ГЛАВА 1. ТЕОТЕРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
АССЕРТИВНОСТИ 7
1.1 Ассертивность и ассертивное поведение 7
Е2. Структура ассертивности и ассертивного поведения 15
1.3. Особенности развития и поведения старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АССЕРТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Описание процедуры и методов исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3. Проведение формирующего эксперимента 40
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 49
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 74
Актуальность. Одной из актуальных задач современного образования является создание условий для социализации личности, социальной активности, формирования установки на определенный уровень взаимоотношений с окружающими, который включает в себя ответственность, независимость, активность. Кроме того, в связи с постоянно меняющимися условиями экономического и политического развития страны, которое требует настойчивости, целеустремленности каждого человека, именно система образования сможет создать основу для формирования этих важных качеств.
С учетом этого одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, становится развитие у подрастающего поколения способности успешно социализироваться и конструктивно, опираясь на собственный потенциал, взаимодействовать в социуме. Успешное решение данной задачи возможно путем целенаправленного формирования ассертивности у дошкольников, когда формируется общее представление о себе, своих целях, ценностях и месте в мире, периоде, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь человека.
Магистерская диссертация посвящена теме формирования ассертивности у дошкольников, которая будет способствовать целенаправленному раскрытию их личности, успешной социальной адаптации в среде сверстников и социуме в целом. Так как именно в дошкольном возрасте, встает необходимость формирования ассертивности, предпосылки мотивации в учебной деятельности, и мотивации достижений в дальнейшем.
Согласно современному психологическому словарю, под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, «ассертивность представляет собой способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей» [7 с. 14]. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Ряд исследователей отмечает полезность формирования ассертивности как механизма развития социальной адаптации (Т.В. Антонова, А.М. Прихожан, Г. В. Ромек, М. Хайт, С. Миллер, Д. Гелдард и К. Гелдард, и др.), как способа адекватного взаимодействия в межличностных отношениях, как условия активности личности.
Несформированность ассертивности может приводить к формированию девиантного поведения, дезадаптации в социальной сфере и образовательной среде, т.к. данное качество способствует развитию коммуникативных качеств.
Формирование ассертивности дошкольников может рассматриваться как критерий эффективности становления личности при подготовке к школе, поскольку составляет базу для самостоятельности, независимости, уверенности и мотивированности на обучение в образовательной организации. Так, в случае сформированности ассертивного поведения мы можем наблюдать субъекта своего образования, активного участника образовательного процесса.
Проблема. Наиболее часто данное явление рассматривается в рамках подросткового и юношеского возраста, в таких работах, как Ж. Пиаже, Ф. Райс, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.С. Мухиной, Н.Е. Харламенковой и др., поскольку именно в данном возрасте данное качество становится весьма востребованным. Мы считаем важным обращение к изучению психолого-педагогических особенностей проявления и формирования ассретивности у старших дошкольников, именно благодаря более раннему обращению к этому явлению позволит достичь необходимого уровня его развития в последующем.
Анализ теоретических и прикладных исследований в данной области, показал, что проблема формирования ассертивности дошкольников мало изучена. Таким образом, необходимость формирования ассертивности у
дошкольников рассматривается как одна из актуальных проблем современного воспитания подрастающего поколения.
Цель данного исследования - выявить особенности ассертивности детей старшего дошкольного возраста и определить эффективные способы ее формирования.
Объект исследования - ассертивность как свойство личности.
Предмет исследования - особенности эмоциональности дошкольников.
Названные цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
1. изучить теоретические подходы к изучению ассертивности и ассертивного поведения;
2. рассмотреть методы и приемы, способы формирования ассертивности у дошкольников;
3. разработать программу и провести эмпирическое исследование ассертивности дошкольников;
4. апробировать программу формирования ассертивности дошкольников;
5. выявить эффективность проведенной коррекционной работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что своевременное проведение программы формирования ассертивности способствует повышению уровня ассертивности дошкольников, их уверенности в себе, проявления уважения, интереса к окружающим.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные подходы к определению содержания понятия «ассертивность», структуры ассертивности (С. Бишоп, В. Каппони, Т. Новак, Ю.В. Шильцова и др.), специфики развития ассертивности в дошкольном возрасте (Л.В. Оганян, А.М. Прихожан, В.П. Шейнов и др.), возможности коррекционного воздействия в области формирования ассертивности и ассертивного поведения (М. Дж. Смит, И.В. Лебедева, В.Г. Ромек и др.).
Для доказательства гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ и синтез литературы в аспекте рассматриваемой проблемы), эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, тестирование, ранжирование), статистические (количественная и качественная обработка эмпирических данных).
Научная новизна. Полученные в работе результаты, как в теоретической части, так и в практической части нашего исследования, расширяют теоретические представления о природе ассертивности и путях ее развития в старшем дошкольном возрасте.
Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования в практике психологического консультирования и коррекционной работы с дошкольниками в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материалы работы могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование ассертивности для дошкольников.
Структура работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 74 источника и приложений.
Под ассертивностью будем понимать субъектное качество личности, интегрирующее инициативу и готовность к риску в трудных жизненных ситуациях, уверенность в себе и позитивное отношение к другим, способность свободно принимать решения и нести ответственность за их последствия, настойчивость в защите своих прав и достижении жизненных целей, направленных на самораскрытие.
Ассертивность - это способность дошкольника уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не претендуя на права других. Ассертивным поведение принято называть открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим. В настоящем исследовании под ассертивностью мы понимаем базисную интегративную характеристику личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от конкретных условий и в соответствии с принятыми в социуме нормами (Ю.В. Щильцова).
На наш взгляд, ассертивное поведение способствует активному, самостоятельному и ответственному освоению мира, смелому и открытому общению с окружающими, умению достигать поставленных целей и конструктивно отстаивать свои идеи, потребности и интересы.
Дошкольный возраст является основой формирования важнейших личностных новообразований, т.к. он является подготовительным перед образовательным процессом, что придает данному периоду особую значимость.
Проведенный теоретический анализ по проблемам формирования ассертивного поведения дошкольников позволяет сделать вывод, что ассертивность включает в себя когнитивные, поведенческие, эмоциональные составляющие ассертивного поведения. Обучение, направленное на формирование ассертивности дошкольников способствует проявлению адекватной самооценки, применению адекватных методов поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, ассертивность представляет собой один из психологических механизмов развития личности дошкольников.
Разработанная коррекционно-развивающая программа включает четыре основных этапа, которые различаются по задачам, методам и средствам работы, тактике поведения психолога и продолжительности этапа.
1 - ориентировочный этап. Упражнения направлены на снятие состояния эмоционального напряжения и развитие социальных эмоций.
2 - этап актуализации типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций. Занятия направлены на коррекцию тревожности, страхов, формирование доверия к окружающим.
3 - конструктивно-формирующий этап. Занятия направлены на гармонизацию противоречивости личности, формирование адекватной самооценки и формирование саморегуляции.
4 - обобщающе-закрепляющий этап. Занятия направлены на обогащение индивидуального опыта детей.
Данные контрольного эксперимента, проведенного в КГ и ЭГ, подтвердили эффективность разработанной программы.
Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем тревожности (9 человек - 30%) понизилось до 3% (1 человек). Количество детей с низким уровнем (1 ребенок - 5%) повысилось до 60% (17 детей).
Количество дошкольников, относящихся к высокому уровню сформированное™ эмоциональной отзывчивости, увеличилось в ЭГ с 0-10% до 40-50%.
Программа показала свою эффективность в экспериментальной группе и нужно отметить, что до проведения программы у дошкольников отмечался дефицит конструктивных социальных навыков. Уверенность в себе у большинства детей было недостаточно выражена. Наблюдалось высокая агрессивность и тревожность, дошкольники выбирали нерациональные методы выхода из конфликтов (уступали другим, не претендовали на
игрушки и т.д.), пытались сразу обратиться к воспитателю или взрослому для решения спорного вопроса, отсутствовали навыки самостоятельного решения.
Программа формирования ассертивного поведения дошкольников была разработана на основе компонентой структуры (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), что позволило повысить активность детей, снизить агрессивность и тревожное поведение дошкольников. Дети стали вести себя более раскрепощено в выражении своих эмоций и чувств.
Главной особенностью программы является индивидуальный подход педагога к каждому ребенку. Использовались различные методы работы и включенности самого педагога (недирективность и директивность), данная ситуация позволила реализовать индивидуальные особенности каждого дошкольника.
Таким образом, формирование ассертивности у дошкольников целенаправленно способствует более полному внутреннему раскрытию их личности, успешной социальной адаптации в среде сверстников и социуме в целом. Так как именно в дошкольном возрасте, встает необходимость формирования ассертивности, предпосылки мотивации в учебной деятельности и мотивации достижений в дальнейшем.
1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности / К.А.Абульховская. - М.: Наука, 1973. -288 с.
2. Акопов Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. - М.: МПСИ, Флинта, 2000. - 295 с.
3. Ананьев Б.Г. Детское самосознание / Б.Г. Ананьев. - М.: 1948. - 253 с.
4. Ананьев Б.Г. К построению проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. Вып. 18. М.: изд-во АПН РСФСР - 1948, С. 100-124.
5. Аркин Е.А. Дошкольный возраст, 5-е издание, дополненное и переработ / Е.А. Аркин. - М.: Учпедгиз, 1948. - 336 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. -464 с.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
8. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с.
9. Венгер Л.А., Запорожец В. Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А. Венгер, В. Запорожец // Дошк. воспитание. - 1990. - № 8. - С. 2.
10. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: 1966. - 442 с.
11. Воробьева К.И. Ассертивность как системообразующее свойство субъекта адаптации / К.И. Воробьева // Вестник БГУ. - 2012. - №2 - С.3-5.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. - 1136 с.
13. Гаврилушкина О.Е. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О.Е. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 1. - С. 19-25, №2. - С. 12-16.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Масмедиа, 1995. - 240 с.
15. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций / А.В. Запорожец // Избр. психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 276 - 284.
16. Иванова Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ... канд.пед.наук / Н.М.Иванова; - Елец, 2012. - 22 с.
...