Введение 12
1 Социально-психологический климат коллектива: теоретические аспекты
понимания природы и способов управления 16
1.1 Социально-психологический климат: структура и формирующие факторы 16
1.2 Методы исследования и выявления социально-психологического климата
коллектива 37
2 Факторы, влияющие на социально-психологический климат в
образовательном учреждении 45
2.1 Зависимость социально-психологического климата в коллективе от
социальной структуры организации 45
2.2 Групповые отношения и их влияние на климат в образовательном
учреждении 54
2.3 Создание благоприятного климата через управление конфликтами в
образовательном учреждении 63
3 Исследование социально-психологического климата в МБОУ «Школа №2» г.
Муравленко 70
3.1 Анализ социально-психологического климата МБОУ «Школа №2» 70
3.2 Рекомендации руководителю образовательного учреждения по
формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе 78
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А 90
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 100
Условия современной жизни порождают все больший интерес к феномену, которое получило название социально-психологического климата коллектива. Интерес связан прежде всего с требованиями, предъявляемыми к ресурсным возможностям педагога, к качеству его профессиональной подготовки, в условиях изменений, происходящих в настоящее время в сфере образования. К педагогам предъявляются особенные требования: гибкости, мобильности, толерантности, стрессоустойчивости, быстрой адаптации к резко меняющимся условиям, умения работать в многозадачном режиме. Жесткие условия перестройки педагогов резко влияют на показатели устойчивости социально-психологического климата коллектива, являющегося важнейшим фактором психического здоровья, душевного благополучия, хорошего настроения и самочувствия.
Интерес исследователей к проблеме изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе также обусловлен возросшими требованиями к уровню психологической включенности педагога в свою трудовую деятельность, ее интенсификацией, и постоянным ростом требований окружающей среды к психической деятельности личности, требующей ее активизации и перестройки на режимы повышенной активности. Значимость социально-психологического климата определяется тем, что он выступает в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служит показателем как их состояния, так и их изменения в том или ином направлении под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Проблема оптимизации социально-психологического климата в современном обществе актуальна, так как речь в основном идет об учителях - женщинах, работоспособность и настроение которых сказывается не только на них самих, но и на будущем поколении и на всех, кто связан с ними лично или профессионально. Создание благоприятного социально-психологического
климата в коллективе образовательного учреждения сегодня связано с вопросами корпоративной культуры, организационного поведения людей, социального имиджа, приверженности к своей организации. В условиях экономического, политического, социального напряжения это позволяет создать более комфортные условия для труда, для сохранения квалифицированных специалистов, для поддержания их здоровья и в конечном итоге для улучшения профессиональной деятельности и развития конкурентоспособности.
Управление образовательным учреждением протекает, как правило, на эмоциональном фоне, хотя и не всегда явно выраженном. Поэтому современному руководителю образовательного учреждения нужна психологическая, социальная и коммуникативная компетентность. Эти знания и навыки являются ключевыми, базовыми, так как умение анализировать поведение сотрудников, их реакции, причины и мотивы действий, понимание их эмоций и чувств, диагностика потребностей и интересов и своевременное ух удовлетворение, создают условия не только для принятия эффективного управленческого решения, учитывающего человеческий фактор, но и для создания творческой атмосферы, благоприятного социально-психологического климата, на фоне которых осуществляется ежедневная профессиональная деятельность педагогов.
Целью дипломной работы является изучение особенностей формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе и определение мер по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретический аспект понимания феномена социальнопсихологического климата;
2) рассмотреть факторы, влияющие на социально-психологический климат в образовательном учреждении;
3) провести исследование по изучению социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
4) разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Для выполнения задач в дипломной работе были использованы методы сравнительного анализа, описания, анкетирования и опроса.
Степень научной разработанности проблемы. Тема социальнопсихологического климата в коллективе довольно широко освещена в работах отечественных психологов и социологов. Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли Б.Д. Парыгин, А.С. Макаренко, В.М. Шепель, А.П. Панфилова, которые в своих работах и трудах рассматривали методологические подходы, методы диагностики и конкретные пути регуляции социально-психологического климата.
Объектом исследования дипломной работы выступают взаимоотношения в педагогическом коллективе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №2» г. Муравленко.
Предметом исследования - социально-психологический климат в педагогическом коллективе МБОУ «Школа №2».
Практическая значимость. Результаты, которые получены в ходе исследования, могут быть применены в работе образовательных учреждений для диагностики и улучшения социально-психологического климата коллективов.
Структура дипломной работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность и важность темы.
В первой главе рассматривается теоретический аспект понимания социально-психологического климата, его структуру и формирующие факторы.
Во второй главе рассматриваются факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
В третьей главе проводится исследование, направленное на выявление социально-психологического климата в педагогическом коллективе МБОУ «Школа №2» г. Муравленко и разработаны рекомендации по усовершенствованию социально-психологического климата.
В конце каждой главы формируются выводы, в заключении подводятся итоге по рассматриваемой теме.
Работа изложена на 100 страницах, содержит 44 источников литературы.
В данной работе рассматривается такой феномен, как социальнопсихологический климат. Социально-психологический климат представляет собой важный фактор жизнедеятельности коллектива. В ходе анализа теоретических аспектов понимания природы социально-психологического климата было установлено, что социально-психологический климат представляет собой целостную характеристику коллектива, которая связана с особенностями групповых процессов. Социально-психологический климат нами определяется, как система сложившихся межличностных отношений между членами коллектива. Социально-психологический климат оказывает влияние на духовную атмосферу и настрой коллектива, что, в свою очередь, влияет на отношение работников к своему труду, на эмоциональные и трудовые отношения в группе.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении имеет важное значение. Микроклимат в педагогическом коллективе сказывается на психологическом состоянии учителей, что, в свою очередь, влияет на их работоспособность и эмоциональное состояние. Важным компонентом при формировании социально-психологического климата в педагогическом коллективе являются взаимоотношения руководителя образовательного учреждения с педагогами. Руководителю следует быть справедливым, тактичным, вежливым, внимательным по отношению к своим подчиненным. Руководителю образовательного учреждения очень важно знать индивидуальные и личностные особенности людей, их психологические типы и специфики поведения. Учитывая то, что коллектив в образовательном учреждении преимущественно состоит из женщин, он в большей степени подвержен возникновению межличностных конфликтов, что, в свою очередь, ведет к ухудшению эффективности образовательного процесса. Поэтому руководителю образовательного учреждения необходимо выявлять причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе и уметь улаживать их.
В практической части дипломной работы мы рассмотрели социально- психологический климат в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа №2» г. Муравленко, применив стандартизированные методики (шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе Е.И. Рогова; опросник «Анализ и оценка социальнопсихологического климата в коллективе» Л.М. Карамушка; анкета для изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе Н.Л. Коломинского).
В ходе нашего исследования было выявлено, что в данной организации социально-психологический климат относится к среднему уровню благоприятности. В образовательном учреждении царит жизнерадостная обстановка. Межличностные отношения в коллективе дружеские, приветливые. Педагоги искренне радуются успехам своих коллег, помогают и выручают друг друга, с уважением относятся к мнению других педагогов. Руководитель образовательного учреждения тактичен и вежлив в общении с педагогическим коллективом, относится к своим подчиненным уважительно и с пониманием.
Также в ходе нашего исследования были выявлены слабые стороны взаимоотношений в коллективе, неблагоприятно влияющих на социально-психологический климат, которые нуждаются в корректирующих мероприятиях. Была выявлена повышенная напряженность межличностных отношений, приводящая к латентной конфликтности. Несмотря на то, что в данном образовательном учреждении конфликты встречаются довольно редко, все же они имеют место быть. Чаще всего они связаны с несовместимостью отдельных педагогов, со столкновением мнений сотрудников, с нарушением норм поведения и с неподходящим стилем управления коллективом. Также, по мнению педагогов, на состояние социально-психологического климата негативно влияет недостаточное одобрение и признание личных качеств сотрудников, их заслуг и достижений в профессиональной деятельности.
В соответствии с выявленными недостатками в социально-психологическом климате педагогического коллектива МБОУ «Школа №2» были разработаны рекомендации, которые направлены на улучшение социально-психологического климата.
Руководителю было предложено поддерживать со всеми коллегами внимательные и доверительные взаимоотношения, мотивировать сотрудников, оценивая вклад педагогов в трудовую деятельность, выражая похвалу и благодарность, поощряя их. Также обращено внимание на необходимость привлечения педагогов к совместной деятельности. Руководителю необходимо строить доверительные отношения с коллективом, что позволит предвидеть
конфликтные ситуации и разрешать их с минимальными потерями.
Рекомендовано коллектива. проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива.
1. Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 67 - 72.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Академия, 2000. 220 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 303 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
5. Батаршев А.В. Психолого-педагогические предпосылки профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 96 - 99.
6. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология личности. М.: Академия, 2009. 301 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Академия, 1995. 200 с.
8. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
10. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 440 с.
11. Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и формирование // Справочник кадровика. 2011. № 8. С. 8 - 9.
12. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 167 - 170.
13. Геберт Д., Лутц фон Розенштиль. Организационная психология. Человек в организации: пер. с нем. М.: Гуманитарный центр, 2006. 424 с.
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 174 с.
15. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 2. С. 161 - 168.
16. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии. М.: Просвещение, 2005. 264 с.
17. Зебрева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. 2007. № 3. С. 22 - 26.
18. Зиновьев В.И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом // Менеджмент сегодня. 2008. № 6. С. 324 - 337.
19. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность. Теория и практика. СПб.: СГУ, 2009. 456 с.
20. Карамушка Л.М. Психология управления. К.: Миллениум, 2003. 332 с.
21. Коломинский Н.Л. Психология педагогического менеджмента. К.: МАУП, 1996. 298 с.
22. Коломинский Н., Панько Е. Диагностика педагогического взаимодействия. Воронеж: МОДЭК, 2007. 80 с.
23. Лукашевич В.В. Климат для коллектива // Российская торговля. 2005. № 10. С. 59 - 61.
24. Макаренко А.С. Педагогические сочинения // Соч.: в 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3. 512 с.
25. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 72 - 83.
26. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Академия, 2000. 192 с.
27. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 87 - 88.
28. Панфилова А.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе, М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.
29. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Просвещение, 1998. 352 с.
30. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М.: Феникс, 2006. 344 с.
31. Петровский А., Шпалинский В. Социальная психология коллектива. СПб.: Речь, 2009. 544 с.
32. Реан А., Коломинский Н. Социальная педагогическая психология. М.: Просвещение, 2000. 412 с.
33. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит, 1998. 496 с.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2011. 384 с.
35. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Академия, 1999. 429 с.
36. Румянцева Т.В. Педагогическая психология: метод. Указания. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 78 с.
37. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия 2000. 264 с.
38. Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 480 с.
39. Советова Е.В. Кадровая работа в школе. М.: Феникс, 2006. 288 с.
40. Спивак В.А. Развивающее управление персоналом. СПб.: Нева, 2004. 448 с.
41. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера управления: теоретикометодологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1991. 342 с.
42. Чередниченко И., Тельных Н. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с.
43. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Академия, 1986. 248 с.
44. Щукина Е.Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на повышение эффективности деятельности учреждения // Социальная работа. 2007. № 6. С. 31 - 34.