ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты интернет-маркетинга 7
1.1 Понятие и отличительные особенности интернет-маркетинга 7
1.2 Виды и определения инструментов интернет-маркетинга 12
1.3 Теоретические подходы к определению стратегии интернет-маркетинга 20
2. Методические подходы к разработке и оценке эффективности
реализации стратегии интернет-маркетинга на рынке мобильных приложений 28
2.1 Этапы разработки стратегии интернет-маркетинга организации на
рынке мобильных приложений 28
2.2 Система показателей оценки эффективности реализации стратегии
интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений 35
2.3 Алгоритм разработки и оценки эффективности стратегии интернет-
маркетинга на рынке мобильных приложений 42
3. Разработка стратегии интернет-маркетинга для ООО «Практика» на
рынке мобильных приложений 50
3.1 Анализ маркетинговой деятельности и применения инструментов
интернет-маркетинга ООО «Практика» 50
3.2 Разработка стратегии интернет-маркетинга ООО «Практика» на рынке
мобильных приложений 67
3.3 Оценка эффективности реализации стратегии интернет-маркетинга
ООО «Практика» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А
В современных условиях нестабильной внешней среды, обусловленной проявлениями глобального экономического кризиса, многие отечественные предприятия сталкиваются с новыми вызовами, которые ставят под угрозу их дальнейшее выживание на рынке в долгосрочной перспективе. В связи с этим возрастает роль разработки и применения эффективных стратегий, которые позволяют согласовывать цели и возможности, максимально использовать существующий потенциал предприятия и адекватно реагировать на тенденции рынка и поведение потребителей.
Наряду с последствиями кризиса, на отечественные предприятия также оказывает влияние стремительное развитие технологий, меняющих устоявшиеся модели ведения бизнеса и характер маркетинговых коммуникаций. Ускорение научно-технического прогресса и появление интернета повысили уровень конкуренции, заставляя компании вносить изменения в стандартную маркетинговую стратегию, адаптируя ее к современным реалиям. Сегодня интернет предоставляет не только возможности коммуникации, но и выступает эффективным инструментом ведения бизнеса, маркетинговых исследований и влияния на целевую аудиторию.
В условиях пандемии роль интернета значительно возросла, особенно для субъектов малого предпринимательства, поскольку он предоставляет ряд очевидных преимуществ, в том числе, позволяет сократить затраты на продвижение, облегчает выход на новые рынки сбыта, повышает эффективность взаимодействия с клиентами. В связи с этим, в контексте постоянного роста проникновения интернета, вопросы разработки стратегии интернет-маркетинга приобретают особую актуальность, что и обусловило выбор темы магистерской диссертации.
Изучение российскими и иностранными авторами теоретических и практических вопросов началось в конце 90-х гг. XX в. Вопросы, связанные с ролью и местом интернет-маркетинга затрагивались такими учеными, как: И.Манн, Б.Фил, С.Годин, М.Стелзнер, С.Спенсер, П.Маршалл, А.Кошик, У. Зинсер, С.Круг, Д.Траур.
Фундаментальные работы о теории и практике осуществления маркетинга, изучались такими авторами, как: Пичурин И.И, Уэбстер Ф, Котлер Ф., Саймон Г. Иностранные ученые в большей степени изучали вопросы по влиянию маркетинга на финансовые показатели хозяйствующего субъекта. Однако в последнее время отмечается, что российские ученые также присоединились к ее изучению.
Наиболее выдающиеся труды были написаны А.Даморданом, П.Дойлем, М.Джефри, Д.Траут, Д.Ульрихом, У.Н Филипповой. В то же время проблема использования интернет-продвижения исследована недостаточно.
Цель исследования: разработка научно-методических и практических рекомендаций по выбору стратегии интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений.
Указанная цель определила ряд следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений;
- выявить методические подходы к разработке стратегии интернет- маркетинга на рынке мобильных приложений;
- представить методический подход к оценке эффективности реализации маркетинговой стратегии в Интернете;
- разработать и оценить эффективность стратегии и инструментов интернет-маркетинга ООО «Практика» на рынке мобильных приложений.
Объектом выпускной квалификационной работы является маркетинговая деятельность ООО «Практика». Предметом являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки стратегии интернет-маркетинга.
Информационная база исследования - иностранные и российские периодические издания, связанные с вопросами маркетинга, интернет- маркетингом, нормативными и законодательными документами, квартальными и ежегодными отчетами коммерческих предприятий, исследования российских и иностранных консалтинговых компаний, опубликованные сведения научных «круглых столов», конференций, интернет-ресурсы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что определены инструменты интернет-маркетинга для организации, отражающие специфику рынка мобильных приложений, и предложены показатели оценки эффективности их применения .
Теоретическая значимость настоящего исследования - основные положения, выводы развивают и дополняют теоретико-методическую базу по принятию управленческих решений в сфере интернет - продвижения продукции хозяйствующего субъекта.
Результаты работы могут использоваться в процессе подготовки учебных курсов и программ по следующим направлениям: маркетинг, интернет-маркетинг. Практическая значимость - основные его положения и выводы подлежат практическому использованию российскими компаниями для интернет-продвижения продукции на рынке мобильных приложений.
При выполнении исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, а также методы маркетинговых исследований. В качестве инструментария использовались методы маркетинговых исследований и методы обработки результатов, табличные и графические формы визуализации статистических данных.
Выпуская квалификационная, работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников, в первой главе изложены теоретические аспекты интернет-маркетинга, раскрыты понятия и отличительные особенности интернет-маркетинга, выделены содержание и инструменты маркетинговой деятельности, обобщено понятие маркетинговой стратегии на рынке. Во второй главе работы проанализированы методические подходы к разработке стратегии интернет-маркетинга на рынке, выделены этапы разработки и методы оценки эффективности интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений. В третьей главе проведен анализ маркетинговой деятельности и применения инструментов интернет-маркетинга ООО «Практика», разработана стратегия интернет-маркетинга ООО «Практика» на рынке мобильных приложений, а также оценена ее эффективность.
Маркетинговая стратегия - общий план действий по достижению необходимого результата. Разрабатывается в соответствии с анализом рыночного целевого сектора, разработки маркетингового комплекса. Требует определение сроков для основных событий, учет финансирования. Разработанный план запускается после изучения рыночной ситуации.
Цель маркетинга - создание и использование соответствующей стратегии.
Типы маркетинговых стратегий:
- привлечение потребителей;
- разработка плана по реализации продукта.
Любое планирование основывается на определенных принципах для формулирования целей маркетинговой кампании, их реализации. Типы существующих маркетинговых стратегий отличаются приоритетностью и прибыльностью. Каждая стратегия должна соответствовать тому рыночному сегменту, где компания осуществляет свою деятельность, т.е. ее разработка должна происходить отдельно для требуемой области.
Стратегия должна быть согласована со всеми направлениями деятельности организации и образовывать с ними единый механизм по достижению стратегических целей.
Преимущества использования:
- снизить отрицательное воздействие внешней и внутренней среды на финансово-хозяйственную деятельность организации;
- сформировать систему взаимосвязей стратегического, тактического и оперативного управления деятельности хозяйствующего субъекта;
- эффективно управлять имеющимися финансовыми ресурсами;
- осуществлять реализацию инновационного потенциала, инвестиционных возможностей;
- находить преимущества и недостатки в используемой
маркетинговой стратегии.
Ее выбор является основной задачей, важнейшей проблемой, которая связана с принятием грамотных управленческих решений. Единой маркетинговой стратегии для всех организаций не существует, так как ее формирование и реализация происходит в разных условиях функционирования.
ООО «Практика» компания по разработке и продвижению мобильного приложения Практика. Преимущество мобильного приложения сами основатели компании описывают как возможность использования русскоязычного ресурса, адаптированного для современного пользователя, не имеющего отношения к религии и вероучениям Востока. Кроме того, стратегия компании на рынке была такова, что они начали работать в узком сегменте рынка, который для них был понятен - молодые люди, работающие в 1Т- сфере (более точно - ИТ и Шдйа1-специалисты из больших городов) в связи с этим, они хорошо знали ключевые характеристики своей аудитории и создали ясный и востребованный для нее продукт.
При анализе финансовых показателей компании мы видим, что показатель рентабельности по чистой прибыли процесса реализации обладал отрицательной динамикой, что отображает сокращение эффективности деятельности, осуществляемой субъектом хозяйствования по причине сокращения чистой прибыли.
Маркетинговую деятельность в компании осуществляет отдел маркетинга, представляющий собой обособленное подразделение компании. В соответствии с общими целями компании, цель отдела маркетинга заключается в разработке рекомендаций, направленных на формирование и проведение маркетинговой политики компании, а также координации деятельности всех подразделений компании в данной сфере.
Так как анализ деятельности продемонстрировал недостатки в деятельности в области маркетинга, то встает вопрос о создании стратегии интернет-маркетинга в ООО «Практика».
Предлагается проект, включающий в себя создание стратегии интернет-маркетинга, которая направлена на повышение узнаваемости деятельности ООО «Практика».
Итак, в ходе осуществления стратегии интернет-маркетинга ООО «Практика» будут реализованы следующие мероприятия:
А) Провести и разработать эффективную интернет-рекламу, регулярно ее обновлять и поддерживать. Это способствует не только увеличению прибыли предприятия, но так же увеличивает узнаваемость бренда, что является неотъемлемой частью любой маркетинговой стратегии.
Б) Выбор инструментов аналитики. Аналитика позволяет получить детальные отчеты по продажам, товарам и категориям, пользовательской базе.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Практика», имеет множество возможностей не только для занятия лидирующей позиции на рынке мобильных приложений по медитации, но так же для выхода на зарубежные рынки (Европа, Северная Америка). И при условии использования всех представленных методик, в будущем может стать образцом успешной реализации маркетинговой стратегии на рынке мобильных приложений.
В современных условиях нестабильной внешней среды, обусловленной проявлениями глобального экономического кризиса, многие отечественные предприятия сталкиваются с новыми вызовами, которые ставят под угрозу их дальнейшее выживание на рынке в долгосрочной перспективе. В связи с этим возрастает роль разработки и применения эффективных стратегий, которые позволяют согласовывать цели и возможности, максимально использовать существующий потенциал предприятия и адекватно реагировать на тенденции рынка и поведение потребителей.
Наряду с последствиями кризиса, на отечественные предприятия также оказывает влияние стремительное развитие технологий, меняющих устоявшиеся модели ведения бизнеса и характер маркетинговых коммуникаций. Ускорение научно-технического прогресса и появление интернета повысили уровень конкуренции, заставляя компании вносить изменения в стандартную маркетинговую стратегию, адаптируя ее к современным реалиям. Сегодня интернет предоставляет не только возможности коммуникации, но и выступает эффективным инструментом ведения бизнеса, маркетинговых исследований и влияния на целевую аудиторию.
В условиях пандемии роль интернета значительно возросла, особенно для субъектов малого предпринимательства, поскольку он предоставляет ряд очевидных преимуществ, в том числе, позволяет сократить затраты на продвижение, облегчает выход на новые рынки сбыта, повышает эффективность взаимодействия с клиентами. В связи с этим, в контексте постоянного роста проникновения интернета, вопросы разработки стратегии интернет-маркетинга приобретают особую актуальность, что и обусловило выбор темы магистерской диссертации.
Изучение российскими и иностранными авторами теоретических и практических вопросов началось в конце 90-х гг. XX в. Вопросы, связанные с ролью и местом интернет-маркетинга затрагивались такими учеными, как: И.Манн, Б.Фил, С.Годин, М.Стелзнер, С.Спенсер, П.Маршалл, А.Кошик, У. Зинсер, С.Круг, Д.Траур.
Фундаментальные работы о теории и практике осуществления маркетинга, изучались такими авторами, как: Пичурин И.И, Уэбстер Ф, Котлер Ф., Саймон Г. Иностранные ученые в большей степени изучали вопросы по влиянию маркетинга на финансовые показатели хозяйствующего субъекта. Однако в последнее время отмечается, что российские ученые также присоединились к ее изучению.
Наиболее выдающиеся труды были написаны А.Даморданом, П.Дойлем, М.Джефри, Д.Траут, Д.Ульрихом, У.Н Филипповой. В то же время проблема использования интернет-продвижения исследована недостаточно.
Цель исследования: разработка научно-методических и практических рекомендаций по выбору стратегии интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений.
Указанная цель определила ряд следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений;
- выявить методические подходы к разработке стратегии интернет- маркетинга на рынке мобильных приложений;
- представить методический подход к оценке эффективности реализации маркетинговой стратегии в Интернете;
- разработать и оценить эффективность стратегии и инструментов интернет-маркетинга ООО «Практика» на рынке мобильных приложений.
Объектом выпускной квалификационной работы является маркетинговая деятельность ООО «Практика». Предметом являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки стратегии интернет-маркетинга.
Информационная база исследования - иностранные и российские периодические издания, связанные с вопросами маркетинга, интернет- маркетингом, нормативными и законодательными документами, квартальными и ежегодными отчетами коммерческих предприятий, исследования российских и иностранных консалтинговых компаний, опубликованные сведения научных «круглых столов», конференций, интернет-ресурсы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что определены инструменты интернет-маркетинга для организации, отражающие специфику рынка мобильных приложений, и предложены показатели оценки эффективности их применения .
Теоретическая значимость настоящего исследования - основные положения, выводы развивают и дополняют теоретико-методическую базу по принятию управленческих решений в сфере интернет - продвижения продукции хозяйствующего субъекта .
Результаты работы могут использоваться в процессе подготовки учебных курсов и программ по следующим направлениям: маркетинг, интернет-маркетинг. Практическая значимость - основные его положения и выводы подлежат практическому использованию российскими компаниями для интернет-продвижения продукции на рынке мобильных приложений.
При выполнении исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, а также методы маркетинговых исследований. В качестве инструментария использовались методы маркетинговых исследований и методы обработки результатов, табличные и графические формы визуализации статистических данных.
Выпуская квалификационная, работа состоит из введения, трех глав, заключение и списка использованных источников, в первой главе изложены теоретические аспекты интернет-маркетинга, раскрыты понятия и отличительные особенности интернет-маркетинга, выделены содержание и инструменты маркетинговой деятельности, обобщено понятие маркетинговой стратегии на рынке. Во второй главе работы проанализированы методические подходы к разработке стратегии интернет-маркетинга на рынке, выделены этапы разработки и методы оценки эффективности интернет-маркетинга организации на рынке мобильных приложений. В третьей главе проведен анализ маркетинговой деятельности и применения инструментов интернет-маркетинга ООО «Практика», разработана стратегия интернет-маркетинга ООО «Практика» на рынке мобильных приложений, а также оценена ее эффективность.