ПРИНЦИПЫ ИЕРАРХИИ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИХ ОЦЕНКА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РПЦ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ 7
1.1. Церковь как институт христианской религиозной организации 7
1.2. Свойства и признаки церковной иерархии 15
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЕРАРХИИ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ 36
2.1. Развитие иерархии церковного служения в период до Великого раскола в
едином христианстве 37
2.2 Развитие иерархии церковного служения в период от Великого раскола до
XXI века в православии 58
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ РПЦ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ 64
3.1. Иерархия церковного служения в РПЦ в современности и ее официальная
репрезентация в интернет пространстве 66
3.2. Оценки эффективности церковной иерархии в РПЦ в интернет-
пространстве 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Библиографический список 88
1. ПОНЯТИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ 7
1.1. Церковь как институт христианской религиозной организации 7
1.2. Свойства и признаки церковной иерархии 15
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЕРАРХИИ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ 36
2.1. Развитие иерархии церковного служения в период до Великого раскола в
едином христианстве 37
2.2 Развитие иерархии церковного служения в период от Великого раскола до
XXI века в православии 58
3. ОСОБЕННОСТИ ФУНЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ РПЦ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ 64
3.1. Иерархия церковного служения в РПЦ в современности и ее официальная
репрезентация в интернет пространстве 66
3.2. Оценки эффективности церковной иерархии в РПЦ в интернет-
пространстве 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Библиографический список 88
Актуальностью исследования является то, что в современном мире религия, как особый социальный институт развивается и эволюционирует. То же самое можно наблюдать и в России. С начала 90-х годов на смену атеистическому периоду приходит возрождение религии, а в российском пространстве особый масштаб стало принимать сначала возрождение, а потом развитие Русской православной церкви, как наиболее многочисленной религиозной организации в России. Возрождение всегда является не только продолжением старых традиций, но и существование в новых общественно-политических реалиях. И Русской православной церкви пришлось существовать и развиваться в условиях секуляризации, отсутствия четкой государственной идеологии, сомнений в отношении того, куда идти и как развивать церковь, кто этим должен заниматься. При этом РПЦ все же обладала определенной иерархической традиционной организацией, унаследованной из истории и отвечающей за управление церковью. А для развития в современном динамичном мире необходимо отвечать на вызовы времени, чем в том числе занимается РПЦ и ее иерархические структуры.
Необходимо отметить, что в современном мире действуют многие социальные организации со своей иерархической структурой, которые по- особому функционируют в интернет-пространстве, являющемся также особым дискурсом. Такой структурой и является иерархия церковного служения в РПЦ, так как она представлена в интернет-пространстве и в то же время является значимой социальной организацией. С конца 90-х годов Русская православная церковь и ее иерархия формирует собственное информационное поле в интернет-пространстве для различных целей - активное утверждение своей позиции по тем или иным актуальным вопросам церковной политики. В то же время Церковь и церковная иерархия традиционна, в том числе и в Интернет- пространстве, а значит, без точного определения понятия церковной иерархии, без истории вопроса ее развития нельзя понять ее роли в современности, в том числе и в Интернете. При этом, так как РПЦ состоит не только из церковной иерархии и транслирования официального поля РПЦ в Интернете, то соответственно наличествуют другие церковные группы, которые проводят различные оценки церковной жизни вообще и церковной иерархии РПЦ в частности.
Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение роли церковной иерархии и ее миссии уходит в глубокую древность поэтому классические принципы церковной иерархии разрабатывались Святыми отцами и учителями Церкви в разное время .
По истории развития церковной иерархии есть ряд классических работ и монографий как дореволюционных, так и современных авторов 2. Также по этой теме есть ряд статейной литературы. Проблемой является то, что практически никто из авторов не говорит только о церковной иерархии, как об отдельном предмете исследования, кроме А. П Лебедева .
В отношении исследований современной ситуации с церковной иерархией в РПЦ следует назвать известную работу Н.А. Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» 2004 года Митрохина Н. А., у него и по настоящее время выходит ряд статей подобной тематики, где он выступает в качестве эксперта .
Также есть диссертации и статьи , описывающие феномен православного сегмента интернета, что является более узкой темой направленности по сравнению с Митрохиным Н. А.
Объект: иерархия церковного служения в христианстве.
Предмет: анализ и оценка принципов иерархии церковного служения в РПЦ в интернет-пространстве.
Целью является изучение принципов иерархии церковного служения в христианстве и их оценки в интернет пространстве на примере РПЦ.
Выдвигаемая цель определяет задачи исследования:
1. Раскрыть понятия церковной иерархия в христианстве.
2. Показать процесс развития церковной иерархии в христианстве как исторического института, дошедшего до современности.
3. Провести анализ того, как функционирует в современности церковная иерархия в РПЦ и как она самопрезентуется в Интернете.
4. Рассмотреть оценки эффективности церковной иерархии в РПЦ в интернет пространстве.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, исторический, логический, компаративистский методы, также планируется использование статистического метода для выявления релевантных и являющихся «лидерами мнений» по теме исследования веб¬сайтов, который является инструментом для проведения дискурс-анализа и метода анализа веб-сайтов
Структура и объем магистерской диссертации: Магистерская диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка.
Во Введении обоснована актуальность и степень изученности исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также указаны методы исследования.
В первой главе работе производится анализ понятия церковной иерархии, выявляется генезис этого понятия и терминологическая взаимосвязь с другими понятиями.
Во второй главе рассматривается развитие церковной иерархии в истории, исследуется ответы церковной иерархии на вызовы ее как определённой системы.
В третьей главе исследуется современное функционирование церковной иерархии РПЦ и как она самопрезентуется в Интернете. Затем проводится количественный анализ сайтов православной направленности для отбора релевантных ресурсов и исследования оценок темы церковной иерархии в РПЦ на этих ресурсах.
В Заключении излагаются основные выводы по исследованию.
Завершает работу Библиографический список из 137 наименований
Необходимо отметить, что в современном мире действуют многие социальные организации со своей иерархической структурой, которые по- особому функционируют в интернет-пространстве, являющемся также особым дискурсом. Такой структурой и является иерархия церковного служения в РПЦ, так как она представлена в интернет-пространстве и в то же время является значимой социальной организацией. С конца 90-х годов Русская православная церковь и ее иерархия формирует собственное информационное поле в интернет-пространстве для различных целей - активное утверждение своей позиции по тем или иным актуальным вопросам церковной политики. В то же время Церковь и церковная иерархия традиционна, в том числе и в Интернет- пространстве, а значит, без точного определения понятия церковной иерархии, без истории вопроса ее развития нельзя понять ее роли в современности, в том числе и в Интернете. При этом, так как РПЦ состоит не только из церковной иерархии и транслирования официального поля РПЦ в Интернете, то соответственно наличествуют другие церковные группы, которые проводят различные оценки церковной жизни вообще и церковной иерархии РПЦ в частности.
Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение роли церковной иерархии и ее миссии уходит в глубокую древность поэтому классические принципы церковной иерархии разрабатывались Святыми отцами и учителями Церкви в разное время .
По истории развития церковной иерархии есть ряд классических работ и монографий как дореволюционных, так и современных авторов 2. Также по этой теме есть ряд статейной литературы. Проблемой является то, что практически никто из авторов не говорит только о церковной иерархии, как об отдельном предмете исследования, кроме А. П Лебедева .
В отношении исследований современной ситуации с церковной иерархией в РПЦ следует назвать известную работу Н.А. Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» 2004 года Митрохина Н. А., у него и по настоящее время выходит ряд статей подобной тематики, где он выступает в качестве эксперта .
Также есть диссертации и статьи , описывающие феномен православного сегмента интернета, что является более узкой темой направленности по сравнению с Митрохиным Н. А.
Объект: иерархия церковного служения в христианстве.
Предмет: анализ и оценка принципов иерархии церковного служения в РПЦ в интернет-пространстве.
Целью является изучение принципов иерархии церковного служения в христианстве и их оценки в интернет пространстве на примере РПЦ.
Выдвигаемая цель определяет задачи исследования:
1. Раскрыть понятия церковной иерархия в христианстве.
2. Показать процесс развития церковной иерархии в христианстве как исторического института, дошедшего до современности.
3. Провести анализ того, как функционирует в современности церковная иерархия в РПЦ и как она самопрезентуется в Интернете.
4. Рассмотреть оценки эффективности церковной иерархии в РПЦ в интернет пространстве.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, исторический, логический, компаративистский методы, также планируется использование статистического метода для выявления релевантных и являющихся «лидерами мнений» по теме исследования веб¬сайтов, который является инструментом для проведения дискурс-анализа и метода анализа веб-сайтов
Структура и объем магистерской диссертации: Магистерская диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка.
Во Введении обоснована актуальность и степень изученности исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также указаны методы исследования.
В первой главе работе производится анализ понятия церковной иерархии, выявляется генезис этого понятия и терминологическая взаимосвязь с другими понятиями.
Во второй главе рассматривается развитие церковной иерархии в истории, исследуется ответы церковной иерархии на вызовы ее как определённой системы.
В третьей главе исследуется современное функционирование церковной иерархии РПЦ и как она самопрезентуется в Интернете. Затем проводится количественный анализ сайтов православной направленности для отбора релевантных ресурсов и исследования оценок темы церковной иерархии в РПЦ на этих ресурсах.
В Заключении излагаются основные выводы по исследованию.
Завершает работу Библиографический список из 137 наименований
В работе было проведено последовательное проведение темы церковной иерархии с раннего периода, в которой сформировалась классическая иерархия до современности, а также особенностей репрезентации РПЦ и оценок этого на неофициальных сайтах православной тематики в Интернете.
Церковная иерархия в христианстве сформировалась рано и является одной из неотъемлемых черт по крайней мере ортодоксального христианства, последовательно оформившегося и развитого в дальнейшем в православии. Церковная иерархия - это вертикальная организационная троичная структура, считаемая в христианской церкви установленной Богом и берущая пример из ангельской иерархии мира невидимого, предназначенная для совершения и участия в таинствах, которые необходимы для спасения человека, в той или иной полноте (по возрастанию от диакона к епископам) и управления общинами церквями и вместе общей земной Церковью. В церкви выработался идеальный образ церковной иерархии, во многом представляющий образ самой церкви: святость, соборность, преемство от апостолов, единство. В целом, этот образ иерархии и до сих пор остаётся в РПЦ. Другое дело, что в самих свойствах церковной иерархии при столкновении с реальным воплощением в церковной истории в этом мире были лакуны, то, что могло привести к противоречиям и непониманиям.
Структурно в Церкви изначально происходила борьба централизованной модели и модели децентрализации в организации общины, причем нельзя сказать, что централизованное иерархичное устройство церкви победило и полностью выместило сетевую, децентрализующую структуру. Она проявлялась в разных формах, более и менее жестких в зависимости от внешних и внутренних условий в церкви, в зависимости от радикальности идей церковных реформаторов. Если принять, что церковная иерархия является подсистемой в системе церкви, то система, которая по определению является открытой, для нормального функционирования должна принимать некоторые изменения, адаптироваться, но эти изменения не должны быть настолько стрессовыми для системы, что могут привести к ее дестабилизации и разрушению, тогда система стремится отвергнуть эти изменения, даже если они и несут положительный заряд. В целом, можно сказать, что церковная иерархия пошла по пути укрепления и усложнения своей системы под влиянием различных вызовов: ересей, поведением членов иерархии проблем с окружающим миром, борьбы за власть, оппозицией качества и количества числа верующих, отношений с государством и т.д.
Современная иерархия церковного служения в РПЦ в структурном плане позиционирует себя как преемственная к раннехристистианскому устройству иерархии и обладающая теми же идеальными свойствами. В социальном же плане она является наследницей церкви советского периода и дореволюционного, что создает определенные проблемы наряду с проблемами социального, финансового, административного, политического, внутрицерковного характера и иерархия только на вид является монолитной и целостной, но и внутри иерархии нет единства мнений, также существуют условные модернисты, консерваторы и фундаменталисты.
Таким же образом РПЦ репрезентирует себя в Интернете, пытаясь создать официальный православный сегмент Интернета, так же выстроенный иерархически и обладающий свойствами, отделяющими его от «грешных» сайтов. Эта архаичность и иерархичность официального православного сегмента входит в противоречие с гетерархической, сетевой, горизонтальной структурой Интернета, с тем, что в Интернете даже в официальном его сегменте специалистами, формирующими его, являются, как правило, люди, не относящиеся к церковной иерархии, это или миряне, или неверующие люди. Архаичность официального православного интернета имеет плюсы и минусы: большинство тех, кто в церкви, принимают этот формат и пользуются им, но для более общего круга, для миссионерства этот формат малопригоден. Поэтому более популярными являются образовательные издания, как azbuka.ruили pravmir.ru- независимый общественно-социальное интернет-СМИ федерального масштаба. В целом можно сказать, что популярны более диверсифицированные в плане тематики ресурсы.
Оценки эффективности церковной иерархии в Интернете проводятся множеством людей, но обычно в связи с каким-то происшествием. Как правило оценки выражаются в связи с какой-то проблемой. Также в основном они выражаются не в официальном православном дискурсе. Классификацию того, кто оценивает можно провести по тому, какова насколько является ли специалистом в вопросе высказывающий оценку, является ли он модернистом, консерватором или фундаменталистом. В целом, можно выделить несколько типов отличающихся оценок:
1) нравственная и социальная оценка личностей и облика членов церковной иерархии - наиболее многочисленная и обширная по содержанию;
2) оценка того, необходима ли в данной форме вообще церковная иерархия;
3) оценка отношений церковной иерархии с государством.
Также выводом является то, что популярными являются интернет - порталы, допускающие конструктивную критику и оценки церковной иерархии, они используются большинством пользователей православного сегмента Интернета, радикальные в оценках интернет-порталы имеют свою стабильную, но не такую многочисленную аудиторию, примерно равную, как у модернистов, так и у фундаменталистов, причем эти группы также в большей степени критикуют позиции друг друга, а не церковную иерархии РПЦ.
Подводя общий вывод по работе, можно сказать, что в интернет пространстве в основном наличествуют критические оценки того несоответствия декларируемых идеальных принципов церковной иерархии в РПЦ ее реальному состоянию и поведению ее членов, причем эта критика несоответствия пусть и в различных аспектах, но в общем посыле схожа у различных групп верующих, высказывающих свои оценки эффективности, как у традиционалистов, так и у модернистов. Интернет служит как кроссплатформенная структура для выражения мнений и это свойство меняет дискурс оценки церковной иерархии в РПЦ не по предмету оценивания, который схож с историческими оценками, а по усилению воздействия этих оценок и по размыванию принципов сакральности иерархической структуры в Интернете.
Представленная работа не претендует на то, чтобы в полноте рассмотреть данную проблематику. Осталось вне исследования проведение контент-анализа веб-сайтов и YouTube каналов по данной тематике, это является сложной работой, так как данных материалов много. Также было бы интересным в силу тематики провести анализ эффективности модели церковной иерархии в РПЦ в рамках теории игр. В общем, поле исследования открыто для дальнейших исследований.
Церковная иерархия в христианстве сформировалась рано и является одной из неотъемлемых черт по крайней мере ортодоксального христианства, последовательно оформившегося и развитого в дальнейшем в православии. Церковная иерархия - это вертикальная организационная троичная структура, считаемая в христианской церкви установленной Богом и берущая пример из ангельской иерархии мира невидимого, предназначенная для совершения и участия в таинствах, которые необходимы для спасения человека, в той или иной полноте (по возрастанию от диакона к епископам) и управления общинами церквями и вместе общей земной Церковью. В церкви выработался идеальный образ церковной иерархии, во многом представляющий образ самой церкви: святость, соборность, преемство от апостолов, единство. В целом, этот образ иерархии и до сих пор остаётся в РПЦ. Другое дело, что в самих свойствах церковной иерархии при столкновении с реальным воплощением в церковной истории в этом мире были лакуны, то, что могло привести к противоречиям и непониманиям.
Структурно в Церкви изначально происходила борьба централизованной модели и модели децентрализации в организации общины, причем нельзя сказать, что централизованное иерархичное устройство церкви победило и полностью выместило сетевую, децентрализующую структуру. Она проявлялась в разных формах, более и менее жестких в зависимости от внешних и внутренних условий в церкви, в зависимости от радикальности идей церковных реформаторов. Если принять, что церковная иерархия является подсистемой в системе церкви, то система, которая по определению является открытой, для нормального функционирования должна принимать некоторые изменения, адаптироваться, но эти изменения не должны быть настолько стрессовыми для системы, что могут привести к ее дестабилизации и разрушению, тогда система стремится отвергнуть эти изменения, даже если они и несут положительный заряд. В целом, можно сказать, что церковная иерархия пошла по пути укрепления и усложнения своей системы под влиянием различных вызовов: ересей, поведением членов иерархии проблем с окружающим миром, борьбы за власть, оппозицией качества и количества числа верующих, отношений с государством и т.д.
Современная иерархия церковного служения в РПЦ в структурном плане позиционирует себя как преемственная к раннехристистианскому устройству иерархии и обладающая теми же идеальными свойствами. В социальном же плане она является наследницей церкви советского периода и дореволюционного, что создает определенные проблемы наряду с проблемами социального, финансового, административного, политического, внутрицерковного характера и иерархия только на вид является монолитной и целостной, но и внутри иерархии нет единства мнений, также существуют условные модернисты, консерваторы и фундаменталисты.
Таким же образом РПЦ репрезентирует себя в Интернете, пытаясь создать официальный православный сегмент Интернета, так же выстроенный иерархически и обладающий свойствами, отделяющими его от «грешных» сайтов. Эта архаичность и иерархичность официального православного сегмента входит в противоречие с гетерархической, сетевой, горизонтальной структурой Интернета, с тем, что в Интернете даже в официальном его сегменте специалистами, формирующими его, являются, как правило, люди, не относящиеся к церковной иерархии, это или миряне, или неверующие люди. Архаичность официального православного интернета имеет плюсы и минусы: большинство тех, кто в церкви, принимают этот формат и пользуются им, но для более общего круга, для миссионерства этот формат малопригоден. Поэтому более популярными являются образовательные издания, как azbuka.ruили pravmir.ru- независимый общественно-социальное интернет-СМИ федерального масштаба. В целом можно сказать, что популярны более диверсифицированные в плане тематики ресурсы.
Оценки эффективности церковной иерархии в Интернете проводятся множеством людей, но обычно в связи с каким-то происшествием. Как правило оценки выражаются в связи с какой-то проблемой. Также в основном они выражаются не в официальном православном дискурсе. Классификацию того, кто оценивает можно провести по тому, какова насколько является ли специалистом в вопросе высказывающий оценку, является ли он модернистом, консерватором или фундаменталистом. В целом, можно выделить несколько типов отличающихся оценок:
1) нравственная и социальная оценка личностей и облика членов церковной иерархии - наиболее многочисленная и обширная по содержанию;
2) оценка того, необходима ли в данной форме вообще церковная иерархия;
3) оценка отношений церковной иерархии с государством.
Также выводом является то, что популярными являются интернет - порталы, допускающие конструктивную критику и оценки церковной иерархии, они используются большинством пользователей православного сегмента Интернета, радикальные в оценках интернет-порталы имеют свою стабильную, но не такую многочисленную аудиторию, примерно равную, как у модернистов, так и у фундаменталистов, причем эти группы также в большей степени критикуют позиции друг друга, а не церковную иерархии РПЦ.
Подводя общий вывод по работе, можно сказать, что в интернет пространстве в основном наличествуют критические оценки того несоответствия декларируемых идеальных принципов церковной иерархии в РПЦ ее реальному состоянию и поведению ее членов, причем эта критика несоответствия пусть и в различных аспектах, но в общем посыле схожа у различных групп верующих, высказывающих свои оценки эффективности, как у традиционалистов, так и у модернистов. Интернет служит как кроссплатформенная структура для выражения мнений и это свойство меняет дискурс оценки церковной иерархии в РПЦ не по предмету оценивания, который схож с историческими оценками, а по усилению воздействия этих оценок и по размыванию принципов сакральности иерархической структуры в Интернете.
Представленная работа не претендует на то, чтобы в полноте рассмотреть данную проблематику. Осталось вне исследования проведение контент-анализа веб-сайтов и YouTube каналов по данной тематике, это является сложной работой, так как данных материалов много. Также было бы интересным в силу тематики провести анализ эффективности модели церковной иерархии в РПЦ в рамках теории игр. В общем, поле исследования открыто для дальнейших исследований.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



