ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
Введение 2
1 Теоретические основы механизма банковского потребительского
кредитования и его организационно-экономические элементы 6
1.1 Сущность, функции и роль кредита как экономической категории 6
1.2 Виды и механизм организации потребительского кредитования в
банке 14
1.3 Современные тенденции развития потребительского кредитования в
России 26
2 Анализ механизма организации банковского потребительского
кредитования в ПАО «ВТБ Банка» 39
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика деятельности
ПАО «ВТБ Банка» 39
2.2 Анализ динамики и структуры потребительских кредитов в ПАО
«ВТБ Банка» 53
2.3 Исследование видов и организации потребительского кредитования
в ПАО «ВТБ Банка» 60
3 Мероприятия по развитию потребительского кредитования в ПАО
«ВТБ Банка» 72
Заключение 91
Список использованных источников 96
Приложения 101
1 Теоретические основы механизма банковского потребительского
кредитования и его организационно-экономические элементы 6
1.1 Сущность, функции и роль кредита как экономической категории 6
1.2 Виды и механизм организации потребительского кредитования в
банке 14
1.3 Современные тенденции развития потребительского кредитования в
России 26
2 Анализ механизма организации банковского потребительского
кредитования в ПАО «ВТБ Банка» 39
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика деятельности
ПАО «ВТБ Банка» 39
2.2 Анализ динамики и структуры потребительских кредитов в ПАО
«ВТБ Банка» 53
2.3 Исследование видов и организации потребительского кредитования
в ПАО «ВТБ Банка» 60
3 Мероприятия по развитию потребительского кредитования в ПАО
«ВТБ Банка» 72
Заключение 91
Список использованных источников 96
Приложения 101
Функционирование банков позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Деятельность банка напрямую связана с экономикой, обеспечением непрерывности и ускорением производства, преумножением богатства общества. Благодаря правильной и эффективной организации кредитного процесса банки способны сделать много для увеличения материального производства.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. В нашей стране производители товаров длительного пользования ежедневно сталкиваются с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным кредитованием и кредитованием малого бизнеса является одним из приоритетных направлений стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.
Потребительский кредит относится к наиболее прибыльным кредитам, но для этого необходимо использовать разнообразные формы кредитования, удовлетворяя потребностям населения, в том числе их желание приобрести предметы длительного пользования, максимально упростив систему оформления. Актуальность темы исследования определяется тем, что каждый год в России меняется состав и структура денежных доходов населения. В частности в последние годы, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим, возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.
Цель диссертационной работы - на основе изучения теоретических основ и анализа организации банковского потребительского кредитования разработать практические мероприятия по его совершенствованию.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала последовательного решения следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации банковского потребительского кредитования;
- провести анализ организации потребительского кредитования и его место в структуре кредитного портфеля в ПАО «ВТБ Банк»;
- разработать мероприятия по развитию потребительского кредитования в ПАО «ВТБ Банка».
Объектом исследования является ПАО «ВТБ-банк».
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе организации потребительского кредитования в коммерческом банке.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные разработки зарубежных и отечественных исследователей по вопросам теории финансов и кредита. Предлагаемое исследование основано на синтезе многочисленных работ зарубежных и отечественных авторов. Значимый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.Н. Белоглазова, О.Б. Веретенникова, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, О.И Лаврушин, В.Е. Леонтьев, М.С. Марамыгин, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, Д.В. Бейли, Дж.М. Кейнс, Ж.-К. Колли, Дж.М. Розенберг, Дж. Фридман. Научно-теоретические труды ведущих ученых-экономистов раскрывают основные положения теоретических основ финансов, кредита и потребления; представляют экономическую природу и функциональное назначение процесса кредитования; содержат теоретико-методологическое обоснование потребительского кредитования; определяют роль кредитных операций в деятельности коммерческого банка.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы и законодательные акты, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Степень научной разработанности темы. Обсуждение проблем потребительского кредитования в современных условиях российской экономики должны получить адекватное отражение в научных и практических исследованиях, раскрывающих теоретико-методологические аспекты банковской деятельности.
Научная новизна исследования заключается в систематизации, обосновании и решении теоретических и методологических проблем, а также практических рекомендаций в области потребительского кредитования в сфере банковской деятельности.
В работе получены и выносятся на защиту следующие основные научные результаты.
1) Систематизированы и обобщены теоретические основы организации банковского потребительского кредитования:
- рассмотрена сущность потребительского кредитования в общей системе банковского кредитования;
- определена авторская трактовка понятия потребительского кредитования;
- обобщены современные тенденции развития потребительского кредитования в России;
2) Проведен анализ кредитного портфеля коммерческого банка, основанного на особенностях потребительского кредитования ПАО «ВТБ Банка»;
3) Выявлены проблемы и предложены рекомендации с расчетом экономической эффективности по развитию потребительского кредитования в ПАО «ВТБ Банка».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанных мероприятий по развитию потребительского кредитования в практической деятельности ПАО «ВТБ Банка».
Поставленные задачи определили логику и структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, трех основных глав, заключении и списка использованных источников.
Во введении была обозначена актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи, определены объект и предмет, методологический инструментарий, научная новизна исследования, раскрывается информационно-эмпирическая база и практическая значимость исследования.
В первой главе автор дает понятие, сущность, виды и принципы потребительского кредитования. Также рассматриваются основные современные тенденции современного рынка потребительского кредитования.
Вторая глава посвящена анализу финансово-экономической деятельности и анализу портфеля потребительских кредитов коммерческого банка, на основании чего разработано совершенствование процесса потребительского кредитования в банке, которое отражено в третьей главе работы.
В заключении проводятся основные выводы по проведенному анализу потребительского кредитования в ПАО «ВТБ Банка», полученные в ходе исследования.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. В нашей стране производители товаров длительного пользования ежедневно сталкиваются с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным кредитованием и кредитованием малого бизнеса является одним из приоритетных направлений стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.
Потребительский кредит относится к наиболее прибыльным кредитам, но для этого необходимо использовать разнообразные формы кредитования, удовлетворяя потребностям населения, в том числе их желание приобрести предметы длительного пользования, максимально упростив систему оформления. Актуальность темы исследования определяется тем, что каждый год в России меняется состав и структура денежных доходов населения. В частности в последние годы, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим, возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.
Цель диссертационной работы - на основе изучения теоретических основ и анализа организации банковского потребительского кредитования разработать практические мероприятия по его совершенствованию.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала последовательного решения следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации банковского потребительского кредитования;
- провести анализ организации потребительского кредитования и его место в структуре кредитного портфеля в ПАО «ВТБ Банк»;
- разработать мероприятия по развитию потребительского кредитования в ПАО «ВТБ Банка».
Объектом исследования является ПАО «ВТБ-банк».
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе организации потребительского кредитования в коммерческом банке.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные разработки зарубежных и отечественных исследователей по вопросам теории финансов и кредита. Предлагаемое исследование основано на синтезе многочисленных работ зарубежных и отечественных авторов. Значимый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.Н. Белоглазова, О.Б. Веретенникова, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, О.И Лаврушин, В.Е. Леонтьев, М.С. Марамыгин, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, Д.В. Бейли, Дж.М. Кейнс, Ж.-К. Колли, Дж.М. Розенберг, Дж. Фридман. Научно-теоретические труды ведущих ученых-экономистов раскрывают основные положения теоретических основ финансов, кредита и потребления; представляют экономическую природу и функциональное назначение процесса кредитования; содержат теоретико-методологическое обоснование потребительского кредитования; определяют роль кредитных операций в деятельности коммерческого банка.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы и законодательные акты, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Степень научной разработанности темы. Обсуждение проблем потребительского кредитования в современных условиях российской экономики должны получить адекватное отражение в научных и практических исследованиях, раскрывающих теоретико-методологические аспекты банковской деятельности.
Научная новизна исследования заключается в систематизации, обосновании и решении теоретических и методологических проблем, а также практических рекомендаций в области потребительского кредитования в сфере банковской деятельности.
В работе получены и выносятся на защиту следующие основные научные результаты.
1) Систематизированы и обобщены теоретические основы организации банковского потребительского кредитования:
- рассмотрена сущность потребительского кредитования в общей системе банковского кредитования;
- определена авторская трактовка понятия потребительского кредитования;
- обобщены современные тенденции развития потребительского кредитования в России;
2) Проведен анализ кредитного портфеля коммерческого банка, основанного на особенностях потребительского кредитования ПАО «ВТБ Банка»;
3) Выявлены проблемы и предложены рекомендации с расчетом экономической эффективности по развитию потребительского кредитования в ПАО «ВТБ Банка».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанных мероприятий по развитию потребительского кредитования в практической деятельности ПАО «ВТБ Банка».
Поставленные задачи определили логику и структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, трех основных глав, заключении и списка использованных источников.
Во введении была обозначена актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи, определены объект и предмет, методологический инструментарий, научная новизна исследования, раскрывается информационно-эмпирическая база и практическая значимость исследования.
В первой главе автор дает понятие, сущность, виды и принципы потребительского кредитования. Также рассматриваются основные современные тенденции современного рынка потребительского кредитования.
Вторая глава посвящена анализу финансово-экономической деятельности и анализу портфеля потребительских кредитов коммерческого банка, на основании чего разработано совершенствование процесса потребительского кредитования в банке, которое отражено в третьей главе работы.
В заключении проводятся основные выводы по проведенному анализу потребительского кредитования в ПАО «ВТБ Банка», полученные в ходе исследования.
В современном мире при интенсивном развитии рыночных отношений одним из наиболее важных факторов развития экономики является кредитование, то есть вложение капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата, с целью получения прибыли. В кредитных отношениях банки являются важным звеном, так как кредитование это одно из важнейших направлений деятельности банка. На нем основываются активные операции банка.
Кредит является экономической категорией и выражает экономические отношения между хозяйствующими субъектами, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности. Участниками кредитных отношений являются кредитор, заемщик и гарант. Способом организации кредитных отношений является ссуда. Временно свободные денежные средства, предназначенные для предоставления ссуды, называются кредитными ресурсами.
Современная кредитная система является совокупностью кредитных отношений и различных кредитно-финансовых институтов, функционирующих на рынке ссудных капиталов. Экономической основой появления и развития кредитных отношений является формирование ссудного капитала. В экономической теории ссудным капиталом называется совокупность денежных средств, передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. Кредит играет огромную роль в развитии экономических связей между отраслями и регионами, в повышении эффективности производства, в создании и использовании доходов и прибыли.
В настоящее время одним из динамично развивающихся направлений банковской деятельности является потребительское кредитование. Его применение способствует повышению уровня потребления и позволяет быстрее удовлетворять разнообразные потребности населения. В дальнейшем развитии этого сегмента весьма заинтересованы банковские учреждения, для которых рост кредитования физических лиц является не только эффективной формой привлечения и удержания потенциальных клиентов, но еще и становится достаточно выгодным бизнесом. Можно сказать, что в стране созрели юридические, экономические, политические и организационные предпосылки для дальнейшего развития полноценной системы кредитования, но, тем не менее, в этой сфере на данный момент еще существует много нерешенных проблем.
Объектом исследования является потребительское кредитование в ПАО «ВТБ Банка». ПАО «ВТБ Банка» - головная компания группы ВТБ. Банк занимает второе место по размеру активов среди всех банков России. Группа ВТБ - российская финансовая группа, включающая около 20 кредитных и финансовых компаний, работающих во всех основных сегментах финансового рынка.
Анализ деятельности ПАО «ВТБ Банка» в целом показал: Чистая прибыль ПАО «ВТБ Банка» за 2018 год увеличилась на 48,9% по сравнению с прошлым годом и составила 178,8 млрд руб. благодаря стабильному уровню доходов от основной деятельности, повышению эффективности затрат и снижению расходов на создание резервов. Чистые процентные доходы за 2018 год выросли на 1,8% по сравнению с прошлым годом до 468,6 млрд руб. на фоне продолжения роста корпоративного и розничного кредитования в четвертом квартале. Чистая процентная маржа по итогам 2018 года снизилась на 20 б.п. по сравнению с прошлым годом до 3,9%. Чистая процентная маржа составила 3,4% в четвертом квартале 2018 года по сравнению с 4,1% за аналогичный период прошлого года. Чистые комиссионные доходы за 2018 год снизились на 5,6% по сравнению с прошлым годом до 90,0 млрд руб. в основном за счет эффекта высокой базы на фоне роста в 17% за 2017 год. Стоимость риска ПАО «ВТБ Банка» за 2018 год составила 1,6%, оставшись на уровне прошлого года. Стоимость риска за четвертый квартал 2018 года достигла 1,7%, увеличившись на 20 б.п. по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Расходы на создание резервов составили 167,1 млрд руб. за 2018 год, снизившись на 2,8% по сравнению с 2017 годом.
Группа продолжила повышать эффективность затрат в 2018 году, сократив отношение расходов к чистым операционным доходам до создания резервов до 40,5% по сравнению с 44,0% за прошлый год. Расходы на персонал и административные расходы сократились на 0,4% за 2018 год по сравнению с прошлым годом до 259,8 млрд руб. и на 4,5% в четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2017 года до 72,5 млрд руб. По итогам отчетного периода средства клиентов - юридических лиц увеличились на 8,6%, средства клиентов - физических лиц, скорректированные на изменения в учетной политике относительно Почта Банка, выросли на 27,7%. По состоянию на 31 декабря 2018 года доля группы ВТБ на рынке средств клиентов в корпоративном и розничном сегментах в России составила 20,7% и 14,0% соответственно.
Исследования рынка потребительского кредитования за последний годы позволяет сделать вывод, что на рынке преимущественны краткосрочные и среднесрочные потребительские кредиты, при этом рынок потребительского кредитования насыщен и конкуренция между банками высокая. Представленные рейтинги показали, что анализируемый ПАО «ВТБ Банка» наращивает объемы по всем кредитам, что обусловлено рядом факторов. Так, к ним можно отнести выгодные проценты по ипотечному кредитования, привлекательные условия по среднесрочным кредитам для клиентов, обслуживаемых по зарплатным проектам, также ПАО «ВТБ Банка» подвел итоги первого года действия бонусной опции «Заемщик», которая позволяет держателям «Мультикарты» снижать ставки по кредитам при совершении ежедневных покупок, что ведет к росту краткосрочных кредитов. Несмотря на все положительные моменты в работе ПАО «ВТБ Банка» на рынке потребительского кредитования, один значительный недостаток существует - это десятое место в рейтинге краткосрочных кредитов. ПАО «ВТБ Банка» как одному из крупных игроков современного рынка кредитов для физических лиц необходимо разрабатывать и внедрять новые кредитные продукты и услуги банков, нацеленные на увеличение объемов краткосрочных кредитов.
ПАО «ВТБ Банка» обладает крупной сетью компаний, филиалов и отделений. Для детального анализа данных потребительского кредитования был выбран филиал Банка ВТБ в г. Екатеринбурге (№1000/28). Объем выданных кредитов зависит не только от эффективности предположенных программ банком, но во многом значимую роль играют специалисты банка. Эффективность организации потребительского кредитования любого коммерческого банка зависит от качества обслуживания, которое измеряется загруженность специалистов. ПАО ВТБ (№1000/28) содержит большое количество отделений по все Свердловской области, специалисты которых работают по одним и тем же положениям, соответственно для анализа организации потребительского кредитования в банке была рассмотрена организация работы специалистов на примере одного отделения - нами выбран ДО «Демидовский» ВТБ (ПАО), расположенный в городе Нижний Тагил.
Результаты представленных исследований показали: несмотря на все положительные моменты в работе ПАО «ВТБ Банка» на рынке потребительского кредитования, существуют и недостатки:
- проблема 1 - ПАО «ВТБ Банка» находиться на последнем - десятом месте в рейтинге по выдаче краткосрочных кредитов для физических лиц;
- проблема 2 - Низкий уровень выдачи кредитов со страховкой;
- проблема 3 - В банке не используется овердрафтное кредитование картсчетов сотрудников предприятий;
- проблема 4 - Низкая лояльность клиентов из-за загруженности
специалистов в офисах.
На основании произведенных расчетов по предложенным мероприятиям нами получен вывод: первое мероприятие - продвижение «Зарплатных проектов»: пакет «Карта Зарплатная + Бонусная кредитная карта» или овердрафтная системы кредитования на выбор клиента. По данным расчетов видно, что сумму выдачи составляет 10341 тыс. руб., часть сотрудников (50%) воспользуется лимитом и погасит его в течении GRACE-периода, т.е банк не получит доходов с суммы 5171 тыс.руб. И на такую же сумму начисляется процент в размере 21% годовых, что увеличит процентные доходы на 1085,81 тыс. руб. Как видно из таблицы 45, экономический эффект от проведения тренинга составить 9975000 руб. или 9975 тыс. руб. При условии внедрения данного тренинга всех филиалах ПАО ВТБ (№1000/28) сумма эффекта для банка значительно увеличится. Регулярное проведение тренингов позволит увеличить рост выдачи застрахованных кредитов, что ведет к минимизации риска снижения доходности банка. и В результате внедрения сервиса «Корпоратив» ДО «Демидовский» ВТБ (ПАО) увеличил объемы выдачи потребительских кредитов за год на 96 штук, путем привлечения сумма потребительского кредитования увеличится на 14112 тыс. руб., что позволило увеличить процентные доходы на 1975,68 тыс. руб. в год. Внедрение приложенных мероприятий в практическую деятельность банка целесообразно.
Кредит является экономической категорией и выражает экономические отношения между хозяйствующими субъектами, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности. Участниками кредитных отношений являются кредитор, заемщик и гарант. Способом организации кредитных отношений является ссуда. Временно свободные денежные средства, предназначенные для предоставления ссуды, называются кредитными ресурсами.
Современная кредитная система является совокупностью кредитных отношений и различных кредитно-финансовых институтов, функционирующих на рынке ссудных капиталов. Экономической основой появления и развития кредитных отношений является формирование ссудного капитала. В экономической теории ссудным капиталом называется совокупность денежных средств, передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. Кредит играет огромную роль в развитии экономических связей между отраслями и регионами, в повышении эффективности производства, в создании и использовании доходов и прибыли.
В настоящее время одним из динамично развивающихся направлений банковской деятельности является потребительское кредитование. Его применение способствует повышению уровня потребления и позволяет быстрее удовлетворять разнообразные потребности населения. В дальнейшем развитии этого сегмента весьма заинтересованы банковские учреждения, для которых рост кредитования физических лиц является не только эффективной формой привлечения и удержания потенциальных клиентов, но еще и становится достаточно выгодным бизнесом. Можно сказать, что в стране созрели юридические, экономические, политические и организационные предпосылки для дальнейшего развития полноценной системы кредитования, но, тем не менее, в этой сфере на данный момент еще существует много нерешенных проблем.
Объектом исследования является потребительское кредитование в ПАО «ВТБ Банка». ПАО «ВТБ Банка» - головная компания группы ВТБ. Банк занимает второе место по размеру активов среди всех банков России. Группа ВТБ - российская финансовая группа, включающая около 20 кредитных и финансовых компаний, работающих во всех основных сегментах финансового рынка.
Анализ деятельности ПАО «ВТБ Банка» в целом показал: Чистая прибыль ПАО «ВТБ Банка» за 2018 год увеличилась на 48,9% по сравнению с прошлым годом и составила 178,8 млрд руб. благодаря стабильному уровню доходов от основной деятельности, повышению эффективности затрат и снижению расходов на создание резервов. Чистые процентные доходы за 2018 год выросли на 1,8% по сравнению с прошлым годом до 468,6 млрд руб. на фоне продолжения роста корпоративного и розничного кредитования в четвертом квартале. Чистая процентная маржа по итогам 2018 года снизилась на 20 б.п. по сравнению с прошлым годом до 3,9%. Чистая процентная маржа составила 3,4% в четвертом квартале 2018 года по сравнению с 4,1% за аналогичный период прошлого года. Чистые комиссионные доходы за 2018 год снизились на 5,6% по сравнению с прошлым годом до 90,0 млрд руб. в основном за счет эффекта высокой базы на фоне роста в 17% за 2017 год. Стоимость риска ПАО «ВТБ Банка» за 2018 год составила 1,6%, оставшись на уровне прошлого года. Стоимость риска за четвертый квартал 2018 года достигла 1,7%, увеличившись на 20 б.п. по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Расходы на создание резервов составили 167,1 млрд руб. за 2018 год, снизившись на 2,8% по сравнению с 2017 годом.
Группа продолжила повышать эффективность затрат в 2018 году, сократив отношение расходов к чистым операционным доходам до создания резервов до 40,5% по сравнению с 44,0% за прошлый год. Расходы на персонал и административные расходы сократились на 0,4% за 2018 год по сравнению с прошлым годом до 259,8 млрд руб. и на 4,5% в четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2017 года до 72,5 млрд руб. По итогам отчетного периода средства клиентов - юридических лиц увеличились на 8,6%, средства клиентов - физических лиц, скорректированные на изменения в учетной политике относительно Почта Банка, выросли на 27,7%. По состоянию на 31 декабря 2018 года доля группы ВТБ на рынке средств клиентов в корпоративном и розничном сегментах в России составила 20,7% и 14,0% соответственно.
Исследования рынка потребительского кредитования за последний годы позволяет сделать вывод, что на рынке преимущественны краткосрочные и среднесрочные потребительские кредиты, при этом рынок потребительского кредитования насыщен и конкуренция между банками высокая. Представленные рейтинги показали, что анализируемый ПАО «ВТБ Банка» наращивает объемы по всем кредитам, что обусловлено рядом факторов. Так, к ним можно отнести выгодные проценты по ипотечному кредитования, привлекательные условия по среднесрочным кредитам для клиентов, обслуживаемых по зарплатным проектам, также ПАО «ВТБ Банка» подвел итоги первого года действия бонусной опции «Заемщик», которая позволяет держателям «Мультикарты» снижать ставки по кредитам при совершении ежедневных покупок, что ведет к росту краткосрочных кредитов. Несмотря на все положительные моменты в работе ПАО «ВТБ Банка» на рынке потребительского кредитования, один значительный недостаток существует - это десятое место в рейтинге краткосрочных кредитов. ПАО «ВТБ Банка» как одному из крупных игроков современного рынка кредитов для физических лиц необходимо разрабатывать и внедрять новые кредитные продукты и услуги банков, нацеленные на увеличение объемов краткосрочных кредитов.
ПАО «ВТБ Банка» обладает крупной сетью компаний, филиалов и отделений. Для детального анализа данных потребительского кредитования был выбран филиал Банка ВТБ в г. Екатеринбурге (№1000/28). Объем выданных кредитов зависит не только от эффективности предположенных программ банком, но во многом значимую роль играют специалисты банка. Эффективность организации потребительского кредитования любого коммерческого банка зависит от качества обслуживания, которое измеряется загруженность специалистов. ПАО ВТБ (№1000/28) содержит большое количество отделений по все Свердловской области, специалисты которых работают по одним и тем же положениям, соответственно для анализа организации потребительского кредитования в банке была рассмотрена организация работы специалистов на примере одного отделения - нами выбран ДО «Демидовский» ВТБ (ПАО), расположенный в городе Нижний Тагил.
Результаты представленных исследований показали: несмотря на все положительные моменты в работе ПАО «ВТБ Банка» на рынке потребительского кредитования, существуют и недостатки:
- проблема 1 - ПАО «ВТБ Банка» находиться на последнем - десятом месте в рейтинге по выдаче краткосрочных кредитов для физических лиц;
- проблема 2 - Низкий уровень выдачи кредитов со страховкой;
- проблема 3 - В банке не используется овердрафтное кредитование картсчетов сотрудников предприятий;
- проблема 4 - Низкая лояльность клиентов из-за загруженности
специалистов в офисах.
На основании произведенных расчетов по предложенным мероприятиям нами получен вывод: первое мероприятие - продвижение «Зарплатных проектов»: пакет «Карта Зарплатная + Бонусная кредитная карта» или овердрафтная системы кредитования на выбор клиента. По данным расчетов видно, что сумму выдачи составляет 10341 тыс. руб., часть сотрудников (50%) воспользуется лимитом и погасит его в течении GRACE-периода, т.е банк не получит доходов с суммы 5171 тыс.руб. И на такую же сумму начисляется процент в размере 21% годовых, что увеличит процентные доходы на 1085,81 тыс. руб. Как видно из таблицы 45, экономический эффект от проведения тренинга составить 9975000 руб. или 9975 тыс. руб. При условии внедрения данного тренинга всех филиалах ПАО ВТБ (№1000/28) сумма эффекта для банка значительно увеличится. Регулярное проведение тренингов позволит увеличить рост выдачи застрахованных кредитов, что ведет к минимизации риска снижения доходности банка. и В результате внедрения сервиса «Корпоратив» ДО «Демидовский» ВТБ (ПАО) увеличил объемы выдачи потребительских кредитов за год на 96 штук, путем привлечения сумма потребительского кредитования увеличится на 14112 тыс. руб., что позволило увеличить процентные доходы на 1975,68 тыс. руб. в год. Внедрение приложенных мероприятий в практическую деятельность банка целесообразно.
Подобные работы
- Организация банковского потребительского кредитования (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в
РФ на примере АО «Альфа-Банк»
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВТБ24 (ПАО))
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Особенности потребительского кредитования физических лиц в коммерческом банке
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ (на примере банка Совкомбанк)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



