Введение 3
1 Теоретические основы формирования и исполнения расходной части
регионального бюджета 7
1.1 Экономическая сущность, понятие и структура бюджетной системы РФ 7
1.2 Понятие и особенности формирования региональных бюджетов 15
1.3 Специфика формирования и организация исполнения расходов
регионального бюджетов 22
2 Анализ формирования и исполнения регионального бюджета свердловской
области по расходам в современных условиях 32
2.1 Социально-экономическая характеристика региона 32
2.2 Характеристика основных показателей бюджета свердловской области
2.3 Основные характеристики расходной части бюджета 5
3 Повышение эффективности формирования и исполнения регионального
бюджета по расходам в современных условиях
3.1 Проблемы формирования и исполнения регионального бюджета
3.2 Проблемы и пути решения исполнения регионального бюджета по расходам
Заключение 34
Список использованной литературы
В современных условиях эффективность системы бюджетных отношений, является важным фактором, который влияет на результаты реформ, проводимые в бюджетном законодательстве. В сложных экономических условиях, наблюдается недостаточность финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы. Для грамотной организации бюджетного процесса необходимо планомерно распределять бюджетные средства.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важнейшим условием самостоятельности бюджета субъекта Российской Федерации является наличие целесообразного расходования денежных средств бюджета. В условия ограниченности региональных бюджетных средств особую значимость приобретают вопросы эффективного управления расходами и инструментами его оценки. Для того что бы бюджет был эффективно распределен необходимо результативное и целевое использование средств.
Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Важную роль при формировании любого бюджета играют расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Цель исследования - проанализировать механизм исполнения расходной части бюджета субъекта Российской Федерации и на основании этого выявить проблемы и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотрение теоретических основ формирования расходной части региональных бюджетов;
- проанализировать исполнение регионального бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику;
- выявить проблемы расходования бюджетных средств Свердловской области и проблемы реализации государственных программ на социальную политику
- предложить рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области.
Объектом исследования является расходная часть регионального бюджета Свердловской области.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе исполнения расходной части областного бюджета Свердловской области.
В ходе проведения анализа регионального бюджета Свердловской области за период 2017-2019гг., формулировании выводов по его результатам методологический инструментарий включал в себя: историко-логический, аналитический, экономико-математический метод моделирования и прогнозирования, горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении сущности региональных финансов на основе изучения мнений экономистов. Проведен анализ исполнения расходной части бюджета Свердловской области, а также социально-экономических результатов реализации государственных программ на социальную политику. В ходе анализа выявлены проблемы исполнения регионального бюджета Свердловской области, а так же проблемы реализации государственных программ на социальную политику. Исходя из проблем автором предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственных программ на социальную политику Свердловской области.
Полученные в результате исследования выводы и рекомендации позволят обогатить потенциал практических знаний по исследуемой проблеме и разработать концептуальные подходы к организации бюджетных отношений в региональном бюджете, что имеет важное экономическое, социально-культурное и политическое значение в соответствии с ролью регионального бюджета как основы конституционного строя российской Федерации.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в обосновании актуальных проблем, и в том, что выводы могут быть использованы в дальнейших реализациях программ на социальную политику в Свердловской области. Полученные в результате исследования выводы и рекомендации позволят оказать влияние на социально-экономическое положение и развитие области в сложившихся экономических условиях.
Информационной базой исследования, необходимой для написания работы являлись федеральное и региональное законодательство, общая и специальная литература, разработанная по данной теме, аналитические статьи, отчетные данные Министерства финансов Свердловской области, нормативно-законодательные документы Государственной думы, Света Федерации Российской Федерации, а также соответствующие методические и проектные материалы, материалы научно-практических конференций.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В введении рассмотрено: актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, методологический инструментарий, практическая значимость, научная новизна.
Первая глава представляет собой теоретическое исследование по теме. В ней раскрываются теоретические аспекты использования средств регионального бюджета: сущность формирования регионального бюджета, понятие и принципы исполнения регионального бюджета.
Во второй главе представлен анализ посредством методических подходов к планированию расходной части регионального бюджета, а также анализ плановых и фактических расходов областного бюджета Свердловской области, анализ основных направлений социальной политики.
В третьей главе выявлены проблем и представлены рекомендации.
В заключении сделаны выводы на основе анализа произведенного в выпускной квалификационной работе.
Региональные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Через бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов, мобилизованных за счет налогов, сборов и иных поступлений, в интересах субъекта бюджета. Региональный бюджет - это основа для выполнения органами государственной власти субъекта РФ своих функций. Средства бюджета оказывают содействие успешному экономическому и социальному развитию региона и благополучию людей: повышению заработной платы, обеспечению стабильности и правопорядка в обществе, качественной и доступной медицины, современному образованию, хорошему жилью, транспорту на основе устойчивого роста экономики региона.
Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономичного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.
Рассмотрев все принципы бюджетной системы Российской Федерации из 5 главы Бюджетного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что соблюдение данных принципов позволяет бюджетной система РФ корректно функционировать.
По большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. одним из крупнейших в России и мире регионов по величине разведанных и прогнозируемых запасов полезных ископаемых, что предопределяет интенсивное развитие целого ряда базовых отраслей промышленности. За счет развития производственных мощностей Свердловская область стабильно развивается, о чем говорит рост показателя ВРП.
На основании проанализированной информации автором диссертационной работы выдвинуто следующее определение понятию «региональный бюджет». Региональный бюджет - совокупность денежных отношений, на уровне субъекта Федерации возникающих по поводу распределения национального и внутреннего дохода на территории субъекта РФ, с целью обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации. Региональные бюджеты формируются исходя из принципов формирования Бюджетной системы Российской Федерации
При анализе формирования расходов регионального бюджета Свердловской области выяснилось, что бюджет является социально направленным, так как именно расходы в сфере социальных услуг занимают наибольший удельные вес. Наибольшие расходы регионального бюджета приходятся на такие виды затрат, как образование (25,55 %), здравоохранение (19,39 %), социальная политика (20,89 %).
В ходе анализа исполнения средств доходной и расходной частей регионального бюджета за период с 2017 года по 2019 год в сложившейся экономической обстановке в региональном бюджете Свердловской области имеется дефицит бюджета.
На фоне произведенного анализа формирования и использования средств доходной и расходной частей регионального Бюджета Свердловской области можно выявить общую проблему не сбалансированности бюджета, из этой проблемы вытекают следующие подпроблемы:
- недополучение денежных средств по некоторым статьям доходной части бюджета;
- не полное исполнение расходной части бюджета;
- сбалансированности бюджета Свердловской области.
Региональный бюджет обеспечивает рост производственного потенциала региона и обозначает приоритеты и перспективы развития экономики, тем самым дает бизнесу ориентиры для осуществления своей деятельности. Это дает определенную стабильность и позволяет теснее привязать источники доходов бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производства.
Таким образом, использование авторских рекомендаций на оставшийся период до 2024 года обеспечить выявление и предупреждение недостатков и нарушений системного характера, что позволит повысить показатель эффективности государственных программ на социальную политику и избежать низкой отдачи от их реализации.
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД
17.06.1998, действующая редакция).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2016).
3. Федеральный закон от 09.03.2004 г. № 314-ФЗ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». (ред. от 23.05.2016).
4. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (принят Минфином 01.07.2013, действующая редакция).
5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (принят Минфином 01.12.2010, действующая редакция).
6. Положение об Управлении Федерального казначейства по
Свердловской области от 27.12.2013 № 316 (принят Федеральным
казначейством от 27.12.2013, действующая редакция).
7. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (принят Президентом РФ от 02.02.2016, действующая редакция).
8. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров, О.В. Субботина. - Москва: Дашков и К, 2014. - 448 с.
9. Афанасьев М. П.. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - Москва: Юрайт, 2013. - 777 с.
10. Афонина Е.В. Доходы и расходы бюджета как объекты бюджетных правоотношений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. - № 6 - С.180-183.
11. Беликова О.А. Региональная социально-экономическая система: бюджетный аспект функционирования: автореф. дис. канд. эконом.наук: 08.00.05. / О.А. Беликова. - Екатеринбург, 2013. - 234 с.
12. Бурханова Н.М. Бюджетная система РФ. Конспект лекций: учебное пособие / Н.М. Бурханова. - Москва: «Эксмо», 2013. - 160 с.
13. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / О. Г. Голиченко [и др.] ; под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 330 с.
14. Зеленкова Р.А. Результативность финансирования муниципальных услуг в РФ // автореф. дис. канд. эконом.наук: 08.00.10. 2011. - 150 с.
15. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - Москва: Инфра-М, 2013. - 272 с.
16. Истомина Н.А. Теоретические концепции бюджета субъекта Федерации: монография / Н.А. Истомина. - Екатеринбург: Министерство образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т., 2013. - 129 с.
17. Колесникова К.В. Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования // автореф. дис. канд. юр. Наук: 12.00.14. 2011. - 272 с.
18. Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. - Москва: Дашков и К, 2014. - 252 с.
19. Нечаев А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. - Москва: Инфра-М, 2015. - 265 с.
20. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.С. Нешитой. - Москва: Дашков и К, 2014. - 336 с.)
21. Подъяблонская Л.М. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России: монография / Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблонская. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 111 с.
22. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник / Г.Б. Поляка. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 703 с.
23. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Е.В. Предеина. - Москва: Флинта, 2014. - 245 с.
24. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. - Москва: Инфра-М, 2011. - 448 с.
25. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 263 с.
26. Ушаков А.А. Бухгалтерский учет и аудит эффективности использования средств в муниципальных учреждениях здравоохранения диссертация к.э.н.: 08.00.10 // 2012. 261 с.
27. Черная О.А. Инструменты эффективного управления расходами регионального бюджета: автореф. дис. канд. эконом.наук: 08.00.10. / О.А. Черная. - Краснодар, 2013 - 208 с.
28. Бабкова Ю.Б. Расходные обязательства в бюджетном праве: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.14 / Ю.Б. Бабкова. - Москва, 2010. - с.199.
29. Бегчин Н.А. Направления модернизации управления расходами бюджетов субъектов РФ / Н.А. Бегчин // Вестник финансового университета. -
2011. - №2. С. 69-73.
30. Бубнов В.А. Проблемы формирования доходов и расходов регионального бюджета на примере Иркутской области / В.А. Бубнов //Известия ИГЭА. - 2014.- № 2. С. 13-21.
31. Васильева А.С., Кузнецова М.Н. Кассовое обслуживание исполнения Федерального бюджета Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области // Бюджетная политика. -2013.- №14. - С.13-22.
32. Землянская Н. И. О понятии «Расходы бюджета» / Н. И. Землянская // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - №3. С. 72-75.
33. Кнобель А., Соколов И. Оценка бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу / А. Кнобель, И. Соколов // Экономическое развитие России. - 2013. - №12. С. 23-32.
34. Поветкина Н.А. Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности // Актуальные проблемы российского права. 2015. - № 8 - С. 65-70.
35. Полещук Т.А. К проблеме реформирования бюджетного учета // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2012. - № 2. - С. 106-118.
36. Попова М. Н. Программный бюджет как инструмент повышения эффективности управления расходами региональных бюджетов // Энергосбережение-Энергетика - Энергоаудит. - 2012. - №12 - С.18-21.
37. Рукавишникова А.С. Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. - 2013. №4. - С. 37-40.
38. Соломко М. Н. Анализ системы межбюджетного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации (на примере Хабаровского края) / М. Н. Соломко // Проблемы современной экономики. - 2014. - №2. С. 274-278.
39. Удовиченко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы / А. Н. Удовенко // Журнал Бюджет. - 2012. - № 6. - С. 50-53.
40. Чёрная О.А., Липчиу Н. В. Предпосылки для перехода к программному бюджету на региональном уровне // Научный журнал КубГАУ. -
2012. - №81 - С. 1-16.
41. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.rsl.ru. (дата обращения 10.04.2017 г.)
42. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Свердловской области [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://sverdlovsk.roskazna.ru(дата обращения 18.04.2017).
43. Официальный сайт Министерства финансов по Свердловской области [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://minfin.ru(дата обращения 04.05.2017).
44. Официальный сайт Министерства экономики по Свердловской области [Электронный ресурс]:- Режим доступа http://economy.midural.ru(дата обращения 20.05.2017).
45. Информация об исполнении областного бюджета на 01.01.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.midural.ru/(дата обращения 20.05.2017).
46. Информация об исполнении областного бюджета на 01.01.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.midural.ru/(дата обращения 20.05.2017).
47. Информация об исполнении областного бюджета на 01.01.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.midural.ru/(дата обращения 20.05.2017).