Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Работа №100295

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление качеством

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 СОСТОЯНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 7
1.1 Структура отрасли машиностроения в Российской Федерации 7
1.2 Характер оснащения машиностроения оборудованием и уровень его технологического
обеспечения 13
1.3 Кадровый состав современного корпуса инженеров-машиностроителей и уровень его
профессиональной подготовки 24
Выводы 26
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НИЗКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ 28
2.1 Связь обучения физике и математике в общеобразовательной школе с результатами
изучения этих дисциплин студентами технического вуза 28
2.2 Современный студент технического вуза: основные элементы психологического
портрета 32
2.3 Связь результатов учебы студентов технического вуза с их ответственностью и
мотивированностью 46
Выводы 51
3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ «НЕПРЯМОЛИНЕЙНОГО» ВЛИЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
НА СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 52
3. 1 Активизация интереса студентов к содержанию занятий 52
3.2 Оптимизация речевого воздействия преподавателя на слушателей 57
3.3 Рациональный выбор иллюстративного материала занятия и его оформление 62
3.4 Рациональное поведение преподавателя в аудитории 68
Выводы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Вопросы к тесту «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Вопросы к тесту «Мотивация к успеху» Т. Элерса 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Вопросы к тесту «Мотивация обучения в вузе» Т. Ильиной 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Вопросы к тесту на выявление уровня лени 87

Работа направлена на решение актуальной проблемы - дефицита квалифицированных кадров машиностроительной отрасли, являющийся одной из причин трудностей, которые в настоящее время испытывает машиностроительное производство в Российской Федерации.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению качества подготовки выпускников технического вуза.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать уровень базовых знаний студентов, получаемых в школе и
проанализировать их взаимосвязь с успеваемостью в вузе;
2. Исследовать психологический портрет студента и проанализировать связь
полученных результатов с результатами учебы;
3. Разработать пути воздействия на студента, позволяющие повысить качество его профессиональной подготовки.
Объектом исследования являются студенты института новых материалов и технологий и их оценки за сессии.
Предмет исследования - успеваемость студентов.
Методы исследования: систематизация, психологическое тестирование, обобщение, статистические методы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение острой проблемы дефицита квалифицированных кадров машиностроительной отрасли является очень важной задачей, попытка решения которой приведена в данной выпускной квалифицированной работе. Было проведено исследование, в ходе которого выявлено, что отечественное машиностроение находится в неутешительном состоянии: для собственных нужд России не хватает оборудования, сельскохозяйственной техники, легковых и грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов и локомотивов, а также другой машиностроительной продукции. Помимо прочих проблем отрасли, основной причиной такого ее состояния мы считаем отсутствие квалифицированных кадров, т.к. именно человек управляет всеми ресурсами, имеющимися на предприятии; модернизирует имеющиеся и осваивает новые технологии; активно применяет все свои знания, умения и навыки. Было выявлено, что уровнем теоретических знаний и - особенно - практических навыков современных выпускников-инженеров категорически недовольны предприятия-работодатели. Это связано, в первую очередь, с низкой успеваемостью студентов в вузе. В ходе исследования был поставлен вопрос: почему студенты механико­машиностроительного института плохо учатся?
Причин низкой успеваемости может быть несколько: одни считают, что виновата школа, что она приучает человека думать шаблонно. Другие говорят, студенты ленивы, безответственны и ни к чему не стремятся.
Были проанализированы школьные и вузовские программы обучения физике и математике, анализ показал, что программы по физике достаточно тесно связаны друг с другом, а между вузовской и школьной программой по математике есть небольшой разрыв, усложняющий усвоение дисциплины.
Затем было определена теснота связи между количественными оценками знания физики и математики школьниками и студентами. Была выдвинута гипотеза о том, что результаты обучения в вузе есть следствие результатов учебы в школе.
Рассчитывались два показателя корреляционной связи: коэффициент корреляции и корреляционное отношение. Первый позволяет оценить степень связи, если она линейна, второй - если нелинейна.
Было получено, что общие результаты обучения в школе и институте как физике, так и математике связаны между собой скорее нелинейно, чем линейно, но оба эти вида связи весьма слабы.
Выдвинутая ранее гипотеза оказалась неверна, что было достаточно неожиданно. Для дальнейшего анализа причин такого результата было проведено изучение психологического портрета студента, поскольку именно психология личности в значительной степени определяет ее дальнейшие успехи в жизни, а в конечном итоге и прогресс в развитии общества.
В исследовании принимало участие 85 второкурсников (20 % от их общего числа).
Исследование проводилось путем тестирования, в ходе которого использовались 4 теста: тест 1 - опросник Роттера, позволяющий определить степень ответственности человека за свои поступки и жизнь (уровень субъективного контроля); тест 2 - «Мотивация к успеху» Элерса, тест 3 - «Мотивация обучения в вузе» Ильиной и тест 4 - на выявление лени, позволяющий оценить степень активности поведения человека.
Результаты первого теста интерпретируются по 7-ми шкалам, соответствующие разным видам интернальности.
Результаты показали, что у большинства студентов общий уровень интернальности (Ио) заметно ниже высокого. Аналогично выглядит и интернальность в области межличностных отношений (Им) и ответственности за свое здоровье (Из). Уровень интернальности области достижений несколько ниже высокого. Что касается интернальности в области производственных отношений (Ип), то её уровень у большинства студентов весьма существенно ниже высокого.
Второй тест показал умеренно высокий уровень мотивации к успеху большинства студентов.
Результаты третьего теста соответствуют трем шкалам, соответствующим разным видам мотивации обучения в вузе.
Анализ результатов третьего теста показал, что уровень мотивации студентов к получению знаний (ПЗ), к сожалению, в основном, средний, к овладению профессией (ОП)- несколько выше, но тоже средний. Зато мотивация к получению диплома (ПД) высокая.
Что касается 4-го теста, то уровень лени студентов достаточно приемлемый.
Анализируя полученные результаты тестов, можно отметить следующее:
1) Школьники постепенно отучаются мыслить, всё их свободное время уходит на подготовку к ЕГЭ: заучивание, решение однотипных тестовых задач.
2) Исследованные качества студентов принципиально не отличаются от этих качеств в нашем обществе в целом. Каково общество, как оно воспитывает молодежь, таков и результат.
3) Стремление получить диплом, превалирующее над получением знаний и профессии, - следствие инфантильности молодежи, а также повышенной в настоящее время формальной значимости документа об образовании, звании, ученой степени и т.п.
Далее была рассмотрена связь полученных результатов с результатами оценок, полученных в зачетно-экзаменационную сессию по наиболее важным дисциплинам, были вычислены коэффициенты корреляции. Было выявлено, что линейная связь между оценками за сессию и результатами наших тестов отсутствует. Отсюда следует: прямого влияния на результаты учебы исследованные психологические характеристики студентов не оказывают.
Однако, если нет прямолинейного влияния, то не исключено непрямое (нелинейное). Для этого было рассчитано корреляционное отношение. По нему видно следующее: нелинейное влияние уровня ответственности и мотивации на результаты учебы студентов не очень велико, но ощутимо выше, чем линейное.
Возникает вопрос: как влиять на студентов, чтобы они учились хорошо? Исходя из того, что наблюдается нелинейная корреляционная зависимость, мы пришли к выводу о том, что необходимо косвенно воздействовать на подсознание студента. Предложены следующие меры:
1. Проводимое занятие должно быть интересным, для этого сначала нужно ознакомить студентов с историей изучаемой дисциплины, рассказать о наиболее важных событиях, связанных с объектом изучения;
2. Как метод обучения мы предлагаем проблемный подход, т.е. создание некой проблемной ситуации. Она порождает потребность студента в приобретении новых знаний из дополнительных источников.
3. Преподавателю необходимо выступать в роли суггестора, комплексно воздействуя на студента. Сюда входят:
a. Оптимизация речевого воздействия преподавателя на слушателей.
1) Качество речи и минимальное количество речевых ошибок;
2) Логическое построение речи;
3) Владение: дыханием, голосом, дикцией.
4) Отсутствие лишних слов, не несущих никакой смысловой нагрузки
5) Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.
b. Грамотное использование невербальных методов воздействия на аудиторию: жестов, мимики, дистанции общения.
c. Рациональный выбор иллюстративного материала занятия и его оформление: сюда входит форма, расположение материала, выбранные цвета, т.к. все это влияет на восприятие информации.
й. Рациональное поведение преподавателя в аудитории: уверенность в поведении,
спокойствие на лице, твердость и решительность в голосе.
е. Внешний вид преподавателя.
Таким образом, применение разработанной системы мер «непрямолинейного» влияния преподавателя на студентов может способствовать повышению качества их обучения.


1) Алямов А.Э. Оборонное предприятие в ожидании лучших времен: научное издание
// ЭКО. - 2014. - №4. - С. 80-96
2) Андреева И. А. Эмоциональная компетентность в работе учителя: учеб. пособие для вузов / И. А. Андреева. - М.: Воронеж, 2006 - 320 с.
3) Анисимова Т.В. современная деловая риторика: : Учеб. - метод. пособие/ Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - М.: Воронеж, 2004 - 432 с.
4) Базыма, Б. А., Густяков, Н. А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. /Б.А. Базыма, Н.А. Густяков // Вестник ХГУ. Харьков, 1988. № 320. С. 22-25.
5) Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
6) Браэм Г. Психология цвета: Учеб. - метод. пособие/ Г. Браэм. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 258 с.
7) Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех: Учеб. - метод. пособие/ Г. Э. Бреслав. - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.
8) Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations/ И.Л..Викентьев. - СПб. : Бизнес
• Пресса, 2005. - 228 с.
9) Высоков И. Е. Психология познания : учебник для бакалавриата и магистра-туры - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 399 с. - Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
10) Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия. - Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 2008. - 192 с.
11) Горелова Г. В. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов/ Г. В. Горелова, И. А Кацко. - Ростов.: Феникс, 2002. - 175 с.
12) Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности: учеб. пособие; 2-е изд., доп. - М.: Политиздат. 1989 - 319 с.
13) Гуревич П. С. Психология рекламы: учеб. пособие для вузов/ П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 287 с.
14) Демидова О. В. Социально-психологические факторы и причинность в суггестивных явлениях: дис. канд. филос. наук/ О. В. Демидова. - Чебоксары, 2004 - 325 с.
15) Дж. Андерсон. Когнитивная психология. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 239 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ