Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКА СФЕРЫ «ПОГОДА. ВРЕМЕНА ГОДА» В ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Работа №100250

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы183
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы изучения метеорологической лексики 9
1.1. Степень изученности метеорологической лексики в научной
литературе 9
1.2. Существительные сферы «Погода. Времена года» в
лексикографическом аспекте 16
1.2.1. Существительные сферы «Погода. Времена года» в «Русском
семантическом словаре» под общ. ред. Н.Ю. Шведовой 16
1.2.2. Существительные сферы «Погода. Времена года» в «Большом толковом словаре русских существительных» под ред. проф. Л.Г. Бабенко
25
1.2.3 Лексика сферы «Погода. Времена года» в «Тематическом словаре русского языка для башкирской средней школы» Л.Г. Саяховой 36
1.3. Лексико-семантическая классификация существительных со значением «погода», «времена года» 38
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Лексика сферы «Погода. Времена года» в методическом аспекте 44
2.1. Методические основы обучения русской лексике иностранных
студентов 45
2.1.1. Методика обучения русской лексике студентов-иностранцев на
начальном и среднем этапах обучения 48
2.1.2. Методические принципы и критерии отбора словарного
материала 51
2.1.3. Способы семантизации русской лексики 58
2.1.4. Этапы работы над лексическим материалом 66
2.1.5. Виды заданий и упражнений по обучению лексике русского языка для
студентов-иностранцев 68
2.2. Лексика сферы «Погода. Времена года» в практике преподавания русского языка как иностранного 72
2.2.1. Методическая разработка по теме «Погода. Времена года» для
студентов начального этапа обучения РКИ 79
2.2.2. Методическая разработка по теме «Погода. Времена года» для
студентов среднего этапа обучения РКИ 91
Выводы по второй главе 107
Заключение 109
Список использованной литературы 113
Приложение 1. Лексический минимум тематической группы «Погода. Времена года» для начального и среднего этапов обучения 120
Приложение 2. Учебный словарь тематической группы «Погода. Времена года» 126
Приложение 3. Фразеологизмы с компонентом-метеонимом 138
Приложение 4. Пословицы, поговорки о погоде и временах года 140
Приложение 5. Народные приметы о погоде и временах года 143
Приложение 6. Загадки о погоде и временах года 146
Приложение 7. Стихи, тематически связанные с временами года, погодой и явлениями природы 156


Актуальность работы. Особое место в восприятии мира человеком занимают климатические и погодные явления, смена времен года, которые влияют на его жизнь и поведение в окружающем мире. По этой причине погодные явления в определенные сезоны занимают важное место в осмыслении реальной действительности человека. Свои знания об атмосферных явлениях человек закрепляет в словах со значением «погода» или метеонимах - особых лексических единицах, служащих для обозначения метеорологических явлений. Эти единицы включают в лексическое значение метеорологический компонент или выражают его эксплицитно - словами ветер, дождь, снег и другие. При этом овладение лексикой любого иностранного языка представляет собой значительные трудности. Они обусловлены, во-первых, большим объемом словарного состава русского языка, во-вторых, сложностью каждой отдельной лексической единицы, в- третьих, различиями в значениях слов русского и родного для учащихся языка. Поэтому рассмотрение метеорологической лексики в методическом аспекте является актуальным.
В центре нашего внимания лексика сферы «неживая природа»: денотативно-идеографические группы существительных со значением «погода» и «времена года». Анализ научной литературы по теме работы показал, что существует ряд исследований, в которых авторы по-разному определяют границы исследуемой метеорологической лексики. Можно выделить несколько основных направлений в её изучении.
В диалектологии исследуются метеонимы в говорах Алтая (М.О. Сорокина), Приамурья (В.К. Приходько), в донских говорах (Е.В. Кузнецова), в говорах Украины (О.А. Могила), среднего Прииртышья (А.А. Пыхтеева, Е.В. Суравикина), в лексике Кузбасса (В.В. Васильев), в брянских говорах (О.Б. Пойда), в орловских говорах (О.А. Макушева), в псковских говорах (А.Г. Лаврентьева, Е.Г.Мельникова), в говорах русского Севера (И.Н. Суспицына).
Имеется опыт сравнительного анализа избранной лексики в славянских и неславянских языках (Л.В. Данилова, М.В. Домбровская, О.А. Могила, Н.Ю. Перфильева, М.А. Лазарева и др).
Следует выделить изучение метеорологической терминологии и процесса терминологизации общеупотребительных слов (Н.В. Анисимова), её исторического развития (В.М. Касьянова), деривационного потенциала метеонимов (Я.В. Свечкарёва), а также исследование метеонимов как одной из базовых лексико-семантических групп при описании русской языковой картины мира в лингвокультурологическом аспекте (А.А. Чемерчева, Н.И. Толстой, С.М. Толстая, М.М. Кондратенко и др.). Изобразительную функцию метеонимов исследует М.А. Карелова. Метеонимы представлены в лексикографии в специальных («Метеорологический словарь» под ред. С.П. Хромова, Л.И. Мамонтовой) и толковых идеографических словарях.
В научной литературе представлены исследования метеонимов зарубежными лингвистами (У Вэй, Лю Яньчунь, Тхи Тху Хыонг).
Необходимо отметить изучение лексики со значением «погода», «времена года» в методическом аспекте. Такая лексика является обязательным компонентом учебной программы практически всех пособий по обучению русскому языку как иностранному (В.В. Славкин, Л. П. Шведова, С. Ф. Панова, Т. Н. Прокудайло, Е. П. Киракосова; Е.Л. Корчагина, Е.М. Степанова). При этом следует отметить, что объем лексического материала очень вариативен у разных авторов и составителей учебных пособий. Точно также в очень разном объеме представлена система упражнений, направленных на введение, отработку и закрепление этого лексического материала в процессе обучения студентов-иностранцев русскому языку.
Причиной нашего обращения к рассмотрению тематической группы существительных со значением «погода», «времена года» является отсутствие системного целостного представления данной группы в лингвистических исследованиях и учебных пособиях. С одной стороны, тематическая группа слов "Погода" - одна из частотных групп в лексической системе русских имен существительных, поскольку отражает явления, с которыми человек сталкивается ежедневно. С другой стороны, как отмечает Л. Г. Саяхова, теория и практика обучения русскому языку как неродному выдвигает тематический принцип обогащения словаря учащихся в качестве одного из основных принципов словарной работы, потому что именно тематическая организация учебного лексического материала более всего соответствует характеру речевого общения. А для реализации тематического принципа совершенно необходим учебный тематический словарь, определяющий ситуативно-тематический минимум [Саяхова 1976].
Важность тематической группы «Погода. Времена года» подтверждается Государственным образовательным стандартом по русскому языку как иностранному. Государственный стандарт включает тему «Погода» в список тем, обязательных для учения на базовом и первом уровнях обучения иностранных студентов. «Иностранец должен уметь осуществлять речевое общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики» [Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение 1999:8].
Объектом данного исследования является денотативно-идеографическая группа, связанная в русской языковой картине мира с понятием "погода и времена", объединяющая 241 лексическую единицу.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выбрана группа существительных со значением «погода» и «времена года», спроецированная на методику преподавания русского языка в иностранной аудитории на начальном и среднем этапах обучения.
Цель работы - дать характеристику существительных сферы «Погода» в языке, словаре и практике преподавания русского языка иностранным студентам.
В связи с указанной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи: 1) дать анализ существующих подходов к описанию метеорологической лексики в лингвистической литературе; 2) определить место существительных со значением «погода» и «времена года» в лексико-семантическом пространстве русских имён существительных; 3) дать лексикографическую характеристику слов избранной группы; 4) представить лексико-семантическую классификацию наименований погоды и времен года; 5) определить методические принципы работы с избранной лексикой в иноязычной аудитории; 6) составить лексические минимумы для начального и среднего этапов обучения русскому языку по теме «Погода. Времена года»; 7) составить методические разработки по темам «Погода», «Времена года» для начального и среднего этапов обучения русскому языку иностранных студентов. Материалом исследования послужили данные словарей русского языка:
1. «Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы» под общей редакцией профессора Л.Г. Бабенко; М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005 - 864 с.
2. «Русский семантический словарь: толковый словарь,
систематизированный по классам слов и значений», под общей редакцией акад. Н. Ю. Шведовой; т. I. М.: 1998, т. II. М., 2000.
3. «Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы». Л.Г. Саяхова, Д.М. Хасанова под редакцией Н. С. Дмитриевой. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1976.
Методы исследования определяются спецификой анализируемого материала и поставленными задачами. В работе использовались анализ теоретического и лексикографического материала, отдельные приёмы компонентного анализа семантики лексических единиц, а также методы описания, сравнения и статистического подсчёта.
Научная новизна. Новизна работы заключается в сочетании теоретического и практического подходов к изучению семантики существительных денотативной сферы «Погода», «Времена года». Результаты работы могут быть использованы в теоретическом курсе лексикологии и в лексическом аспекте курса «Методика преподавания русского языка как иностранного».
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут послужить углублению научного представления о семантических процессах в лексике русского языка.
Практическая значимость. Лексический материал, представленный в работе, может быть использован в учебной лексикографии для составления учебных тезаурусов для начального и среднего этапов обучения русскому языку. Разработанная система упражнений может быть использована на занятиях по РКИ, а также послужить преподавателю-практику основой для составления собственной системы упражнений. В работе представлен материал, обладающий лингвострановедческой ценностью в виде русских пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок по данной тематике. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в методической работе: при составлении методических разработок в курсе русского языка как иностранного. Апробация работы. Методические разработки и дидактический материал были использованы в практическом курсе русского языка на подготовительном факультете Центра подготовки и сопровождения иностранных студентов.
Структура работы. Целевая установка и конкретные задачи определили структуру исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 7 приложений.
Первая глава посвящена обзору научной литературы, анализу современных идеографических словарей, которые послужили материалом для составления лексических минимумов.
Во второй главе рассматриваются методические основы обучения русской лексике сферы «Погода, «Времена года», представлены основные виды заданий и упражнений, которые могут быть использованы для введения и закрепления исследуемой лексики в практическом курсе РКИ на начальном и среднем этапах обучения.
В заключении делаются выводы о возможности использования лексического материала по теме «Погода. Времена года» в практике обучения русскому языку студентов-иностранцев.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлось составление характеристики существительных сферы «Погода. Времена года» в языке, словаре и практике преподавания русского языка иностранным студентам.
В связи с указанной целью в работе были проанализированы существующие подходы к описанию метеорологической лексики в научной литературе и определено место существительных со значением «погода» и «времена года» в лексико-семантическом пространстве русских имён существительных. Анализ литературы, с одной стороны, подтвердил значимость избранной тематической группы, обусловленную особым местом климатических явлений в восприятии мира человеком. С другой стороны, сделанный анализ выявил значительное количество комплексных и специализированных научных работ, посвященных исследованию метеонимов, авторы которых по-разному определяют границы исследуемой метеорологической лексики.
Обзор научных исследований позволил выделить следующие направления: 1) комплексные исследования русской метеорологической лексики с изучением особенностей её формирования и исторического развития; 2) изучение процессов терминологизации общеупотребительных слов и различных путях формирования метеорологических терминов; 3) деривативных потенциал номинаций времен года в историческом аспекте; 4) этнолингвистические исследования метеонимов как одной из базовых лексико-семантических групп при описании русской языковой картины мира; 5) бытование метеорологической лексики в конкретных говорах (Поволжья, Урала, Сибири, Алтая и др.); 6) контрастивный анализ метеолексики в славянских и неславянских языках; 7) исследования художественной функции метеонимов в художественной литературе.
Наиболее полно лексика сферы «Погода. Времена года» представлена в фундаментальных идеографических словарях. Это «Русский семантический словарь» под ред. Н.Ю. Шведовой, «Большой толковый словарь русских существительных» под ред. Л.Г. Бабенко и «Тематический словарь русского языка для средней башкирской школы» Л.Г. Саяховой.
В «Русском семантическом словаре» существительные тематической группы «Погода. Времена года» представлены 217 существительными, из которых 133 входят в лексический класс «Космос. Земля. Природные образования», представленный тремя лексическими множествами - «Космос», «Материя», «Земля. Природные образования». 84 существительных входят в лексический класс «Формы и сущностные характеристики реалий и явлений действительности», представленный тремя лексическими множества - «Время», «Пространство», «Движение, изменение местоположения в пространстве».
В БТСРС существительные со значением «погода», «времена года» представлены 241 лексическими единицами, которые входят в 5 денотативно-идеографических сфер «Неживая природа», «Время», «Пространство», «Вещество», «Явления и события» которые в свою очередь распределены по 22 денотативно-идеографическим группам.
В «Тематическом словаре русского языка для башкирской средней школы», где материал сгруппирован вокруг трех тематических разделов: «Человек», «Общество», «Природа», сфера «Погода. Времена года» вошла в тематический раздел «Природа» и представлена 868 словами и словосочетаниями. Все три словаря содержат базовую информацию, необходимую в практике преподавания, и имеют свои особенности. Идеографические словари помогают подобрать точное толкование слов и подобрать наиболее подходящий способ семантизации при обучении лексики, а тематический словарь интересен тем, что включает в себя помимо существительных и другие части речи (прилагательные, наречия, глаголы), избранной тематической группы.
Опираясь на материал «Большого толкового словаря русских существительных» под ред. проф. Л.Г. Бабенко, мы составили лексико-семантическую классификацию существительных сферы «Погода. Времена года», согласно которой все существительные, были разделены на две группы. В первую группу вошли 100 наиболее частотных существительных со значением «погода». Во вторую группу вошли 40 существительных со значением «Времена года», а также некоторые другие существительные. Существительные со значением «погода», были распределены в 8 тематических подгрупп: 1. Сфера погоды 2. Сфера земли 3. Сфера неба 4. Сфера воды 5. Оптические явления 6. Сфера ветра 7. Сфера осадков 8. Сфера стихии. Существительные группы «Времена года» были распределены в 4 подгруппы: 1. Отрезок времени 2. Существительные, обозначающие время года и месяц года 3. Существительные, обозначающие часть суток 4. Направление в пространстве.
На основе предложенной классификации, опираясь на такие методические принципы РКИ и критерии отбора лексических единиц, как семантическая ценность слова и нужность слова для общения, частотность употребления слова, ситуативно-тематическая отнесённость слова, способность слова сочетаться с другими словами, словообразовательные возможности слова, учебно-методическая целесообразность введения слова, нами был составлен лексический минимум для начального и среднего этапов обучения. В лексический минимум для среднего этапа обучения вошли 86 существительных: 51 со значением «погода» и 35 со значением «времена
года». В состав лексического минимума для начального этапа вошли 45 существительных: 18 со значением «погода» и 27 со значением «времена года».
Одной из главных задач, решенных в данной работы было составление методической разработки по теме «Погода. Времена года» для начального и среднего этапов обучения русскому языку иностранных студентов. Решению это задачи способствовали сделанный анализ методических пособий разных авторов, наблюдения за работой преподавателей русского языка и наш опыт работы с иностранными студентами. В предложенных методических разработках представлен широкий спектр упражнений, как языковых так и коммуникативных.
Обучающими языковыми упражнениями являются: упражнения на чтение и перевод новых слов; упражнения по заполнению пропусков; упражнения по использованию синонимов и антонимов; упражнения на отработку фонетических и грамматических явлений на примере лексики избранной тематической группы; вопросно-ответные упражнения, где при ответе должны быть употреблены отрабатываемые слова; упражнения по составлению предложений с использованием новых, отрабатываемых слов; упражнения по расширению речевых образцов, где новые слова поочерёдно используются в роли дополнения, обстоятельства, определения и т.п.; упражнения рецептивного характера, направленные на развитие языковой догадки, где учащиеся должны сами догадаться о значении незнакомого слова с помощью использования контекста и формы самого слова.
Среди речевых упражнений можно использовать ситуативные упражнения продуктивного типа, где ситуации создаются с помощью предъявленного текста для аудирования или с помощью средств наглядности; рассказ, пересказ или сочинение на определенную тему; перевод устного или письменного текста на родной язык учащегося.
Таким образом, лексический материал, представленный в работе, может быть использован в учебной лексикографии - для составления учебных тезаурусов для начального и среднего этапов обучения русскому языку. Разработанная система упражнений может быть использована на занятиях по РКИ, а также послужить преподавателю-практику основой для составления собственной системы упражнений.
Таким образом лексика сферы «Погода. Времена года» через систему заданий и упражнений проходит на уроке РКИ определенный путь введения, активизации и закрепления, прежде чем иностранные студенты будут использовать эту лексику в речи. Успех обучения русской лексике зависит от правильности и эффективности выбранных преподавателем методов и приемов обучения, способов семантизации и системы упражнений.



1. Анисимова Н. В. Прагматика метеорологического текста / Н. В. Анисимова— Вологда, 2007. — С. 814-817.
2. Анисимова Н. К вопросу о составе и происхождении метеорологической терминологии / Н. Анисимова // 8ШШа Яоззхеа Розпашепзха. — Познань, 2006. — Т. 33. — С. 109-114.
3. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного: Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- 254 С.
4. Баранюк А. Времена года. Загадки в стихах / А. Баранюк. - Издательство: Хатбер - Пресс, 2010. - 18 с.
5. Битехтина Г.А. 26 уроков по развитию речи: учебное пособие (для студентов- иностранцев) / Под ред. Г.А. Битехтиной. М.: «Русский язык», 1983, 129 с.
6. Васильев, В.П. Русская метеорологическая лексика Кузбасса: Значение, таксономия и функционирование слов: дис.канд. филол. наук / В.П. Васильев. Кемерово, 1986. - 297 с.
7. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. - Москва - Санкт Петербург, 1999.
8. Данилов Л.В. Структура и содержание лексико-семантической группы «Погодные явления» в русском и английском языках // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - Сборник материалов
Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2014. -
Вып. 12 - С.150 - 155.
9. Домбровская М. В. Концепт "дождь" как компонент национальной картины мира (на материале французского и русского языков): автореф. дис. канд. филол. наук / М. В. Домбровская; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2006.
10. Ермаченкова В.С. Слово: пособие по лексике и разговорной практике / В.С. Ермаченкова. - Златоуст: Издатель Златоуст, 2006. - 208 с.
11. Зализняк А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира / А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 544 с.
12.Заходер Б. Стихи и сказки / Б. Заходер. - М.: Проф-Пресс, 2015. - 98 с.
13. Истомина И.А. Добро пожаловать в Россию!: учеб.-метод. пособие по развитию навыков устной речи (для продолженного этапа обучения)/ И.А. Истомина. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. - 83 с.
14. Карганова Е. Большая книга для самых маленьких. Читаем, играем, танцуем, поем / Е. Карганова. - Издательство: АСТ, Харвест, Астрель, 2009.- 160 с.
15. Карелова М. А. Культурно-тематическое поле «Явления природы» в лингвокультурной ситуации 1941-1945 гг. : дис. канд. филол. наук / М. А. Карелова; Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2015. - 187с.
16. Касьянова В. М. Русская метеорологическая лексика (история и функционирование): автореф. дис. канд. филол. наук / В. М. Касьянова; Акад. пед. наук СССР. Научно-исслед. ин-т препод. рус. яз. в нац. школе. - М, 1984.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ