Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИМ ПОДРОСТКАМ

Работа №100197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 11
1.1. Возрастные психолого-педагогические особенности младших
подростков 11
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Теоретические основы процесса духовно-нравственного
воспитания младших подростков на основе ценностей православной
культуры 24
2.2. Проблемы преподавания «Основ православной культуры»
младшим подросткам 54
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЭЛЕКТРОННО¬
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 110


Актуальность.
Проблема духовно-нравственного воспитания в наши дни становится одной из ключевых в педагогической науке и практике. Это происходит на фоне постепенного изменения отношения к культурному наследию исторической России, и, прежде всего, традиций и ценностей культуры религиозной. Показательно, что одним из структурных компонентов нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Как компромисс различных образовательных запросов сформулирована обновленная цель образования - «формирование духовно-нравственной личности» .
Православная традиция в культуре России является стрежневой, несущей основную смысловую нагрузку в жизни общества и государства со времени его образования, в жизни особого культурно-исторического типа или цивилизации, к которой мы принадлежим, и которую называют Восточно-христианской или Православной.
Знание основ православной культура полезно каждому россиянину вне зависимости от его религиозных убеждений, поскольку эти знания играли и продолжают играть ведущую роль в обеспечении целостности нашей цивилизации. Именно поэтому приобщение к ценностям православной культуры становится в наши дни одним из важнейших направлений духовно¬нравственного воспитания подрастающего поколения россиян. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ценности религиозной культуры составляют неотъемлемую часть культуры национальной и потому должны быть осмыслены человеком, стать основой не только его личностной, но и гражданской идентификации.
Православная культура - это культура духовных исканий человека, поиска путей преодоления собственного эгоизма и восхождения к святости как к идеалу. В условиях беспредельного распространения меркантилизма и физиологического гедонизма традиции православной культуры помогают человеку сохранить в себе собственно человеческое начало, формируют потребность в постоянном самосовершенствовании, развивают совестное пространство личности.
Православная культура имеет глубочайшие исторические корни, являя миру уникальное отношение к Богу, миру и человеку.
Более тысячи лет назад лет назад христианство приняла Киевская Русь, положив начало русской православной культурной традиции. На огромных просторах Евразии создалась единая страна, христианская по духу семья народов, которые не только сохранились в исторических перипетиях, не только не утратили своей самобытности, но и продолжили свое развитие и вышли в лице своих лучших представителей вместе с культурой русской на мировой уровень
Как и встарь православная культура в нынешние времена не принадлежит одному какому-то народу, одной нации, одному этносу. Она всемирно-историческое явление и в современной России православие исповедуют представители буквально всех народов нашей страны, а не только этнически русские. Поэтому для сохранения единства, для сохранения возможностей внутрицивилизационного, межкультурного диалога знание истоков православной культуры, ее святынь, ценностей, основных смыслов необходимо каждому гражданину России. Воистину в России можно быть кем угодно - атеистом, мусульманином, иудеем, буддистом, но нельзя быть враждебным православию, оставаясь патриотом своем Родины. Кроме того, нельзя забывать, что православная культуре открывает человеку доступ к христианской культуре в целом, т.е. и к мировым шедеврам и ценностям культуры и искусства Западной Европы.
Православная культура открыта для всех, кто хочет войти в ее традицию и постичь ее глубинные смыслы, кто хочет к ней приобщиться или просто ознакомиться после семи десятилетий гонений и запретов. Также детям необходимо показать, что православная культура не что-то архаичное, забытое, скучное, а она творится здесь и сейчас, она также современна. Для этого необходимо делать акцент на современных информационно - коммуникационных технологиях на уроках по основам православной культуры. Также приводить примеры не только из памятного прошлого, но и из современной жизни.
Для того чтобы понять философию, этику и эстетику Православия необходимо начинать с детства знакомиться с основами православной культуры. Сегодня, когда на государственном уровне признана целесообразность этого, необходима разработка различных учебно-методических комплексом, рассчитанных на обучающихся всех возрастов, поскольку культура Православия неисчерпаема.
Степень разработанности проблемы.
Проблема духовно-нравственного развития личности находится в центре внимания разных наук. В разработке проблемы духовно-нравственного развития в своем исследовании мы опирались на труды ученых: Л.М. Архангельского, А.А. Богдановой, Г.Н. Волкова, Н.К.
Гончарова, Б.Т. Лихачева, Погорелова С.Т., А.Д. Солдатенкова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Шурковой, И.Ф. Харламова, Шестун Е.П.др.
Основанием нашего научного выбора явились работы В.Н. Гладышева, В.В. Игнатовой, Погорелова С.Т., Богдановой А.А., Дивногорцевой С.Ю., Куломзиной С.С., в которых исследованы различные аспекты духовно¬нравственного развития личности подростка.
Становление духовно-нравственной личности возможно в процессе специально организованного обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Поэтому образовательный процесс в современной школе может быть направлен на создание условий для развития духовно-нравственных ориентиров подростков. В связи с этим возрастает потребность в поиске путей и разработке средств, технологий, обеспечивающих развитие общечеловеческих нравственных качеств и этнических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практические деятельности.
В последние годы все чаще многими учеными, педагогами поднимается вопрос о возрождении русской православной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: а чему и как учить? Как методически правильно преподнести данный предмет, совмещая интерес и пользу?
Изучение указанных работ позволило подойти нам к проблеме изучения эффективности духовно-нравственного развития подростков на основе православной культуры с позиции современного научно-педагогического знания.
Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли искусства в становлении духовно-нравственной учащихся внесли известные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Я, Пономарев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский.
Исследуя возрастные особенности детей многие исследователи, такие как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев и др. - выделяют младший подростковый возраст как наиболее благоприятный для осознанного приобщения к православной культуре.
Таким образом, на сегодняшний день в науке заложена базовая основа для анализа проблемы духовно-нравственного развития подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.
Анализ образовательных программ и учебных планов позволяет сделать вывод о четкой методологической и методической составляющей, концептуальной логике изложения культурологического и педагогического материала. Однако тот же анализ показал следующее: подавляющее количество учителей ОРКСЭ, а это в большинстве случаев учителя истории и литературы, получившие основательную подготовку в педагогических вузах по своим специальностям, со многими компонентами православной духовной культуры знакомы поверхностно (прежде всего, это касается такого мощного и самобытного ее пласта, как духовная музыка).
Также характерно для них и малое количество или отсутствие современных технологий при подаче материала детям, неумение его правильно использовать, непонимание ценности и значимости предмета ОПК. Эти и другие проблемы свидетельствуют о низкой разработанности данной проблемы, об отсутствии необходимого учебно-методического материала.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов, ряд аспектов духовно-нравственного развития школьников еще не получил освещения. Осознание значимости изучения основ православной культуры в обучении и воспитании подростков не привело к попытке целостного и систематического исследования ее роли духовно-нравственном развитии подростков.
Изучение научной литературы и анализ практической деятельности общеобразовательных учреждений свидетельствуют о том, что, с одной стороны, в науке созданы предпосылки для системного анализа обозначенной проблемы и обоснования возможности успешного духовно-нравственного развития личности, с другой, демонстрирует наличие противоречий между:
- гуманитаризацией общества в целом и неподготовленностью системы образования к решению данной проблемы;
- интенсивным развитием духовных и нравственных потребностей в младшем подростковом возрасте и недостаточной технологической, научно-практической разработанностью обозначенной проблемы в педагогической науке.
Объект исследования - преподавание предмета «Основы православной культуры».
Предмет исследования - особенности преподавания предмета «Основы православной культуры» младшим подросткам.
Цель - разработка электронно-энциклопедического словаря,
позволяющего преодолеть проблемы в организации и преподавании курса «Основы православной культуры» для младших подростков.
Задачи:
1) охарактеризовать возрастные психолого-педагогические и
культурные особенности младших подростков;
2) раскрыть основные теоретические постулаты духовно-нравственного воспитания;
3) проанализировать основные проблемы преподавания предмета «основы православной культуры» в общеобразовательных школах ;
4) разработать проект электронного энциклопедического словаря по «Основам православной культуры», ориентированного на интересное и современное (с использованием информационно-коммуникационных технологий) изложение материала для использования на уроках и во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические и культурные особнности возрастного развития младших школьников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Коган, А.А. Богданова, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др.), положения в области православной педагогики (игумен Георгий Шестун), концепции и сущность духовно-нравственного развития детей младшего подросткового возраста (Л.А. Шумихина, С.Т. Погорелов, И.А. Галицкая, В.В. Медушевский, С.С. Куломзина, Н.Б. Ошорова, А.Я. Данилюк и др.); основные проблемы и методы в преподавании «Основ православной культуры» (И.А. Галицкая, Р.М. Грановская, С.Ю. Дивногорцева, игумен Петр Мещеров, Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, Н.Г. Тагильцева, Л.В. Сурова).
Основными методами исследования стали: теоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; системное рассмотрение проблемы; эмпирические: опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение; аксиологический метод при анализе духовно-нравственных ценностей.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении приводится обоснование актуальности проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, степень разработанности проблемы, методология исследования, структура работы.
В первой главе «Психолого-педагогические особенности младших подростков» раскрываются психолого-педагогические особенности младших подростков, сущность и содержание духовно-нравственного развития личности, определяется роль православной культуры в духовно-нравственном развитии младших подростков.
Во второй главе «Проблемы формирования православной культуры у младших подростков» исследуются основные теоретические постулаты духовно-нравственного воспитания, рассматриваются основные проблемы, возникающие при преподавании курса «Основы православной культуры» в школе.
Третья глава посвящена описанию проекта электронного энциклопедического словаря по курсу «Основы православной культуры», а также даны рекомендации по его использованию в процессе духовно-нравственного воспитания младших подростков.
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы, определены предположительные результаты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении отметим основные выводы, к которым мы пришли на основании проведенных исследований. В процессе работы мы выяснили, что младшим подростковым возрастом принято считать период с 11 до 14 лет. Младший подростковый возраст - возраст наиболее открытый к принятию информации по «основам православной культуры», еще есть возможность духовно - нравственного изменения и совершенствования.
Так как целью данной работы является разработка электронно-энциклопедического словаря, позволяющего преодолеть проблемы в организации и преподавании «Основ православной культуры» для младших подростков, то необходимо рассмотреть, что следует учитывать при организации и преподавании данного курса.
В первой главе нами были проанализированы основные психолого-педагогические и культурные особенности младших подростков.
Помимо физиологических в младшем подростковом возрасте происходят существенные психолого-педагогические изменения. Личностное общение становится ведущим видом деятельности младших подростков. Проявляется чувство взрослости, но пока нет умения нести ответственность за свои поступки. Другая особенность младших подростков - четко складывающаяся внутренняя позиция (самооценка).
Стоит отметить, что по сравнению с младшими школьниками подростки более работоспособны, но по-прежнему неусидчивы и не дисциплинированны. Из этого следует, что учебную нагрузку можно увеличивать, но при этом работа на уроке не должна быть монотонной, однообразной и малоинтересной.
Также младших подростков можно считать отдельной культурной группой (по определению Л.Н. Когана), так как они имеют сходные потребности и интересы, близкие установки и ориентации на определенные ценности культуры. В данном возрастном периоде наблюдается рост любознательности, развивается логическое мышление, что позволяет вести с детьми данного возраста более продуктивные, серьезные беседы о прошлом, будущем, о вопросах религии, войны и мира и так далее. Младшие подростки способны выразить свою точку зрения, рассуждать над определенными вопросами.
Именно в данный возрастной период закладываются основы мировоззрения, формируется система ценностей, нравственные идеалы. То, что будет усвоено в это время, отразиться в будущем. Следовательно, культура является не только носителем духовных ценностей, но и определенным духовным языком, которым необходимо овладеть младшим подросткам.
Во второй главе нами рассмотрена сущность понятия духовно-нравственного воспитания, которая заключается в следующем. Духовно - нравственное воспитание есть мировоззренческое развитие личности, включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых взглядов, убеждений и идеалов конкретно-исторического типа, выработанного цивилизацией, с которой личность себя соотносит. Духовность связана с самосовершенствованием, то есть внутренней работой личности. Также духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с определенной религиозной системой взглядов на мир как своей основой, но не тождественно религиозному воспитанию. Результатом духовно - нравственного воспитания является определенный образ жизни человека, определенное миропонимание.
Также в данной работе мы проанализировали основные проблемы преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. Несмотря на все положительные результаты преподавания «Основ православной культуры», на сегодняшний день остаются вопросы, которые требуют своего разрешения. Среди них такие проблемы как попытка отождествить и подменить предмет «Основы православной культуры»
такими дисциплинами как история, литература и мировая художественная культура, отсутствие четко сложившегося образа учителя по основам православной культуры, отсутствие подходящих учебных пособий по данному предмету чтобы это было культурологически правильно и одновременно интересно современным школьникам.
Для разрешения данных проблем необходимо обеспечить учащимся доступ к культурному наследию Православия, побудить их к заинтересованному отношению к ценностям православной культуры. Необходимо сочетать культурологический подход и инновационные формы в преподавании ОПК. Все это привлечет большее внимание к данному предмету, побудит интерес у подрастающего поколения.
Третья глава диссертации посвящена разработке проекта электронно-энциклопедического словаря «Основы православной культуры» с использованием информационно-коммуникационных технологий для
использования в урочной и внеурочной деятельности младших подростков . Электронно-энциклопедический словарь - инновационная разработка, адресованная детям, учителям, родителям для составления мультимедийных сопровождений уроков, бесед и лекций, а также детям младшего подросткового возраста в качестве вспомогательного материала. Это образовательный, некоммерческий проект. Электронно-энциклопедический словарь доступен для тиражирования. Также на разработку данного электронно-энциклопедического словаря не требуется больших финансовых вложений.
Материал, который содержится в словаре в современной, интересной форме преподносит основы православной культуры подрастающему поколению. Словарь помимо теоретического объяснения какого-либо слова содержит иллюстративный и аудиовизуальный материал, из которого преподаватель (родители, учащиеся) могут самостоятельно выбрать необходимое для построения уроков. Принципиальная новизна издания заключается в открытом формате мультимедийной базы данных, объём которой в несколько раз превышает объём материалов видео-уроков, что предоставляет учителю достаточную свободу и богатый материал для творческого разработки структуры урока.
По итогам внедрения элементов электронно-энциклопедического словаря (приложение 1) можно констатировать, что проделанная работа по повышению культурологического и духовно-нравственного развития младших подростков на уроках «Основ православной культуры» дала свои положительные результаты. Это является подтверждением успешности и внедрения электронно-энциклопедического словаря в образовательно-воспитательный процесс. Следовательно, является эффективным для достижения задач духовно- нравственного воспитания.
Продолжение исследования по выбранной теме может быть связано с разработкой модели и реализующей ее методикой, основанной на полихудожественном подходе для учащихся старшего школьного возраста в общеобразовательной или в воскресной школе.


1. Нормативно-правовые акты
1. Об образовании: Федер.закон N 309-ФЗ [принят от 1 декабря 2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2007.
2. Об образовании: Федер.закон N 3266-1 [принят от 12 ноября 2012 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2012.
2. Однотомные издания, монографии
3. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин. - Москва : Академия, 2004.
- 336 с.
4. Агатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Агатова. - Москва: Б. и., 2006. - 104 с.
5. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. для учителя / Ш.А. Амонашвили. - Киев : Освита, 1991.
- 110 с.
6. Богданова А.А. Методика преподавания Закона Божия. В помощь учителю церковной школы / А.А. Богданова. - Екатеринбург : Екатеринбургская Епархия, 2014. - 367 с.
7. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. - Москва : Высш. шк., 2002. - 511 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая технология / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Москва : Книга по требованию, 2012. - 413 с.
10. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. - Санкт - Петербург : Б.и., 2004. - 480 с.
11. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. - Ростов-на-Дону : Ростовского педагогического университета, 2000. - 440 с.
12. Дорофеев В. И. Программа курса «Основы православной культуры» для православных гимназий и воскресных школ / В.И. Дорофеев.
- Москва : ПРО-ПРЕСС, 2006. - 160 с.
13. Драгунова Т.В. Подросток / Т.В. Драгунов. - Москва : Б.и., 1976.
- 260 с.
14. Духовно-нравственное воспитание школьников. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - Москва : Академия, 2003. - 357 с.
15. Емельянова И.Н. Идея духовности: исходные теоретические положения. Гуманная педагогика и духовный мир учителя / И.Н. Емельянов.
- Тюмень : Б.и., 2001. - 204 с.
16. Зеньковский В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. - Москва : Б.и., 2002. - 220 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ