ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.1 СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.2 МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 17
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ 25
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 37
2.1 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
2.2 ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ КАК ПРОЕКТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 43
2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЕКТА: АНАЛИЗ И
ХАРАКТЕРИСТИКА 54
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 67
3.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 67
3.2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 72
3.3 АПРОБАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
Маркетинг является важнейшим направлением в деятельности любого современного предприятия. Его применение способствует достижению соответствия между ожиданиями потребителей и возможностями предприятия. Маркетинговая деятельность включает в себя большое количество осуществляемых функций, таких как: проведение маркетинговых исследований, сегментацию рынка, изучение потребителей, определение позиции продуктов на рынке и другое. Только тщательно спланированная и целенаправленная маркетинговая деятельность, может привести организацию к положительным финансовым результатам.
В целях совершенствования маркетинговой деятельности и повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо регулярно осуществлять оценку эффективности маркетинга.
Оценка эффективности маркетинговых мероприятий имеет немаловажное значение, особенно на стадии принятия решения о проведении конкретного мероприятия. Здесь возникает вопрос о методиках определения эффективности маркетинговых мероприятий предприятиях малого и среднего бизнеса. Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности необходимо также для того, чтобы выявить факторы, влияющие на показатель эффективности маркетинговой деятельности, их взаимозависимость, если она есть, характер их влияния на показатель эффективности, выявить резервы повышения эффективности. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке и привлекательным для потребителя, предприятие должно поддерживать имидж, инвестировать в создание маркетинговых коммуникаций для укрепления тесных отношений с постоянными партнерами, а также корректировать планы и ориентироваться на долгосрочные перспективы. Таким образом, указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования, а также подтверждают ее теоретическую и практическую значимость.
Важным направлением совершенствования экономики в современных условиях является исследование рынка и развитие маркетинговых стратегий предприятий. Актуальность данных вопросов определяется тем, что в рыночных условиях от развития маркетинга во многом зависит успешный сбыт товаров, функционирование предприятий и их положение на потребительском рынке. Рационально налаженные маркетинговые исследования обеспечивают организацию необходимой коммерческой информацией, способствуют повышению конкурентоспособности и укреплению позиций на рынке.
Вопросы маркетинга рассматриваются как зарубежными, так и отечественными учеными, среди которых можно отметить: А. Адамскую, Т. Домбровского, Ф. Котлера, С. Минетт, В. Пферч, Р. Шоу, А. Чернышеву, Т. Якубову и другие.
Актуальность диссертационной работы заключается в теоретической и практической необходимости рассмотрения подходов к оценке эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях, а также разработке комплекса мероприятий по совершенствованию оценки маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Научная новизна заключается в разработке алгоритма оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса, который основан на интегральной оценке как финансовых, так и нефинансовых показателей эффективности маркетинговой деятельности, особенностью которого является синергия нескольких методов оценки эффективности маркетинговой деятельности в универсальный алгоритм, что позволяет выделить проблемные места и наметить зоны роста как отдельного мероприятия, так и всей маркетинговой деятельности компании.
Направление исследования: оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Цель исследования: разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методические подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- провести эмпирическое обоснование подходов к оценке эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- разработать и апробировать алгоритм оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Объектом исследования выступает маркетинговая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования: организационно-управленческие отношения, возникающие при оценке эффективности маркетинговой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной были выполнены следующие поставленные задачи:
- изучены теоретико-методические подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- осуществлена оценка эффективности маркетинговой деятельности на предприятии малого бизнеса «Юнихоум»;
- разработан методический алгоритм оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса, проведена апробация алгоритма на предприятии.
Опираясь на данные представленные в первой главе можно сделать вывод о том, что единого и общепринятого подхода к оценке эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса на сегодняшний день не существует. Компании самостоятельно закладывают ключевые показатели эффективности маркетинга и затем оценивают их. Однако, следует отметить, что в основном оценка эффективности маркетинга состоит в сопоставлении затрат на мероприятия и полученного экономического результата, другими словами, оценивают рентабельность маркетинговых мероприятий. Для полноценной оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса необходимо применять сочетание нескольких методов оценки, интегрировать лучшие практики, другими словами, применять комплексный подход, как на этапе планирования, так и на этапе контроля оценки деятельности. Именно комплексный подход к оценке маркетинговых мероприятий позволит проанализировать ошибки в управлении бизнесом, возможные угрозы и показать потенциал компании для дальнейшего развития.
В результате анализа второй главы выпускной квалификационной работы можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность на примере проекта по лидогенерации в компании «Юнихоум» показала свою эффективность. При этом анализ оценки эффективности проводился исключительно на соответствие целевым метрикам внедрения дополнительного канала привлечения, на соответствие тех задач, которые компания планировала реализовать с помощью онлайн-привлечения, не затрагивая другие важные составляющие успешного функционирования малого бизнеса на рынке.
В третьей главе разработан интегральный алгоритм по совершенствования оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса. Подход к разработке алгоритма заключается в синергии факторов, поддающихся количественному измерению и факторов, влияние которых сложно измерить, но можно оценить качественно на пути к эффективности маркетинга.
Оценка социально-экономической эффективности заключается в оценке как отдельного маркетингового мероприятия, так и оценки его влияние на успех всей маркетинговой деятельности бизнеса в целом, в рамках концепции «маркетинг-микс». Это позволяет выделить проблемные места и наметить зоны роста как отдельного мероприятия, так и всей маркетинговой деятельности компании.
Интегрированная модель оценки эффективности маркетинговой деятельности на примере компании «Юнихоум» в сфере малого бизнеса на рынке недвижимости прошла успешную апробацию на исследуемом предприятии в рамках онлайн-проекта по лидогенерации, направленного на привлечение клиентов на ипотечное кредитование как основное направление деятельности фирмы. Проведенная кампания приблизила предприятие к достижению основных стратегических целей, но не позволила реализовать их в полной мере. Инструментам политики продвижения стоит уделять больше внимания, повышать рентабельность маркетинговых коммуникаций. При этом лидогенерация проявила себя как особо привлекательное направление в развитии дистанционных каналов сбыта и привлечения. Проект по лидогенерации стал одним из триггеров по оперативной адаптации к изменяющимся условиям рынка.
Данная работа по разработке и внедрению мероприятий совершенствования оценки маркетинговой деятельности могут быть рекомендованы для реализации и на других предприятиях малого и среднего бизнеса.
1 Армстронг, Г. Введение в маркетинг 7-е издание. Учебе пособие. [Текст] // Гарри Армстронг, Филлип Котлер, пер. с англ. - Москва: Издательский дом «Вильямс», 2014. - 640 с.
2 Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков. [Текст] // И.С. Березин. - Москва: Русская Деловая Литература, 2017. - 416 с.
3 Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 115-127
4 Грузив В.П. Схема маркетинговой деятельности. [Текст] // В.П. Грузив. - Москва: «Инфра - М», 2015 - 305с.
5 Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии. [Текст] // Питер Дойль, пер. с англ. - Москва: ПрЕсс, 2011. - 442 с.
6 Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. [Текст] // А.П. Дурович. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2013. - 464с.
7 Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст] // Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг, пер. с англ.-12-е европ.изд.- К.; Москва.: Издат.дом. «Вильямс», 2016. - 105с.
8 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. [Текст] // Ф. Котлер, пер. с англ. - Санкт-Петербург: Питер Ком, 2011 - 23 с.
9 Корнилова М. Маркетинговый инструментарий. Принципы работы
маркетинга и его инструментария. [Электронный ресурс] - URL:
http : //www. p—marketing. ru/publications/general-questions/marketing- instrument/marketing—instruments (дата обращения: 18.03.2020).
10 Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ. [Текст] // А.И. Ковалев, В.В.Войленко. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 213 с.
11 Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от
методологии до технологии. [Электронный ресурс] - URL:
http : //www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html ?task=view (дата
обращения: 01.04.2020).
12 Ламбен Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. [Электронный ресурс] - URL:http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/(дата обращения: 23.03.2020).
13 Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли. [Текст] // М. Леви, Б.А. Веитц. - Санкт-Петербург: Питер - 2012 - 45 с.
14 Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. Доналд А. Маршалл, пер.
с англ. [Электронный ресурс] - URL:
http : //www.mymarket.ru/market 149. html(дата обращения: 11.08.2020).
15 Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг. [Текст] // Ричард Отт, пер. с англ. - Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2011. - 320с.
16 Пичурин И.И., Обухов О.В., Эриашвили Н.Д. Основы маркетинга. Теория и практика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг» [Текст] // Москва - 2017 - 412 с.
17 Пилипчик В.П. Контроль, оценки и анализ эффективности маркетинговой деятельности. [Текст] // Маркетинг в России. - № 1. - 2014. - 28-32 с.
18 Пономарева А. М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: Учебе пособие. [Текст] // Пономарева А.М. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 98 с.
19 Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия. [Текст] //
Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - 17- 18 с.
20 Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на
предприятиях в условиях рыночной экономики. [Текст] // - М.:
Международные отношения. - 2013. - 345 с.
21 Христофоров А. В. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы : монография. [Текст] // А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф А.Е. Суглобова. — Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2017. - 34 с.
22 Рубцова Н.В. Эффективность сервисной деятельности в обеспечении маркетинга услуг/ [Текст] // Маркетинг услуг. 2013. № 2.
23 Сабурова М.М. К вопросу о взаимодействии маркетинговой службы с другими подразделениями на российских предприятиях. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 76
24 Секерин В. Д. Инновации в маркетинге. [Текст] // В. Д. Секерин, Р. М. Нижегородцев, А. Е. Горохова, Д. В. Секерин / под общ. ред. В. Д. Секерина. М.: МГУИЭ, 2015. - 252 с.
25 Эванс, Дж. Р. Маркетинг. [Текст] // Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - Москва: "Экономика", 2013 г. - 210 с.
26 Дойль, П. Менеджмент-маркетинг и стратегии. [Текст] // Питер Дойль, пер. с англ. - М.: ПрЕсс, 2011. - 442 с.
27 Маршанд, Д.А. Мастерство: Менеджмент. Доналд А. Маршалл, пер.
с англ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http : //www.mymarket.ru/market 149. html
28 Леви М., Веитц Б.А. Основы розничной торговли. [Текст] // М. Леви, Б.А. Веитц. - СПб: Питер - 2012
29 Маркетинговая оценка проекта (концепции). [Электронный ресурс] - URL:http : //www.consultestate.ru/node/18 (дата обращения: 28.08.2020).
30 Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний. [Текст] // М.: «Экономика», 2013. - 237 с.
31 Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 17-18
32 Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ: от
методологии до технологии. [Электронный ресурс] - URL: http : //www.collegian.ru/index.php/tiara/2009/125.html ?task=view 77 (дата
обращения: 02.10.2020).
33 Отт, Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг. [Текст] // Ричард Отт, пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2011. - 320 с.
34 Пономарева А. М. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: Учебное пособие. [Текст] // Пономарева А.М. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 345 с.
35 Артёменко Т.А., Игнатьева Е.А. Современные тенденции в маркетинге. [Текст] // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 141-147
36 Сабурова М.М. К вопросу о взаимодействии маркетинговой службы с другими подразделениями на российских предприятиях. [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 76-82
37 Маркетинговая оценка проекта (концепции). [Электронный ресурс] - URL:http://www.consultestate.ru/node/18(дата обращения: 10.08.2020).
38 Кузьмин, В. Совершенствование маркетинга в организациях. [Электронный ресурс] - URL: http://www.my—market.ru/market154.html (дата обращения -17.09.2020).
39 Нестеров А.К. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности. Образовательная энциклопедия. [Электронный ресурс] - URL: http://odiplom.ru/lab/metodika-ocenki-effektivnostimarketingovoi-deyatelnosti.html(дата обращения: 16.10.2020).
40 Пилипчик В.П. Контроль, оценки и анализ эффективности маркетинговой деятельности. [Текст] // Маркетинг в России. - № 1. - 2014. - С. 28-32.
41 Теория и практика социальных коммуникаций. [Текст] // Козловская С.Н., - 2-е изд., сокр. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 98 с.
42 Христофоров А. В. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы: монография. [Текст] // А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф А.Е. Суглобова. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - 159 с.
43 Секерин В. Д. Инновации в маркетинге. [Текст] // В. Д. Секерин, Р. М. Нижегородцев, А. Е. Горохова, Д. В. Секерин / под общ. ред. В. Д. Секерина. М.: МГУИЭ, 2015. - 252 с.
44 Данько Т.П. Управление маркетингом. [Текст] // М.: ИНФРА-М, 2015. - 349с.
45 Камминз Дж. Стимулирование сбыта. Как провести эффективную промо-кампанию. Учебное пособие. - М.: Имидж-контакт, 2013. - 308 с.
46 Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг как трендовый инструмент управления персоналом сервисной организации. [Текст] // Маркетинг услуг. -2015. - № 4. - С. 268-376.
47 Этапы управления маркетингом [Электронный ресурс] - ЦКЕ: https://center-yf.ru/data/Marketologu/Etapy-upravleniya-marketingom.php (дата обращения: 21.05.2020).
48 Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 496 с.
49 Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. 5-е изд. М.: Омега-Л, 2017. - 349 с.
50 Стратегическое планирование: простые инструменты решения
сложных задач. [Электронный ресурс] - ЦКЕ:
http://www.improvement.ru/bibliot/decision/decision05.shtm (дата обращения: 29.05.2020).
51 Тётушкин, В. А.Формирование маркетинговой стратегии организации в неблагоприятных экономических условиях [Текст] / В. А. Тётушкин // Маркетинг в России и за рубежом. -2017. - № 6. - С. 57-64.
52 Протопопова, Е. Э.Маркетинговые технологии в помощь стратегическому планированию [Текст] / Е. Э. Протопопова // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 5. - С. 36-48.
53 Найпак А.С. Маркетинговое исследование рынка сбыта продукции
предприятия / А.С.Найпак. -М. : Лаборатория книги, 2011. -175 с. -ХЗВИ 978-5-504-00507-2 [Электронный ресурс]. - ЦКЕ: 03.09.2020).
54 Платформа для аналитики и маркетинга [Электронный ресурс] - URL:https://appmetrica.yandex.ru/about/(дата обращения: 08.011.2020).
55 Ребязина В. А. Анализ использования маркетинговых метрик российскими компаниями - производителями товаров повседневного спроса [Текст] / В. А. Ребязина, А. О. Давий, Я. И. Карлова // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2018. - № 1. - С. 108-130.
56 Качалов И.Р. Маркетинговая стратегия продаж с полки магазина [Текст] / И. Качалов // Мясной ряд. - 2019. - № 3. - С. 46-50.
57 Кетова Н. П. Реализация маркетингового плана компании как инструмента продвижения товаров на рынках В2В [Текст] / Н. П. Кетова, А. А. Анипченко // Практический маркетинг. -2018. - № 8. - С. 17-24.
58 Луговая О. А. Нестандартные подходы к формированию маркетинговой стратегии региона: зарубежный опыт [Текст] / О. А. Луговая// Менеджмент в России и за рубежом. -2018. - № 6. - С. 134-140.
59 Нестеров А.К. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности. Образовательная энциклопедия. [Электронный ресурс] - URL: http://odiplom.ru/lab/metodika-ocenki-effektivnosti-marketingovoi-deyatelnosti.html(дата обращения: 14.10.2020).
60 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. Пособие.[Текст] // Под ред. доктора экономических наук, проф. НА. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 272 с.
61 Моисеева, Н. К. Изменение моделей инновационного развития компаний [Текст] / Н. К. Моисеева, Т. Н. Гончарова // Маркетинг. -2017. - № 4. - С. 91-98.
62 Мусатова, Ж. Б. Влияние маркетинговой стратегии на эффективность и прибыльность компании [Текст] / Ж. Б. Мусатова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 1. - С. 106-116.
63 Мхитарян, С. В. Аналитический подход к разработке маркетинговой стратегии [Текст] / С. В. Мхитарян // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019. - № 3. - С. 232-233.
64 Глобальное медиаагентство «Wearesocial». [Электронный ресурс] -
URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-global-intemet-use-
accelerates(дата обращения 04.02.2020).
65 Хрусталева Ю.В. Социально-психологическая сущность понятия «бренд»// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2020. - № 10. - С. 318-322.
66 Комарова Ю. В. Этапы брендинга как процесса создания и развития товарного бренда / Ю. В. Комарова // Молодой ученый. - 2012. № 8. - С. 106-108.
67 Егорян Л.Б. Антикризисные меры: оценка эффективности Интернет- рекламы через систему целей и ключевых результатов (OKR и KPI) / Л.Б. Егорян // Транспортное дело России. - 2015. - № 1 (116) - С. 49-52.
68 Shahri M. H. The Effectiveness of Corporate Branding Strategy in Multi-Business Companies. Iran: Alzahra University. 2019. - 122 p.
69 Винкельманн П. Маркетинг и сбыт / П.Винкельманн. - М.: ИД Гребенникова, 2011. - 681 с.
70 Багиев Г.Л. Оценка стоимости бренда в контексте лояльности потребителей / Г.Л. Багиев, Д.А. Козейчук // Бренд-менеджмент. - 2014. - № 3. - С. 145-151.