Исследование личностных характеристик родителей с различной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РОДИТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Адаптация как процесс приспособления к новым условиям 9
1.2. Жизнестойкость, копинг-стратегии, эмоциональные особенности
личности и их роль в процессе адаптации к новым условиям 17
1.3. Психологические аспекты дистанционного обучения младших
школьников 26
Выводы по главе 39
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
К УСЛОИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
МЛАДШИХ КЛАССОВ 42
2.1. Процедура и методы исследования 42
2.2.1. Результаты исследования жизнестойкости 47
2.2.2. Результаты исследования копинг-поведения в стрессовых
ситуациях 49
2.2.3. Результаты исследования самооценки тревожности,
ригидности и эксравертированности 50
2.3. Описание данных по анкете для родителей 53
2.4. Результаты сравнительного анализа 62
Выводы по главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РОДИТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Адаптация как процесс приспособления к новым условиям 9
1.2. Жизнестойкость, копинг-стратегии, эмоциональные особенности
личности и их роль в процессе адаптации к новым условиям 17
1.3. Психологические аспекты дистанционного обучения младших
школьников 26
Выводы по главе 39
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
К УСЛОИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
МЛАДШИХ КЛАССОВ 42
2.1. Процедура и методы исследования 42
2.2.1. Результаты исследования жизнестойкости 47
2.2.2. Результаты исследования копинг-поведения в стрессовых
ситуациях 49
2.2.3. Результаты исследования самооценки тревожности,
ригидности и эксравертированности 50
2.3. Описание данных по анкете для родителей 53
2.4. Результаты сравнительного анализа 62
Выводы по главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Согласно данным ЮНЕСКО, 102 страны вынуждены были закрыть школы в масштабах всей страны, что затронуло более 849,4 миллионов детей и молодых людей. Еще в 11 странах школы были закрыты на местном уровне [1].
В настоящий момент системы образования во всем мире принимают меры по организации образовательного процесса в условиях пандемии СОУГО-19, а именно вводят дистанционное обучение.
Значительные изменения, происходящие в социальной жизни людей в связи с пандемией, - перевод на дистанционный режим работы, возможность потери заработка, угроза распространения эпидемии, пребывание в условиях изоляции и т.д. - являются стрессовыми факторами, вызывают напряжение всех систем организма, повышают риск развития различных заболеваний.
Совладание с новыми трудными ситуациями является основным механизмом адаптации человека к изменившимся условиям социальной среды, которые требуют от него особых усилий и проявления незаметных в обычных условиях качеств. Эффективность социально-психологической адаптации к новым условиям жизни во многом определяется уровнем психологического совладания взрослых и детей в трудных жизненных ситуациях.
Повышение темпа изменений социально-экономических условий выставляет новые требования к личности, а именно требуется быстрая психологическая, физическая перестройка и высокая динамика процессов адаптации. На сегодняшний день проблема адаптации является одной из ключевых в психологии.
Ее исследованию посвящены работы зарубежных и отечественных ученых (Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, В.Ф. Березин, В.П. Казначеев, А.А. Налчаджян, Ж. Пиаже, А.А. Реан, Г. Селье и др.).
Во многих исследованиях, посвященных проблематике жизнестойкости, сопротивляемости, совладающему поведению (А. Антоновский, Ш. Ионеску, С. Кобаза Р. Лазарус, С. Мадди, М. Селигман, и др.), доказано, что преодоление трудной ситуации во многом зависит от того, какую позицию занимает сам человек, от его активности и способности влиять на события, полагаться на себя, т. е. быть субъектом собственной жизни.
Понятие жизнестойкости личности становится все более актуальным в связи с изучением саморегуляции и механизмов совладающего поведения, а именно с тем, как именно человек справляется с трудными жизненными ситуациями в контексте различных обстоятельств. Данные вопросы находят свое отражение в работах Е.А. Белана, Т.Л. Крюковой, И.М. Никольской и др. Авторы отмечают, что специфика переживания жизненных событий и особенности саморегуляции, с одной стороны, зависят от внешних факторов среды, а с другой стороны - от личностных особенностей самого человека.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием «неопределенности» современного мира, что усиливает давление на жизнестойкость взрослого человека, особенно ставшего родителем, и может влиять на выполнение им родительской функции.
Несмотря на неизбежные трудности переходного периода, более высокий уровень активности, самостоятельности, ответственности, осознанное отношение к событиям в своей жизни, развитые навыки принятия самостоятельных решений соответствуют вектору усиления адаптационного потенциала личности в современных российских условиях.
Обсуждаемые вопросы имеют непосредственное отношение к проблеме психологического здоровья детей и их родителей, адаптационные стратегии которых будут определять будущее страны.
Однако адаптация родителей к ситуации перехода их детей на дистанционное обучение не рассматривалась ранее в научной литературе, что обуславливает теоретическую значимость исследования.
Анализ литературы, посвященной жизнестойкости и копинг-стратегиям родителей младших школьников, а также специфике дистанционного обучения детей, показывает, что остаются не исследованными многие аспекты данной проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что перевод обучения школьников в формат дистанта, ставший вынужденной мерой в связи с пандемией короновируса в апреле 2020 года, может сохраниться или стать одной из постоянно реализуемых форм обучения в долгосрочной перспективе. Для освоения образовательной программы учащимся начальных классов часто требуется помощь и поддержка родителей и учителей.
Психологическое состояние родителей, их способность преодолевать трудности и приспосабливаться к новым условиям в этой ситуации влияют на состояние ребенка, вселяют в него уверенность (или, напротив, неуверенность) в поддержке и помощи со стороны родителей, тем самым способствуя или препятствуя его адаптации к условиям дистантного обучения.
Проблема дистантного обучения широко обсуждается специалистами, но эмпирических данных пока собрано немного. Выявив типичные для родителей трудности, проблемы, с которыми часто сталкиваются родители, психологи получают важную информацию, владея которой они могут консультировать родителей, давать рекомендации учителям относительно организации учебного процесса, взаимодействия с детьми в условиях дистантного обучения.
Теоретической базой исследования являются:
Когнитивно-феноменологическая теория совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман;
Теоретические позиции психологии совладающего поведения (Л.И. Анцыферова, Н.О. Белорукова, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, и др.);
Исследования, посвященные проблематике жизнестойкости, совладающему поведению (С. Мадди, С. Кобаза, М. Селигман, А. Антоновский, Ш. Ионеску и др.).
Цель исследования - исследовать личностные характеристики родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения детей - школьников младших классов.
Объект исследования - адаптация родителей к условиям дистанционного обучения детей.
Предмет следования - личностные характеристики родителей с различной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что существуют различия между показателями по личностным характеристикам родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистантного обучения детей. Гипотеза была конкретизирована в следующих предположениях:
1. У родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели жизнестойкости выше, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
2. Родители, высоко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, чаще используют конструктивные копинг-стратегии и реже неконструктивные, чем родители, низко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
3. У родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели тревожности, ригидности и экстравертированности ниже, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
Задачи исследования:
1. Определить понятия и содержание исследуемых феноменов - адаптации, жизнестойкости, копинг-стратегий, эмоциональных особенностей личности.
2. Рассмотреть психологические аспекты дистанционного обучения младших школьников.
3. Выделить группы родителей, по-разному оценивающих свой уровень адаптации к условиям дистантного обучения их детей.
4. Провести диагностику личностных характеристик родителей, по - разному оценивающих свой уровень адаптации к условиям дистантного обучения их детей.
5. Провести сравнительный анализ личностных характеристик родителей в выделенных группах.
6. Проанализировать данные анкеты по факторам,
предположительно способствующим/препятствующим адаптации родителей к условиям дистанционного обучения их детей.
7. Проанализировать результаты исследования.
Выборка исследования: матери учащихся 1-3 классов в количестве 277 человек.
Методики исследования:
1. Анкета для диагностики адаптации родителей к условиям дистанционного обучения школьников младших классов.
2. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (методика Т.Л. Крюковой).
3. Тест жизнестойкости (С. Мадди).
4. Самооценка тревожности, ригидности и эксравертированности (методика Д. Моудсли).
Методы статистической обработки данных:
Для проверки эмпирических данных на соответствие параметрам нормального распределения был использован Критерий Колмогорова- Смирнова. Для сравнительного анализа показателей в двух группах использован И-критерий Манна-Уитни. Для сравнительного анализа показателей в трёх группах использован Н-критерий Краскела- Уоллиса.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящий момент системы образования во всем мире принимают меры по организации образовательного процесса в условиях пандемии СОУГО-19, а именно вводят дистанционное обучение.
Значительные изменения, происходящие в социальной жизни людей в связи с пандемией, - перевод на дистанционный режим работы, возможность потери заработка, угроза распространения эпидемии, пребывание в условиях изоляции и т.д. - являются стрессовыми факторами, вызывают напряжение всех систем организма, повышают риск развития различных заболеваний.
Совладание с новыми трудными ситуациями является основным механизмом адаптации человека к изменившимся условиям социальной среды, которые требуют от него особых усилий и проявления незаметных в обычных условиях качеств. Эффективность социально-психологической адаптации к новым условиям жизни во многом определяется уровнем психологического совладания взрослых и детей в трудных жизненных ситуациях.
Повышение темпа изменений социально-экономических условий выставляет новые требования к личности, а именно требуется быстрая психологическая, физическая перестройка и высокая динамика процессов адаптации. На сегодняшний день проблема адаптации является одной из ключевых в психологии.
Ее исследованию посвящены работы зарубежных и отечественных ученых (Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, В.Ф. Березин, В.П. Казначеев, А.А. Налчаджян, Ж. Пиаже, А.А. Реан, Г. Селье и др.).
Во многих исследованиях, посвященных проблематике жизнестойкости, сопротивляемости, совладающему поведению (А. Антоновский, Ш. Ионеску, С. Кобаза Р. Лазарус, С. Мадди, М. Селигман, и др.), доказано, что преодоление трудной ситуации во многом зависит от того, какую позицию занимает сам человек, от его активности и способности влиять на события, полагаться на себя, т. е. быть субъектом собственной жизни.
Понятие жизнестойкости личности становится все более актуальным в связи с изучением саморегуляции и механизмов совладающего поведения, а именно с тем, как именно человек справляется с трудными жизненными ситуациями в контексте различных обстоятельств. Данные вопросы находят свое отражение в работах Е.А. Белана, Т.Л. Крюковой, И.М. Никольской и др. Авторы отмечают, что специфика переживания жизненных событий и особенности саморегуляции, с одной стороны, зависят от внешних факторов среды, а с другой стороны - от личностных особенностей самого человека.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием «неопределенности» современного мира, что усиливает давление на жизнестойкость взрослого человека, особенно ставшего родителем, и может влиять на выполнение им родительской функции.
Несмотря на неизбежные трудности переходного периода, более высокий уровень активности, самостоятельности, ответственности, осознанное отношение к событиям в своей жизни, развитые навыки принятия самостоятельных решений соответствуют вектору усиления адаптационного потенциала личности в современных российских условиях.
Обсуждаемые вопросы имеют непосредственное отношение к проблеме психологического здоровья детей и их родителей, адаптационные стратегии которых будут определять будущее страны.
Однако адаптация родителей к ситуации перехода их детей на дистанционное обучение не рассматривалась ранее в научной литературе, что обуславливает теоретическую значимость исследования.
Анализ литературы, посвященной жизнестойкости и копинг-стратегиям родителей младших школьников, а также специфике дистанционного обучения детей, показывает, что остаются не исследованными многие аспекты данной проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что перевод обучения школьников в формат дистанта, ставший вынужденной мерой в связи с пандемией короновируса в апреле 2020 года, может сохраниться или стать одной из постоянно реализуемых форм обучения в долгосрочной перспективе. Для освоения образовательной программы учащимся начальных классов часто требуется помощь и поддержка родителей и учителей.
Психологическое состояние родителей, их способность преодолевать трудности и приспосабливаться к новым условиям в этой ситуации влияют на состояние ребенка, вселяют в него уверенность (или, напротив, неуверенность) в поддержке и помощи со стороны родителей, тем самым способствуя или препятствуя его адаптации к условиям дистантного обучения.
Проблема дистантного обучения широко обсуждается специалистами, но эмпирических данных пока собрано немного. Выявив типичные для родителей трудности, проблемы, с которыми часто сталкиваются родители, психологи получают важную информацию, владея которой они могут консультировать родителей, давать рекомендации учителям относительно организации учебного процесса, взаимодействия с детьми в условиях дистантного обучения.
Теоретической базой исследования являются:
Когнитивно-феноменологическая теория совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман;
Теоретические позиции психологии совладающего поведения (Л.И. Анцыферова, Н.О. Белорукова, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, и др.);
Исследования, посвященные проблематике жизнестойкости, совладающему поведению (С. Мадди, С. Кобаза, М. Селигман, А. Антоновский, Ш. Ионеску и др.).
Цель исследования - исследовать личностные характеристики родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения детей - школьников младших классов.
Объект исследования - адаптация родителей к условиям дистанционного обучения детей.
Предмет следования - личностные характеристики родителей с различной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что существуют различия между показателями по личностным характеристикам родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистантного обучения детей. Гипотеза была конкретизирована в следующих предположениях:
1. У родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели жизнестойкости выше, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
2. Родители, высоко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, чаще используют конструктивные копинг-стратегии и реже неконструктивные, чем родители, низко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
3. У родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели тревожности, ригидности и экстравертированности ниже, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
Задачи исследования:
1. Определить понятия и содержание исследуемых феноменов - адаптации, жизнестойкости, копинг-стратегий, эмоциональных особенностей личности.
2. Рассмотреть психологические аспекты дистанционного обучения младших школьников.
3. Выделить группы родителей, по-разному оценивающих свой уровень адаптации к условиям дистантного обучения их детей.
4. Провести диагностику личностных характеристик родителей, по - разному оценивающих свой уровень адаптации к условиям дистантного обучения их детей.
5. Провести сравнительный анализ личностных характеристик родителей в выделенных группах.
6. Проанализировать данные анкеты по факторам,
предположительно способствующим/препятствующим адаптации родителей к условиям дистанционного обучения их детей.
7. Проанализировать результаты исследования.
Выборка исследования: матери учащихся 1-3 классов в количестве 277 человек.
Методики исследования:
1. Анкета для диагностики адаптации родителей к условиям дистанционного обучения школьников младших классов.
2. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (методика Т.Л. Крюковой).
3. Тест жизнестойкости (С. Мадди).
4. Самооценка тревожности, ригидности и эксравертированности (методика Д. Моудсли).
Методы статистической обработки данных:
Для проверки эмпирических данных на соответствие параметрам нормального распределения был использован Критерий Колмогорова- Смирнова. Для сравнительного анализа показателей в двух группах использован И-критерий Манна-Уитни. Для сравнительного анализа показателей в трёх группах использован Н-критерий Краскела- Уоллиса.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате анализа научной литературы, было установлено, что проблема психологической адаптации родителей младших школьников к дистанционному обучению детей является актуальной и требует изучения. Научный анализ предполагает создание базы эмпирических данных, однако, на сегодняшний день исследований на эту тему почти не проводилось. Между тем, при разработке методических рекомендаций для родителей, оказании им консультативной помощи должны учитываться результаты исследования различных аспектов данной проблемы.
Наша работа посвящена изучению личностных характеристик родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения детей - школьников младших классов.
В соответствии с целью и задачами исследования в теоретической части была проанализирована литература, посвященная вопросам адаптации, роли таких личностных характеристик, как жизнестойкость, копинг- стратегии, эмоциональные особенности личности в процессе адаптации, рассмотрены психологические аспекты дистанционного обучения младших школьников, в том числе особенности поведения родителей в данной ситуации.
На основании данных, имеющихся в литературе, были выдвинуты гипотезы исследования, которые проверялись с применением трех методик и авторской анкеты на выборке из 277 женщин - матерей учащихся 1-3 классов.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, согласно которым основная гипотеза исследования о существовании различий между показателями по личностным характеристикам родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистантного обучения детей, подтвердилась частично.
Данная гипотеза была конкретизирована в трех предположениях, из которых полностью подтвердилось первое: у родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели жизнестойкости выше, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
Второе предположение о том, что родители, высоко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, чаще используют конструктивные копинг-стратегии и реже неконструктивные, чем родители, низко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, подтвердилась частично - только в отношении эмоционально-ориентированного копинга.
Третье предположение относительно того, что что у родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели тревожности, ригидности и экстравертированности ниже, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, не подтвердилась.
Интересными, на наш взгляд, оказались данные, полученные по разработанной нами анкете. Около половины опрошенных родителей оценила свою адаптацию к дистантному формату обучения детей в течение трех месяцев на «плохо» и «очень плохо». Менее четверти респондентов считают, что процесс их адаптации можно оценить на «хорошо». Это говорит о том, что практически все родители в этой ситуации столкнулись с трудностями, но успешно справляться с ними удается далеко не каждому.
В новой ситуации, связанной со стрессом, безусловно, имеют значение установка, т.е. готовность преодолевать трудности, и самооценка - уверенность в собственных силах. По-видимому, у родителей с высокой самооценкой адаптации они более сформированы, т.к. среди них преобладали те, кто изначально нейтрально относился к изменению формы обучения (60,6%), в то время как большинство респондентов с низкой самооценкой адаптации плохо или очень плохо отнеслись к переходу детей на дистантное обучение (в совокупности 96,1%).
Влияние на самооценку адаптации могли оказать и такие факторы, как профессиональная занятость и наличие помощи от членов семьи. Среди родителей с низкой самооценкой адаптации было больше тех, кто в период дистанционного обучения ребёнка работал, и меньше тех, кому члены семьи помогали в период дистанционного обучения детей, чем среди родителей с высокой самооценкой адаптации.
Несмотря на то, что затраты времени на помощь ребенку возросли у родителей обеих групп, среди родителей с низкой самооценкой адаптации таких респондентов оказалось больше, чем среди родителей с высокой самооценкой адаптации (96,1% против 72,7%).
Изменение привычного ритма жизни, дополнительные нагрузки, угроза здоровью и жизни близких, финансовые трудности - все это приводит к тому, что эмоциональное состояние многих людей в ситуации перегрузок ухудшается, наблюдаются повышенный уровень тревожности, раздражительность, усталость. У родителей усиливается беспокойство относительно того, справится ли ребенок с учебой самостоятельно, страх перед ухудшением психологического состояния ребенка - среди родителей с низкой самооценкой адаптации эти признаки стресса встречаются чаще.
Таким образом, нами были получены данные, которые требуют проверки на других выборках и могут лечь в основу дальнейших исследований проблемы адаптации родителей к дистантному обучению их детей. Необходимость проведения исследований по различным аспектам данной проблемы и создания практико-ориентированных программ психологической помощи родителям и детям, безусловно, существует. В частности, в перспективе мы планируем акцентировать внимание на проблеме взаимосвязи адаптации учащихся младших классов и их родителей к условиям дистантного обучения.
Исследования в этом направлении ведутся, так, М.В. Сапоровской получены данные, которые продемонстрировали, что особенности копинг- поведения родителей входят в систему факторов школьной адаптации младших школьников, они могут, как препятствовать, так и способствовать школьной адаптации ребёнка. При этом в качестве фактора успешной школьной адаптации выступает предпочтение родителями стратегий проблемно-ориентированного копинга, а фактором трудностей школьной адаптации - предпочтение ими стратегий эмоционально-ориентированного копинга [58]. В изменившихся условиях обучения актуализируется задача проведения исследований по данной проблематике.
Представленные в данном исследовании результаты, надеемся, будут способствовать поиску возможностей оказания современной семье поддержи и помощи в формировании и развитии доступных ей ресурсов и навыков совместного семейного конструктивного совладающего поведения, что поможет успешной адаптации всех членов семьи в новых условиях.
Наша работа посвящена изучению личностных характеристик родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения детей - школьников младших классов.
В соответствии с целью и задачами исследования в теоретической части была проанализирована литература, посвященная вопросам адаптации, роли таких личностных характеристик, как жизнестойкость, копинг- стратегии, эмоциональные особенности личности в процессе адаптации, рассмотрены психологические аспекты дистанционного обучения младших школьников, в том числе особенности поведения родителей в данной ситуации.
На основании данных, имеющихся в литературе, были выдвинуты гипотезы исследования, которые проверялись с применением трех методик и авторской анкеты на выборке из 277 женщин - матерей учащихся 1-3 классов.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, согласно которым основная гипотеза исследования о существовании различий между показателями по личностным характеристикам родителей, по-разному оценивающих свою адаптацию к условиям дистантного обучения детей, подтвердилась частично.
Данная гипотеза была конкретизирована в трех предположениях, из которых полностью подтвердилось первое: у родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели жизнестойкости выше, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей.
Второе предположение о том, что родители, высоко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, чаще используют конструктивные копинг-стратегии и реже неконструктивные, чем родители, низко оценивающие свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, подтвердилась частично - только в отношении эмоционально-ориентированного копинга.
Третье предположение относительно того, что что у родителей, высоко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, показатели тревожности, ригидности и экстравертированности ниже, чем у родителей, низко оценивающих свою адаптацию к условиям дистанционного обучения их детей, не подтвердилась.
Интересными, на наш взгляд, оказались данные, полученные по разработанной нами анкете. Около половины опрошенных родителей оценила свою адаптацию к дистантному формату обучения детей в течение трех месяцев на «плохо» и «очень плохо». Менее четверти респондентов считают, что процесс их адаптации можно оценить на «хорошо». Это говорит о том, что практически все родители в этой ситуации столкнулись с трудностями, но успешно справляться с ними удается далеко не каждому.
В новой ситуации, связанной со стрессом, безусловно, имеют значение установка, т.е. готовность преодолевать трудности, и самооценка - уверенность в собственных силах. По-видимому, у родителей с высокой самооценкой адаптации они более сформированы, т.к. среди них преобладали те, кто изначально нейтрально относился к изменению формы обучения (60,6%), в то время как большинство респондентов с низкой самооценкой адаптации плохо или очень плохо отнеслись к переходу детей на дистантное обучение (в совокупности 96,1%).
Влияние на самооценку адаптации могли оказать и такие факторы, как профессиональная занятость и наличие помощи от членов семьи. Среди родителей с низкой самооценкой адаптации было больше тех, кто в период дистанционного обучения ребёнка работал, и меньше тех, кому члены семьи помогали в период дистанционного обучения детей, чем среди родителей с высокой самооценкой адаптации.
Несмотря на то, что затраты времени на помощь ребенку возросли у родителей обеих групп, среди родителей с низкой самооценкой адаптации таких респондентов оказалось больше, чем среди родителей с высокой самооценкой адаптации (96,1% против 72,7%).
Изменение привычного ритма жизни, дополнительные нагрузки, угроза здоровью и жизни близких, финансовые трудности - все это приводит к тому, что эмоциональное состояние многих людей в ситуации перегрузок ухудшается, наблюдаются повышенный уровень тревожности, раздражительность, усталость. У родителей усиливается беспокойство относительно того, справится ли ребенок с учебой самостоятельно, страх перед ухудшением психологического состояния ребенка - среди родителей с низкой самооценкой адаптации эти признаки стресса встречаются чаще.
Таким образом, нами были получены данные, которые требуют проверки на других выборках и могут лечь в основу дальнейших исследований проблемы адаптации родителей к дистантному обучению их детей. Необходимость проведения исследований по различным аспектам данной проблемы и создания практико-ориентированных программ психологической помощи родителям и детям, безусловно, существует. В частности, в перспективе мы планируем акцентировать внимание на проблеме взаимосвязи адаптации учащихся младших классов и их родителей к условиям дистантного обучения.
Исследования в этом направлении ведутся, так, М.В. Сапоровской получены данные, которые продемонстрировали, что особенности копинг- поведения родителей входят в систему факторов школьной адаптации младших школьников, они могут, как препятствовать, так и способствовать школьной адаптации ребёнка. При этом в качестве фактора успешной школьной адаптации выступает предпочтение родителями стратегий проблемно-ориентированного копинга, а фактором трудностей школьной адаптации - предпочтение ими стратегий эмоционально-ориентированного копинга [58]. В изменившихся условиях обучения актуализируется задача проведения исследований по данной проблематике.
Представленные в данном исследовании результаты, надеемся, будут способствовать поиску возможностей оказания современной семье поддержи и помощи в формировании и развитии доступных ей ресурсов и навыков совместного семейного конструктивного совладающего поведения, что поможет успешной адаптации всех членов семьи в новых условиях.
Подобные работы
- ИЗМИНЕНИЕ ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Исследование структуры жизнестойкости у подростков 15 - 17 лет
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы непрерывного образования персонала ГКУ СО «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Нарушения развития подростков
Курсовые работы, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020



