Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИНАЛЫЮГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКЕРИСТИК СТУДЕНТОВ

Работа №100253

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы118
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных характеристик как современная тенденция его анализа 10
1.1. История становления представлений об эмоциональном интеллекте ...10
1.2. Модели эмоционального интеллекта 18
Модель Питера Сэловея, Джона Майера, Дэвида Карузо 19
Модель эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмена 21
Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она 23
Модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина 25
1.3. Эмоциональный интеллект и некоторые характеристики ценностно-смысловой сферы личности 28
Направленность личности 29
Склонность личности к манипулированию 35
Эмоциональная направленность личности 39
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности, склонности к манипулированию и направленности личности у студентов 49
Организация исследования 49
Обоснование выбора методик 50
Результаты исследования и их обсуждение 51
Резюме 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 111


Эмоциональный интеллект - психологический феномен, который вызывает большой интерес как теоретиков, так и практиков этой области знаний. Активное изучение данного понятия началось более двадцати лет назад. На первых этапах исследований на него возлагались большие надежды: он представлялся предиктором успешности во всех сферах жизни, но позже эйфория прошла, и исследователи стали осознавать несовершенство концепций данного конструкта (Робертс Р.Д., Мэттьюс ДЖ., Зайднер М., Люсин Д.В. [76]).
Несмотря на это, на сегодняшний день существует достаточное количество работ, в которых авторы продолжают описывать эмоциональный интеллект как очень важную способность человека, обеспечивающую ответственность, способность работать в команде, инициативность, самореализацию и самоактуализацию резервов профессионального формирования, умение воодушевлять окружающих, лёгкое продвижение по карьерной лестнице и т.д. (Мещерякова И.Н., Кутеева В. П., Фёдоров Ю.В. и др. [48, 59, 87]). Д. Гоулман с уверенностью заявляет, что до 85% успеха деятельности управленца зависит от уровня его эмоционального интеллекта, и только 4-25% определяется общим интеллектом [76]. Эмоциональный интеллект используют при отборе персонала, обучении лидеров, развитии студентов и т.п.
Таким образом, актуальность исследования эмоционального интеллекта определяется недостаточной разработанностью концепции данного психологического феномена, с одной стороны, и наличием множества эмпирических подтверждений его важности для эффективного осуществления профессиональной деятельности, успешного построения межличностных отношений, самоактуализации и самореализации и т.д., с другой.
Существует достаточно много исследований о взаимосвязи ЭИ с когнитивными способностями. Тенденция последнего времени - изучение взаимосвязи ЭИ с личностными характеристиками.
Так, существует большое количество работ, посвящённых изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими качествами (Белоконь О.В., Тимофеев О.Н., Шавровская М.Н и др. [7, 60, 68, 83, 97, 106, 109, 116, 119]), с успешностью (Фурсова Д.В., Харетс И. А., Амплеева и др. [41, 48, 65, 88, 91, 103, 104, 105, 111,]), со стрессоустойчивостью (Демиденко Н.Н., Пирожкова О.В., Дубровина Л.А. и др. [11, 30, 31, 37, 45, 62, 66, 71, 92 96, ]). Большой спектр работ посвящён изучению эмоционального интеллекта в его взаимодействии с факторами «Большой пятёрки» (О. В. Белоконь, Робертс, Р. Д., Мэттьюс, Д., Зайднер, М., Люсин Д.В. [7, 76]), а также чертами личности, выделенными Р.Кеттеллом (Собкин В. С., Лыкова Т. А. [81]). Ряд работ устанавливает корреляции ЭИ с уровнем самооценки, агрессивности и тревожности (Потапова В.В., Николаев Е.А., Петровская Т.. и др. [3, 13, 61, 67, 70, 74]), и лишь немногие исследователи эмоционального интеллекта в зону своих научных интересов включают работы по изучению ценностных ориентаций (Бирбасова Н.В., Комарова А.И., Корнилова Т.П., Камышникова Л.Д. и Мерзлякова С. В. [8, 46, 47, 43, 56]), направленности личности (Гусева И.В., Гррищук И.М., Воробьёва А.Е. [27, 112, 18]), манипулятивности (Корнилова Т.В., Гулина О.В., Остин Е., Сергиенко Е.А. [114, 26, 104, 80]).
В данной работе в качестве объекта и предмета исследования были выбраны следующие феномены:
Объект исследования - эмоциональный интеллект студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального интеллекта и таких личностных характеристик как эмоциональная направленность, склонность к манипулированию и направленность личности.
Цель работы - изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных характеристик для расширения исследовательского поля эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть эмоциональный интеллект и основные подходы к его изучению при помощи теоретико-методологического анализа отечественных и зарубежных источников.
2) Сделать теоретический обзор таких личностных характеристик как эмоциональная направленность, способность к манипулированию и направленность личности.
3) Провести эмпирическое исследование на выявление уровня эмоционального интеллекта, выраженности способности к манипулированию, доминирующего типа направленности личности и предпочитаемой эмоциональной направленности у студентов Уральского Федерального Университета с последующей математической обработкой полученных результатов.
4) Установить взаимосвязи эмоционального интеллекта и таких личностных характеристик как эмоциональная направленность, склонность к манипулированию и направленность личности и выделить новые особенности ЭИ.
Степень разработанности проблемы. Уже более 20 лет эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества. Сам термин ввели американские учёные П. Сэловей и Дж. Майер. Они рассматривали это понятие как один из основных видов интеллекта. Эмоциональный интеллект изучали такие зарубежные ученые, как Д. Гоулман (теория эмоциональной компетентности), X. Вайсбах и У. Дакс (эмоциональный интеллект как умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью), Р. Бар-Он (введение понятия «коэффициент эмоциональности») и др.
В отечественной психологии понятие эмоционального интеллекта разрабатывалось С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, которые развивали идею единства аффекта и интеллекта Л.С. Выготского; Д.В. Люсиным (двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта), И.Н. Андреевой (предпосылки развития и гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта), С.С. Степановым (корреляция эмоционального интеллекта с определенными жизненными успехами), М.А. Манойловой (акмеологическое развитие эмоционального интеллекта педагогов) и др.
На сегодняшний день нет единой модели эмоционального интеллекта. В более поздних исследованиях отмечается переход к усилению роли личностных характеристик в эмоциональном интеллекте. Например, Р. Бар-Он вообще не связывает эмоциональный интеллект и когнитивные способности [29]. Таким образом, большинство психологов полагают, что понимание сущности эмоционального интеллекта ещё впереди [4, 19, 23, 52, 69, 76].
Гипотеза исследования: Эмоциональный интеллект связан с такими личностными характеристиками как эмоциональная направленность, склонность к манипулированию и направленность личности.
Обоснование гипотез и выбора личностных характеристик. При формулировании цели и проблемы диссертации были приняты во внимание выводы исследователей о тесной связи ценностно-смысловой сферы личности и эмоционального интеллекта (Борцовский В.А., Воробьёва А.Е., Дегтярёв А.В [10, 18, 29]). Вся система личностных характеристик выражается в направленности личности. Направленность отражается в различных формах - ценностях, ценностных ориентациях, мотивах, целях и т.д., таким образом, она концентрирует в себе ценностно-смысловые особенности личности. Большинство авторов считает направленность личности ведущим компонентом её структуры, её системообразующей характеристикой [54], следовательно, выбор данного конструкта для выявления взаимосвязи личностных особенностей с эмоциональным интеллектом представляется оправданным. Такой подход позволяет рассмотреть личность в её целостности, в системе её мотивационно- смысловых характеристик и в аспекте ценностей как основной формы выражения направленности.
Эмоциональная направленность личности обычно понимается как маркёр ценностных ориентаций [15, 32, 36, 101]. В связи с этим, рассмотрение взаимосвязи типа эмоциональной направленности и уровней эмоционального интеллекта позволяет раскрыть связь содержания чувств личности и умения управлять эмоциями, понимать и выражать их.
Феномен манипулирования также ценностно окрашен. В последнее время в литературе он рассматривается неоднозначно. Ряд авторов описывает его как однозначно негативную особенность личности [102], мнение других не столь однозначно [53, с.58-59]. Поэтому интерес психологов к связи эмоционального интеллекта и манипулятивности проявился в ряде эмпирических исследований (Корнилова Т.В., Гулина О.В., Остин Е., Сергиенко Е.А. [26, 80, 104, 109]). Однако, результаты исследований нередко противоречат друг другу. Например, Е.А. Сергиенко и Н.Н. Колесникова делают вывод о том, что при низком уровне эмоционального интеллекта манипулятивность возрастает [80], а А.Е. Воробьёва отмечает, что к манипулированию склонны респонденты с высоким уровнем эмоционального интеллекта [18]. Для углубления знаний об эмоциональном интеллекте и понимания сущности манипулирования в диссертации рассматривается их взаимосвязь. Манипулирование не возможно в одиночку, манипулируют в межличностных отношениях. Например, X. Вайсбах и У. Дакс полагают, что изучать эмоциональный интеллект лучше всего в партнёрских отношениях [10], которые являются частью межличностных отношений. Однако манипулирование, возможно, основывается на качественно иных контактах с другими людьми. Межличностный эмоциональный интеллект проявляется во взаимодействии с окружающими как способность понимать других и управлять ими. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и склонности к манипулированию могло бы прояснить, является ли манипулирование существенным качеством людей с высоким эмоциональным интеллектом.
Таким образом, выбор личностных характеристик и выдвижение гипотез обусловлены проблемными теоретическими и практическими ситуациями анализа эмоционального интеллекта.
Обоснование структуры работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений.
Первая глава «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных характеристик как современная тенденция его анализа» состоит из трёх параграфов. В первом «История становления представлений об эмоциональном интеллекте» рассматриваются предпосылки, которые повлияли на современное понимание феномена эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии, для формирования теоретической базы исследования. Во втором параграфе «Модели эмоционального интеллекта» проводится обзор самых ярких концепций данного конструкта, с целью выбора концептуальной основы исследования. Третий параграф первой главы «Эмоциональный интеллект и некоторые характеристики ценностно-смысловой сферы личности» посвящён обзору основных понятий, составляющих эмоциональную направленность, склонность к манипулированию и направленность личности для теоретического выявления их взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.
Во второй главе описываются организация, процедура проведения и результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности личности, склонности к манипулированию и направленности личности.
В заключении подводятся итоги исследования, делается вывод о подтверждении или опровержении гипотез, формулируются перспективы дальнейших исследований.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина;
• концепция Б.И. Додонова о собственной ценности эмоций;
• подходы к изучению манипулятивного отношения личности (Э. Шострома, Е.Л. Доценко);
• концепции направленности личности (Ф. Кюнкеля, Л.И. Божович и М.С. Неймарка);
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ и обобщение теоретических положений;
• Эмпирические методы:
- для определения уровня эмоционального интеллекта использовался опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;
- для диагностики склонности к манипулированию была выбрана «Шкала манипулятивного отношения» Т. Банта;
- для определения личностной направленности применялась «Ориентировочная анкета» Б.Баса - В.Смекала - М.Кучера;
- диагностики эмоциональной направленности личности осуществлялась при помощи методики «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова.
• Количественные методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, анализ различий (критерий Манна-Уитни), корреляционный анализ (критерий Пирсона), кластерный и факторный анализ. Обработка данных осуществлялась с помощью программы STATISTICA 10.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой части диссертации была рассмотрена история развития представлений об эмоциональном интеллекте, произведён обзор наиболее ярких моделей ЭИ, описаны некоторые ценностно окрашенные личностные характеристики, которые впоследствии использовались в эмпирическом исследовании эмоционального интеллекта. Благодаря этому была сформирована теоретическая база исследования и намечены противоречия, существующие в данной области. Так, эмоциональный интеллект был рассмотрен на основании модели Д.В. Люсина.
Эмпирическое исследование своей целью имело изучить взаимосвязь ЭИ и личностных характеристик для расширения исследовательского поля эмоционального интеллекта, для чего были решены поставленные задачи.
На основании эмпирических данных, исследовательское поле эмоционального интеллекта было расширено за счёт выявления взаимосвязи ЭИ с направленностью личности на задачу и на взаимодействие, пугнической, праксической, глорической, гностической, альтруистической, коммуникативной, романтической и гедонистической эмоциональной направленностью, а также частично со склонностью к манипулированию.
Таким образом, эмоциональный интеллект в нашем исследовании представлен как:
• Феномен, обеспечивающий эффективность деятельности (обнаружена прямая связь ЭИ с праксической, пугнической эмоциональной направленностью и направленностью личности на задачу, а также обратная связь с направленностью личности на взаимодействие и с романтической направленностью личности);
• Феномен, участвующий в познавательной деятельности (обнаружена тесная связь ЭИ и гностической эмоциональной направленностью личности);
• Феномен, играющий важную роль в процессах взаимопонимания и взаимопомощи (установлена прямая связь некоторых компонентов ЭИ (МЭИ и ПЭ) с альтруистической эмоциональной направленностью);
• Феномен, вносящий вклад в достижение человеком общественного признания (статистически достоверной оказалась связь эмоционального интеллекта и глорической эмоциональной направленности);
• Феномен, высокий уровень которого скорее присущ людям, ценящим борьбу и риск, чем людям, стремящимся к комфорту (ЭИ имеет прямую связь с пугнической эмоциональной направленностью и обратную - с гедонистической направленностью эмоций);
• Феномен, практически не связанный со склонностью к манипулированию (только один из компонентов внутриличностного эмоционального интеллекта (выражение эмоций) имеет отрицательную корреляцию со склонностью к манипулированию);
Выборка, набранная для данного исследования, характеризуется средним уровнем эмоционального интеллекта, средней выраженностью склонности к манипулированию, большой ценностью романтических, праксических и коммуникативных эмоций, и отсутствием ценности аккизитивных эмоций.
Гипотеза данного исследования в основном подтвердилась, за исключением предположения о связи эмоционального интеллекта со склонностью к манипулированию, которое подтвердилось частично:
1) Обнаружены значимые взаимосвязи ЭИ и многих видов эмоциональной направленности личности (пугнической, праксической, глорической, гностической, альтруистической, коммуникативной, романтической и гедонистической).
2) Статистически достоверна связь эмоционального интеллекта и направленности личности (коллективистской и деловой).
3) На достаточном уровне значимости находится связь склонности к манипулированию и только одного из компонентов ЭИ (выражение эмоций) в мужской выборке.
В качестве перспектив дальнейших исследований могут выступать работы посвященные изучению влияния различных видов деятельности, связанных с эмоциональной направленностью личности, на уровень эмоционального интеллекта; уточнению связи склонности к манипулированию с проблемами выражения эмоций; изучению влияния эмоционального интеллекта на направленность личности.



1. Андреева И.Н. «О синтетической теории эмоционального интеллекта» / И.Н. Андреева // Психология человека в современном мире. — 2009. — Т.2. — С. 289—298.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И.Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф. — 2004. — Т. 3031. — С. 12—13.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. — Новополоцк: ПТУ, 2011. — 388 с.
5. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н.Андреева // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 57—65.
6. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 83—95.
7. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе»/О.В. Белоконь // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2008. — Т. 5., № 3. — С. 137—144.
8. Бибарсова Н.В.Эмоциональный интеллект как фактор развития семейных ценностей современной молодежи /Н.В. Бирбарссова // В мире научных открытий. — 2013. — № 9 (45). — С. 163—177.
9. Бодалев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения / А.А. Бодалев // Психология. — 1999. — № 1. — С. 24—29.
10. Бордовский В. А. Роль эмоционального интеллекта в формировании субъективного образа «значимого другого» в помогающих профессиях / В. А. Бордовский // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2012. — №. 1. — С. 118—121.
11. Босенко Ю.М. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса / Ю.М. Босенко, Е.И. Берилова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. —2015. —Т. 21, №2. — С. 106—ПО.
12. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А.В, Брушлинский // Психол. журнал. — 1997. — Т. 18, № 2. — С. 18—32.
13. Бычкова И. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности у студентов-музыкантов / И.М. Бычкова // Современные проблемы психологии развития и образования человека. — 2010 —Т.2 —С. 13—15.
14. Великий Макиавелли. Темный гений власти. Цель оправдывает средства? / под ред. Б. Тененбаума — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — 480 с.
15. Верещагина Е.А. Эмоциональная направленность личности современного педагога / Е.А.Верещагина // Педагогические науки. — 2006. —№ 4. —С. 32—35.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ