Формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении (МБОУ «Школа №2» г. Муравленко)
|
Введение 12
1 Социально-психологический климат коллектива: теоретические аспекты
понимания природы и способов управления 16
1.1 Социально-психологический климат: структура и формирующие факторы 16
1.2 Методы исследования и выявления социально-психологического климата
коллектива 37
2 Факторы, влияющие на социально-психологический климат в
образовательном учреждении 45
2.1 Зависимость социально-психологического климата в коллективе от
социальной структуры организации 45
2.2 Групповые отношения и их влияние на климат в образовательном
учреждении 54
2.3 Создание благоприятного климата через управление конфликтами в
образовательном учреждении 63
3 Исследование социально-психологического климата в МБОУ «Школа №2» г.
Муравленко 70
3.1 Анализ социально-психологического климата МБОУ «Школа №2» 70
3.2 Рекомендации руководителю образовательного учреждения по
формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе 78
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А 90
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 100
1 Социально-психологический климат коллектива: теоретические аспекты
понимания природы и способов управления 16
1.1 Социально-психологический климат: структура и формирующие факторы 16
1.2 Методы исследования и выявления социально-психологического климата
коллектива 37
2 Факторы, влияющие на социально-психологический климат в
образовательном учреждении 45
2.1 Зависимость социально-психологического климата в коллективе от
социальной структуры организации 45
2.2 Групповые отношения и их влияние на климат в образовательном
учреждении 54
2.3 Создание благоприятного климата через управление конфликтами в
образовательном учреждении 63
3 Исследование социально-психологического климата в МБОУ «Школа №2» г.
Муравленко 70
3.1 Анализ социально-психологического климата МБОУ «Школа №2» 70
3.2 Рекомендации руководителю образовательного учреждения по
формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе 78
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А 90
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 100
Условия современной жизни порождают все больший интерес к феномену, которое получило название социально-психологического климата коллектива. Интерес связан прежде всего с требованиями, предъявляемыми к ресурсным возможностям педагога, к качеству его профессиональной подготовки, в условиях изменений, происходящих в настоящее время в сфере образования. К педагогам предъявляются особенные требования: гибкости, мобильности, толерантности, стрессоустойчивости, быстрой адаптации к резко меняющимся условиям, умения работать в многозадачном режиме. Жесткие условия перестройки педагогов резко влияют на показатели устойчивости социально-психологического климата коллектива, являющегося важнейшим фактором психического здоровья, душевного благополучия, хорошего настроения и самочувствия.
Интерес исследователей к проблеме изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе также обусловлен возросшими требованиями к уровню психологической включенности педагога в свою трудовую деятельность, ее интенсификацией, и постоянным ростом требований окружающей среды к психической деятельности личности, требующей ее активизации и перестройки на режимы повышенной активности. Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он выступает в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служит показателем как их состояния, так и их изменения в том или ином направлении под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Проблема оптимизации социально-психологического климата в современном обществе актуальна, так как речь в основном идет об учителях - женщинах, работоспособность и настроение которых сказывается не только на них самих, но и на будущем поколении и на всех, кто связан с ними лично или профессионально. Создание благоприятного социально-психологического
климата в коллективе образовательного учреждения сегодня связано с вопросами корпоративной культуры, организационного поведения людей, социального имиджа, приверженности к своей организации. В условиях экономического, политического, социального напряжения это позволяет создать более комфортные условия для труда, для сохранения квалифицированных специалистов, для поддержания их здоровья и в конечном итоге для улучшения профессиональной деятельности и развития конкурентоспособности.
Управление образовательным учреждением протекает, как правило, на эмоциональном фоне, хотя и не всегда явно выраженном. Поэтому современному руководителю образовательного учреждения нужна психологическая, социальная и коммуникативная компетентность. Эти знания и навыки являются ключевыми, базовыми, так как умение анализировать поведение сотрудников, их реакции, причины и мотивы действий, понимание их эмоций и чувств, диагностика потребностей и интересов и своевременное ух удовлетворение, создают условия не только для принятия эффективного управленческого решения, учитывающего человеческий фактор, но и для создания творческой атмосферы, благоприятного социально-психологического климата, на фоне которых осуществляется ежедневная профессиональная деятельность педагогов.
Целью дипломной работы является изучение особенностей формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе и определение мер по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретический аспект понимания феномена социальнопсихологического климата;
2) рассмотреть факторы, влияющие на социально-психологический климат в образовательном учреждении;
3) провести исследование по изучению социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
4) разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Для выполнения задач в дипломной работе были использованы методы сравнительного анализа, описания, анкетирования и опроса.
Степень научной разработанности проблемы. Тема социальнопсихологического климата в коллективе довольно широко освещена в работах отечественных психологов и социологов. Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли Б.Д. Парыгин, А.С. Макаренко, В.М. Шепель, А.П. Панфилова, которые в своих работах и трудах рассматривали методологические подходы, методы диагностики и конкретные пути регуляции социально-психологического климата.
Объектом исследования дипломной работы выступают взаимоотношения в педагогическом коллективе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №2» г. Муравленко.
Предметом исследования - социально-психологический климат в педагогическом коллективе МБОУ «Школа №2».
Практическая значимость. Результаты, которые получены в ходе исследования, могут быть применены в работе образовательных учреждений для диагностики и улучшения социально-психологического климата коллективов.
Структура дипломной работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность и важность темы.
В первой главе рассматривается теоретический аспект понимания социально-психологического климата, его структуру и формирующие факторы.
Во второй главе рассматриваются факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
В третьей главе проводится исследование, направленное на выявление социально-психологического климата в педагогическом коллективе МБОУ «Школа №2» г. Муравленко и разработаны рекомендации по усовершенствованию социально-психологического климата.
В конце каждой главы формируются выводы, в заключении подводятся итоге по рассматриваемой теме.
Работа изложена на 100 страницах, содержит 44 источников литературы.
Интерес исследователей к проблеме изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе также обусловлен возросшими требованиями к уровню психологической включенности педагога в свою трудовую деятельность, ее интенсификацией, и постоянным ростом требований окружающей среды к психической деятельности личности, требующей ее активизации и перестройки на режимы повышенной активности. Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он выступает в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служит показателем как их состояния, так и их изменения в том или ином направлении под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Проблема оптимизации социально-психологического климата в современном обществе актуальна, так как речь в основном идет об учителях - женщинах, работоспособность и настроение которых сказывается не только на них самих, но и на будущем поколении и на всех, кто связан с ними лично или профессионально. Создание благоприятного социально-психологического
климата в коллективе образовательного учреждения сегодня связано с вопросами корпоративной культуры, организационного поведения людей, социального имиджа, приверженности к своей организации. В условиях экономического, политического, социального напряжения это позволяет создать более комфортные условия для труда, для сохранения квалифицированных специалистов, для поддержания их здоровья и в конечном итоге для улучшения профессиональной деятельности и развития конкурентоспособности.
Управление образовательным учреждением протекает, как правило, на эмоциональном фоне, хотя и не всегда явно выраженном. Поэтому современному руководителю образовательного учреждения нужна психологическая, социальная и коммуникативная компетентность. Эти знания и навыки являются ключевыми, базовыми, так как умение анализировать поведение сотрудников, их реакции, причины и мотивы действий, понимание их эмоций и чувств, диагностика потребностей и интересов и своевременное ух удовлетворение, создают условия не только для принятия эффективного управленческого решения, учитывающего человеческий фактор, но и для создания творческой атмосферы, благоприятного социально-психологического климата, на фоне которых осуществляется ежедневная профессиональная деятельность педагогов.
Целью дипломной работы является изучение особенностей формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе и определение мер по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретический аспект понимания феномена социальнопсихологического климата;
2) рассмотреть факторы, влияющие на социально-психологический климат в образовательном учреждении;
3) провести исследование по изучению социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
4) разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Для выполнения задач в дипломной работе были использованы методы сравнительного анализа, описания, анкетирования и опроса.
Степень научной разработанности проблемы. Тема социальнопсихологического климата в коллективе довольно широко освещена в работах отечественных психологов и социологов. Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли Б.Д. Парыгин, А.С. Макаренко, В.М. Шепель, А.П. Панфилова, которые в своих работах и трудах рассматривали методологические подходы, методы диагностики и конкретные пути регуляции социально-психологического климата.
Объектом исследования дипломной работы выступают взаимоотношения в педагогическом коллективе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №2» г. Муравленко.
Предметом исследования - социально-психологический климат в педагогическом коллективе МБОУ «Школа №2».
Практическая значимость. Результаты, которые получены в ходе исследования, могут быть применены в работе образовательных учреждений для диагностики и улучшения социально-психологического климата коллективов.
Структура дипломной работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность и важность темы.
В первой главе рассматривается теоретический аспект понимания социально-психологического климата, его структуру и формирующие факторы.
Во второй главе рассматриваются факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
В третьей главе проводится исследование, направленное на выявление социально-психологического климата в педагогическом коллективе МБОУ «Школа №2» г. Муравленко и разработаны рекомендации по усовершенствованию социально-психологического климата.
В конце каждой главы формируются выводы, в заключении подводятся итоге по рассматриваемой теме.
Работа изложена на 100 страницах, содержит 44 источников литературы.
В данной работе рассматривается такой феномен, как социальнопсихологический климат. Социально-психологический климат представляет собой важный фактор жизнедеятельности коллектива. В ходе анализа теоретических аспектов понимания природы социально-психологического климата было установлено, что социально-психологический климат представляет собой целостную характеристику коллектива, которая связана с особенностями групповых процессов. Социально-психологический климат нами определяется, как система сложившихся межличностных отношений между членами коллектива. Социально-психологический климат оказывает влияние на духовную атмосферу и настрой коллектива, что, в свою очередь, влияет на отношение работников к своему труду, на эмоциональные и трудовые отношения в группе.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении имеет важное значение. Микроклимат в педагогическом коллективе сказывается на психологическом состоянии учителей, что, в свою очередь, влияет на их работоспособность и эмоциональное состояние. Важным компонентом при формировании социально-психологического климата в педагогическом коллективе являются взаимоотношения руководителя образовательного учреждения с педагогами. Руководителю следует быть справедливым, тактичным, вежливым, внимательным по отношению к своим подчиненным. Руководителю образовательного учреждения очень важно знать индивидуальные и личностные особенности людей, их психологические типы и специфики поведения. Учитывая то, что коллектив в образовательном учреждении преимущественно состоит из женщин, он в большей степени подвержен возникновению межличностных конфликтов, что, в свою очередь, ведет к ухудшению эффективности образовательного процесса. Поэтому руководителю образовательного учреждения необходимо выявлять причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе и уметь улаживать их.
В практической части дипломной работы мы рассмотрели социально- психологический климат в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа №2» г. Муравленко, применив стандартизированные методики (шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе Е.И. Рогова; опросник «Анализ и оценка социальнопсихологического климата в коллективе» Л.М. Карамушка; анкета для изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе Н.Л. Коломинского).
В ходе нашего исследования было выявлено, что в данной организации социально-психологический климат относится к среднему уровню благоприятности. В образовательном учреждении царит жизнерадостная обстановка. Межличностные отношения в коллективе дружеские, приветливые. Педагоги искренне радуются успехам своих коллег, помогают и выручают друг друга, с уважением относятся к мнению других педагогов. Руководитель образовательного учреждения тактичен и вежлив в общении с педагогическим коллективом, относится к своим подчиненным уважительно и с пониманием.
Также в ходе нашего исследования были выявлены слабые стороны взаимоотношений в коллективе, неблагоприятно влияющих на социально-психологический климат, которые нуждаются в корректирующих мероприятиях. Была выявлена повышенная напряженность межличностных отношений, приводящая к латентной конфликтности. Несмотря на то, что в данном образовательном учреждении конфликты встречаются довольно редко, все же они имеют место быть. Чаще всего они связаны с несовместимостью отдельных педагогов, со столкновением мнений сотрудников, с нарушением норм поведения и с неподходящим стилем управления коллективом. Также, по мнению педагогов, на состояние социально-психологического климата негативно влияет недостаточное одобрение и признание личных качеств сотрудников, их заслуг и достижений в профессиональной деятельности.
В соответствии с выявленными недостатками в социально-психологическом климате педагогического коллектива МБОУ «Школа №2» были разработаны рекомендации, которые направлены на улучшение социально-психологического климата.
Руководителю было предложено поддерживать со всеми коллегами внимательные и доверительные взаимоотношения, мотивировать сотрудников, оценивая вклад педагогов в трудовую деятельность, выражая похвалу и благодарность, поощряя их. Также обращено внимание на необходимость привлечения педагогов к совместной деятельности. Руководителю необходимо строить доверительные отношения с коллективом, что позволит предвидеть
конфликтные ситуации и разрешать их с минимальными потерями.
Рекомендовано коллектива. проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении имеет важное значение. Микроклимат в педагогическом коллективе сказывается на психологическом состоянии учителей, что, в свою очередь, влияет на их работоспособность и эмоциональное состояние. Важным компонентом при формировании социально-психологического климата в педагогическом коллективе являются взаимоотношения руководителя образовательного учреждения с педагогами. Руководителю следует быть справедливым, тактичным, вежливым, внимательным по отношению к своим подчиненным. Руководителю образовательного учреждения очень важно знать индивидуальные и личностные особенности людей, их психологические типы и специфики поведения. Учитывая то, что коллектив в образовательном учреждении преимущественно состоит из женщин, он в большей степени подвержен возникновению межличностных конфликтов, что, в свою очередь, ведет к ухудшению эффективности образовательного процесса. Поэтому руководителю образовательного учреждения необходимо выявлять причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе и уметь улаживать их.
В практической части дипломной работы мы рассмотрели социально- психологический климат в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа №2» г. Муравленко, применив стандартизированные методики (шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе Е.И. Рогова; опросник «Анализ и оценка социальнопсихологического климата в коллективе» Л.М. Карамушка; анкета для изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе Н.Л. Коломинского).
В ходе нашего исследования было выявлено, что в данной организации социально-психологический климат относится к среднему уровню благоприятности. В образовательном учреждении царит жизнерадостная обстановка. Межличностные отношения в коллективе дружеские, приветливые. Педагоги искренне радуются успехам своих коллег, помогают и выручают друг друга, с уважением относятся к мнению других педагогов. Руководитель образовательного учреждения тактичен и вежлив в общении с педагогическим коллективом, относится к своим подчиненным уважительно и с пониманием.
Также в ходе нашего исследования были выявлены слабые стороны взаимоотношений в коллективе, неблагоприятно влияющих на социально-психологический климат, которые нуждаются в корректирующих мероприятиях. Была выявлена повышенная напряженность межличностных отношений, приводящая к латентной конфликтности. Несмотря на то, что в данном образовательном учреждении конфликты встречаются довольно редко, все же они имеют место быть. Чаще всего они связаны с несовместимостью отдельных педагогов, со столкновением мнений сотрудников, с нарушением норм поведения и с неподходящим стилем управления коллективом. Также, по мнению педагогов, на состояние социально-психологического климата негативно влияет недостаточное одобрение и признание личных качеств сотрудников, их заслуг и достижений в профессиональной деятельности.
В соответствии с выявленными недостатками в социально-психологическом климате педагогического коллектива МБОУ «Школа №2» были разработаны рекомендации, которые направлены на улучшение социально-психологического климата.
Руководителю было предложено поддерживать со всеми коллегами внимательные и доверительные взаимоотношения, мотивировать сотрудников, оценивая вклад педагогов в трудовую деятельность, выражая похвалу и благодарность, поощряя их. Также обращено внимание на необходимость привлечения педагогов к совместной деятельности. Руководителю необходимо строить доверительные отношения с коллективом, что позволит предвидеть
конфликтные ситуации и разрешать их с минимальными потерями.
Рекомендовано коллектива. проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива.



