вероятно, это вызвано тем, что молодые люди склонны более часто ориентироваться на оценку окружающих и выглядеть в более благоприятном свете, чем есть на самом деле.
В сравнении молодых людей со средним и высоким уровнем притязаний мы видим, что у респондентов с высоким уровнем притязаний больше выражена потребность себя развивать, стремиться раскрытию своего потенциала. Респонденты со средним уровнем притязаний на данном этапе жизни не озадачены воплощением своего потенциала в полной мере, самоактуализация для них не находится в приоритете.
Результаты сравнительного анализа указали на необходимость введения дополнительной гипотезы о том, что у молодых людей уровень притязаний в большинстве случаев не связан с особенностями самоактуализации.
Корреляционный анализ по методу Спирмена показал, что по большинству шкал связи между уровнем притязания и самоактуализацией не выявлено. Исключение составляет шкала ориентация по времени, которая показывает, что чем выше уровень притязаний, тем больше молодым людям характерно иметь проблемы с переживанием текущего момента своей жизни во всей его полноте, то есть люди с высоким уровнем притязаний склонны воспринимать прошлое не целостно и подготавливать себя к будущей «настоящей» жизни, не видеть картину жизни в общем ключе. Вероятно, это связано с тем, что молодые людей, ставящие перед собой труднодостижимые цели имеют нацеленность на результат и высокое стремление к чувству завершенности задач и целей.
Уровень притязаний молодых людей связан только с потребностью в самоактуализации. Чем выше уровень притязаний, тем больше он обуславливает потребность в самоактуализации и наоборот. Это значит, что люди, ставящие перед собой более сложные задачи, склонны к стремлению совершенствования себя, саморазвитию, воплощению в жизнь своего потенциала.
Таким образом, сформулированная на начальном этапе работы основная гипотеза подтверждена частично. Самоактуализация у молодых людей с разными уровнями притязаний не имеет значимых различий, исключая шкалу ориентация по времени. Потребность в самоактуализации имеет значимые различия у людей с разными уровнями притязаний. Дополнительная гипотеза «Для молодых людей с высоким уровнем притязаний важнее потребности в самоутверждении и самоактуализации, чем социальные потребности и потребность в безопасности» подтверждена. Дополнительная гипотеза «Чем выше уровень притязаний, тем выше степень выраженности принятия агрессии и познавательных потребностей у молодых людей» отклонена. Добавленная гипотеза подтверждена частично: уровень притязаний у молодых людей связан с потребностью в самоактуализации, а также с ориентацией во времени.
Подобные работы
- Особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста (Социальная психология, Российский университет дружбы народов)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СУПРУГОВ
С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОБ УСПЕШНОМ РЕБЁНКЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Особенности межличностных отношений у сельских и городских подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Становление субъектной позиции у студентов в образовании (на примере инженерных направлений подготовки)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности(19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - ДИНАМИКА И СООТНОШЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



