Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАНИИ

Работа №100260

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Социальное предпринимательство: сущность, понятие, современное
состояние в России 7
1.1. Теоретические основы социального предпринимательства 7 1.2.Особенности формирования социального предпринимательства в России 33
Глава 2. Социальное предпринимательство как инновационный инструмент
оказания услуг 59
2.1. Инновационный потенциал социального предпринимательства 59
2.2. Опыт работы частных детских садов (на примере г. Екатеринбурга) 67
Заключение 99
Список литературы 107

Научно-исследовательская работа посвящена анализу социального предпринимательства как инновационного направления развития услуг в сфере образования.
В работе характеризуется специфика социального предпринимательства в России, на основании исследования выявляются и анализируются проблемы, актуальные для социальных предпринимателей и получателей услуг.
Нерешенность социальных проблем, снижение социальной защиты граждан, значительная дифференциация доходов отдельных социальных групп верно ведут к серьезному расслоению общества, снижению уровня благосостояния, а также приводят к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране. В то же время современная социально-экономическая политика не может быть эффективной при не выполнении главного предназначения - удовлетворения потребностей граждан, обеспечения роста уровня жизни и национального благосостояния. Социальное предпринимательство направляет свои силы на удовлетворение услуг потребителей, создавая социально значимые проекты.
Социальное предпринимательство представляется довольно новым явлением для России. На сегодняшний день в России серьезные исследования, направленные на оценку перспектив развития социального предпринимательства с точки зрения уровня готовности целевых аудиторий (потенциальных социальных предпринимателей), отсутствуют. Нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и многообразной проработке вопросов деятельности малого предпринимательства, однако вопросы социального предпринимательства в полной мере не раскрыты.
Социальное предпринимательство, реализуемое посредством создания частных детских садов, ориентируется на оказание услуг в области образования. Согласно статистике, на 2014 г. на 1 дошкольное учреждение в России приходится 20% детей больше, чем в 2010г. В России течении 23 лет (с 1990 по 2013гг.) количество детских садов сократилось практически в два раза с 88000 до 43000. Данная ситуация была обусловлена демографической обстановкой, связанной со спадом рождаемости. С конца 2000г. вновь стал наблюдаться рост числа детей. В связи с этим в области дошкольных учреждений наблюдалась напряженная обстановка, связанная с нехваткой мест. Решение данной проблемы облегчило активное появление частных детских садов. На настоящий момент в Екатеринбурге насчитывается порядка 364 детских садов.
Согласно данным Министерства социальной политики Свердловской области еще в 2012 году проблема нехватки мест в детском саду была критической. В декабре 2015г. Свердловская область оказалась в числе первых территорий страны, где проблема нехватки мест в детских садах для детей от трех до семи лет была решена. За последние пять лет было построено порядка трехсот зданий детских садов.
Согласно данным Свердловскстат2 на 2015 г. наблюдается решение проблемы по обеспечению мест в детских садах, однако в области находятся территории, проблемы в которых не нашли своего решения. Так, в Гаринском городском округе насчитывается 318 дошкольников, меньше половины из которых не посещают детский сад в связи с нехваткой мест. Данные статистики говорят о нерешенности проблем, связанных с наличием мест в детских садах.
За последние годы проблема нехватки мест в частных детских домах постепенно угасает, однако частные детские сады продолжают активное развитие, предоставляя родителям возможность выбрать альтернативное образовательное учреждение.
Объектом научно-исследовательской работы выступает социальное предпринимательство, реализуемое в социальной сфере.
Предмет - социальное предпринимательство как способ реализации социальных услуг. В эмпирическом исследовании социальное предпринимательство изучается на примере частных образовательных учреждений дошкольного образования.
Цель - на основе анализа содержания и организации социального предпринимательства, выявить актуальные возможности и ограничения его при осуществлении социально-значимой деятельности.
Для достижения цели поставлен ряд следующих задач:
1. Раскрыть содержание феномена «социальное предпринимательство»;
2. Проанализировать особенности формирования социального предпринимательства в России;
3. Определить инновационный потенциал социального предпринимательства.
4. Исследовать проблемы реализации социального предпринимательства в социально-значимой сфере.
Специфика исследования предполагает использование количественного и качественного методов, в данном случае - анкетирование и интервью. Для проведения исследования была составлена анкета для получателей и потенциальных получателей услуг, содержащая в себе 34 вопроса закрытого и открытого типа. Композиция анкеты состояла из адресной части, основной части и социально-демографической части. В основной части вопросы касались знаний о социальном предпринимательстве, удовлетворенности услуг, предоставляемых частными детскими садами в качестве социальных предприятий. Было проведено очное индивидуальное и заочное онлайн анкетирование, в ходе которого было опрошено 207 респондентов (183 женщины и 23 мужчины).
Формализированное интервью состоит из 27 открытых вопросов. В качестве респондентов выступили 8 руководителей частных детских садов.
В качестве основной литературы были использованы работы основоположников социального предпринимательства: Г. Диз, Б. Драйтон, Д. Томпсон, С. Хибберт, Д. Маир.
Определение сущности социального предпринимательства заложено в работах В.С. Неклюдова, Е.А. Ветровой, О.А. Войновой, С Элвордом, Д. Брауном и К. Леттс.
К вопросу о развитии социального предпринимательства в российской практике относятся работы А.А. Московской, Е.А.Юриной, М.Б. Полтавской, М.В. Каневской.
В настоящее время анализом социального предпринимательства занимаются Н.А. Антоникова, Н.П. Возжова, Я.С. Гришина, Н.И. Зверева, А.А. Комисаров, Л.В. Шубина.
Не смотря на значительное количество исследований, проблема социального предпринимательства считается малоизученной и нуждается в дальнейшей проработке.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы социального предпринимательства. Анализируется современное состояние социального предпринимательства в России.
Особое внимание во второй главе уделяется инновационным особенностям социального предпринимательства. Анализируется опыт работы частных детских садов. Выявляется уровень удовлетворенности качеством оказания услуг.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время зачастую можно встретиться с понятием «социальное предпринимательство», однако, несмотря на распространенность данного феномена в научной литературе целостного подхода к анализу сущности понятия не сформировано.
Проблема формирования парадигмы социального предпринимательства заключается в том, что ее становление происходит посредствам основы теоретической базы на практических знаниях и анализе существующих кейсов.
Впервые понятие «социальное предпринимательство» использовалось в литературе в 60 - 70-е гг. XX в. Отсутствие теоретической базы социального предпринимательства продолжалось до 1990 г., в дальнейшем интерес к проблеме возрос. С 1997г. создаются Школы социальных предпринимателей, наблюдаются первые трактовки термина. Социальные предприниматели определяются как агенты изменений в социальном секторе, они обнаруживают и распределяют недооцененные ресурсы либо изменяют порядок распределения редких общественных ресурсов.
В период с 2000 по 2005г. появляются первые научные работы, полностью освещающие проблемы социального предпринимательства, основывающиеся на количественных и качественных методах исследования. Социальные предприниматели предстают как лидеры, которые используют предпринимательский подход к решению социальных проблем, осуществляют поиск инноваций.
С 2007г. по настоящее время активно проводятся исследования, наблюдается множество попыток сформировать теорию, понятие термина. Гражданское общество добивается государственной поддержки в этом вопросе, закрепляется правовой статус социального предпринимательства.
Таким образом, согласно анализу научно-исследовательской литературы, предложим авторскую трактовку. Социальное предпринимательство-инновационная деятельность, основанная на методах и законах традиционного бизнеса, осуществляемая с целью выполнения социальной миссии, характеризующаяся финансовой жизнеспособностью, реинвестицией средств, большими рисками, использованием невостребованных ранее ресурсов, преследующая долгосрочные перемены в жизни общества.
В качестве основных характеристик социального предпринимательства выступают общепринятые аспекты феномена, к ним относятся: первенство социальной миссии над коммерций, самоокупаемость, масштабируемость, инновационный подход.
Российская действительность требует развития социального предпринимательства как альтернативной формы предоставления услуг. В России направленное формирование социального предпринимательства активизировалось в пределах последних лет с 2010г. Относительно европейской практики Россия отстает в развитии социального предпринимательства, однако обозначенный феномен обладает специфическими чертами, наполненными национальным колоритом.
Решение четырех ключевых проблем значительно улучшит процесс развития социального предпринимательства в России:
1. Обеспечение данного вида предпринимательской деятельности соответствующей нормативно-законодательной базой. К сожалению, современное законодательство не содержит термин «социальное предпринимательство» и, соответственно, не в силах обеспечить правовой поддержкой и положенными льготами, что препятствует деятельности предпринимателей, направленной на решение социальных проблем.
2. Обеспечение широкого информационного оповещения и сопровождения феномена социального предпринимательства для демонстрации его значимости и жизнеспособности. Увеличение роли государства в финансировании социальных проектов на начальных и этапах рост их количества за счет поддержки социальных центров инноваций будут способствовать развитию социального предпринимательства и наращиванию поддержки крупным бизнесом и органами государственной власти социально-ориентированных проектов.
3. Определение организационно-правовой формы социальных предприятий.
4. Развитие инструментов привлечения финансовых средств в объекты социального предпринимательства.
Так же важными являются проблемы компетенции в области социального предпринимательства. На сегодняшний день не хватает компетенции в подготовке социальных проектов. Кроме того, возникает вопрос самоидентификации социальных предпринимателей, связано это с рядом проблем: отсутствие знаний о социальном предпринимательстве, но прежде всего, ассоциирование себя с другой группой предпринимателей по причине увеличения количества льгот. Таким образом, решение главнейшей проблемы, речь идет об издании правового акта, регулирующего деятельность социальных предпринимателей, повлечет за собой разрешение косвенных проблем.
Несмотря на процесс становления социального предпринимательства в России, в настоящее время можно выделить четыре основных сектора, наиболее благоприятных для развития данного феномена:
- сфера образования, начиная с младенчества;
-область «серебряной экономики», включающая в себя проекты, связанные с социализацией, адаптацией людей пенсионного и предпенсионного возраста;
-сферу, связанную социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями;
- область доступного здравоохранения.
Производство товаров и предоставление социально значимых услуг и выступают в качестве моделей социального предпринимательства в России.
По подсчетам специалистов, в России лишь 1% организации занимается социальным предпринимательством, оказывая, по данным Минтруда РФ, услуги не более 27 тыс. гражданам. Лишь 70 % проектов социальной направленности приносят прибыль, 20 % самоокупаются, остальные 10 % убыточны.
Несмотря на формирование государственной поддержки и законодательной базы, социальное предпринимательство стремится к активному развитию, что наблюдается посредством проведения форумов и официальных встреч, которые, в свою очередь, направлены в основном на поиск инвесторов и популяризацию своих предприятий. Кроме того, большую роль в развитии социального предпринимательства играет негосударственная поддержка предпринимательства социального назначения. Наиболее ярким примером является Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», преследующий своей целью качественные социальные изменения посредствам вложения ресурсов и знаний в развитие социального предпринимательства как нового явления в социальной и экономической жизни страны.
Одной из наиболее актуальных вопросов является проблема недостаточного количества учреждений дошкольного образования, решение которой можно облегчить путем создания частных детских садов, развивающих и оздоровительных центров для детей, в том числе с ограниченными возможностями. Социальное предпринимательство выступает как инновационное направление развития социальных услуг, позволяющее ослабить социальную напряженность.
Проведенное нами исследование, направленное на проведение анализа современного состояния социального предпринимательства в области дошкольных образовательных учреждений посредствам анкетирования получателей услуг и проведения интервью с руководителями частных детских садов, позволило сделать следующие выводы:
1. Отсутствие четкого понимание феномена социального предпринимательства в массовом сознании населения.
2. Частные детские сады являются социальным предпринимательством, поскольку отвечают критериям феномена, обладая новаторскими идеями, способностью к самоокупаемости, тиражируемостью, организационной автономностью, закрепляющей самостоятельность в решении проблем организационного развития. Однако проблемы, связанные со становлением законодательной базы в области социального предпринимательства, позволяют определять причастность предприятия к данному феномену благодаря самоидентификации предпринимателя. Возникает диссонанс, когда один и тот же тип организации, в данном случае частный детский сад, может быть как отнесен, так и не отнесен к социальному предпринимательству. Этот факт позволяет выдвинуть предположение о том, что организация может являться социальным предпринимательством от многих факторов, важнейшим из которых является решение руководителя.
3. Самоидентификация социальных предпринимателей затруднена отсутствием законодательных актов. Стоит отметить важность самоидентификации не столько для получения льгот и помощи, сколько для развития деятельности в правильном направлении.
4. Обобщенный портрет социального предпринимателя выглядит следующим образом: в гендерном плане среди социальных предпринимателей явно превалируют женщины, чаще представлен средний возраст (от 30 до 50 лет), высокий уровень образования. В социальное предпринимательство чаще других идут люди социально активные, имеющие опыт благотворительной деятельности, но не сталкивающие ранее с предпринимательством.
5. Основным мотивом создания частного детского сада является стремление обеспечить дошкольное образование собственным детям, так же помочь другим семьям с решением проблемы отсутствия мест в муниципальных детских садах. Немаловажным выступил мотив самореализации.
6. Инновационность, как одна из составляющих социального предпринимательства, является притягательной среди социальных предпринимателей, каждый из которых стремится к созданию нового для улучшения обслуживания и привлечения клиентов. В большинстве случаев инновационность проявляется в создании новых услуг. Данные исследования показывают: инновационность, как одна из составляющих социального предпринимательства среди социальных предпринимателей не является широкомасштабным явлением.
7. Современная экономическая обстановка в стране замедляет процесс развития социального предпринимательства. А именно, ограничивая частные детские сады в возможности открытия новых филиалов. В качестве основного источника финансирования деятельности социальных предприятий выступает собственная хозяйственная деятельность (доходы от предпринимательской деятельности).
8.Одним из неотъемлемых признаков социального предпринимательства является самоокупаемость и устойчивая коммерческая эффективность, способность решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности. Так, наличие филиалов у социальных предприятий свидетельствует о достаточной прибыли предприятий.
9. Социальные предприниматели стремятся к ограниченному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти или с органами местного самоуправления. Однако отмечают потребность в поддержке со стороны властей, прежде всего нуждаются в финансовой и ресурсной помощи.
10. Родители, чьи дети не посещают детский сад, отдают свой выбор в пользу муниципальных детских садов. Кроме того, потенциальные клиенты частных детских садов в большинстве своем готовы платить до 5000руб, что по результатам проведенных ранее интервью, не способно погасить затраты на социальное предприятие. Следовательно, предложение, которое выдвигают частные детские сады, не соответствует спросу, как минимум в материальном плане и подкрепляется недоверием к качеству услуг.
11. Наблюдение противоречия: теоретически родители отдают предпочтение частным детским садам, обосновывая свою позицию привлекательностью более широкого спектра услуг, однако практически готовы отдать своего ребенка в муниципальный детский сад, поскольку услуги этой организации дешевле и, с точки зрения родителей, надежней.
12. На сегодняшний день очень важно наращивание общественной поддержки социального предпринимательства. Данная проблема является не менее важной, чем государственное институциональное обеспечение, финансовые субсидии, помощь крупного бизнеса. Проблема недоверия населения социальному предпринимательству делает развитие феномена невозможным. Сложность связана с тем, что социальное предприятие - это предприятие, в котором инвестиции являются не только финансовыми, но и социальными. Речь идет о том самом «доверии», «признании».
13. Результаты сравнения частного и муниципального детских садов показали преимущество первых. Обусловлено это большим количеством предоставляемых услуг, малым количеством детей в группах, удовлетворенность работы персонала.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезы, выдвинутые ранее. Однако было установлено, что не каждый социальный предприниматель создает принципиально новую технологию. Данный феномен подтверждает теория. Исследователи утверждают о том, что само социальное предпринимательство может быть неинновационым, однако оно может стать проводником инноваций. Данная точка зрения является оправданной, поскольку позволяет открывать филиалы социальных предприятий либо решать актуальные социальные проблемы проверенными, но видоизмененными способами.
В целом родители удовлетворены предоставляемыми услугами частных детских садов. Проведенное исследование позволило выявить ряд серьезных показателей и отобразить положение социального предпринимательства в области образования в современной России.
Перспективами дальнейшего исследования социального предпринимательства в современной России будут являться наблюдения за трансформацией направления развития услуг, изменениями, являющимися последствиями становления законодательной базы в области социального предпринимательства. Выявляется необходимость в наблюдении за переменами, связанными с обнаруженными проблемами. Решению вопросов становления законодательной базы, определение организационно-правовой формы социального предпринимательства, преодоление кризиса в стране будет способствовать социальная и экономическая политика в области социального предпринимательства.



1. Агамиров К.В. Прогностический анализ совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 3 (38). С. 100-104.
2. Антонникова Н.А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. с 2.
3. Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг//Предпринимат. право. 2012. №2. С. 28-32.
4. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России/Рук. А.Московская. WP1/2008/02. Москва, ГУ-ВШЭ, 2008.
5. Белкин В.Г., Хлыстова О.В. Динамические способности как фактор конкуренто-способности предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 35-43.
6. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития/ М.В. Беспалов. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 281 с.
7. Бильчак В.С., Н.Г. Дупленко. Эволюция междисциплинарного подхода в исследовании предпринимательства // Вестник ТГЭУ. 2012. № 3(63). С. 74¬83. Бондалетов В.В. Факторы, определяющие широкое применение местного самоуправления Материалы Ивановских чтений. 2013. № 3. С. 186- 194.
8. Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник С.-Петербург, ун-та. Сер. Менеджмент. 2010. Вып. 3. С. 109-114.
9. Бондалетов В.В. Территориальное общественное самоуправление как основа демократии, Материалы Ивановских чтений. 2013. № С. 23-27.
10. Бондаренко Е.Б. Вопросы развития социального предпринимательства в России. / Е.Б. Бондаренко // Современные тенденции в экономике и управлении. -
2014. - С.176 - 180. 3. Борнштейн Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей. - М.: Альпина паблишер, 2012. - 499 с.
11. Ветрова Е.А., Акимов И.В. Специфика анализа экономических конфликтов в условиях рыночных отношений в российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №10.
12. Ветрова Е.А. Особенности трансформации экономики благосостояния при переходе к постиндустриальному обществу // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 10 (78). С. 24-28.
13. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 20-24.
14. Ветрова Е.А., Пырков С.А., Разумовский С.Л. Развитие социальной инфраструктуры в муниципальных районах региона (на примере Самарской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
2015. № 7 (147). С. 125-133.
15. Виниченко М.В. Современные технологии обеспечения нестандартной занятости персонала в России. Материалы Ивановских чтений. 2013 - №3. - С.32¬37.
16. Виниченко М.В. Проблемные вопросы развития российских трудовых ресурсов в современных условиях. Социальная политика и социология. 2010. № 5 (59). С. 25-34.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ