РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ТАЛАНТ-МЕНЕДЖМЕНТ А В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА
|
ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕННИЕ 6
1 Теоретические основы разработки системы управления талантами в
современных организациях 9
1.1 Управления талантами как инновационный тренд в управлении
человеческими ресурсами 9
1.2 Управление талантами в образовательной среде 18
2 Анализ систем управления талантами в ВУЗах России и Казахстана 22
2.1 Характеристика УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина
и Университета «Туран» как объектов управления 22
2.1.1 Характеристика УрФУ им. первого Президента России Б.Н.
Ельцина 22
2.1.2 Характеристика Туран Университета 24
2.2 Анализ кадрового состава ИПС/НПР Университетов России и
Казахстана 28
2.2.1 Анализ кадрового состава 1111С7 НПР УрФУ им. первого
Президента России Б.Н. Ельцина 28
2.2.2 Анализ кадрового состава ИНС Университета «Туран» 29
2.3 Анализ системы управления талантами в Университетах России и
Казахстана 31
2.3.1 Анализ документов УрФУ им. первого Президента России Б.Н.
Ельцина, РФ и Университета «Туран», РК 32
2.3.2 Анализ реальной практики управления талантами в университетах
России и Казахстана 43
2.3.2.1 Оценка системы управления талантами в Университете «Туран», РК 44
2.3.2.2 Оценка системы управления талантами в УрФУ им. первого
Президента России Б.Н. Ельцина 58
2.3.3 Оценка системы управления талантами студентами университетов России и Казахстана 72
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления талантами в университетах России и Казахстана 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 118
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕННИЕ 6
1 Теоретические основы разработки системы управления талантами в
современных организациях 9
1.1 Управления талантами как инновационный тренд в управлении
человеческими ресурсами 9
1.2 Управление талантами в образовательной среде 18
2 Анализ систем управления талантами в ВУЗах России и Казахстана 22
2.1 Характеристика УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина
и Университета «Туран» как объектов управления 22
2.1.1 Характеристика УрФУ им. первого Президента России Б.Н.
Ельцина 22
2.1.2 Характеристика Туран Университета 24
2.2 Анализ кадрового состава ИПС/НПР Университетов России и
Казахстана 28
2.2.1 Анализ кадрового состава 1111С7 НПР УрФУ им. первого
Президента России Б.Н. Ельцина 28
2.2.2 Анализ кадрового состава ИНС Университета «Туран» 29
2.3 Анализ системы управления талантами в Университетах России и
Казахстана 31
2.3.1 Анализ документов УрФУ им. первого Президента России Б.Н.
Ельцина, РФ и Университета «Туран», РК 32
2.3.2 Анализ реальной практики управления талантами в университетах
России и Казахстана 43
2.3.2.1 Оценка системы управления талантами в Университете «Туран», РК 44
2.3.2.2 Оценка системы управления талантами в УрФУ им. первого
Президента России Б.Н. Ельцина 58
2.3.3 Оценка системы управления талантами студентами университетов России и Казахстана 72
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления талантами в университетах России и Казахстана 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 118
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие систем талант-менеджмента является актуальной задачей современности, поскольку позволяет обеспечить экономический и социальный прогресс.
Управление талантами - это процесс, направленный на повышение эффективности работы с помощью интегрированных методов управления персоналом, куда включается полный спектр кадровых процессов, направленных на привлечение, удержание (адаптацию, мотивацию, оценку) и развитие (обучение, формирование кадрового резерва, построение деловой карьеры и т.д.) высокоэффективных сотрудников.
Талант-менеджмент представляет собой интегрированный подход к отбору, оценке и развитию потенциала персонала. Известно, что HiPo- сотрудники (от англ. hi potential — высокий потенциал) составляют всего 5% от общего количества штата. Тем не менее, при правильном использовании их навыков, компания может повысить прибыли в различных секторах до 25%.
Цель управления талантами - создание комфортной среды для развития и роста работника, который умеет эффективно применять свои компетенции для повышения как своей производительности, так и для достижения целей организации.
В связи с этим возникают вопросы:
1) Каковы стейкхолдеры программ управления талантами?
2) Каковы способы реализации систем талант-менеджмента?
3) Каковы источники финансирования развития таких программ?
4) Где целесообразнее всего создавать и реализовывать системы талант-менеджмента и аккумулировать ресурсы для нее - информационные, финансовые, человечески и т.д.?
Последовательно отвечая на эти вопросы, можно выстроить жизнеспособные и устойчивые системы талант-менеджмента, которые принесут реальный результат.
Особенное значение управление талантами приобретает в сфере образования всех уровней, поскольку именно образование закладывает основы формирования и реализации таланта. Жизнеспособное и устойчивое развитие систем управления талантами зависит от множества факторов: заинтересованности ключевых стейкхолдеров - участников программ, бизнес-структур, органов государственной власти; способов реализации систем управления талантами, а также источников их финансирования. Образовательная среда является тем местом, где системы талант- менеджмента целесообразнее всего создавать, аккумулируя инициативу стейкхолдеров и создавая необходимую для идентификации и самореализации талантов среду.
Объект - Управление талантами организации как инновационный тренд в управлении человеческими ресурсами.
Предмет исследования - системы управления талантами в образовательной среде.
Цель исследования - проанализировать системы управления талантами в университетах России и Казахстана и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Задачи:
- изучить теоретические основы разработки системы управления талантами в
современных организациях и их специфику в образовательной среде;
- охарактеризовать УрФУ и Университет «Туран» как объекты управления;
- проанализировать кадровый состав ППС/НПР в университетах России и Казахстана;
- оценить системы управления талантами в Университетах России и Казахстана;
- разработать рекомендации по совершенствованию систем управления талантами в университетах.
Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов в широком контексте проблематики управления талантами.
Теоретические методы исследования были направлены на анализ современных практик и технологий талант-менеджмента, составивших авторскую концепцию управления талантами. Эмпирические метолы включали кабинетные и полевые. Кабинетные методы позволили собрать статистические данные по специфике талант-менеджмента в университетах России и Казахстана и проанализировать локальные нормативные акты организации с этой сфере. Полевое исследование в форме анкетирования позволило выявить сильные и слабые стороны систем управления талантами в выбранных организациях и определить сходство и различие в их реализации.
Результаты исследования прошли апробацию на международных конференциях и форумах и были опубликованы в следующих изданиях:
1) Бадамбаева В.М. Совершенствование мотивации труда в высшей школе: кейс Университета «Туран» (Казахстан) // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. VI Международный экономический форум, Барнаул, 27-28мая 2019 г. С. 18-26.
2) Fedorova, A, Dvorakova, Z, Kacane, I, Khan, H & Badambaeva, V 2019, Factors in Health and Well-Being in the Workplace: A Comparative Analysis of Employée Survey Results. в KS Soliman (ред.), vision 2025: Education excellence and management of innovations through sustainable economic competitive advantage. International Business Information Management Association, IBIMA, стр. 3429-3439, 34th International-Business-Information-Management-Association (IBIMA) Conference, Madrid, Испания, 13/11/2019.
3) Бадамбаева В.М., Лысенко Е.В. Развитие систем талант-менеджмента в образовательной среде: кейс университета «Туран», Алматы, республика Казахстан // Сборник материалов конференции DSEME 2020, 14-15 ноября 2020г. УрФУ, Екатеринбург, с. 27-35
Управление талантами - это процесс, направленный на повышение эффективности работы с помощью интегрированных методов управления персоналом, куда включается полный спектр кадровых процессов, направленных на привлечение, удержание (адаптацию, мотивацию, оценку) и развитие (обучение, формирование кадрового резерва, построение деловой карьеры и т.д.) высокоэффективных сотрудников.
Талант-менеджмент представляет собой интегрированный подход к отбору, оценке и развитию потенциала персонала. Известно, что HiPo- сотрудники (от англ. hi potential — высокий потенциал) составляют всего 5% от общего количества штата. Тем не менее, при правильном использовании их навыков, компания может повысить прибыли в различных секторах до 25%.
Цель управления талантами - создание комфортной среды для развития и роста работника, который умеет эффективно применять свои компетенции для повышения как своей производительности, так и для достижения целей организации.
В связи с этим возникают вопросы:
1) Каковы стейкхолдеры программ управления талантами?
2) Каковы способы реализации систем талант-менеджмента?
3) Каковы источники финансирования развития таких программ?
4) Где целесообразнее всего создавать и реализовывать системы талант-менеджмента и аккумулировать ресурсы для нее - информационные, финансовые, человечески и т.д.?
Последовательно отвечая на эти вопросы, можно выстроить жизнеспособные и устойчивые системы талант-менеджмента, которые принесут реальный результат.
Особенное значение управление талантами приобретает в сфере образования всех уровней, поскольку именно образование закладывает основы формирования и реализации таланта. Жизнеспособное и устойчивое развитие систем управления талантами зависит от множества факторов: заинтересованности ключевых стейкхолдеров - участников программ, бизнес-структур, органов государственной власти; способов реализации систем управления талантами, а также источников их финансирования. Образовательная среда является тем местом, где системы талант- менеджмента целесообразнее всего создавать, аккумулируя инициативу стейкхолдеров и создавая необходимую для идентификации и самореализации талантов среду.
Объект - Управление талантами организации как инновационный тренд в управлении человеческими ресурсами.
Предмет исследования - системы управления талантами в образовательной среде.
Цель исследования - проанализировать системы управления талантами в университетах России и Казахстана и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Задачи:
- изучить теоретические основы разработки системы управления талантами в
современных организациях и их специфику в образовательной среде;
- охарактеризовать УрФУ и Университет «Туран» как объекты управления;
- проанализировать кадровый состав ППС/НПР в университетах России и Казахстана;
- оценить системы управления талантами в Университетах России и Казахстана;
- разработать рекомендации по совершенствованию систем управления талантами в университетах.
Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов в широком контексте проблематики управления талантами.
Теоретические методы исследования были направлены на анализ современных практик и технологий талант-менеджмента, составивших авторскую концепцию управления талантами. Эмпирические метолы включали кабинетные и полевые. Кабинетные методы позволили собрать статистические данные по специфике талант-менеджмента в университетах России и Казахстана и проанализировать локальные нормативные акты организации с этой сфере. Полевое исследование в форме анкетирования позволило выявить сильные и слабые стороны систем управления талантами в выбранных организациях и определить сходство и различие в их реализации.
Результаты исследования прошли апробацию на международных конференциях и форумах и были опубликованы в следующих изданиях:
1) Бадамбаева В.М. Совершенствование мотивации труда в высшей школе: кейс Университета «Туран» (Казахстан) // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. VI Международный экономический форум, Барнаул, 27-28мая 2019 г. С. 18-26.
2) Fedorova, A, Dvorakova, Z, Kacane, I, Khan, H & Badambaeva, V 2019, Factors in Health and Well-Being in the Workplace: A Comparative Analysis of Employée Survey Results. в KS Soliman (ред.), vision 2025: Education excellence and management of innovations through sustainable economic competitive advantage. International Business Information Management Association, IBIMA, стр. 3429-3439, 34th International-Business-Information-Management-Association (IBIMA) Conference, Madrid, Испания, 13/11/2019.
3) Бадамбаева В.М., Лысенко Е.В. Развитие систем талант-менеджмента в образовательной среде: кейс университета «Туран», Алматы, республика Казахстан // Сборник материалов конференции DSEME 2020, 14-15 ноября 2020г. УрФУ, Екатеринбург, с. 27-35
В данном диссертационном исследовании был изучен вопрос управления талантами в образовательной среде. Целью данной работы было проанализировать системы управления талантами в университетах России и Казахстана и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Для реализации цели были поставлены задачи, результаты которых приведены ниже.
Мы изучили теоретические основы разработки системы управления талантами в современных организациях и их специфику в образовательной среде. Талант-менеджмент в образовании - деятельность, направленная на привлечение, использование и развитие «талантов», создание особой среды, способствующей реализации талантливых человеческих ресурсов с целью повышения конкурентоспособности сферы образования в целом и образовательных учреждений, в частности.
Мы охарактеризовали УрФУ и Университет «Туран» как объекты управления и проанализировать кадровый состав НПС/ННР в Уральском Федеральном Университете и Университете «Туран» и оценили системы управления талантами в УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия и Университета «Туран» .Казахстан Мы пришли к следующим выводам, что УрФУ активно поддерживает своих студентов, магистрантов и аспирантов, вовлекает и монетизирует их в научную и проектную деятельность. В УрФУ представлены многие стипендиальные программы, поощряет отличную учёбу и участие в научных конкурсах. Большой перечень стипендиальных программ и грантов с одной стороны обеспечивающий приток талантливой молодёжи, а строгой позволяет развивать и поощрять талантливых студентов. Руководство Университета «Туран» активно привлекает к себе талантливую молодёжь, начиная со школьной ступени и заканчивая магистрантами и докторантами, аккумулируя в своих стенах проекты, конкурсы олимпиады для всех ступеней образования. Представители университета активно сотрудничают со школами, колледжами и ВУЗами Алматы и других городов Казахстана. У университета есть огромный потенциал для дальнейшего успешного развития. Но, Университету стоит расширить свою грантовую поддержку талантливых студентов, а также включить персональные стипендиальные программы в их перечень. Так как одним их основных показателей ВУЗа является достижения в научной сфере, то необходимо усилить свою работу в данном направлении, стимулировать студентов принимать участие в научных мероприятиях высокого уровня доверия и ввести электронный учёт достижений студентов в научном поле. Однако, слабая осведомлённость студентов о наличии специальных программ поддержки развития талантов. Недостаточно высокая оценка проводимых мероприятий для проявления, демонстрации талантов обучающихся. Недостаток мероприятий направленных на развитие профессиональных практических навыков обучающихся.
Мы разработали рекомендации по совершенствованию систем управления талантами в университетах. В целях преодоления слабых сторон и развития систем талант- менеджмента в анализируемых университетах предлагается создать в университетах единое информационное пространство по управлению талантами. Мы предлагаем внедрение корпоративной профессиональной социальной сети в портал университетов, как инструмент управления и развития системой управления талантами. Такой инструмент сократит расстояние между администрацией университетов и студентами, наладит систему коммуникации. Облегчит поиск информации и партнёров для совместных проектов.
Для реализации цели были поставлены задачи, результаты которых приведены ниже.
Мы изучили теоретические основы разработки системы управления талантами в современных организациях и их специфику в образовательной среде. Талант-менеджмент в образовании - деятельность, направленная на привлечение, использование и развитие «талантов», создание особой среды, способствующей реализации талантливых человеческих ресурсов с целью повышения конкурентоспособности сферы образования в целом и образовательных учреждений, в частности.
Мы охарактеризовали УрФУ и Университет «Туран» как объекты управления и проанализировать кадровый состав НПС/ННР в Уральском Федеральном Университете и Университете «Туран» и оценили системы управления талантами в УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия и Университета «Туран» .Казахстан Мы пришли к следующим выводам, что УрФУ активно поддерживает своих студентов, магистрантов и аспирантов, вовлекает и монетизирует их в научную и проектную деятельность. В УрФУ представлены многие стипендиальные программы, поощряет отличную учёбу и участие в научных конкурсах. Большой перечень стипендиальных программ и грантов с одной стороны обеспечивающий приток талантливой молодёжи, а строгой позволяет развивать и поощрять талантливых студентов. Руководство Университета «Туран» активно привлекает к себе талантливую молодёжь, начиная со школьной ступени и заканчивая магистрантами и докторантами, аккумулируя в своих стенах проекты, конкурсы олимпиады для всех ступеней образования. Представители университета активно сотрудничают со школами, колледжами и ВУЗами Алматы и других городов Казахстана. У университета есть огромный потенциал для дальнейшего успешного развития. Но, Университету стоит расширить свою грантовую поддержку талантливых студентов, а также включить персональные стипендиальные программы в их перечень. Так как одним их основных показателей ВУЗа является достижения в научной сфере, то необходимо усилить свою работу в данном направлении, стимулировать студентов принимать участие в научных мероприятиях высокого уровня доверия и ввести электронный учёт достижений студентов в научном поле. Однако, слабая осведомлённость студентов о наличии специальных программ поддержки развития талантов. Недостаточно высокая оценка проводимых мероприятий для проявления, демонстрации талантов обучающихся. Недостаток мероприятий направленных на развитие профессиональных практических навыков обучающихся.
Мы разработали рекомендации по совершенствованию систем управления талантами в университетах. В целях преодоления слабых сторон и развития систем талант- менеджмента в анализируемых университетах предлагается создать в университетах единое информационное пространство по управлению талантами. Мы предлагаем внедрение корпоративной профессиональной социальной сети в портал университетов, как инструмент управления и развития системой управления талантами. Такой инструмент сократит расстояние между администрацией университетов и студентами, наладит систему коммуникации. Облегчит поиск информации и партнёров для совместных проектов.



