EVENT-ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
|
Введение 3
Глава 1. Event-технологии как подход к преподаванию русского языка как иностранного 6
1.1 Классификация подходов к преподаванию РКИ 6
1.2 Event-технологии: определение и педагогический потенциал 26
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Event-технологии в преподавании РКИ на примере фестиваля русского языка в Монголии 37
2.1. Российско-монгольские отношения и русский язык в Монголии 37
2.2. Фестиваль «Кириллица-Fest» в Улан-Баторе 39
2.2.1. «Кириллица-Fest» как Event 39
2.2.2. План мероприятий фестиваля 48
2.2.3 Основные принципы и приемы преподавания РКИ в рамках фестиваля 76
Выводы по 2 главе 85
Заключение 87
Список литературы 89
Приложение
Глава 1. Event-технологии как подход к преподаванию русского языка как иностранного 6
1.1 Классификация подходов к преподаванию РКИ 6
1.2 Event-технологии: определение и педагогический потенциал 26
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Event-технологии в преподавании РКИ на примере фестиваля русского языка в Монголии 37
2.1. Российско-монгольские отношения и русский язык в Монголии 37
2.2. Фестиваль «Кириллица-Fest» в Улан-Баторе 39
2.2.1. «Кириллица-Fest» как Event 39
2.2.2. План мероприятий фестиваля 48
2.2.3 Основные принципы и приемы преподавания РКИ в рамках фестиваля 76
Выводы по 2 главе 85
Заключение 87
Список литературы 89
Приложение
В течение последних лет Правительством России ведется усиленная работа, направленная на сохранение, продвижение и развитие русского языка как на территории России, так и за ее пределами. История продвижения русского языка берет начало еще со времен Российской империи, а в XX веке кампании по повышению интереса к нему являлись одной из ключевых политических целей СССР. Спустя долгие годы с момента наступления независимости России и остальных советских республик активное продвижение русского языка за границей было возобновлено в целях укрепления позиций России на международной арене.
По состоянию на конец XX в. количество носителей русского языка во всем мире составляло около 350 млн. Но уже к 2005 г. эта цифра резко упала до 278 млн. [Арефьев, 2012, с. 434], что стало следствием распада Советского Союза и обретения независимости 14 национальными республиками. Все они построили новую языковую политику, направленную, в первую очередь, на возрождение и сохранение местных культурных традиций, языков и отдающую приоритет в процессе образовании именно местным языкам. Сократилось как государственное финансирование русскоязычного образования и, как следствие, число русскоговорящих. В этих непростых условиях методисты предлагают новые подходы к обучению русскому языку как иностранному.
Традиционные подходы к обучению постепенно становятся все менее способными удовлетворить потребности учебного процесса, поэтому с целью повышения качества образования современная педагогика вынуждена искать новые пути. Одним из приемов, завоевывающих популярность, являются event технологии, применяемые в том числе при изучении русского языка как иностранного.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Лихачев, 1992, с. 104]. event-технология в преподавании — это методика организации учебного процесса с элементами досуга и учетом личностных потребностей [Полякова, электронный ресурс].
Актуальность темы исследования обусловлена расширением международных связей России, продвижением русского языка как языка интернационального общения, а также развитием методики РКИ. Разнообразие подходов в преподавании лингвистических дисциплин иностранцам не останавливает методистов в поисках новых приемов взаимодействия с иноязычной учебной аудиторией .
Новизна выбранной темы состоит в том, что педагогический потенциал event-технологий в формировании компетенций студента еще недостаточно изучен и оценен в современной педагогической науке, потому нуждается в дополнительных исследованиях на конкретных примерах. В данной работе в научный оборот вводится информация о фестивале «Кириллица-Есз1», очный этап которого прошел в период с 20 июня по 11 июля 2019 года в Улан-Баторе в рамках проекта «Продвижение русского языка в Монголии». Фестиваль организован при поддержке Фонда Президентских грантов РФ и предположительно (при нормализации эпидемиологической ситуации в мире) будет носить регулярный характер, а также расширять свою работу на другие страны, заинтересованные в укреплении отношений с Россией.
Объект исследования — современные методики преподавания русского языка как иностранного.
Предмет исследования — event технологии в преподавании РКИ.
Цель исследования — описание even технологий, использованных в преподавании русского языка на примере фестиваля «Кириллица-Бсз1» в Монголии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• изучить традиционные
преподаванию РКИ;
• обобщить научную маркетинговую литературу об event- технологиях и поставить вопрос о возможностях использования этого термина в практике РКИ;
• описать фестиваль русского языка «Кириллица-Fest» как event;
• выявить основные принципы и приемы преподавания русского языка в рамках фестиваля;
• оценить эффективность event-технологии в обучении русскому языку как иностранному.
Материал исследования - план мероприятий, планы-конспекты фестивальных дней, фото- и видеоматериалы фестиваля русского языка «Кириллица-Fest». Сбор материала осуществлялся методом включенного наблюдения, поскольку автор магистерской диссертации являлся участником лингвистического отряда «Кириллица», отправленного в Монголию для проведения «Кириллица-Fest».
В качестве методов исследования были использованы как общенаучные (наблюдение, описание, классификация), так и специальные лингвистические методы (лексический и лингвокультурологический анализ).
В качестве источника для теоретической части были использованы статистические и аналитические материалы по теме event-технологий и преподавания РКИ, научная и периодическая литература, раскрывающая суть исследования данного вопроса. В исследовании вопроса российско- монгольских отношений и статуса русского языка в Монголии большую роль сыграл информационный портал «AsiaRussia».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
По состоянию на конец XX в. количество носителей русского языка во всем мире составляло около 350 млн. Но уже к 2005 г. эта цифра резко упала до 278 млн. [Арефьев, 2012, с. 434], что стало следствием распада Советского Союза и обретения независимости 14 национальными республиками. Все они построили новую языковую политику, направленную, в первую очередь, на возрождение и сохранение местных культурных традиций, языков и отдающую приоритет в процессе образовании именно местным языкам. Сократилось как государственное финансирование русскоязычного образования и, как следствие, число русскоговорящих. В этих непростых условиях методисты предлагают новые подходы к обучению русскому языку как иностранному.
Традиционные подходы к обучению постепенно становятся все менее способными удовлетворить потребности учебного процесса, поэтому с целью повышения качества образования современная педагогика вынуждена искать новые пути. Одним из приемов, завоевывающих популярность, являются event технологии, применяемые в том числе при изучении русского языка как иностранного.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Лихачев, 1992, с. 104]. event-технология в преподавании — это методика организации учебного процесса с элементами досуга и учетом личностных потребностей [Полякова, электронный ресурс].
Актуальность темы исследования обусловлена расширением международных связей России, продвижением русского языка как языка интернационального общения, а также развитием методики РКИ. Разнообразие подходов в преподавании лингвистических дисциплин иностранцам не останавливает методистов в поисках новых приемов взаимодействия с иноязычной учебной аудиторией .
Новизна выбранной темы состоит в том, что педагогический потенциал event-технологий в формировании компетенций студента еще недостаточно изучен и оценен в современной педагогической науке, потому нуждается в дополнительных исследованиях на конкретных примерах. В данной работе в научный оборот вводится информация о фестивале «Кириллица-Есз1», очный этап которого прошел в период с 20 июня по 11 июля 2019 года в Улан-Баторе в рамках проекта «Продвижение русского языка в Монголии». Фестиваль организован при поддержке Фонда Президентских грантов РФ и предположительно (при нормализации эпидемиологической ситуации в мире) будет носить регулярный характер, а также расширять свою работу на другие страны, заинтересованные в укреплении отношений с Россией.
Объект исследования — современные методики преподавания русского языка как иностранного.
Предмет исследования — event технологии в преподавании РКИ.
Цель исследования — описание even технологий, использованных в преподавании русского языка на примере фестиваля «Кириллица-Бсз1» в Монголии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• изучить традиционные
преподаванию РКИ;
• обобщить научную маркетинговую литературу об event- технологиях и поставить вопрос о возможностях использования этого термина в практике РКИ;
• описать фестиваль русского языка «Кириллица-Fest» как event;
• выявить основные принципы и приемы преподавания русского языка в рамках фестиваля;
• оценить эффективность event-технологии в обучении русскому языку как иностранному.
Материал исследования - план мероприятий, планы-конспекты фестивальных дней, фото- и видеоматериалы фестиваля русского языка «Кириллица-Fest». Сбор материала осуществлялся методом включенного наблюдения, поскольку автор магистерской диссертации являлся участником лингвистического отряда «Кириллица», отправленного в Монголию для проведения «Кириллица-Fest».
В качестве методов исследования были использованы как общенаучные (наблюдение, описание, классификация), так и специальные лингвистические методы (лексический и лингвокультурологический анализ).
В качестве источника для теоретической части были использованы статистические и аналитические материалы по теме event-технологий и преподавания РКИ, научная и периодическая литература, раскрывающая суть исследования данного вопроса. В исследовании вопроса российско- монгольских отношений и статуса русского языка в Монголии большую роль сыграл информационный портал «AsiaRussia».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проведенное исследование было посвящено изучению еуеп1- технологий в методике преподавания русского языка как иностранного на примере фестиваля русского языка «Кириллица-1x^1». Анализ методической литературы показал, что event-техиологии в образовании ещё не получили достаточного описания в научной литературе, хотя практика проведения подобных мероприятий со временем становится все более востребованной. Нами было сформулировано определение event технологий, учитывающее целевую установку и систему задействованных приемов. Еуеп1-технологии - это набор событийных инструментов, призванных сделать обучение увлекательным процессом, отвечающим потребностям учеников и сохраняющим за собой конечные педагогические цели, и являющийся наиболее близким к коммуникативно-деятельностному подходу, в котором обучение производится при помощи игровых методик.
В качестве примера практического применения event технологий в преподавании в работе подробно рассмотрен фестиваль русского языка «Кириллица-Гез1», очный этап которого прошел в Улан-Баторе (Монголия) летом 2019 года. Бойцы лингвистического отряда «Кириллица», представляющие интересы Уральского федерального университета, на протяжении двух недель проводили мероприятия, направленные на мотивацию к изучению русского языка и поступление в УрФУ, создав для участников фестиваля полноценную языковую среду. В качестве принимающей стороны выступили монгольские университеты МУИС (Монгольский Государственный Университет), МУБИС (Монгольский Государственный Педагогический Университет) и ШУТИС (Университет Науки и Технологии). После спада мировой пандемии СОУГО-19 и открытия границ планируется расширять географию фестиваля на страны, заинтересованные в содружестве с Россией.
В ходе проведения «Кириллица-Гез1» было выявлено, что русский язык в Монголии по сей день является одним из востребованных иностранных языков, благодаря чему наблюдался высокий интерес и к самому фестивалю, и к рекламному предложению Уральского федерального университета приехать в Екатеринбург и продолжить обучение на площадке УрФУ.
Планирование фестиваля показало, что проведение успешного event мероприятия лингвистической направленности требует предварительной языковой подготовки. На фестивале «Кириллица-Без!» с целью языковой подготовки был проведен предварительный заочный этап. Занятия экспресс - курса включали в себя теоретическую информацию (с последующим повторением и закреплением на практике при помощи упражнений) и были направлены на развитие всех речевых навыков. Уровень сложности заданий постепенно повышался, что способствовало эффективному запоминанию информации, а практическая отработка - погружению в современный русский язык в его устной разновидности.
Первоначальной целью фестиваля являлось привлечение монгольских абитуриентов в УрФУ, но проведенный годом ранее языковой лагерь «Тест-драйв> выявил, что для достижения данной цели недостаточно провести языковые курсы - необходимо, в первую очередь, работать на повышение интереса и мотивации студентов к изучению русского языка. Благодаря задействованным event технологиям проект «Кириллица-Еез1» стал не просто мероприятием, а целым событием в жизни монгольских студентов, ознаменовавшим большой шаг к укреплению культурных и партнерских отношений между образовательными учреждениями из разных стран . Студенты получили активную практику аудирования и говорения. Деятельностный ехеЩ-подход к обучению показал свою эффективность в выездном фестивале, но, представляется, что он может быть успешно реализован и на российских площадках. Перспективой исследования можно назвать изучение образовательных event технологий на материале мероприятий, проводимых с иностранными студентами в России.
В качестве примера практического применения event технологий в преподавании в работе подробно рассмотрен фестиваль русского языка «Кириллица-Гез1», очный этап которого прошел в Улан-Баторе (Монголия) летом 2019 года. Бойцы лингвистического отряда «Кириллица», представляющие интересы Уральского федерального университета, на протяжении двух недель проводили мероприятия, направленные на мотивацию к изучению русского языка и поступление в УрФУ, создав для участников фестиваля полноценную языковую среду. В качестве принимающей стороны выступили монгольские университеты МУИС (Монгольский Государственный Университет), МУБИС (Монгольский Государственный Педагогический Университет) и ШУТИС (Университет Науки и Технологии). После спада мировой пандемии СОУГО-19 и открытия границ планируется расширять географию фестиваля на страны, заинтересованные в содружестве с Россией.
В ходе проведения «Кириллица-Гез1» было выявлено, что русский язык в Монголии по сей день является одним из востребованных иностранных языков, благодаря чему наблюдался высокий интерес и к самому фестивалю, и к рекламному предложению Уральского федерального университета приехать в Екатеринбург и продолжить обучение на площадке УрФУ.
Планирование фестиваля показало, что проведение успешного event мероприятия лингвистической направленности требует предварительной языковой подготовки. На фестивале «Кириллица-Без!» с целью языковой подготовки был проведен предварительный заочный этап. Занятия экспресс - курса включали в себя теоретическую информацию (с последующим повторением и закреплением на практике при помощи упражнений) и были направлены на развитие всех речевых навыков. Уровень сложности заданий постепенно повышался, что способствовало эффективному запоминанию информации, а практическая отработка - погружению в современный русский язык в его устной разновидности.
Первоначальной целью фестиваля являлось привлечение монгольских абитуриентов в УрФУ, но проведенный годом ранее языковой лагерь «Тест-драйв> выявил, что для достижения данной цели недостаточно провести языковые курсы - необходимо, в первую очередь, работать на повышение интереса и мотивации студентов к изучению русского языка. Благодаря задействованным event технологиям проект «Кириллица-Еез1» стал не просто мероприятием, а целым событием в жизни монгольских студентов, ознаменовавшим большой шаг к укреплению культурных и партнерских отношений между образовательными учреждениями из разных стран . Студенты получили активную практику аудирования и говорения. Деятельностный ехеЩ-подход к обучению показал свою эффективность в выездном фестивале, но, представляется, что он может быть успешно реализован и на российских площадках. Перспективой исследования можно назвать изучение образовательных event технологий на материале мероприятий, проводимых с иностранными студентами в России.
Подобные работы
- КУЛЬТУРНО-МАРКИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЗБЕКСКИХ ШКОЛ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2025 - Социальные сети как средство развития коммуникативных навыков при изучении русского языка тайскими студентами
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ К УМК «SPOTLIGHT» 8 КЛАСС
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Развитие навыков поискового чтения на английском языке у обучающихся 9 класса в процессе подготовки к ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗАХСКОГО, РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Явление интерактивности как тенденции развития социокультурной сферы на примере компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Предикаты семантического класса «Занятия» в русском и украинском языках
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - Использование аутентичных материалов в процессе развития
социокультурной компетенции на уроках английского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



