Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения речевых стратегий и тактик 8
1.1. Речевые стратегии и тактики: дефиниции и смежные понятия 8
1.2. Маркетинговая лингвистика и особенности текстов социальных сетей 13
1.3. Классификации речевых стратегий и тактик в маркетинговой
коммуникации 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Теоретические основы изучения экологического маркетинга в
социальных сетях 30
2.1. Социальные сети: дефиниция и история развития 30
2.2. Продвижение компании в социальных сетях 36
2.3. Instagram и Facebook: история развития, инструменты, аудитория 44
2.4. Устойчивое развитие и экология: современное положение и тренды на
экологичность 51
2.5. Теоретические основы экологического маркетинга 57
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Реализация речевых стратегий и тактик в текстах магазинов эко-товаров в Instagram и Facebook 65
3.1. Классификация речевых стратегий и тактик в текстах магазинов эко-товаров в Instagram и Facebook 65
3.1.1. Речевые тактики эмоциональной стратегии 67
3.1.2. Речевые тактики рациональной стратегии 75
3.1.3. Речевые тактики комбинированной стратегии 80
3.2. Сравнение количественных показателей применения речевых стратегий и тактик в русскоязычных и англоязычных текстах 84
Выводы по главе 3 92
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Приложения 1
В современном мире мы можем наблюдать активное развитие социальных сетей. Согласно исследованиям, социальные сети используют 4,14 млрд человек - больше половины населения Земли [Marketing University 2021]. Сегодня социальные сети выполняют не только функцию развлечения - они стали полноценной площадкой для предоставления товаров и услуг. Вследствие этого появилась необходимость качественного текстового наполнения страниц брендов, магазинов и онлайн маркетов с целью создания рекламы. Авторы текстов на страницах компаний используют речевые стратегии и тактики, помогающие воздействовать на читателей и достигать коммуникативных и маркетинговых целей. Данный вид общения изучается такими разделами лингвистики как социолингвистика, маркетинговая лингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, теория речевого воздействия.
Исследованием речевых стратегий и тактик занимались многие отечественные и зарубежные лингвисты и исследователи в сфере маркетинговых коммуникаций, чьи труды легли в основу данного исследования. Речевые коммуникации рассматриваются в трудах следующих авторов: Х. Кафтанджиев [1995], Чарльз Ларсон [1995], О. С. Иссерс [2000], Ю. К. Пирогова [2000], П. Б. Паршин [2000], И. В. Бобырь [2001], Е. В. Клюев [2002], Э. А. Лазарева [2003], О. Л. Михалёва [2004], Е. А. Комарова [2006], О. В. Стрижкова [2012], И. М. Дзялошинский [2012], Г. А. Копнина [2012], Е. Г. Ерохина [2014], Е. Г. Борисова [2016], Н. А. Вишневецкая [2017], Е. В. Медведева [2017], В. Е. Чернявская [2017], Л. В. Ухова [2018], М. В. Терских [2020], Е. В. Бирюкова [2020], Е. Б. Штукарева [2020]. С развитием общества и технологий меняются и подходы к коммуникации и её формы, вследствие чего отмечается недостаток актуальных исследований в данной сфере. Также, несмотря на большое количество трудов по вопросу реализации речевых стратегий и тактик в рекламе, на сегодняшний день не существует единой универсальной классификации, которая могла бы применяться для анализа маркетинговых текстов. Более того, тексты социальных сетей исследуются только с точки зрения языковых особенностей, а речевые стратегии и тактики анализируются только на материале рекламных текстов, не включая тексты, размещенные в социальных сетях. Следует также отметить, что в изученной литературе речевые стратегии и тактики анализируются с точки зрения одного языка (английского или русского). Сравнение и выявление каких- либо особенностей, характерных для разных языков, отсутствуют.
В данном исследовании рассматриваются магазины эко-товаров, поскольку их количество за последние годы выросло ввиду актуальных экологических проблем, большого внимания к ним международного сообщества, а также осознанного потребления на индивидуальном уровне.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют об актуальности данного исследования.
Объектом исследования являются тексты на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях. Предмет исследования - реализация речевых стратегий и тактик в англоязычных и русскоязычных текстах, опубликованных на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram.
Цель исследования - выявить и сравнить наиболее эффективные речевые стратегии и тактики в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятия «речевые стратегии» и «речевые тактики», изучить их классификации.
2. Проанализировать способы продвижения бренда в социальных сетях Facebook и Instagram.
3. Изучить значение понятия «экологический маркетинг» и особенности магазинов эко-товаров на современном рынке.
4. Сделать выборку текстового материала и систематизировать корпус речевых стратегий и тактик, функционирующих в англоязычных и русскоязычных текстах в социальных сетях.
5. Разработать классификацию речевых стратегий и тактик, используемых в англоязычных и русскоязычных текстах экологической направленности в социальных сетях.
Материалом исследования являются англоязычные и русскоязычные тексты, опубликованные на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram за 2020 - 2021 гг. В данной работе
проанализировано 63 текста на русском языке и 63 текста на английском языке.
В ходе работы использован следующий комплекс методов: описательно-сопоставительный метод для раскрытия содержания основных понятий и терминов исследования, метод сплошной выборки для сбора материала исследования, структурный метод для разработки классификации, лингвистический анализ для выявления речевых стратегий и тактик в текстах, метод количественной обработки полученных данных для определения наиболее популярных стратегий и тактик, сравнительный анализ для определения особенностей реализации речевых стратегий и тактик в английском и русском языках.
Практическая значимость исследования - материалы данного исследования могут быть использованы практикующими копирайтерами, занимающимися текстовым наполнением страниц экологической направленности в социальных сетях, а также блогерами и другими пользователями социальных сетей, публикующих тексты по теме экологичности. Разработанная классификация речевых стратегий и тактик может стать основой дальнейших лингвистических исследований речевых стратегий и тактик различных дискурсов, в том числе рекламного и политического.
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятий «речевые стратегии и тактики», а также их классификации. Вторая глава посвящена исследованию материалов о социальных сетях и экологическом маркетинге, рассмотрены функционал социальных сетей Facebook и Instagram и обоснована актуальность экологических проблем и причины спроса на эко-товары. Третья глава посвящена практической работе. В ней анализируются тексты магазинов эко-товаров и выявляются наиболее частотные речевые стратегии и тактики, а также разрабатывается классификация речевых стратегий и тактик для текстов экологической направленности в социальных сетях.
С развитием технологий всё больше товаров и услуг мы представлены в сети Интернет. В 2021 году многие бренды и компании имеют страницы в социальных сетях, что помогает им рекламировать свои товары и услуги, искать новых клиентов и выстраивать с ними общение. Такие коммуникации ведутся посредством маркетинговых текстов, которые имеют свои особенности и цели. Так, в данном исследовании мы рассмотрели речевые стратегии и тактики, которые авторы маркетинговых текстов используют в социальных сетях. Были рассмотрены магазины эко-товаров, так как спрос на экологичные товары и органическую продукцию растет ввиду международной обеспокоенности вопросами экологии.
Целью исследования было выявление и сравнение наиболее эффективных речевых стратегий и тактик в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram. Следуя поставленным задачам исследования, мы смогли достичь цели и получили определенные результаты.
В качестве рабочих понятий «речевые стратегии» и «речевые тактики» были приняты следующие определения: Речевые стратегии - это комплекс действий, направленных на достижение коммуникативной цели [Littlemore 2003: 331]. Речевые тактики - это одно или несколько действий, способствующих реализации соответствующей стратегии [Ya-Ni 2007: 44]. Рассмотренные классификации речевых стратегий и тактик были взяты за основу разработки собственной классификации.
Были проанализированы особенности социальных сетей Facebook и Instagram. Отмечается, что реклама на вышеупомянутых площадках является платным методом продвижения, направленным на определенные группы пользователей, в то время как публикация текстовых постов - бесплатной и доступной всем пользователям.
При рассмотрении экологического направления было изучено понятие экологического маркетинга - ответвления маркетинга, отвечающего за методы продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги [Галечьян 2018]. Так, магазины эко-товаров осуществляют продажу экологичных, органических, натуральных и био продуктов, различия которых были рассмотрены в тексте работы.
В практической части исследования было проанализировано 126 текстов на русском и английском языках, опубликованных на страницах магазинов эко-товаров, каждый из которых был отнесен к какой-либо тактике. Так, больше всего текстов на русском языке (16 %) содержат тактику показа проблемной ситуации и способа выхода из нее (комбинированная стратегия) и тактику апелляции к разуму (рациональная стратегия). В английском языке также лидирует тактика показа проблемной ситуации и способа выхода из нее (комбинированная стратегия) - 13 % от всех текстов.
На основе проанализированных текстов была составлена классификация, отражающая наиболее частотные речевые стратегии и тактики в текстах магазинов эко-товаров. Данная классификация может быть использована для анализа текстов экологической направленности в социальных сетях.
Возможными перспективами дальнейшего исследования могут быть анализ прагматического потенциала речевых стратегий и тактик, а также рассмотрение случаев комбинации речевых тактик в одном тексте.
1. Агафонов А. В. Международно-правовая охрана окружающей среды /
А. В. Агафонов // ЕГИ. - 2017. - № 2 (16). - С. 13-27.
2. Антонова Л. Г. Новые модели интернет-коммуникации в социальных сетях / Л. Г. Антонова, Т. А. Жданова // Социальные и гуманитарные знания. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 63-68.
3. Аргашокова С. Х. Лингвоэкологические проблемы в социальных сетях / С. Х. Аргашокова // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. - 2017. - № 10. - С. 18-22.
4. Бирюкова Е. В. Лингвистические особенности маркетинговой
коммуникации (на материале текстов в Instagram на русском,
английском и немецком языках) / Е. В. Бирюкова, Е. Г. Борисова, И. В. Хохлова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Том 13. Выпуск 3. - C. 250-254.
5. Бобырь И. В. Прагмалингвистические аспекты речевой коммуникации:
фактор адресата / И. В. Бобырь // Прагматические аспекты языкознания: сб. ст. ведущих преподавателей фак. иностр. яз.
Междунар. независ. экол.-политол. ун-та. - М., 2001. - С. 5-18.
6. Борисова Е. Г. Маркетинговая лингвистика: направления и
перспективы / Е. Г. Борисова // Верхневолжский филологический вестник. - 2016. - № 4. - С. 140-142.
7. Вишневецкая Н. А. Понятие речевых стратегий и дискурс / Вишневецкая Н. А., Козлова О. П., Романова О. Н. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 10(76): в 3-х ч. Ч. 3. - C. 86-89.
8. Горшков В. Г. Экономический рост, состояние окружающей среды, богатство и бедность / В. Г. Горшков, В. М. Котляков, К. С. Лосев // Изв. РАН. Сер. географическая. - 1994. - № 1. - С.12.
9. Гришечко Е. Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия / Е. Г. Гришечко // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 4. - С. 53-59.
10. Габайдуллина Т. Н. Реализация концептуальных основ устойчивого развития на региональном уровне / Т. Н. Габайдуллина // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 1 (1). - С. 14-19.
11. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие: Новые вызовы:
Учебник для вузов / Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. - 336 с.
12. Дзялошинский И. М. Коммуникативное воздействие: мишени,
стратегии, технологии : монография / И. М. Дзялошинский ; Высш. шк. экономики - Нац. исслед. ун-т, Науч.-учеб. лаб. исслед. в обл. бизнес- коммуникаций. - Москва : НИУ ВШЭ, 2012. - 571 с.
13. Долгова Т.В. К вопросу об определении понятия и термина «green washing» / Т. В. Долгова, В. М. Козлов // Омские социально-гуманитарные чтения. - 2019. - С. 224-230.
14. Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования / А. С. Дужникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - № 5. - С. 238-251.
15. Дуппер В. Ф. Создание рекламного продукта на основе концепции уникального торгового предложения (УТП): технологии, проблемы /
В. Ф. Дуппер // Научный журнал. - 2019. - № 3(37). - С. 66-67.
16. Елисеева Л. Г. Международные требования к производству
органических продуктов / Л. Г. Елисеева, Е. В. Гришина,
П. П. Горожанин // Евразийское Научное Объединение. - 2016. - Т. 1. - № 4(16). - С. 21-23.
17. Ерохина Е. Г. К содержанию понятия «речевая стратегия» в исследовании письменного дискурса / Е. Г. Ерохина // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 2 (27). - С. 277-281.
18. Журавлева Л. А. Теория поколений в маркетинге / Л. А. Журавлева, М. А. Манина // Молодежь и наука. - 2018. - № 2. - С. 127.
19. Ильяхов М. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. - 3-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2019. - 440 с.
20. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - Москва : ЛКИ, 2008. - 288 с.
21. Кара-Мурза Е. С. Гипотеза «продвигающих» коммуникаций в российском медиапространстве / Е. С. Кара-Мурза // Медиалингвистика. Вып. 6. Язык в координатах массмедиа : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (2-6 июля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия) / отв. ред. А. А. Малышев. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. - С. 296-297.
22. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы / Х. Кафтанджиев. - М.: Смысл, 1995. - 73 с.
23. Клюев Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. - М.: Рипол классик.
- 2002. - 315 с.
24. Князькова В. С. Социальные сети: становление, развитие, направления
использования в электронном бизнесе / В. С. Князькова // Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом: сборник материалов (тезисов) ХЕШ
международной конференции РАЕН, Италия, 27-29 мая 2019 года. - Италия: ЗАО "Национальный институт радио и
инфокоммуникационных технологий", 2019. - С. 54-56.
25. Коваленко Д. М. Апсайклинг: концепция «общества сознательного потребления» / Д. М. Коваленко // Наука через призму времени. - 2017.
- № 5(5). - С. 124-128.
26. Комарова Е. А. Стратегия и тактика демагогического речевого воздействия в художественной прозе Ф. М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы») : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Комарова. - СПб., 2006. - 20 с.
27. Копнина Г. А. Речевое манипулирование / Г. А. Копнина. Учеб. пособие. - 4-е изд., испр. - М. : ФЛИНТА, 2012. - 170 с.
28. Корытникова Н. В. Интернет как средство производства сетевых
коммуникаций в условиях виртуализации общества / Н. В. Корытникова // Социологические исследования. - 2007. -
№ 2(274). - С. 85-93.
29. Курбанисмаилов Ш. М. Социальные медиа-средства: основные виды и тенденции развития социальных сетей / Ш. М. Курбанисмаилов, М. В. Данилина // European Scientific Conference: сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 ч., Пенза, 30 июля 2017 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 158-161.
30. Лазарева Э. А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики /
Э. А. Лазарева // Лингвистика: Бюллетень Уральского
лингвистического общества. - Т. 9. - Екатеринбург, 2003. - С. 82-121.
31. Лободанова Е. К. Современные тенденции развития социальных сетей / Е. К. Лободанова, Ю. Д. Сахарова, А. В. Спиридонова, Д. А. Торгушникова // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 23. - С. 2172-2180.
32. Матвеева Е. В. Экологические организации в государствах постсоветского пространства как инструмент решения экологических вызовов (на примере Российской Федерации и Украины) / Е. В. Матвеева // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2019. - № 449. - С. 88-92.
33. Матузенко Е. В. SMM как эффективное средство формирования лояльности потребителей / Е. В. Матузенко, А. П. Сотник // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 6(67). - С. 244-253.
34. Медведева Е. В. Стратегии самопродвижения в Instagram: выбор языковых средств // Медиалингвистика. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Ин¬т высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. Вып. 6. Язык в координатах массмедиа: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 2-6 июля 2017 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. - 2017. -
С. 298-299.
35. Митрошина А. Продвижение личных блогов в Instagram /
А. Митрошина. - М.: АСТ, 2019. - 200 с.
36. Михалева О. Л. Политический дискурс как сфера реализации
манипулятивного воздействия : дис. ... канд. филол. наук /
О. Л. Михалева. - Иркутск, 2004. - 289 с.
37. Назайкин А. Н. Практика рекламного текста / А. Н. Назайкин // Бератор-Пресс. Москва. 2003. - 211 с.
38. Назаров Д. М. Генезис развития Instagram как социальной сети в цифровой экономике / Д. М. Назаров // Наука и бизнес: пути развития.
- 2019. - № 8(98). - С. 148-150.
39. Пирогова Ю. К. Проблемы прикладной лингвистики / Ю. К. Пирогова.
- М. : Добрая книга, 2001. - 227 с.
40. Пирогова Ю. К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика /
Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин // М.: Международный институт
рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000. - 270 с.
41. Пудовкина О. Е. К вопросу о роли социальной сети в условиях глобализации / О. Е. Пудовкина // Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира : Материалы Международной научно-практической конференции, Донецк, 30 октября 2019 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. - С. 283-285.
42. Пядышева Т. Г. Этапы продвижения услуг в социальных сетях / Т. Г. Пядышева, И. Ф. Чепурова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 6. - С. 266-272.
43. Розенберг Г. С. Крутые ступени перехода к устойчивому развитию / Г. С. Розенберг, Д. Б. Легашвили, Г. П. Краснощеков // Вестник РАН. - 1996. - № 5. - Т.66. - С. 436.
44. Сабиров В. Д. Методы и анализ продвижения интернет-магазинов в социальной сети Instagram / В. Д. Сабиров, Н. В. Махинова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 6(40). - С. 54-56.
45. Салахова А. Г. Дискурс : функционально-прагматический и
функциональный аспекты : коллектив.моногр. / отв. ред.
Е. Н. Азначеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. - 154 с.
46. Смирнова Е. В. Будущее экобрендов в России / Е. В. Смирнова // Контроль качества продукции. - 2014. - № 3. - С. 11-16.
47. Смирнова Е. В. Экологический маркетинг / Е. В. Смирнова // Практический маркетинг, 2010. № 4 (158). С.9-14.
48. Степанова Л. М. Экологический маркетинг: особенности выбора экологичных товаров российскими потребителями / Л. М. Степанова, А. А. Иванов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 1. - С. 449-455.
49. Стрижкова О. В. Сопоставительный анализ реализации
коммуникативных стратегий в англо- и русскоязычной рекламе кисломолочной продукции // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - N 5. - С. 46-50.
50. Тарасов Е. Ф. Речевое воздействие: методология и теория /
Е.Ф. Тарасов Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990. - С.5-18.
51. Терских М. В. Инструменты рекламного продвижения в сети Instagram: жанровые и языковые особенности / М. В. Терских // Научный диалог. - 2020а. - № 6. - С. 178-189.
52. Терских М. В. Типология стратегий коммуникативного воздействия в дискурсе социальной рекламы / М. В. Терских // Научный диалог. - 20206. - № 4. - С. 164-175.
53. Турижанова А. И. Экологическое поведение и осознанное потребление / А. И. Турижанова // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 27 июня 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.). - 2020.- С. 244-247.
54. Урсул А. Д. Ноосферная стратегия перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития / А. Д. Урсул // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды: обзорн. Информация ВИНИТИ. - 1995. - № 10. - С. 4.
55. Устинов В. В. 8ММ-продвижение бренда / В. В. Устинов // Брендинг
как коммуникативная технология XXI века : материалы II
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 25-26 февраля 2016 года / Под редакцией А. Д. Кривоносова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
государственный экономический университет. - 2016. - С. 222-223.
56. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции / Л. В. Ухова // Верхневолжский филологический вестник. - 2018. - С. 71-82.
57. Ухова Л. В. Стереотипность и креативность как ценные характеристики рекламного текста / Л. В. Ухова // Сборник научных трудов в честь профессора В. Н. Степанова. Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург). - 2017. - С. 94-99.
58. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов. - 5-е изд.
- Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 228 с.
59. Хрущева Л. Б. Социальные сети: положительные и отрицательные стороны присутствия социальных сетей в повседневной жизни / Л. Б. Хрущева, К. А. Церковная // Облачные и инновационные технологии в сервисе и образовании: Сборник научных трудов, Казань, 26 апреля 2017 года / Под редакцией И.Т. Насретдинова. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Печать-Сервис-XXI век". - 2017. - С. 42-45.
60. Чернявская В. Е. Речевое воздействие в политическом, рекламном и интернет-дискурсе : Учебник для магистратуры / В. Е. Чернявская, Е. Н. Молодыченко. - Москва : Ленанд, 2017. - 160 с.
61. Штукарева Е. Б. Языковые особенности маркетингового текста в социальных сетях / Е. Б. Штукарева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2020. - № 2 (831). - С. 184-194.
62. Galvani A. New visions for sustainability during a pandemic; Towards sustainable wellbeing in a changing planet / A. Galvani, M. S. Perez, A. A. Lew // European Journal of Geography. - 2020. - Volume 11, Issue 3. - P. 22-42.
63. Guffey M. E. Essentials of business communication / M. E. Guffey,
D. Loewy // Mason: Cengage, 2012. - 608 p.
64. Larson Ch. U. Persuasion: reception and responsibility / Ch. U. Larson. - Wadsnorth Publishing Company. - Belmont, Ca 1995. - 395 p.
65. Littlemore J. The Communicative Effectiveness of Different Types of Communication Strategy / J. Littlemore. - System, 31. - 2003. - P. 331¬347.
66. Malyuga E. N. Communicative strategies and tactics of speech manipulation in intercultural business discourse / E. N. Malyuga, B. Tomalin // Training, Language and Culture. - 2017. - Vol. 1. - № 1. - P. 28-45.
67.Obar J. A. Social Media Definition and the Governance Challenge: An Introduction to the Special Issue / J. A. Obar, S. S. Wildman // Telecommunications Policy. - 2015. - 39(9). - P. 745-750.
68.Steffen W. Planetary boundaries: Guiding human development on a changing planet / W. Steffen, K. Richardson, J. Rockstrom и др. // Science. - 2015. - 347(6223). - P. 736-748.
69. Vintar Mally K. The environmental price of socio-economic development: worldwide trends from 1990 to 2016 / K. Vintar Mally // European Journal of Geography. - 2020. - Volume 11, Issue 2. - P. 137-153.
70. Ya-Ni Z. Communication strategies and foreign language learning / Z. Ya- Ni // US-China Foreign Language. - 2007. - 5(4). - P. 43-48.
Электронные ресурсы
71. Антонов С. Сколько мусора производят россияне / С. Антонов [Электронный ресурс]. - URL:https://journal.tinkoff.ru/garbage/ (дата обращения: 14.05.2021).
72. Аудитория социальных сетей в 2021 году / Marketing University
[Электронный ресурс]. - URL:
https://marketinguniversity.ru/socialnye seti-2021 (дата обращения
20.05.2021).
73. Белоусов Н. История становления Instagram на основе книги “No Filter”: от создания до сделки с Facebook и ухода основателей / Н. Белоусов [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/social/230181- istoriya-stanovleniya-instagram-na-osnove-knigi-no-filter-ot-sozdaniya-do- sdelki-s-facebook-i-uhoda-osnovateley(дата обращения 26.04.2021).
74. В России выросли продажи «здоровой» еды // Inc. [Электронный
ресурс]. - URL: https://incrussia.ru/news/v-rossii-vyrosli-prodazhi-
zdorovoj-edy/ (дата обращения: 15.05.2021).
75. Галечьян Н. В чем выгода экологически благополучного имиджа
компании // Н. Галечьян [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategv/eco marketing.htm (дата
обращения: 14.05.2021).
76. Глоссарий «Нетологии» [Электронный ресурс]. - URL:
https://netologv.ru/glossariv/informacionnvv-posev-virusnvv-posev(дата обращения 25.04.2021).
77. Голодный леший, производство этичной косметики [Электронный
ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/golodnivleshiv/ (дата
обращения: 3.05.2021).
78. ГОСТ 33980-2016. Межгосударственный стандарт. Продукция
органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации / Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2016 г. N 1744-ст [Электронный ресурс]. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200141713, (дата обращения 11.05.2021).
79. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и
развития «Наше общее будущее» / Организация объединенных наций (ООН) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 09.05.2021).
80. Ермаков Д. 10 самых популярных социальных сетей в мире — рейтинг 2020 / Д. Ермаков [Электронный ресурс]. - URL: https://spasibovsem- ru.turbopages.org/spasibovsem.ru/s/ratings/interesnoe/10-samvh- populjarnvh-socialnvh-setej-v-mire-rejting-2020/(дата обращения: 22.04.2021).
81. Киселева О. Что на самом деле значат слова «органик», «био» и «эко» в
названии продукта в России? Редакция The Village продолжает развенчивать мифы о еде и объяснять, как всё устроено на самом деле / The Village [Электронный ресурс]. - URL: https://www.the-
village.ru/food/true-or-false-food/214983-s-est-vopros-organicheskoe?from=infinite scroll(дата обращения: 16.05.2021).
82. Кто изобрёл социальную сеть Facebook / «FBotvet.com» [Электронный
ресурс]. - URL: https://fbotvet.eom/sozdatel-facebook#_2012(дата
обращения 27.04.2021).
83. План реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 года / Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. № 1124-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/8JZnJlTgyjhYA9AyYoDVKBmD9jLi8yGK.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
84. Повестка дня в области устойчивого развития / Организация объединенных наций (ООН) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/(дата обращения: 09.05.2021).
85. Самые уважаемые международные эко-сертификаты / MerGOO
магазин эко-товаров [Электронный ресурс]. - URL:
https://mergoo.ru/blogs/polezno-znat/samye-uvazhaemye-sertifikaty-ekoproduktsii (дата обращения: 15.05.2021).
86. Семенов Н. Перспективы развития социальных сетей / Н. Семенов
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.seonews.ru/analyties/perspektivyi-razvitiya-sotsialnyih-setey(дата обращения: 22.04.2021).
87. Собиратор, полезный магазин [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.instagram.eom/sobirator.shop/ (дата обращения: 2.04.2021).
88. Толокнова Ю. «Путеводитель» & «Гайд» в Инстаграм: пошаговая инструкция + видео + 24 идеи использования [Электронный ресурс]. -https://ve.ru/soeial/181675-putevoditel-gayd-v-instagram-poshagovaya- instrukeiya-video-24-idei-ispolzovaniya(дата обращения: 03.05.2021).
89. Укроп, онлайн-магазин [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.eom/ukrop eeoshop/(дата обращения: 30.03.2021).
90. Успех развития компании Facebook. История создания и акции компании / «Открытый журнал» [Электронный ресурс]. - URL: https: //j ournal. open-broker.ru/other/uspeh-razvitiya-kompanii- facebook/#:~:text=B%202004%20r.%20nyKep6epr%203aperncTpnpoBan,o сновную%20особенность%20—%20cтaнoвилacь%20oбщeмиpoвoй (дата oбpaщeния 27.04.2021).
91.Чёpный В. Социальные сети в России: цифpы и тpeнды, осень 2020 / В. Hep^m [Элeктpoнный pecуpc]. - URL: https://br-
analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/(дата oбpaщeния: 22.04.2021).
92. Чижов А. Исследование тoвapнoгo pEm^ России: какие тoвapы, кому и как додаются в соцсетях [Элeктpoнный pecуpc]. URL:
https://vc.ru/marketing/61479-issledovanie-tovarnogo-rynka-rossii-kakie- tovary-komu-i-kak-prodayutsya-v-socsetyah?roistat_visit=146140 (дата
oбpaщeния 22.04.2021)
93.Число пользователей Facebook достигло тpeти населения планеты / «Лента.Ру» [Элeктpoнный pecуpc]. - URL:
https://lenta.ru/news/2020/01/30/facebook/(дата oбpaщeния 27.04.2021).
94.Эко, био и opгaник: что означает мapкиpoвкa / Food&Health [Элeктpoнный pecуpc]. - URL:https://foodandhealth.ru/info/eko-bio-i-organik/#cite note-3(дата oбpaщeния: 16.05.2021).
95.Экoмapкeт, магазин здopoвoгo питания [Элeктpoнный pecуpc]. - URL: https://www.facebook.com/market.eko. (дата oбpaщeния: 9.05.2021).
96. BioMio, cepия экологичных cpeдcтв для ст^ки и убopки дома [Элeктpoнный pecуpc]. - URL:https ://www. instagram. com/splat biomio/(дата oбpaщeния: 6.05.2021).
97. Boyd J. The Complete Social Media Marketing Guide / J. Boyd [Элeктpoнный pecуpc]. - URL: https://www.brandwatch.com/blog/social- media-marketing(дата oбpaщeния: 25.04.2021).
98. Cariuma Green Tips [Элeктpoнный pecуpc]. - URL:
https://www.instagram.com/cariumagreentips/ (дата oбpaщeния:
8.05.2021).
99. D’Alessandro N. 7 Sins of Greenwashing (And 5 Ways to Keep It Out of
Your Life) / EcoWatch [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecowatch.com/7-sins-of-greenwashing-and-5-ways-to-keep-it-out-of-your-life-1881898598.html#toggle-gdpr
100. Eco Friendly Products [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.facebook.com/groups/394078027387505/ (дата обращения:
1.05.2021).
101. Eco.logiya, эко-товары [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/eco.logiya/ (дата обращения: 4.05.2021).
102. EcoRoots, Reusable, Zero-Waste Products [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/ecoroots/ (дата обращения: 22.03.2021).
103. EcoVery, магазин экологичной жизни [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/eco.very/ (дата обращения: 2.05.2021).
104. Fariha N. Instagram vs. Facebook - What’s the Best for Marketing? /
N. Fariha [Электронный ресурс]. - URL:
https: //wpmanageninj a.com/instagram-vs-facebook-marketing/#users(дата обращения 03.05.2021).
105. Green Fauna Shop, экотовары [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.instagram.com/green fauna shop/ (дата обращения:
12.04.2021).
106. Levrana, здоровье/красота [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/levranaru/ (дата обращения: 6.06.2021).
107. Life Without Plastic, The one-stop shop for safe, high quality,
ethically-sourced, Earth friendly alternatives to plastic products [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.instagram.com/lifewithoutplastic/(дата обращения:
27.03.2021).
108. Mi&Ko, Натуральная косметика [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.facebook.com/mikonaturalcosmetic/ (дата обращения:
5.05.2021).
109. Natura Siberica, магазин косметики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/NaturaSiberica/. (дата обращения: 5.05.2021).
110. Package Free Shop, Zero Waste Products [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.instagram.com/packagefreeshop/ (дата обращения:
1. 05.2021).
111. Re:use, магазин экотоваров [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.instagram.com/reuse.ecoshop/ (дата обращения: 22.04.2021).
112. Vegetarian, УЕО&ЗОЖ СМИ [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. instagram. com/vegetarian ru/(дата обращения: 24.03.2021).
113. Zeero, магазин «ноль отходов» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.facebook.com/neplastic. (дата обращения: 8.05.2021).
114. Zero Waste Products, Services and Small Businesses UK
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.facebook.com/groups/298903357263537/ (дата обращения: 1.05.2021).