ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ КРЕАТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Основные подходы к определению и структуре креативности 6
1.2 Особенности развития креативности в дошкольном возрасте 13
1.3 Основные подходы к развитию креативности в дошкольном
возрасте 19
1.4. Развитие креативности детей в Монтессори - среде 25
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО СИСТЕМЕ М.
МОНТЕССОРИ 35
2.1 Характеристика базы, выборки и процедуры исследования 35
2.2 Современные методы оценки креативности и описание методик
исследования 39
2.3 Анализ результатов исследования 50
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
В настоящее время человек вынужден жить в условиях постоянно изменяющейся социоэкономической и социокультурной реальности. При этом скорость изменений в современном мире неуклонно растет, как и повышается уровень неопределенности окружающей среды. В таких условиях, опорой могут стать лишь личностные компетенции, помогающие быстро адаптироваться к новым требованиям. Одной из важнейших компетенций на сегодня является нестандартное мышление, высокая творческая активность и креативное поведение.
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» постулирует необходимость формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, начиная с раннего возраста. Система образования должна «обеспечить ранее раскрытие способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению» [34].
Однако современный отечественный образовательный стандарт не претерпел существенных изменений с советских времен и не отвечает современным условиям жизни. Жесткость образовательной системы и ориентация на «среднего» ребенка не позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и развить его творческость.
К сожалению, возможности развития способностей не остаются неизменными и с возрастом угасают, слабеют и, чем старше становится человек, тем быстрее его мозг теряет гибкость и пластичность, соответственно, труднее развивать его способности. Вот почему так важно, чтобы условия опережали события, и среда, окружающая ребенка, всячески культивировала его креативность, а не подавляла ее.
Так, насущной проблемой для современного общества, становится поиск такой образовательной системы, которая помогала бы максимально раскрыть потенциал и способности каждого ребенка.
Неудовлетворенность государственными дошкольными образовательными программами побудила отечественных педагогов и психологов обратить внимание на зарубежный опыт применения педагогики гуманистического направления. Особую популярность в мире завоевала педагогическая система, основанная на принципах гуманизма, разработанная доктором Марией Монтессори. На сегодняшний день в России ее педагогика является наиболее популярной среди альтернативных методов образования. Активным распространением ее идей и адаптацией ее принципов в дошкольных учреждениях с 1990-х гг. занимаются такие педагоги и ученые, как Хилтунен Е.А. [38], Сорокова М.Г. [45], Сумнительный К.Е [46]. В отечественной психолого-педагогической научной области данному педагогическому методу посвящены также исследовательские работы Н.А. Каргапольцевой [22], М.Н. Якимовой [55], И.И. Дьяченко [18], И.Н. Дичковской [13], Г.Б. Брыжинской [6], Д.Г. Сорокова [44], Г.А. Любиной [28], Т.В. Фуряевой [50].
Однако до настоящего времени российскими учеными не проводилось значимых исследований по сравнению познавательных и академических показателей у дошкольников, которые занимаются по системе М. Монтессори, и детей, посещающих традиционный детский сад, что обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является креативность старших дошкольников.
Предметом исследования является креативность старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори.
Цель исследования', проведение сравнительного анализа показателей креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори, и детей, посещающих традиционный детский сад.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• определить теоретические и методологические подходы к феномену креативности;
• изучить особенности развития креативности в дошкольном возрасте;
• рассмотреть основные подходы к развитию креативности в дошкольном возрасте;
• проанализировать условия, способствующие развитию креативности в Монтессори - образовании;
• провести исследование креативности у старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори;
• проанализировать полученные данные посредством статистических методов математического анализа;
• произвести сравнительный анализ показателей уровня креативности детей, занимающихся по системе М. Монтессори, и детей, посещающих традиционный детский сад.
Гипотезой исследования является положение о том, что креативность детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по педагогической системе М. Монтессори, выше, чем у дошкольников, занимающихся по традиционной системе дошкольного образования.
Апробация результатов исследования проходила на международной студенческой научно-практической конференции «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования» (Челябинск, 2016 г.).
В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных особенностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. Социальный заказ на креативную и инновационную личность призваны удовлетворить современные отечественные образовательные программы для дошкольного возраста. В частности, эту задачу в большинстве муниципальных детских садов решает новая программа Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», одобренная образовательным стандартом.
С другой стороны, сегодня активно распространяются альтернативные методики обучения. Наибольшую популярность среди них в России получила педагогическая система М. Монтессори, доказавшая свою эффективность за рубежом. Походы к развитию креативности дошкольников у традиционной системы и Монтессори-педагогики значительно разнятся, что делает актуальным вопрос, какая образовательная система позволяет в большей мере раскрыть творческий потенциал ребенка и культивирует креативное мышление.
Исследование креативности старших дошкольников, занимающихся по системе М. Монтессори, подтвердило гипотезу о том, что дети, развивающиеся в Монтессори-среде, имеют более высокий уровень креативного мышления, чем дети, занимающиеся по традиционной системе дошкольного образования. Эти данные согласуются с зарубежными исследованиями [57].
По компонентам вербальной и образной креативности были обнаружены статистически значимые различия между детьми, посещающими Монтессори-среду, и детьми, занимающимися по государственной образовательной программе «От рождения до школы». Диалектичное мышление также оказалось более развитым у воспитанников Монтессори- садов. Согласно экспертным мнениям педагогов и воспитателей более высоким уровнем креативного мышления обладают дети, занимающиеся в системе Монтессори-педагогики.
При этом значимых различий по показателям креативности между мальчиками и девочками найдено не было. Сравнение показателей между Монтессори-садами не выявило различий. Такие же результаты получены в результате сравнения данных между традиционными детскими садами, участвовавшими в исследовании. Это свидетельствует в подтверждение гипотезы, доказывая, что различия связаны с образовательной средой, в которой находится ребенок.
Перспективными направлениями для дальнейшего изучения креативности дошкольников нам представляются проведение лонгитюдных исследований на базе детских садов и начальных школ, занимающихся по данной системе, а также исследование уровня развития креативности у детей, посещающих дошкольные Монтессори-центры в разных регионах нашей страны. Интересным направлением также может быть сравнительный анализ уровня креативности детей, развивающихся в Монтессори-среде в России и за рубежом, так как, несмотря на единство принципов данной педагогической системы, их применение в мире существенно различается в связи с культурными особенностями.
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука/ Г. С. Альтшуллер - М.: Сов. радио, 1979. - Кибернетика. -105 с.
2. Барышева Т. А. «Креативность. Опыт самопознания» - технология рефлексивной самоорганизации (self-examination - development) студентов в информационной образовательной среде / Т. А. Барышева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . — СПб. — 2013. — N 158. - С. 26 - 36.
3. Беляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 65 - 71.
4. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 35 - 41.
5. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская - М.: МИОО,
2005. - 176 с.
6. Брыжинская Г.В. Математическая подготовка к школе детей с нарушениями интеллекта в условиях педагогической системы Монтессори: Автореф. дисс. канд. пед. Наук / Г. В. Брыжинская. - М.,1999. - 19 с.
7. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации / Н. Е. Веракса // Вестник МГПУ. - 2010. - № 2. - С. 46-53.
8. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Издательство Прогресс. - 1965. - 244 с.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов - М.: Интор - 1996.-544 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО Издательство «Детство - Пресс». - 2014. - 280 с.
11. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. - сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
12. Диалектическая психология / А. К. Белолуцкая, Е. В. Воробьева, Е. В. Глядешина, С. В. Горохов, И. И. Дубинина, Е. Е. Крашенинников; Под ред. Е. Е.Крашенинникова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. - 116 с.
13. Дичковская И.Н. Индивидуализация воспитания в педагогическом наследии М. Монтессори: Автореф. дисс. канд. пед. Наук / И. Н. Дичковская. - Одесса, 1997,- 19 с.
14. Дорфман Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры. - 2002. - С. 89-120.
15. Дроздикова Л. Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации. / Л. Н. Дроздикова // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н.Дроздикова - Казань. - 1999. - 177 с.
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
...