УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ
1.1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНД 7
1.2. ПРОЦЕСС КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ЛИДЕРА В
ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНДАХ 27
1.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ
В ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНДАХ 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ И МЕТОДИК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. АНАЛИЗ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ «ИНДУСТРИИ 4.0» И ИХ ВЛИЯНИЯ
НА ВИРТУАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ 49
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ
ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ 68
2.3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДЫ 75
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОМАНДЫ В ВИРТУАЛЬНУЮ
3.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНДАХ 85
3.2. АЛГОРИТМ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОМАНДЫ В ВИРТУАЛЬНУЮ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 114
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ
1.1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНД 7
1.2. ПРОЦЕСС КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ЛИДЕРА В
ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНДАХ 27
1.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ
В ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНДАХ 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ И МЕТОДИК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. АНАЛИЗ ТРЕНДОВ РАЗВИТИЯ «ИНДУСТРИИ 4.0» И ИХ ВЛИЯНИЯ
НА ВИРТУАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ 49
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ
ВИРТУАЛЬНЫМИ КОМАНДАМИ 68
2.3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОМАНДЫ 75
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОМАНДЫ В ВИРТУАЛЬНУЮ
3.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНДАХ 85
3.2. АЛГОРИТМ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КОМАНДЫ В ВИРТУАЛЬНУЮ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 114
Актуальность темы исследования. Цифровизация всё стремительней и глубже проникает в различные области нашей деятельности и повседневной жизни. Сегодня цифровые технологии активно используются на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, медицинских учреждениях и в каждом доме. Они используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, для аналитики больших объемов данных и машинного обучения, в робототехнике, для ßD-печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований.
Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации 2017-2030 годы» сектор виртуальных организаций является одним из приоритетов Правительства РФ, инвестиционно привлекательным для российских и иностранных компаний.
Возникновение виртуального бизнеса предполагает соответствующее управление деятельностью виртуальных команд в новой экономике.
Согласно опросу, проведенному KPMG, в котором участвовало более 100 респондентов крупнейших Российских компаний в различных отраслях (Банки и финансовые структуры, Ритейлы, Транспорт, Нефть и газ, IT- инфраструктура) наиболее популярными технологиями, которые уже опробовали российские компании являются - анализ больших данных и предиктивная аналитика (68%), чат-боты (51%), роботизация офисных процессов (50%). Из них 77% -компаний респондентов ожидают повышения операционной эффективности и сокращения затрат за счет цифровизации процессов [34].
Ситуация со всемирной эпидемией подтолкнула организации к ускорению тренда цифровизации, выступив своеобразным катализатором: все больше и больше сервисов уходит в онлайн, больше и больше услуг люди могут получать, не выходя из дома. Эта доминирующая тенденция, рассматривается компаниями как часть их стратегии, обществом как некий заданный вектор развития.
Изменение условий хозяйствования организаций в цифровой экономике при экспоненциально нарастающем объеме информации и глобальном внедрении коммуникационных технологий обусловило необходимость трансформации подходов к формированию и управлению командами и коллективами.
При тотальном использовании информационно коммуникационных технологий в деятельности виртуальных команд происходят изменения в менеджменте команд, так традиционный стиль лидерства уходит на второй план, трансформируя классическое понимание лидерства.
Сужение каналов коммуникаций требует новых подходов к построению коммуникационной сети и децентрализации полномочий лидера виртуальной команды.
Вышеизложенное обусловило актуальность выпускной квалификационной работы, предопределило цель и задачи исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является научное обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по формированию и управлению виртуальными командами, учитывающих специфику развития цифровой экономики.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие при работе виртуальных команд.
Объект исследования - Российские практики формирования и управления виртуальными командами.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
- исследовать теоретико-методические основания формирования и управления виртуальными командами и роль лидера в командообразовании;
- проанализировать тренды цифровой экономики и их влияние на трансформацию управленческих функций в виртуальной команде, а также практики управления и методики их формирования;
- разработать методические рекомендации по трансформации традиционной команды в виртуальную, включающую алгоритм трансформации.
Для решения поставленных задач использовались такие методы как:
Теоретические - анализ, классификация, обобщение.
Эмпирические - анализ публикаций и статистических данных, сравнение, опрос методом анкетирования и полустандартизированного интервью.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические предпосылки для исследования данной темы содержатся в трудах, посвященных проблемам и перспективам управления традиционными и виртуальными, зарубежных и отечественных авторов таких как: Армстронга М., Дафта Р.Л., Адизеса И., Коттера Д., Алиева И. Г., Карякина А.М., Михеева В., Рыбакова М.Ю., Чанько А.Д., Шароватова Ю.М.
Научные труды Алиева И.Г., Белбина Р. М., Великороссова В.В., Кулапова М.Н. Карякина А.М., Никольской Е.Н. освещают вопросы методологических подходов к управлению виртуальными командами.
Вопросам коммуникации и лидерства в команде посвящены работы Макарченко М.А., Павловой О.Н. Илышевой М. А., Котляревской И. В., Мальцевой Ю. А., Петрова А. Ю., Мирошниченко А.А.
Научная новизна результатов исследования:
- Уточнено определение «виртуальная команда» как распределенной команды, включающей совокупность взаимосвязанных интеллектуальных ресурсов, децентрализации лидерства и применения прорывных технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности, способствующих росту эффективности и конкурентоспособности команды;
- Дополнены отличительные признаки виртуальной команды от традиционной, характерные цифровой экономике: взаимодействие при помощи облачных технологий, децентрализация лидерства, формирование цифровых следов за счет постоянного использования ИКТ, сужение каналов коммуникации, гибкость и адаптивность в условиях неопределенности, внедрение искусственного интеллекта и дополненной реальности в работу команды;
- Разработаны рекомендации по совершенствованию надпрофессиональных навыков для членов виртуальной команды в соответствии с ролями, выполняемыми в команде.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена изучению сущностных характеристик виртуальных команд. Проведен сравнительный анализ менеджмента традиционных и виртуальных команд. Выявлена трансформация функций лидера виртуальных команд.
Во второй главе исследованы тренды цифровой экономики, влияющие на изменение подходов к управлению виртуальными командами. Установлена низкая эффективность классических подходов к лидерству в виртуальных командах. Выявленные наиболее эффективные способы построения коммуникационной сети виртуальной организации.
В третьей главе проведен анализ функций менеджмента в виртуальных командах. Разработаны рекомендации по совершенствованию надпрофессиональных навыков для членов команды в зависимости от выполняемой роли в виртуальной команде. Разработан алгоритм трансформации традиционной команды в виртуальную.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для формирования и управления виртуальными командами в условиях цифровой экономики.
Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации 2017-2030 годы» сектор виртуальных организаций является одним из приоритетов Правительства РФ, инвестиционно привлекательным для российских и иностранных компаний.
Возникновение виртуального бизнеса предполагает соответствующее управление деятельностью виртуальных команд в новой экономике.
Согласно опросу, проведенному KPMG, в котором участвовало более 100 респондентов крупнейших Российских компаний в различных отраслях (Банки и финансовые структуры, Ритейлы, Транспорт, Нефть и газ, IT- инфраструктура) наиболее популярными технологиями, которые уже опробовали российские компании являются - анализ больших данных и предиктивная аналитика (68%), чат-боты (51%), роботизация офисных процессов (50%). Из них 77% -компаний респондентов ожидают повышения операционной эффективности и сокращения затрат за счет цифровизации процессов [34].
Ситуация со всемирной эпидемией подтолкнула организации к ускорению тренда цифровизации, выступив своеобразным катализатором: все больше и больше сервисов уходит в онлайн, больше и больше услуг люди могут получать, не выходя из дома. Эта доминирующая тенденция, рассматривается компаниями как часть их стратегии, обществом как некий заданный вектор развития.
Изменение условий хозяйствования организаций в цифровой экономике при экспоненциально нарастающем объеме информации и глобальном внедрении коммуникационных технологий обусловило необходимость трансформации подходов к формированию и управлению командами и коллективами.
При тотальном использовании информационно коммуникационных технологий в деятельности виртуальных команд происходят изменения в менеджменте команд, так традиционный стиль лидерства уходит на второй план, трансформируя классическое понимание лидерства.
Сужение каналов коммуникаций требует новых подходов к построению коммуникационной сети и децентрализации полномочий лидера виртуальной команды.
Вышеизложенное обусловило актуальность выпускной квалификационной работы, предопределило цель и задачи исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является научное обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по формированию и управлению виртуальными командами, учитывающих специфику развития цифровой экономики.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие при работе виртуальных команд.
Объект исследования - Российские практики формирования и управления виртуальными командами.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
- исследовать теоретико-методические основания формирования и управления виртуальными командами и роль лидера в командообразовании;
- проанализировать тренды цифровой экономики и их влияние на трансформацию управленческих функций в виртуальной команде, а также практики управления и методики их формирования;
- разработать методические рекомендации по трансформации традиционной команды в виртуальную, включающую алгоритм трансформации.
Для решения поставленных задач использовались такие методы как:
Теоретические - анализ, классификация, обобщение.
Эмпирические - анализ публикаций и статистических данных, сравнение, опрос методом анкетирования и полустандартизированного интервью.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические предпосылки для исследования данной темы содержатся в трудах, посвященных проблемам и перспективам управления традиционными и виртуальными, зарубежных и отечественных авторов таких как: Армстронга М., Дафта Р.Л., Адизеса И., Коттера Д., Алиева И. Г., Карякина А.М., Михеева В., Рыбакова М.Ю., Чанько А.Д., Шароватова Ю.М.
Научные труды Алиева И.Г., Белбина Р. М., Великороссова В.В., Кулапова М.Н. Карякина А.М., Никольской Е.Н. освещают вопросы методологических подходов к управлению виртуальными командами.
Вопросам коммуникации и лидерства в команде посвящены работы Макарченко М.А., Павловой О.Н. Илышевой М. А., Котляревской И. В., Мальцевой Ю. А., Петрова А. Ю., Мирошниченко А.А.
Научная новизна результатов исследования:
- Уточнено определение «виртуальная команда» как распределенной команды, включающей совокупность взаимосвязанных интеллектуальных ресурсов, децентрализации лидерства и применения прорывных технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности, способствующих росту эффективности и конкурентоспособности команды;
- Дополнены отличительные признаки виртуальной команды от традиционной, характерные цифровой экономике: взаимодействие при помощи облачных технологий, децентрализация лидерства, формирование цифровых следов за счет постоянного использования ИКТ, сужение каналов коммуникации, гибкость и адаптивность в условиях неопределенности, внедрение искусственного интеллекта и дополненной реальности в работу команды;
- Разработаны рекомендации по совершенствованию надпрофессиональных навыков для членов виртуальной команды в соответствии с ролями, выполняемыми в команде.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена изучению сущностных характеристик виртуальных команд. Проведен сравнительный анализ менеджмента традиционных и виртуальных команд. Выявлена трансформация функций лидера виртуальных команд.
Во второй главе исследованы тренды цифровой экономики, влияющие на изменение подходов к управлению виртуальными командами. Установлена низкая эффективность классических подходов к лидерству в виртуальных командах. Выявленные наиболее эффективные способы построения коммуникационной сети виртуальной организации.
В третьей главе проведен анализ функций менеджмента в виртуальных командах. Разработаны рекомендации по совершенствованию надпрофессиональных навыков для членов команды в зависимости от выполняемой роли в виртуальной команде. Разработан алгоритм трансформации традиционной команды в виртуальную.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения разработанных рекомендаций для формирования и управления виртуальными командами в условиях цифровой экономики.
Ситуация со всемирной эпидемией подтолкнула организации к ускорению тренда цифровизации, выступив своеобразным катализатором. Изменение условий хозяйствования организаций в цифровой экономике при экспоненциально нарастающем объеме информации и глобальном внедрении коммуникационных технологий обусловило необходимость трансформации подходов к формированию и управлению командами и коллективами.
Тренды цифровой экономики неизбежно влияют на менеджмент команд. Как показало исследование, проведенное автором работы виртуальные команды отличаются своей гибкостью и возможностью привлечь в состав своей команды самых лучших специалистов, несмотря на географическое положение последних.
Отметим, что, несмотря на то, что сущность виртуальных команд не отличается от традиционных, по формальным признакам менеджмент виртуальных команд имеет факторы значительно затрудняющих их деятельность, что порождает основные ограничения.
Так классические стили лидерства становятся не эффективными в управлении виртуальными командами, функции лидерства сдвигаются с парадигмы авторитарного контроля и централизованности власти, уступая трансформационному стилю со своим разнообразием подходов и возможностей. Построение коммуникационной сети для взаимодействия членов виртуальной команды предполагает децентрализацию власти, наличие надпрофессиональных или как еще их называют «мягких» навыков таких как: эмоциональный интеллект, умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде и межотраслевая коммуникация. Для digital - лидера становится важным комплексно решать возникающие проблем и уметь видеть возможности в сложной, неопределенной среде цифровой экономики.
Не смотря на то, что статистические данные указывают на положительную динамику использования технологий в деятельности команд в целом, результаты исследования проведенного автором работы носили иной характер, уровень использования технологий можно отнести к низкому.
Тотальное использование ИКТ при коммуникации помогает членам команды достигнуть эффекта синергии без личного присутствия, качество использования технологий является индикатором налаженности функций коммуникации, планирования и контроля.
Именно поэтому руководителям виртуальных команд следует обратить внимание на зону роста членов команды, как в техническом понимании, так и в направлении надпрофессиональных навыков.
Стоит отметить важность умения лидера мотивировать членов команды на расстоянии и поддерживать командный дух. Мотивация - одна из значимых функций лидера виртуальной команды, и связано это в первую очередь с тем, что рынок высококлассифицированных сотрудников сейчас испытывает трудности, а анализ имеющихся данных показывает, что «кадровый голод» будет только нарастать, поэтому важной задачей перед лидером команды будет удержать кадры представляющие ценность для виртуальной команды.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что востребованность виртуальных команд в настоящее время очевидна, и предполагается, что будет только нарастать и усложнятся за счет использования смешанных структур персонала в составе людей и технологий, однако уровень виртуальности команд, еще не достигнут на должном уровне.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.
Тренды цифровой экономики неизбежно влияют на менеджмент команд. Как показало исследование, проведенное автором работы виртуальные команды отличаются своей гибкостью и возможностью привлечь в состав своей команды самых лучших специалистов, несмотря на географическое положение последних.
Отметим, что, несмотря на то, что сущность виртуальных команд не отличается от традиционных, по формальным признакам менеджмент виртуальных команд имеет факторы значительно затрудняющих их деятельность, что порождает основные ограничения.
Так классические стили лидерства становятся не эффективными в управлении виртуальными командами, функции лидерства сдвигаются с парадигмы авторитарного контроля и централизованности власти, уступая трансформационному стилю со своим разнообразием подходов и возможностей. Построение коммуникационной сети для взаимодействия членов виртуальной команды предполагает децентрализацию власти, наличие надпрофессиональных или как еще их называют «мягких» навыков таких как: эмоциональный интеллект, умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде и межотраслевая коммуникация. Для digital - лидера становится важным комплексно решать возникающие проблем и уметь видеть возможности в сложной, неопределенной среде цифровой экономики.
Не смотря на то, что статистические данные указывают на положительную динамику использования технологий в деятельности команд в целом, результаты исследования проведенного автором работы носили иной характер, уровень использования технологий можно отнести к низкому.
Тотальное использование ИКТ при коммуникации помогает членам команды достигнуть эффекта синергии без личного присутствия, качество использования технологий является индикатором налаженности функций коммуникации, планирования и контроля.
Именно поэтому руководителям виртуальных команд следует обратить внимание на зону роста членов команды, как в техническом понимании, так и в направлении надпрофессиональных навыков.
Стоит отметить важность умения лидера мотивировать членов команды на расстоянии и поддерживать командный дух. Мотивация - одна из значимых функций лидера виртуальной команды, и связано это в первую очередь с тем, что рынок высококлассифицированных сотрудников сейчас испытывает трудности, а анализ имеющихся данных показывает, что «кадровый голод» будет только нарастать, поэтому важной задачей перед лидером команды будет удержать кадры представляющие ценность для виртуальной команды.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что востребованность виртуальных команд в настоящее время очевидна, и предполагается, что будет только нарастать и усложнятся за счет использования смешанных структур персонала в составе людей и технологий, однако уровень виртуальности команд, еще не достигнут на должном уровне.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Управление человеческим капиталом в условиях цифровой трансформации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2025 - Компетентностный профиль востребованного специалиста в цифровой экономике
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РФ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА
ПРИМЕРЕ ПАО КБ «ВОСТОЧНЫЙ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Трансформация кадровой политики в банковской сфере в условиях цифровой экономики
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ С
УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПАО
«СБЕРБАНК»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ
ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
(на примере ПАО СБЕРБАНК)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Управление стартапами сферы услуг
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управления стартапами в сфере услуг
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Мотивация к труду членов распределенных команд (Московский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023



