Введение 3
1 Цена как экономическая категория: факторы, методы и инструменты
ценообразования 8
1.1 Экономико-теоретическая модель выбора оптимальной цены ... 8
1.2 Модели ценообразования: факторы, обуславливающие выбор . 14
1.3 Механизм и методы ценообразования 19
2 Особенности ценообразования на продукцию гражданского назначения
в фгуп уэмз 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ
финансово-хозяйственной деятельности ФГУП УЭМЗ 26
2.2. Методические основания формирования цен при проведении конкурсных процедур закупок как условия, в рамках которых происходит ценообразование 36
2.3 Факторы, влияющие на процесс ценообразования на продукцию
гражданского назначения в ФГУП УЭМЗ 43
3 Разработка предложений по повышению эффективности системы
ценообразования на гражданскую продукцию предприятий впк 51
3.1 Инструменты управления рисками возрастания затрат в процессе
исполнения контракта 51
3.2 Совершенствование методики формирования цены для
конкурсных процедур 59
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 70
Заключение 75
Список литературы 80
Приложения 84
Актуальность темы исследования. Ценообразование на гражданскую продукцию предприятий ВПК является ключевым элементом экономики этих предприятий и зависит от многих внутренних и внешних факторов.
Цены и ценовая политика влияют на значения экономических и маркетинговых показателей деятельности предприятия, таких как прибыль, объемы реализации продукции, доля рынка, сроки окупаемости инвестиций и др. От эффективного формирования цены зависит финансовый успех предприятия. Интеграция теоретических достижений и практического опыта ценообразования происходит на основе сложного механизма, позволяющего предприятию исключить риск просчетов при установлении цен.
Необходимым условием успешного функционирования предприятия ВПК является совершенствование механизмов ценообразования. Особо важная роль в этой связи отводится построению эффективного механизма ценообразования на продукцию гражданского назначения.
Ключевой особенностью ценообразования именно на продукцию гражданского назначения является необходимость учета при установлении цены на нее более высокого уровня конкуренции по сравнению с ситуацией на рынке военной продукции. Продукция гражданского назначения большинства предприятий ВПК подвержена как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Голубков Е.П. в своих исследованиях дает следующее определение ценовой конкуренции: «Ценовая конкуренция - это конкурентная борьба посредством изменения цен на товары» [1]. Условием успешности предприятия при ценовой конкуренции является более низкий уровень общих затрат на изготовление продукции по сравнению с конкурентами. При «ценовой войне» необходимо более качественно и подробно оценивать запас финансовой устойчивости и платежеспособности не только у данного предприятия, но и у конкурентов. В противном случае тот, кто развязал «ценовую войну» будет побежден. Следовательно «ценовая война» - это сложное рыночное явление, которое может нанести значительный ущерб финансовой устойчивости и рыночной позиции участников этой войны. При этом если конкуренты находятся в равных условиях, то «ценовая война» расточительна и не имеет никакого смысла.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не снижается, при этом первоочередную роль играют свойства товара, престиж марки, сервисный уровень и прочие факторы окружения товара. «Выбор наиболее удачной ценовой политики перемещается в сферу реализации товара и там влияет на эффективность сбыта. При неценовой конкуренции весь потенциал организации направлен в созидательное русло и не носит разрушительного характера, как в случае «ценовой войны». Вышесказанное объясняет, почему в маркетинге придают такое большое значение исследованиям цен» [1].
Объектом исследования является Федеральное государственное унитарное предприятие «Уральский электромеханический завод» (ФГУП УЭМЗ).
Увеличение объёмов производства и продажи продукции гражданского назначения, а также укрепление своего положения на рынке является для ФГУП УЭМЗ одной из приоритетных целей развития. Для достижения данной цели на ФГУП УЭМЗ намечены следующие основные направления совершенствования деятельности:
• повышение производительности труда за счёт снижения потерь рабочего времени;
• повышение корпоративного духа работников;
• должное обеспечение растущих требований потребителей к надёжности, безопасности, длительности срока эксплуатации выпускаемой продукции, её соответствия мировым стандартам качества;
• снижение стоимости выпускаемого оборудования для закрепления в перспективных сегментах рынка;
- повышение производительности труда за счёт организационно- технических мероприятий.
Однако успешная реализация всех намеченных мероприятий не обеспечит достижения поставленной цели без существенных изменений в практике ценообразования применительно к продукции гражданского назначения. Поэтому руководство предприятия требует от руководителей и специалистов соответствующих подразделений и служб решать поставленные задачи, основываясь именно на таком понимании проблемы.
Предприятие должно повышать результативность ценообразования для сохранения рынков сбыта и достижения необходимого уровня значений экономических показателей. Совершенствование механизма
ценообразования позволит преодолеть негативные факторы, сдерживающие развитие предприятия. Работа в этом направлении требует комплексного и согласованного решения вопросов управления ценами, в результате чего предприятие сможет добиться укрепления своих позиций на рынке сбыта. Это может быть достигнуто за счет принятия эффективных и обоснованных решений, связанных с внедрением новых методических подходов к ценообразованию, формированием системы цен, как можно более полным учетом внешних и внутренних факторов, общих условий деятельности предприятия и организации процесса ценообразования.
Указанные обстоятельства обуславливают практическую значимость данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Для повышения эффективности процесса ценообразования необходимо развитие существующей методической базы, которая в современных условиях достаточно разработана в теории в российской практике управления, но недостаточно полно отражает специфичность процессов ценообразования на продукцию гражданского назначения, производимую российскими предприятиями ВПК.
Решение указанной проблемы потребовало изучения теории ценообразования, а также практических аспектов деятельности предприятия как с точки зрения внутренней экономики бизнес-процессов, так и с точки зрения рыночной активности предприятия. Проблеме, связанной с ценообразованием, посвящено множество исследований отечественных и зарубежных авторов. Теоретическую основу исследований категории цены заложили, Маркс К., Петти У.,Рикардо Д., Смит А., Буагильбер П., Сэй Ж.Б., Тюнен И.Г., Милль Дж., Госсен Г.Г., Шумпетер Й., Менгер К., Джевонс У.С., Курно А.О., Вальрас Л., Туган-Барановский М.И., Маршалл А., Пигу А., Бем- Баверк Е., Робинсон Дж., Струве П.Б. и др. Вопросы в области теории и практики ценообразования на предприятиях освещены в трудах Нэгл Т., Асейнов С.А., Лев М.Ю., Друри. К., Герасименко В.В., Гапошина Л.Г., Регнер Э., Григорьева Е.М., Данильцев А.В., Липсиц И.В., Евдокимова Т.Г., Корей Р., Есипов В.Е., Желтякова И.А., Слепнева Т.А., Маховикова Г.А., Корсаков Д.Б., Маренков Н.Л., Яркин Е.В., Цацулин А.Н., Родионова Л.Н., Салимжанов И.К., Усатов И.А., Уткин Э.А., Шуляк П.Н. и др. Отечественные и зарубежные ученые внесли значительный вклад в решение проблем ценообразования, при этом вопросы формирования оптимальных цен на гражданскую продукцию предприятий ВПК недостаточно освещены. Основное внимание в большинстве изученных работ уделяется общим вопросам ценообразования...
Целью данного диссертационного исследования являлась разработка теоретических и методических положений по совершенствованию механизма ценообразования на продукцию гражданского назначения на примере ФГУП УЭМЗ.
Для достижения поставленной цели исследования нами были сформулированы следующие основные задачи:
• исследовать существующие экономико-теоретические модели ценообразования, факторы, обуславливающие выбор той или иной модели, механизмы и методы ценообразования;
• проанализировать факторы, влияющие на выбор модели ценообразования ФГУП УЭМЗ; существующие методики, применяемые для формирования цен на продукцию гражданского назначения; ключевые проблемы, препятствующие эффективному ценообразованию;
• разработать предложения по повышению эффективности системы ценообразования на продукцию гражданского назначения на примере ФГУП УЭМЗ.
При решении указанных задач нами были получены следующие результаты.
Анализ существующих экономико-теоретических моделей
ценообразования позволил выявить двойственный характер цены как экономической категории. Двойственный характер цены выражается в том, что, с одной стороны, цена как переменная, влияющая на величину дохода, призвана обеспечить покрытие затрат на производство и реализацию продукции с целью извлечения экономическим агентом прибыли, а с другой стороны, цена, как важнейший компонент комплекса маркетинга, определяет содержание и характер взаимодействия с потребителем.
Двойственный характер цены, в свою очередь, предопределяет разделение всех методов ценообразования на две группы:
• затратные методы, в основе которых лежит та или иная структура затрат (себестоимость продукции). Цена при этом выступает в качестве зависимой переменной от уровня затрат;
• рыночные методы, в основе которых лежит ожидаемая потребителем, задаваемая рынком либо определяемая маркетинговой стратегией бизнеса, цена. В данном случае цена зависит лишь от внешних факторов, а затраты рассматриваются как зависимая, управляемая переменная.
Специфика деятельности различных групп агентов позволяет сформировать типовые модели ценообразования, на основании адаптации которых могут быть построены индивидуальные модели для конкретного предприятия, рынка или типа продукции.
Построение той или иной модели ценообразования обуславливается следующими основными факторами:
• типом рынка, на котором реализуется данный товар или услуга;
• типом и способом организации производства;
• способом рыночного взаимодействия продавца и покупателя;
• временным горизонтом ценообразования.
Анализ производственной и сбытовой деятельности объекта исследования - ФГУП УЭМЗ - выявил и позволил дать характеристику специфических факторов и условий, обуславливающих выбор существующей модели ценообразования на продукцию гражданского назначения.
Анализ данных факторов показал, что:
• Реализация продукции гражданского назначения происходит в условиях поставки продукции единственному покупателю - Росэнергоатому, т.е. имеет место такая структура рынка как монопсония.
• Выпуск продукции гражданского назначения осуществляется в рамках заключаемых контрактов по позаказному принципу, т.е. каждый отдельный заказ может рассматриваться как дополнительный к существующим производственным и сбытовым планам.
• Рыночное взаимодействие с покупателем возможно исключительно с использованием конкурентных способов закупки, что является ключевым условием выбора модели ценообразования.
• Выпуск продукции гражданского назначения является стратегически важным для предприятия, что обуславливает ориентацию при ценообразовании на длительный временной интервал.
Анализ применяемых процедур и методик ценообразования, в том числе обусловленных нормативными требованиями конкурсных процедур закупок, а также анализ факторов ценообразования позволил выявить следующие основные их отличительные моменты, представляющие собой проблемы, препятствующие эффективному ценообразованию:
• В рамках нормативно заданных процедур целесообразно выделять разные типы цен, имеющие разную природу и требующие применения разных подходов и методик при их формировании: цена, указываемая в технико-коммерческом предложении; формируемая организатором торгов на ее основе начальная (максимальная) цена контракта; минимальная (пороговая) цена контракта); цена, указываемая в конкурсной документации; цена исполнения контракта.
• Фактически при формировании разного типа цен применяется одна и та же методика.
• Существенную долю (до 60%) в структуре затрат на изготовление продукции гражданского назначения составляют затраты на покупные импортные комплектующие изделия, величина которых прямо пропорциональна валютному курсу рубля.
• Применяемые методики ценообразования не предусматривают применение инструментов страхования валютных рисков. Структура затрат не включает в себя затраты на использование инструментов страхования валютных рисков.
• Применяемые методики ценообразования предусматривают включение в состав затрат накладных расходов (косвенных затрат), что некорректно при формировании цен на дополнительные партии продукции.
• Выполнение контракта даже по цене равной НМЦ не гарантирует достижение безубыточности.
Анализ выявленных проблем, препятствующих эффективному ценообразованию, позволил сформулировать предложения по совершенствованию механизма ценообразования на продукцию гражданского назначения.
1. Предложен новый механизм (алгоритм) ценообразования на продукцию гражданского назначения основанный на принципе разделения разных типов цен и методик их формирования.
2. Предложен механизм формирования цены для конкурсной документации, отличный от применяемого сегодня, отличительными чертами которого являются:
• в калькуляцию затрат для целей определения цены в конкурсной документации не включаются накладные расходы;
• в калькуляцию затрат для целей определения цены в конкурсной документации включаются затраты на страхование ценовых рисков, вызванных изменением валютного курса рубля;
• уровень прибыльности контракта нормируется путем установления минимального уровня маржинальности контракта;
• применение рыночных методов ценообразования для поддержки принятия решения об установлении цены исполнения контракта.
На основе проведенного сравнительного анализа доступных для применения финансовых инструментов, обеспечивающих управление валютными рисками, (а именно валютных фьючерсов, опционов, форвардных контрактов) в качестве инструментов управления ценовыми рисками, вызванными изменением валютного курса рубля, предлагается использовать валютный расчетный форвардный контракт.
Сформулированные предложения должны, по нашему мнению, в случае их реализации обеспечить повышение эффективности ценообразования на продукцию гражданского назначения.
В диссертационной работе определен ожидаемый финансовый эффект от применения предложенной методики ценообразования и использования инструментов управления ценовыми рисками.
Таким образом, цель диссертационной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / д.э.н., академик Международной академии информатизации, профессор АНХ при правительстве РФ / Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №5 / 1999.
2. Цены и ценообразование / под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов, 3-е изд. СПб: Издательство «Питер», 1999. 464с.
3. В.М. Тарасевич Ценовая политика предприятия. 3-е изд. - СПб.: 2010 - 320 с.
4. Друри. К. Введение в управленческий и производственный учет. ЮНИТИ-ДАНА, 1994. - 560 с.
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе, Перевод с англ. 4е изд. М.: Дело Лтд. 1994. - XXXII + 687 с.
6. http://www.uemz.ru.
7. http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9565619.
8. http: //www.vestifinance.ru/articles/82765.
9. http://www.finanz.ru/novosti/valyuty/khedzhirovanie-valyutnykh-riskov- eksporterov-mozhet-sochetat-neskolko-finansovykh-instrumentov-cb-1001897798.
10. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.: ил.
11. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.
12. Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классики экономической мысли. Сочинения. - М.: ЭКМО-Пресс, 2000.
13. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Кн.1. - М.: Ось-89, 1997.
14. Маренков М.Л. Ценообразование / Под род. В.Н.Чапека. Серия «Высшее образование». - ML: «Национальный институт бизнеса». Ростов н/Д: Феникс,2005. -288 с.
15. Нэгл Томас Т. Стратегия и тактика ценообразования. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 572 с...