ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, МЕТОДОЛОГИЯ
ОБОСНОВАНИЯ 6
1.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ 14
1.3 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 18
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РФ .... 29
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РФ 29
2.2 МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕСНОЙ
ОТРАСЛИ 36
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕСНОЙ
ОТРАСЛИ 46
3.1 СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ НА 2021-2022 ГГ 46
3.2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКРЫТИЯ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРЕНОЙ ДРЕВЕСИНЫ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Сегодня сохранять устойчивое конкурентное преимущество становится все сложнее. Компании всего мира находятся в непрерывном поиске новых рычагов, задействовав которые, можно было бы занять лидирующие позиции на рынке. Точное формулирование стратегических целей, четкое определение своего рынка и отрасли, высокое качество разработки и реализации стратегии становятся важными факторами поддержания конкурентоспособности и достижения лидерства в бизнесе.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что определение и реализация стратегических решений относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Кроме того, нынешняя экономическая ситуация особенно остро ставит вопрос сохранения и поддержания прибыли компании.
В условиях финансовой нестабильности большинство предприятий ориентированы на решение краткосрочных проблем и не ставят долгосрочных целей. Такой подход опасен тем, что при успешной реализации краткосрочных целей предприятие может понести убытки в долгосрочной перспективе, а также не отреагировать на изменение рынка и потерять свою конкурентоспособность.
Эффективная стратегия становится залогом успеха компании на рынке. Сегодня основной задачей руководителей становится разработка стратеги развития, позволяющей организации противостоять угрозам внешней среды и снизить вероятность наступления рисков.
Успешная рыночная стратегия позволяет компании не только продавать свои товары или услуги, но также создавать новые продукты и повышать рентабельность. Чтобы достичь своих целей, компании нужно четко представлять себе, где она находится по отношению к покупателям и конкурентам. Хорошая рыночная стратегия благотворно влияет на всю деятельность компании, включая ее финансовые результаты.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения однотипных (по уровню и равнозначности) по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей. Согласование и координация по времени и ресурсам локальных стратегических целей позволит достичь глобальных целей экономической стратегии - создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.
Способность и умение быстро перестраиваться, не упускать возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития, - все эти качества сегодня становятся главными аргументами предприятия в конкурентной борьбе. Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики являются основополагающими идеями новой философии управления организацией и ее развития.
Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия лесной отрасли в современных условиях.
Объектом исследования является лесная отрасль УрФО, включающая в себя лесозаготовку и деревообработку.
Предметом исследования являются инструменты разработки стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
а) Рассмотреть теоретические аспекты стратегического развития компании на основании научных концепций стратегического менеджмента;
б) Предложить методику обоснования стратегии развития бизнеса;
в) В рамках предложенной методики провести анализ состояния лесной отрасли УрФО и выявить факторы, влияющие на формирования стратегии развития;
г) Провести комплексный анализ деятельности ООО “ТК Промэкс”, работающем на рынке лесозаготовки и деревообработки;
д) Составить стратегическую карту в системе сбалансированных показателей для предприятия лесной отрасли;
е) Разработать инвестиционный проект по открытию нового направления деятельности, как базового мероприятия реализации стратегии.
Методическая основа исследования - труды отечественных и зарубежных ученых, посвящённых проблемам стратегического менеджмента и маркетинга: Каплан Р.С., Нортон Д.П., Друкер П.Ф., Екатериновская М.А., Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Маркова В.Д., мл. А.А., Стрикленд III А.Дж., Шифрин М.Б. и др., законодательная база РФ. Информационная база исследования - периодические издания и электронные источники информации, данные Росстата, финансовая и управленческая отчетность ООО “ТК Промэкс”.
Проведенные исследования базируются на применении методов обобщения, системного, логического и сравнительного анализа, финансово-экономического анализа, SWOT, PEST, BSC, временной стоимости денег.
Научная новизна, выносимая на защиту - разработка методики обоснования стратегии развития бизнеса.
Практическое значение в апробации предложенной методики для обоснования стратегии развития на примере ООО “ТК Промэкс”, работающего в сфере лесозаготовки и деревообработки, а также разработка и детальное экономическое обоснование инвестиционного проекта по переработке топляка.
В современных условиях предприятиям необходимо быстро реагировать на изменения экономической ситуации, предпочтений рынка. Для этого необходимо осваивать новые виды продукции, переходить на новые рынки сбыта, вносить изменения в бизнес-процессы организации, повышать эффективность производства. Все это невозможно сделать без разработки долгосрочной стратегии.
Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе успешно выполненные в 3 главах. Проведенное исследование позволило выявить наиболее важные теоретические и практические проблемы, связанные с разработкой стратегии предприятия.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты стратегического развития компании. Проведен анализ научных взглядов на термин “стратегия”, представленных в работах А.Томсона и А. Стрикленда, М.Портера, И Ансоффа. Систематизация и анализ взглядов позволили сформулировать понятие стратегия следующим образом - это собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Рассмотрены классификации видов стратегий: с точки зрения развития фирмы, с точки зрения иерархии управления, классификация стратегий по М.Портеру. Несмотря на множество вариантов стратегий, их можно ограничить четырьмя вариантами (стратегия расширения, стратегия стабилизации, стратегия экономии, комбинированная стратегия), каждая из которых, в свою очередь, может иметь несколько разновидностей. Также, в первой главе рассмотрены факторы, влияющие на стратегию, представленные А.Томсоном и А.Стриклендом. Систематизирована классификации методов и инструментов анализа. Инструменты и методы анализа рассмотрены в следующей группировке: исследование исходной группировки, анализ внешней среды, анализ потенциальных возможностей и резервов предприятия, формирование целей и миссии предприятия, определение стратегических инициатив, разработка стратегии, реализация стратегии, оценка результативности.
Во второй главе проведен анализ рынка лесозаготовительной отрасли в Уральском Федеральном округе и проведен анализ деятельности предприятия ООО «ТК Промэкс». В ходе анализа рынка лесозаготовительной отрасли были собраны статистические данные о площади лесных земель УрФО (112 млн.га, что составляет 10% от общероссийского фонда, лесистость территории -38%); данные о качестве лесообразующих пород (доля спелых и перестойных лесов составляет 30% от всего площади лесов). Объем заготовленной древесины в УрФО в 2019 году составил 14,9 млн.м3, т.е. 7% от общероссийского. Проведен PEST анализ макросреды. Наибольшее значение для компании имеют значение политические, экологические и экономические факторы. К наиболее существенным политическим факторам относятся регулирование допустимого объема вырубки и стратегия развития лесного комплекса Российской федерации до 2030 года, в рамках которой предусматриваются изменения в структуре лесного производства за счет создания крупных кластеров, обеспечивающих комплексную и глубокую переработку древесины. Стратегией предусмотрено создание крупных целлюлозно-бумажных комбинатов на 1 млн. тонн в Свердловской области и Ханты- Мансийском автономном округе - Югре. На базе формируемых кластеров ожидается расширение производства пиломатериалов и фанеры. Экономические факторы оказывают большое влияние на организацию, так как высокий уровень инфляции может повлиять на стоимость платных услуг, в результате чего вырастут цены на продукцию. Установление высоких налоговых ставок могут сильно повлиять на деятельность организации, снизить ее доход, затруднить сбыт ее услуг. Экологические факторы имеют высокую роль в силу специфики отрасли. Одним из экологически положительных направлений деятельности является переработка затопленной древесины.
Для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия проведен горизонтальный и вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах, а также коэффициентный анализ. Данные анализа говорят об эффективном управлении дебиторской задолженностью, повышением эффективности в использовании ТМЦ. Улучшились показатели деловой активности и ликвидности. Для анализа внешней и внутренней среды компании проведен SWOT анализ по результатам которого сделан вывод о том, компания может принимать решения по расширению производства, открытию новых бизнес- направлений или освоению новых рынков сбыта. Для исследования предпочтения клиентов мы использовали метод КАНО. Целевыми показателями были определены: ассортимент, сроки изготовления, цена не выше средней, сушка пиломатериалов, скорость оформления отгрузки и качество продукции.
Алгоритм обоснования и реализации стратегии развития предприятия ООО “ ТК Промэкс” и бизнес - план предложены в третьей главе. Составлена стратегическая карта развития предприятия. В блоке “Финансы” поставлена цель повысить прибыль на 50% и сохранить рентабельность продаж на уровне 7%. Цели по блоку “Клиенты” были поставлены на основании анализа методом КАНО, проведенном во 2й главе и являются: увеличение продаж, повышение доли новых клиентов, увеличение доли по ассортименту, увеличение доли новых продуктов. Для достижения новых целей компании понадобится пересмотреть и оптимизировать некоторые бизнес - процессы. Цели данного блока следующие: Организация производства нового продукта (мореная древесина из топляка), Настройка бизнес процесса на производство новых позиций, Сокращение производственного цикла (период оборачиваемости запасов), Повышение качества продукции, Повышение эффективности использования оборудования, Исполнение законодательства и экологических нормативов. В блоке “Персонал” выделено 3 цели: укомплектованность персоналом, повышение квалификации персонала, повышение мотивации персонала. Составлен бизнес- план нового направления деятельности по лесозаготовке - использования затопленной в реке древесины в переработке и получении уже известной продукции с новыми свойствами или со свойствами, не уступающими по качеству имеющимся. Размер инвестиций составляет -8 368 тыс.руб., срок прединвестиционной стадии 6-9 мес., инвестиционной стадии 3-6 мес. Простой срок окупаемости проекта 2,3 года, внутренняя норма прибыли 69%. Проект коммерчески перспективен. Инвестиционная привлекательность должна оцениваться с учетом рисков проекта.
4. Закон Свердловской области “О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы” от 21.12.2015 №151-03 (принят Законодательным Собранием Свердловской области 15.12.2015, с изменением на 22.03.2015).
5. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (утверждено распоряжением Правительства РФ от 20.09.2018 № 1989-р).
6. Стратегия социально-экономического развития Уральского
Федерального округа на период до 2020 года (утверждено распоряжением Правительства РФ от 6.10.2011 № 1757-р).
7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб: Питер, 2002. с.496.
8. Аакер Д. Создание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенщикова, 2003. с.340.
9. Березин И. Маркетинговый анализ. М.: Вершина, 2008. с.480.
10. Беляков Г.П. Современные тенденции и особенности технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса // Теория и практика общественного развития. 2016. №10.
11. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath &Partners: Учебник / Под ред.С.Турко. пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. с.478.
12. Виннер Р.С., Леманн Д.Р. Управление товаром. М.:Вильямс, 2004. С.624.
13. Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2017. с.432.
14. Герасименко А. Финансовый менеджмент - это просто. Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов. М.: Альпина Паблишер, 2013. с.533.
15. Герасименко А. Финансовая отчетность для руководителей и
начинающих специалистов. М.: .Альпина Паблишер, 2012. с.340.
16. Гуриев С. Мифы экономики. М.: Юнайтед. Пресс, 2011. с.156.
17.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Д. Грибов. 6-е изд. М.: КРУС: ИНФРА-М, 2015. с.416.
18. Гершун А. Технологии сбалансированного управления. М.: Олимп- Бизнес, 2005. с.415.
19. Дойль П., Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001. с.480.
20. Дженстер П.. Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. М.: Вильямс, 2004. с.368.
21. Дронова О.А. Лесопромышленную отрасль ждут большие перемены // Российская газета, 2020. №12.
22. Бухгалтерский учет и анализ. Комплексный подход к принятию управленческих решений: Учебник / Под ред. А.В. Зонова, Л.А. Адамайтис, И.Н. Бачуринская. М.: Эксмо, 2015. с.504.
23. Управленческий учет для эффективного менеджмента: Учебник / Под ред. В.В. Иванов, О.К. Хан. М.: Инфра-М, 2018. с.208.
24. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: Учебник / Под ред. И.В. Афонина. М.: Гардарики, 2006. с. 403.
25. Инвестиционная деятельность: Учебник/ Под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. 2-е изд. М.: КНОРУС. 2006. с. 386.
26. Инвестиции: Учебник / Под ред. Т.В. Тепловой. М.: Юрайт, 2011. с. 127.
27. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2004. с.416.
28. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2005. с.320.
29. Каплан Р.С. Как заставить работать сбалансированную систему показателей.М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. с.480.
30. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. с.589.
31. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона. М.: Финансовый университет. 2013. с.116.
32. Маркова В.Д. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: Инфра- м, 1999. с.288.
33. Матанцев А. Анализ рынка. Настольная книга маркетолога. М.: Альфа- Пресс, 2017. с.616.
34. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. М.: Вильямс, 2002. с.716.
35. Мехренцев А.В. Управление лесопромышленным бизнесом на основе стратегического планирования освоения лесных ресурсов региона на примере стратегии развития лесопромышленного комплекса ООО «Алмас» Республики Саха (Якутия). Екатеринбург: АГЛТУ, 2016. с.256.
36. Морковина С.С., Константинов А.В.,Васильев А.В. Факторы, определяющие функционирование объектов инфраструктуры лесного комплекса // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №1.
37. Остервальдер А., Пинье Ив. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина Паблишер, 2012. с. 412.
38. Остервальдер А., Пинье Ив. Разработка ценностных предложений.М.:, Альпина Паблишер, 2017.с.358.
39. Портер М. Конкуренция. М.: Вильяме, 2005. с.608.
40. Пласкова Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 1.
41. Проблемы экономического роста территории: Учебник / Под ред. Т.В.Ускова, Е.В. Вологда: ИСЭРТ, 2013. с.170.
42. Прядилина Н.К.Стариков Е.Н. Мезенцева Е.С. Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Свердловской области // Лесотехнический журнал 2017. №2.
43. Пучков В.В. Стратегическое планирование региональных
промышленных комплексов. СПб: РГБ, 2010. с. 120.
44. Расиел И. Метод МсКшзеу. М.: Альпина Паблишер 2009. с.159.
45. Радванский И.А. Раднаева с.Э. Краткая оценка лесопромышленного комплекса Бурятии // Академическая публицистика, 2019. № 6.
46. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: Как достигать результатов, сохраняя целостность М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.с.267.
47. Самылина В.Г.Состояние лесопромышленного комплекса Европейского Севера России и его перспективы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №7 .
48. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
49. Секушина И.А. Ключевые тенденции развития лесопромышленного комплекса регионов европейского севера России // Экономические науки 2019. №3.
50. Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб: Питер СПБ, 2019. с.288.
51. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.:Вильямс, 2006. с.928.
52. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор. М.:Юрайт, 2011. с.507.
53. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. М.: Тасис, 2000. с.504.
54. Федосеев А., Карабанов Б. Битва за эффективность. М:Алпина Паблишер, 2013. с.288.
55.Чан Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана. М.: ГИ1111О. 2010. с.254.
56.Чередниченко А.С., Макарьева Е.А. Анализ современного состояния рынка лесопродукции // Студенческий научный форум, 2020. № 24.
57.Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов М.: Альпина Паблишер, 2016. с.648.
58. Вестник МакКинзи. [Электронный ресурс] URL:
http://www.mckinsev.com/russianquarterlv/(дата доступа 20.03.2021).
59. Вырубка лесов как экологическая проблема. Последствия, к которым
приводит вырубка лесов, и пути ее решения. [Электронный ресурс] URL: https: //gazato.ru/vvrubka-lesa-kak-ekolo gicheskava-problema-
vvrubka-lesov-posledstviva.html(дата обращения 5.02.2021).
60. Вырубка лесов как экологическая проблема, 2020. [Электронный ресурс] URL:https://fishki.net/(дата обращения 1.02.2021).
61. Федеральное агентство лесного хозяйства. [Электронный ресурс] URL: http://rosleshoz.gov.ru/opendata(дата обращения 28.03.2021).
62. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный
ресурс] URL:https://rosstat.gov.ru/(дата обращения 28.03.2020).
63. Deloitte: Doing business in Russia 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/ru/en/pages/tax/articles/2016/doing-business- inrussia-2016.html(дата обращения 23.03.2017).
64. Doing Business 2017: Russian Federation. [Электронный ресурс] URL: http://www.doingbusiness.org/~/media/wbg/doingbusiness/documents/profile s/ countrv/rus.pdf (дата обращения 23.03.2017).