ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОНЛАЙН БАНКА 10
1.1. ОНЛАЙН БАНКИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
1.3. DIRECT BANK: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВ БЕЗ ОФИСОВ
ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 36
2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНЛАЙН БАНКА НА ПРИМЕРЕ
АО «ТИНЬКОФФ БАНК» 60
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ АО «ТИНЬКОФФ БАНК» 60
2.2. АНАЛИЗ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ АО «ТИНЬКОФФ БАНК» 76
2.3. АНАЛИЗ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ АО «ТИНЬКОФФ БАНК» 90
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЛАЙН БАНКОВ . 107
3.1. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН БАНКОВ НА ПРИМЕРЕ ТИНЬКОФФ БАНКА 107
3.2. ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ
ТИНЬКОФФ БАНК И ЕГО КОНКУРЕНТОВ 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 155
Актуальность темы исследования. Технический прогресс не стоит на месте и требует от компаний постоянных изменений и развития новых решений, использующих по максимум актуальные наработки. Все больше внимания уделяется не физическому продукту или услуге, а программному обеспечению, за счет которого это все реализуется. Подобные требования относятся и к банкам, на сегодняшний момент нельзя представить ни один из них без собственного приложения для смартфона или онлайн-банка, позволяющего здесь и сейчас решить все финансовые потребности. Но, к сожалению, это далеко не всегда так получается, многие банки до сих пор относятся к дистанционному обслуживанию клиентов, не как к возможному пути развития, а как к вынужденной мере. Внедрение новых технологий в банковской сфере происходит немного медленней, чем в других. Это прежде всего связано с очень консервативными взглядами владельцев банка, а так же и многих потребителей их услуг старой формации. Но это так же их лишает возможности привлечь все новых клиентов и отдаляет от современного поколения, которое привыкло использовать передовые технологии, тем самым сводя к минимуму свои «путешествия» в отделения банков, постоянные ожидания стоя за очередным таким же страдальцем, который ждет решение своей проблемы. За последние годы положение дел значительно изменилось, прежде всего это связано с деятельностью Тинькофф Банка и Рокетбанка, которые показали, как нужно правильно взаимодействовать с современным поколением потребителей.
Данный этап развития банковского сектора Российской Федерации можно назвать эволюцией взаимоотношений между банком и клиентом. За счет того, что розничный бизнес в России уже давно работает с клиентом на равных и чувствует его потребности, многие же банки пренебрегают этим и находятся в отдалении от клиента, а значит не предлагают актуальных для потребителя продуктов. Поэтому неудивительно что в текущих обстоятельствах на первые роли стали выходить банки, внедряющие все больше новых технологий, продуктов, направленных на сближении с их клиентами. Развитию и популяризации способствует и стратегия развития государства в лице проекта «Цифровая экономика». Банк России уже много лет разрабатывает различные технологии и платформы для упрощения получения финансовых услуг потребителями: Электронное ОСАГО, программа Финансовой грамотности населения, маркетплейс банковских продуктов и Система Быстрых Платежей. По данной тематике, связанной с развитием в России онлайн банков и дальнейшим их эволюционированием в целые экосистемы, удовлетворяющих все потребности населения, что финансовые, что нефинансовые, работ в российской научной среде практически нет и большая часть не формулирует основополагающих терминов, которые будут наиболее полно отражать текущее положение дела и раскрывать смысл текущих изменений.
Актуальность научного исследования заключается в том, что подобное направление в банковской сфере России является довольно молодым и сейчас продолжает свой активный рост, а формирование банковских экосистем находится на эта зарождения и начального формирования в самостоятельную единицу.
Вышесказанное определяет актуальность и дискуссионность теоретических и практических основ ведения деятельности онлайн банков на территории Российской Федерации, их последующего формирования в экосистемы, высокая практическая значимость подобных банков, их технологических разработок и подходов для банковского сектора предопределили цель и задачи, обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Основной целью магистерской диссертации является разработка комплексной концепции модификации и совершенствования банковского сектора, на примере Тинькофф банка в условиях развития банковских онлайн сервисов на основе изучения теоретических и практических аспектов ведения деятельности онлайн банками. Данная работа в целом посвящена исследованию текущего состояния Тинькофф Банка и перспективах его дальнейшего развития и влияния на банковский сектор.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала решения следующих конкретных теоретических и практических задач исследования:
1. Систематизация существующих научных положений об онлайн банках в России и других странах с целью формирования авторской позиции и терминологии по данной теме;
2. Провести детальный анализ деятельности единственного онлайн банка в России;
3. Разработать практические рекомендации и прогноз по развитию онлайн банков в России и последующим формированием банковских экосистем.
Объектом исследования в данной работе является АО Тинькофф Банк. Предметом исследования являются экономические отношения, формируемые уникальными особенностями и чертами первого онлайн банка в России.
Так же для достижения поставленной цели автор будет использовать передовые данные с аналитических сайтов, учебной литературы, финансовую отчетность банка, а также последних научных исследований.
Теоретическую основу исследования объединили положения экономической и финансовой науки в классическом и современном понимании концептуальных позиций теории и практики межбанковской конкуренции, монографические научные публикации, раскрывающие закономерности финансовых отношений в зарубежной и национальной конкурентной среде банковских технологий; программно-методические разработки профессиональных участников банковского рынка, на основе которых разработана теоретическая база изучаемых вопросов. Методический аппарат исследования включает в себя методы системно-структурного, функционального, факторного и сравнительного анализа с построением аналитических моделей на основе синтеза современных научных методов познания экономико-социальных явлений. Методологическим инструментарием выступают графический, статистический и экономике-математические методы обработки информации.
Эмпирической базой исследования в теоретической её части являются труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, посвященные вопросам и проблемам развития банковской системы и онлайн банков, такие как, Юзвович Л.И., Трофимова Е.А., Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В., Мокеева Н.Н., Заборовская А.Е., Фрайс В.Э.
Практическую часть информационной базы исследования составили федеральные законы и нормативно-законодательные акты Российской Федерации по вопросам банковской конкуренции, банковских технологий, официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики; аналитические материалы научно-практических конференций; экспертные сведения периодических изданий; справочные материалы и электронные системы информации; аналитическая и финансовая отчетность исследуемого объекта. Информационная база вполне репрезентативна, в связи с этим имеется надежная основа для создания комплексного подхода к совершенствованию деятельности современных банков.
Степень научной разработанности темы. Обсуждение проблем онлайн банков на рынке банковских технологий в условиях динамично развивающегося 1Т- сектора должно получить адекватное отражение в научных и прикладных исследованиях, раскрывающих теоретические аспекты ведения деятельности онлайн банками.
Многообразие и значимость теоретических и практических аспектов банковских технологий требуют углубления фундаментальных и прикладных исследований формирования необходимых денежных ресурсов, обеспечивающих финансирование 1Т деятельности национальной экономики в целом и в частности конкретной кредитной организации. Подобный подход является достаточно актуальным, в связи с текущим положением дел в виде пандемии и экономического кризиса на ее фоне, а технологическое развитие и адаптация технологических разработок позволит снизить отрицательные эффекты от этих внешних факторов, поэтому тема диссертационного исследования, посвященная изучению и разработки плана развития онлайн банков и экосистем на их основе является актуальной и имеет большое практическое значение не только для кредитной организации в частности, но и для всей экономики в целом.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций ведения деятельности банками с использованием современных технологий и разработок по дистанционному обслуживанию.
В работе получены и выносятся на защиту следующие основные научные результаты:
1) Систематизированы и обобщены научные положения теории, связанной с онлайн банками:
а) Определено место онлайн банков в структуре банковского сектора;
б) Структурированы и определены основные законодательные ограничения, влияющие на деятельность онлайн банков;
в) Структурирована и представлена историческая модель развития онлайн банков в России и других странах
г) Предложена классификация банков и закреплена основная
терминология, связанная с онлайн банками.
2) Проведен детальный анализ коммерческого онлайн банка на примере АО «Тинькофф Банк»:
а) Дана характеристика объекта исследования с позиции отличительных особенностей банка на фоне конкурентов;
б) Представлен анализ основных направлений ведения деятельности банка.
3) Выявлены проблемы и определены перспективные направления развития онлайн банков:
а) выявлены общие и специфические проблемы онлайн банков в России;
б) Сформулировано понятие «экосистемы», как следующего этапа развития онлайн банков;
в) Разработаны практические рекомендации по формированию банковских экосистем.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют теоретическую базу для комплексного подхода исследования банковского рынка, онлайн банков, в частности.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования результатов исследования и разработанных рекомендаций в целях формирования банковской экосистемы.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации диссертационной работы докладывались, обсуждались и были одобрены на XIV Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», 2019 г., Екатеринбург; Международной конференции студентов и молодых ученых «Весенние дни науки ВШЭМ», 25 апреля 2020г. УрФУ.; II международной студенческой научной конференции «Финансовая экономика: актуальные вопросы развития», 15 ноября 2019 г. ХГУЭиП; ХХ всероссийской научной конференции «Модернизация российского общества: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров», 19-20 апреля 2019 г., ЧОУ ВО ТИУиЭ; II Международной научно-практической конференции «Современные тренды управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту», 16-17 апреля 2020 г., Екатеринбург.
Публикации. По результатам теоретических и практических исследований по теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом текста 3,27 п. л.
Структура работы представлена введением, первой теоретической главой с тремя разделами, вторая глава с тремя разделами и заключительная третья глава имеет два раздела, заключением и списком литературы.
В первой главе представлены параметры банковской системы в Российской Федерации, основы экономических и правовых ограничений ведения деятельности банками в России и история формирования онлайн банков.
Во второй главе подробно изучены процессы по формированию активов и пассивов, а также финансовые показатели Тинькофф Банка и отличительные особенности онлайн банков в сравнении с конкурентами.
В третьей главе оценены перспективы развития Тинькофф Банка, возможные тенденции и недостатки ведения деятельности онлайн банка и формирование на его базе целой экосистемы.
В заключении подводятся общие итоги, делаются выводы по масштабам деятельности Тинькофф Банка и развитию, формированию и значимости в российском банковском секторе экосистем в будущем.
По итогам проведенного исследования можно с уверенностью сказать, что Тинькофф Банк является флагманом внедрения IT-технологий в Банковский сектор, что говорит о некой его уникальности в рамках российского и мирового рынка. В российской действительности «Тинькофф Банк» является уникальным на фоне конкурентов, ведь они смогли предложить потребителю то, чего не было на данном рынке. Данный банк следует всем принципам, которые были заложены в далеком 1989 году «First Direct» и другими первыми прямыми банками. И к счастью данный проект был реализован не под копирку с иностранных компаний, а опыт тех банков был органично перенесен в российские реалии, что и позволило за столь небольшой срок превратиться из маленького банка, в законодателя мод и даже лидера по некоторым из показателей, таких как выдача кредитных карт и дебетовых карт. Многие банки уже копируют его подход, а некоторые даже превосходят в определенных аспектах, но за счет более комплексного и фундаментального подхода, Тинькофф банк все равно в большем количестве случаев предлагает клиентам что-то новое.
При реализации исследования автором в теоретической части были систематизированы понятийный аппарат, связанный с банками, осуществляющими свою деятельность через дистанционные каналы, выделена классификация банков в структуре Российского банкинга. Также автор продемонстрировал отличительные особенности ведения операционной деятельности банков в сравнении с классическими. Онлайн банки расходуют больше средств на продвижение продукта и его разработку, а поддержание функционирования филиальной сети. Также в основном развивают технические решения, позволяющие отказываться от отделений и офисов. Постоянный мониторинг потребительского рынка во всех сферах позволяет онлайн банкам быть на несколько шагов впереди и предлагать продукты, покрывающие большую часть потребностей клиентов.
При исследовании объекта автором были сформулированы и систематизированы ключевые отличительные особенности пассивных и активных операциях. Банк работает в первую очередь с розничным рынком и предлагает дебетовые и кредитные карты, которые можно подобрать под собственные траты и потребности. Также все больше начинает работать и по другим направлениям, которые показывают рост, такие как автокредитование, инвестиции и страхование. Причем это все делается поступательно за счет досконального изучения рынка и конкурентов. В отличие от классических банков немаловажным при запуске продукта, а автор бы вообще выделил это как важнейший аспект, ориентир на потребности целевой аудитории. Именно за счет подобного подхода прибыль банка растет из года в год и позволяет все больше экспериментировать и пробовать внедрять все больше новых продуктов и решений. Одним из последних этапов развития на данный момент является запуск сервисов, ориентированных на юридических лиц.
При исследовании возможных проблем и перспектив развития онлайн банками автором было сформирован пул возможностей для роста Тинькофф Банка и развития собственной продуктовой линейки. Для банка в ближайшие два года перспективными направлениями могут стать автокредитование, все также развитие собственных дебетовых и кредитных карт. На фоне пандемии многие решили, что способны инвестировать, так как акции многих компаний упали, а банк предлагает сервис для инвестиций, также создал копилку для инвестора, в которой аккумулируются часть средств от покупки товаров, клиент сумму определяет сам, а банк их инвестирует автоматически в собственный портфель. Так автор смог сформировать примерный план развития Тинькофф Банка на европейском рынке финансовых услуг, сейчас банк имеет довольно хорошие перспективы развития в данном направлении. Все также на лидирующих позициях будут находиться банки, знающие собственных клиентов, их потребности, а значит могут предложить наиболее актуальные продукты и услуги. И самым важным остается внимание клиенту и главному каналу общения с ним - приложение. Из проблем можно выделить, что после пандемии доходы клиентов еще не скоро выйдут на докризисный уровень, а значит и тратить на автомобили или другие дорогостоящие товары и услуги не смогут. Также высок риск увеличение просроченной задолженности, которая у банка всегда будет находиться на высоком уровне, в сравнении с более универсальными банками, так как специализируется он на работе с физическими лицами. Также как конечный этап развития на территории России возможно формирование банковской экосистемы. Данное понятие автор сформулировал и систематизировал, выявив его отличительные черты и особенности. За счет данного фактора автору удалось проанализировать на сколько близки текущие банки к создают экосистем, как оказалось ближе всего к этому находится Сбербанк, за счет мощной структуры дочерних компаний и большого объема свободных средств для инвестиций в маленькие проекты.
За время исследования автором были решены все поставленные задачи, к сожалению, были использованы не все методики по оценке финансового состояния банка, так как на основе двух удалось получить полноценное понимание текущей ситуации и положении банка в современной системе координат. В соответствии с вышесказанным автор достиг поставленной цели, что позволило выявить и сформулировать возможные проблемы и перспективы функционирования банка экосистем в ближайшем будущем.
С каждым годом важность присутствия дистанционного обслуживания клиентов становится все выше и выше, поэтому если Тинькофф банк также продолжить развивать данное направление, то есть вероятность, что подавляющее число банков будет перенимать успешный опыт и развивать собственные 1Т-системы довольно высока. В условиях пандемии был доказана эффективность подобного подхода к ведению деятельности. По мнению автора, в ближайшие несколько лет многие банки станут или по крайней мере будут стремиться к статусу экосистемы, охватывающей практически все аспекты жизнедеятельности населения и Тинькофф банк вместе со Сбербанком, станут флагманами данного направления развития банков.
1) Конституция Российской Федерации (в редакции Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
2) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1- ФЗ от 02.12.1990 г. (редакция от 27.12.2019 г.).
3) Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ от 02.08.2019 г. (редакция от 02.08.2019 г.).
4) Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. (редакция от 07.04.2020 г.).
5) Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23.12.2003 г. (редакция от 25.05.2020 г.).
6) Инструкция Банка России «О банковских операциях небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» № 175-И от 14.11.2016 г. (редакция от 27.02.2020 г.).
7) Инструкция Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» № 135-И от 02.04.2010 г. (редакция от 24.03.2020 г.).
8) Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» № 183-И от 06.12.2017 г. (редакция от 22.04.2020 г.).
9) Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» № 199-И от 29.11.2019 г. (редакция от 26.03.2020 г.).
10) Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» № 611 -П от 23.10.2017 г. (редакция от 22.04.2020 г.).
11) Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» № 590-П от 28.06.2017 г. (редакция от 16.10.2019 г.).
12) Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций» № 507-П от 01.12.2015 г. (редакция от 30.08.2019 г.).
13) Положение Банка России «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» № 266-П от 24.12.2004 г. (редакция от 14.01.2015 г.).
14) Указание Банка России «О составе и порядке раскрытия Банком России информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций (банковских групп)» № 5386-У от 14.01.2020 (редакция от 14.01.2020 г.).
15) Указание Банка России «Об оценке экономического положения банков» № 4336-У от 03.04.2017 г. (редакция от 27.11.2018 г.).
16) Постановление Правительства Москвы «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» № 405-ПП от 31.08.2011 г. (редакция от 14.06.2018 г.).
17) Постановление Правительства Москвы «Об организации платных городских парковок в городе Москве» № 289-1111 от 17.05.2013 г. (редакция от 02.07.2019 г.).
18) Абрамова М.А., Масленников В.В., Амосова Н.А., Варнавский А.В., Дубова С.Е., Звонова Е.А., Криворучко С.В., Лопатин В.А., Пищик В.Я., Рудакова О.С., Ручкина Г.Ф., Славин Б.Б., Федотова М.А., Эскиндаров М.А. «Направления развития финтеха в России: экспертное мнение Финансового университета» / Абрамова М.А., Масленников В.В., Амосова Н.А., Варнавский
А.В., Дубова С.Е., Звонова Е.А., Криворучко С.В., Лопатин В.А., Пищик В.Я., Рудакова О.С., Ручкина Г.Ф., Славин Б.Б., Федотова М.А., Эскиндаров М.А. - Мир новой экономики. - 2018. - № 2. - С. 6-23.
19) Аваков Н.С. Дистанционное банковское обслуживание как инструмент повышения эффективности / Н.С. Аваков - Молодой ученый. - 2017.
- 165 С.
20) Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банковской системы / Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В - Креативная экономика. - 2019.
- Том 13. - № 6. - С. 1153-1162.
21) Вахнюк С.В. Перспективы дистанционного обслуживания клиентов в режиме реального времени для банков России / Вахнюк С.В. - Проблемы и перспективы развития банковской системы России: МОСКВА: ВВП «Мечта -1» ЛТД, 2014. - 188 С.
22) Владимирова. М. П. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / М. П. Владимирова - Москва: КНОРУС.2017. - 245 С.
23) Герасимович А. Анализ дистанционного обслуживания клиентов в банковской деятельности. / Герасимович А. - МОСКВА: Атика, 2015. - 368 С.
24) Дремова У.В., Чайкина Е.В., Чайкин В.Ю. Краудфандинг как альтернатива банковским кредитам / Дремова У.В., Чайкина Е.В., Чайкин В.Ю.
- Научный журнал «Финансовые исследования» - 2019.- №1(62).- С.79-91.
25) Жуков, Е. Ф. Банки и банковские операции / Е.Ф. Жуков Санкт - Петербург. Питер, 2015. - 234 С.
26) Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. / Е.Ф. Жуков. - Москва: Дашков и К, 2014. - 90 С.
27) Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита: учебник для ВУЗов / Жукова Е.Ф. - под. Москва: ЮНИТИ, 2014- С. 84-89.
28) Каджаева М. Р. Банковские операции: учебник / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. - Москва: Академия. 2016. - 464 С.
29) Каурова Н.Н. Тенденции и перспективы розничного бизнеса коммерческих банков в России / Н.Н. Каурова. Москва: Финансы и статистика, 2018. - 49 С.
30) Кинг Б. Серия «Библиотека Сбербанка»: Банк 3.0 / Б.Кинг, пер. С англ. - ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. 474 С.
31) Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки. / Г.И. Кравцова. - Минск: БГЭУ, 2015. - 266 С.
32) Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник /
B. П. Климович. - Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 456 С.
33) Коробова Г. Г. Банковское дело: учебник / Г. Г. Коробова, А. Ф. Рябова, Ю. И. Коробова, Р. А. Карпова. - Москва: ИД Магистр Пресс. 2016. - 751 C.
34) Круглова Л.Н., Алексеева О.А. Повышение лояльности покупателей на базе сазйЬаск-сервисов / Круглова Л.Н., Алексеева О.А. - Материалы V Международной научно-практической конференции «Современные вызовы и реалии экономического развития России», Ставрополь: ООО «Фабула», 2018. С. 263-264.
35) Крюков Р. В. Банковское дело и кредитование: учебное пособие / Р.В. Крюков. - Москва: А-Приор. 2018. - 236 С.
36) Курбатов А.Я. Банковское право России 2-е изд. учебник для вузов. - Москва: Юрайт, 2015. 233 С.
37) Кузнецова В. В. Банковское дело: практикум и учебное пособие / В.В. Кузнецова, О.И. Ларина, В.П. Бычков. - Москва: КноРус.2016. - 264 С.
38) Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учебник / Е. И. Кузнецова. - Москва: Кнорус. 2018. - 306 С.
39) Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление» / Е. И. Кузнецова, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 567 С.
40) Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Е. И. Кузнецова. - Москва: ЮНИТИ, 2016. - 567 С.
41) Лаврушин О. И. Банковское дело: современная система
кредитования: учебное пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева. - Москва:
Кнорус. 2016. - 360 С.
42) Лаврушин О. И. Осуществление кредитных операций: учебник / О. И. Лаврушин, Н. Э. Соколинская, Н. А. Амосова. - Москва: Кнорус, 2019. - 242 С.
43) Маркова О. М. Банковские операции: учебное пособие / О. М. Маркова. - Москва: Юрайт. 2017. - 544 С.
44) Миндрова З.М. Проблемы и перспективы развития дистанционного банкинга в России / Миндрова З.М. - Москва: Юрайт. 2015. - 241 С.
45) Мокеева Н.Н., Заборовская А.Е., Фрайс В.Э. Деньги и денежно-кредитная система: учебное пособие / Мокеева Н.Н., Заборовская А.Е., Фрайс В.Э. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019 - 148 С.
46) Мочалкова М.Ю. Оценка эффективности систем интернет-банкинга / М.Ю. Мочалкова - Москва: Вестник. - 2017. - 130 С.
47) Михневич А.В., Объедков А.П., Шульга Е.И. Краудфандинг как новый вид инвестирования предпринимательской деятельности / Михневич А.В., Объедков А.П., Шульга Е.И. - международный журнал прикладных и фундаментальных исследований «Экономические науки» - 2017.- №7.- С. 297-299.
48) Паньков В.А. Покупка техники по подписке, как конкурент РОЗ- кредитования / Паньков В.А. - Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. О.В. Ямова, Тюмень: Тюменский индустриальный университет. - 2019. С. 118-121.
49) Паньков В.А., Мокеева Н.Н. Кобрендовые карты в России и их роль / Паньков В.А., Мокеева Н.Н. - Материалы XX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием), Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики . - 2019. С. 278-281.
50) Паньков В.А., Мокеева Н.Н. Необанки. Новые, меняющие старый устрой / Паньков В.А., Мокеева Н.Н. - сборник трудов конференции «Весенние дни науки ВШЭМ» - Екатеринубрг: Издательство УМЦ УПИ. - 2019, С. 505-506.
51) Паньков В.А., Мокеева Н.Н. Рынок розничного кредитования в 2014¬2018 годы. Динамика, тенденции и перспективы / Паньков В.А., Мокеева Н.Н. - журнал «Финансовый Бизнес», Москва: Анкил. - 2019. - С. 34-41.
52) Саакова Ю. В. Развитие и совершенствование потребительского кредитования при осуществлении банковской деятельности: учебник / Ю. В. Саакова. - Москва: Наука и образование. 2016. - 173 С.
53) Савелко Т. Теоретические аспекты рынка банковских услуг России / Савелко Т. - Экономика. - 2015. - № 8. - С. 27-32.
54) Савинова Н. Г. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Н. Г. Савинова, Е. В. Жегалова, М. Б. Тершукова. - Москва: Кнорус. 2019 - 168 С.
55) Свиридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: учебное пособие / О. Ю. Свиридов. - Москва: Феникс, 2016. - 379 С.
56) Степаненко В. Дистанционные банковские услуги на российском рынке / Степаненко В. - Сети и бизнес. - № 5 (23). - 2015. - С. 98-104.
57) Тофанюк Е., Телицына. И. Миллиард и другие приключения/ Тофанюк Е., Телицына И. - «Forbes». - 2014. - № 01(118). - С. 76-83.
58) Шубин К.А. Банковские карты и платежные системы самообслуживания / К.А. Шубин - Вестник. - 2018. - № 10. - С. 133-136.
59) Шевченко Е. И., Рудская Е. Н. Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере / ШевченкоЕ. И., Рудская Е. Н. - Молодой ученый. - 2016. - № 21. - С. 503-512.
60) Юзвович Л.И., Трофимова Е.А. Совершенствование оценки эффективности деятельности коммерческого банка в условиях межбанковской конкуренции: монография / Юзвович Л.И., Трофимова Е.А. - Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2018. 120 С.
61) B.King. Breaking Banks The Innovators, Rogues, and Strategists Rebooting Banking / B.King. - «Wiley», 2014. - 288 С.
62) J.Haycock. Bye Bye Banks?: How Retail Banks are Being Displaced, Diminished and Disintermediated by Tech Startups and What They Can Do to Survive / J.Haycock, «Wunderkammer», 2015. - 130 С.
63) S.Krishnan. The Power of Mobile Banking: How to Profit from the Revolution in Retail Financial Services / S.Krishnan. - «Wiley», 2014. - 192 С.
64) Ordanini A., Miceli L., Pizzetti M., Parasuraman A. Crowd-funding: Transforming customers into investors through innovative service platforms / Journal of Service Management. 2011, 22 (4), С. 443-470.
65) D.Schatt. Virtual Banking: A Guide to Innovation and Partnering /
D. Schatt. - «Wiley», 2014. - 240 С.
66) C.Skinner. Digital Bank: Strategies to Launch or Become a Digital Bank / C.Skinner. - «Marshall Cavendish International (Asia) Pte Ltd», 2014. - 300 С.
67) Годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год АО «Альфа-Банк» / Режим доступа: https://alfabank.ru/(дата обращения 06.06.2020).
68) Годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год ПАО «СовкомБанк» / Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru/(дата обращения 06.06.2020).
69) Годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год АО «Тинькофф Банк» / Режим доступа: https://acdn.tinkoff.ru/(дата обращения 06.06.2020).
70) Годовая бухгалтерская отчетность за 2018 год АО «Тинькофф Банк» / Режим доступа: https://acdn.tinkoff.ru/(дата обращения 06.06.2020)
71) Годовая бухгалтерская отчетность за 2017 год АО «Тинькофф Банк» / Режим доступа: https://acdn.tinkoff.ru/(дата обращения 06.06.2020)
72) Годовой отчет «TCS Group Holding PLC IFRS results 4Q’19 & FY’19» / Режим доступа: https://acdn.tinkoff.ru/(дата обращения 06.06.2020).
73) Г одовой отчет «TCS Group Holding PLC IFRS results 4Q’ 18 & FY’ 18» / Режим доступа: https://acdn.tinkoff.ru/(дата обращения 06.06.2020).
74) Годовой отчет «TCS Group Holding PLC IFRS results 4Q’17 & FY’17» / Режим доступа: https://acdn.tinkoff.ru/(дата обращения 06.06.2020).
75) Отчет Puzzle Capital «Краудинвестинг. Обзор рынка 2019: Россия и мир» / Режим доступа: https://puzzle.capital.com/(дата обращения 01.04.2020).
76) Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://minfin.ru/ru/(дата обращения: 24.04.2020).
77) Официальный сайт Резервного банка Австралии / Режим доступа: http://www.rba.gov.au/(дата обращения: 15.04.2020).
78) Официальный сайт Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (FDIC) / Режим доступа: https://www.fdic.gov/(дата обращения: 15.04.2020).
79) Официальный сайт Федеральной Резервной Системы США / Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/(дата обращения: 15.04.2020).
80) Официальный сайт Центрального Банка Великобритании / Режим
доступа: http://www.bankofengland.co.uk/Pages/home.aspx(дата обращения:
15.04.2020).
81) Официальный сайт Центрального Банка Нидерландов / Режим доступа: http://www.dnb.nl/home/index.jsp(дата обращения: 15.04.2020).
82) Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации / Режим доступа: https://www.cbr.ru/(дата обращения:26.05.2020).
83) Аналитический ресурс «Анализ банков» / Режим доступа: https://analizbankov.ru/(дата обращения: 26.05.2020).
84) Аналитический ресурс «Банки.ру» / Режим доступа: http://www.banki.ru/(дата обращения: 03.06.2020).
85) Аналитический ресурс «КУАП.» / Режим доступа: https://kuap.ru/(дата обращения: 27.05.2020).
86) Сайт банка «Альфа-Банк» / Режим доступа: https://alfabank.ru/(дата обращения: 29.05.2020).
87) Сайт банка «Сбербанк» / Режим доступа:
https://www.sberbank.com/ru(дата обращения: 01.06.2020).
88) Сайт банка «Совкомбанк» / Режим доступа: https://sovcombank.ru/(дата обращения: 01.06.2020).
89) Сайт банка «Тинькофф» / Режим доступа: https://www.tinkoff.ru/(дата обращения: 05.06.2020).
90) Сайт издания «Forbes» Режим доступа: http://www.forbes.ru/(дата обращения: 17.04.2020).
91) Аналитический ресурс «Moneysavingexpert» / Режим доступа: http://www.moneysavingexpert.com/(дата обращения: 15.04.2020).
92) FinTech Accelerator Proof of Concept / Режим доступа: https://www.bankofengland.co.uk/(дата обращения: 09.04.2020).
93) Mobile Bank Rank 2019 by MarksWebb. - Режим доступа: https://markswebb.ru/(дата обращения 23.05.2020).
94) Payment systems: liquidity saving mechanisms in a distributed ledger environment. - Режим доступа: https://www.ecb.europa.eu/(дата обращения: 09.04.2020).
95) 2017 State of Regulation Crowdfunding Report / Crowdfund Capital Advisors - Режим доступа:http://crowdfundcapitaladvisors.com/(дата обращения: 01.04.2020).