Совершенствование механизма ценообразования на продукцию предприятий ВПК РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
И ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
1.1 СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 8
1.2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ .... 16
1.3 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 19
2 АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА,
ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ И ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 39
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ
БОРЬБЫ И ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 39
2.2 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ
БОРЬБЫ И ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 51
2.3 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ НАУЧНО¬
ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОТБОРУ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 58
2.4 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 68
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ НА ПРОДУКЦИЮ
ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 70
3.1 ПРОБЛЕМАТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК РФ 70
3.2 МОДЕЛЬ АНАЛИЗА СУММЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СОСТАВЕ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ 82
3.3 МЕТОДИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 84
3.4 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 87
3.4 АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕТОДИК 91
3.5 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
И ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
1.1 СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОНЯТИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 8
1.2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ .... 16
1.3 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 19
2 АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА,
ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ И ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 39
2.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ
БОРЬБЫ И ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 39
2.2 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ
БОРЬБЫ И ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 51
2.3 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ НАУЧНО¬
ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОТБОРУ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 58
2.4 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 68
3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ НА ПРОДУКЦИЮ
ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 70
3.1 ПРОБЛЕМАТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК РФ 70
3.2 МОДЕЛЬ АНАЛИЗА СУММЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СОСТАВЕ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ 82
3.3 МЕТОДИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 84
3.4 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБОРОННОГО ЗАКАЗА 87
3.4 АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕТОДИК 91
3.5 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
Актуальность темы «Совершенствование механизма ценообразования на продукцию предприятий военно-промышленного комплекса РФ», подтверждается тем, что в сфере Гособоронзаказа (далее ГОЗ) до сих пор не решены такие проблемы как, занижение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) со стороны заказчика, которое, как следствие, приводит к отказу предприятий от участия в конкурсах на получение госконтракта или выставление в конкурсных заявках претендентов цен, превышающих начальную цену контракта, а также недостоверная оценка предприятиями своих возможностей при выходе на конкурс, когда головной исполнитель получает контракт, в котором прописана конкретная цена, но позже оказывается, что организации кооперации исполнителя завысили цены и поставка продукции по установленной цене, заявленной на конкурсе невозможна. Подобные нерешенные проблемы, несмотря на обилие различных исследований, и попыток законодательного совершенствования системы госзаказа говорят о необходимости изучения всех аспектов ГОЗ и рассмотрения практического опыта в данной сфере на региональном, государственном и мировом уровне.
Целью диссертационного исследования является разработка методического инструментария ценообразования на продукцию оборонных предприятий, ориентированного на получение преимуществ при распределении бюджетных средств.
Объектом исследования в диссертации являются предприятия оборонно - промышленного комплекса РФ, участвующие в выполнении Государственного оборонного заказа. Предметом исследования выступает механизм ценообразования на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса, производимую и реализуемую в рамках Государственного оборонного заказа.
Для достижения заявленной цели в работе решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические основы ценообразования и оценки бюджетной эффективности при выполнении Гособоронзаказа;
- проанализирован отечественный и зарубежный опыт и практические методы конкурентной борьбы и отбора претендентов на выполнение Гособорон-заказа;
- разработан методический подход к ценообразованию на продукцию оборонных предприятий, ориентированный на получение преимуществ при распределении бюджетных средств;
- проведена апробация разработанного методического подхода, применительно к оборонным предприятиям.
Разработанный методический подход к ценообразованию на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса России, основан на приме-нении модели распределения накладных расходов между видами оборонной продукции, для целей формирования рейтинга конкурентоспособности претендентов по критерию эффективного использования бюджетных ресурсов. Данный подход обладает научной новизной, поскольку отличается от известных тем, что включает в себя:
- методику формирования цены, основанную на разработанной модели распределения накладных расходов между видами оборонной продукции;
- методику анализа суммы накладных расходов в составе себестоимости продукции по государственному оборонному заказу;
- методику двухуровневого формирования рейтинга предприятий, претендующих на ГОЗ;
- алгоритм отбора исполнителей ГОЗ,
что позволяет повысить конкурентные позиции добросовестных участников ГОЗ и эффективность использования бюджетных средств.
Целью диссертационного исследования является разработка методического инструментария ценообразования на продукцию оборонных предприятий, ориентированного на получение преимуществ при распределении бюджетных средств.
Объектом исследования в диссертации являются предприятия оборонно - промышленного комплекса РФ, участвующие в выполнении Государственного оборонного заказа. Предметом исследования выступает механизм ценообразования на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса, производимую и реализуемую в рамках Государственного оборонного заказа.
Для достижения заявленной цели в работе решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические основы ценообразования и оценки бюджетной эффективности при выполнении Гособоронзаказа;
- проанализирован отечественный и зарубежный опыт и практические методы конкурентной борьбы и отбора претендентов на выполнение Гособорон-заказа;
- разработан методический подход к ценообразованию на продукцию оборонных предприятий, ориентированный на получение преимуществ при распределении бюджетных средств;
- проведена апробация разработанного методического подхода, применительно к оборонным предприятиям.
Разработанный методический подход к ценообразованию на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса России, основан на приме-нении модели распределения накладных расходов между видами оборонной продукции, для целей формирования рейтинга конкурентоспособности претендентов по критерию эффективного использования бюджетных ресурсов. Данный подход обладает научной новизной, поскольку отличается от известных тем, что включает в себя:
- методику формирования цены, основанную на разработанной модели распределения накладных расходов между видами оборонной продукции;
- методику анализа суммы накладных расходов в составе себестоимости продукции по государственному оборонному заказу;
- методику двухуровневого формирования рейтинга предприятий, претендующих на ГОЗ;
- алгоритм отбора исполнителей ГОЗ,
что позволяет повысить конкурентные позиции добросовестных участников ГОЗ и эффективность использования бюджетных средств.
Принятый в сфере Государственного оборонного заказа тендерный способ получения контрактов имеет ряд существенных недостатков, и все попытки его участников решить проблемы связанные с ценообразованием, системой финансирования и исполнением в срок государственных заданий, пока не приносят существенных результатов.
Предложенный в работе методический подход к ценообразованию на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса России, основанный на разработанной модели распределения накладных расходов между видами оборонной продукции, для целей формирования рейтинга конкурентоспособности претендентов по критерию эффективного использования бюджетных ресурсов, дает возможность уйти от торгов по ГОЗ в том виде, в каком они существуют на данный момент. При этом, конкурентная составляющая, как не-обходимое условие функционирования рынка - сохранится.
Внедрение предлагаемого методического подхода, напрямую связано с необходимостью изменения действующего законодательства, а именно: внесения изменений в «Правила разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1255.
Кроме того, предлагается внедрение нового вида отчетности предприятий ОПК РФ для целей построения рейтинга конкурентоспособности при формировании Государственного оборонного заказа. А также, применение участниками ГОЗ рекомендуемой методики определения ценовых предложений по выставляемым госзаказчиками оборонным контрактам, основанной на использовании соотношений прямых и накладных расходов в составе себестоимости продукции реализуемой на внешнем рынке вооружения и военной техники.
Предложенный в работе методический подход к ценообразованию на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса России, основанный на разработанной модели распределения накладных расходов между видами оборонной продукции, для целей формирования рейтинга конкурентоспособности претендентов по критерию эффективного использования бюджетных ресурсов, дает возможность уйти от торгов по ГОЗ в том виде, в каком они существуют на данный момент. При этом, конкурентная составляющая, как не-обходимое условие функционирования рынка - сохранится.
Внедрение предлагаемого методического подхода, напрямую связано с необходимостью изменения действующего законодательства, а именно: внесения изменений в «Правила разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1255.
Кроме того, предлагается внедрение нового вида отчетности предприятий ОПК РФ для целей построения рейтинга конкурентоспособности при формировании Государственного оборонного заказа. А также, применение участниками ГОЗ рекомендуемой методики определения ценовых предложений по выставляемым госзаказчиками оборонным контрактам, основанной на использовании соотношений прямых и накладных расходов в составе себестоимости продукции реализуемой на внешнем рынке вооружения и военной техники.
Подобные работы
- Совершенствование механизма ценообразования на гражданскую продукцию предприятий ВПК (на примере ФГУП УЭМЗ)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование механизма ценообразования в сфере консалтинговых услуг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СТАНОВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Регулирование структуры национальной экономики России: концептуальный и методологический аспекты
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - СТАНОВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ОРГАНИЗАЦИЯ И МАРКЕТИНГ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Инновационный процесс (Организация и маркетинг)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1995 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ОРГАНИЗАЦИЯ И МАРКЕТИНГ
Диссертация , маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997



