Речевые стратегии и тактики в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения речевых стратегий и тактик 8
1.1. Речевые стратегии и тактики: дефиниции и смежные понятия 8
1.2. Маркетинговая лингвистика и особенности текстов социальных сетей 13
1.3. Классификации речевых стратегий и тактик в маркетинговой
коммуникации 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Теоретические основы изучения экологического маркетинга в
социальных сетях 30
2.1. Социальные сети: дефиниция и история развития 30
2.2. Продвижение компании в социальных сетях 36
2.3. Instagram и Facebook: история развития, инструменты, аудитория 44
2.4. Устойчивое развитие и экология: современное положение и тренды на
экологичность 51
2.5. Теоретические основы экологического маркетинга 57
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Реализация речевых стратегий и тактик в текстах магазинов эко-товаров в Instagram и Facebook 65
3.1. Классификация речевых стратегий и тактик в текстах магазинов эко-товаров в Instagram и Facebook 65
3.1.1. Речевые тактики эмоциональной стратегии 67
3.1.2. Речевые тактики рациональной стратегии 75
3.1.3. Речевые тактики комбинированной стратегии 80
3.2. Сравнение количественных показателей применения речевых стратегий и тактик в русскоязычных и англоязычных текстах 84
Выводы по главе 3 92
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Приложения 1
Глава 1. Теоретические основы изучения речевых стратегий и тактик 8
1.1. Речевые стратегии и тактики: дефиниции и смежные понятия 8
1.2. Маркетинговая лингвистика и особенности текстов социальных сетей 13
1.3. Классификации речевых стратегий и тактик в маркетинговой
коммуникации 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Теоретические основы изучения экологического маркетинга в
социальных сетях 30
2.1. Социальные сети: дефиниция и история развития 30
2.2. Продвижение компании в социальных сетях 36
2.3. Instagram и Facebook: история развития, инструменты, аудитория 44
2.4. Устойчивое развитие и экология: современное положение и тренды на
экологичность 51
2.5. Теоретические основы экологического маркетинга 57
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Реализация речевых стратегий и тактик в текстах магазинов эко-товаров в Instagram и Facebook 65
3.1. Классификация речевых стратегий и тактик в текстах магазинов эко-товаров в Instagram и Facebook 65
3.1.1. Речевые тактики эмоциональной стратегии 67
3.1.2. Речевые тактики рациональной стратегии 75
3.1.3. Речевые тактики комбинированной стратегии 80
3.2. Сравнение количественных показателей применения речевых стратегий и тактик в русскоязычных и англоязычных текстах 84
Выводы по главе 3 92
Заключение 93
Список использованной литературы 95
Приложения 1
В современном мире мы можем наблюдать активное развитие социальных сетей. Согласно исследованиям, социальные сети используют 4,14 млрд человек - больше половины населения Земли [Marketing University 2021]. Сегодня социальные сети выполняют не только функцию развлечения - они стали полноценной площадкой для предоставления товаров и услуг. Вследствие этого появилась необходимость качественного текстового наполнения страниц брендов, магазинов и онлайн маркетов с целью создания рекламы. Авторы текстов на страницах компаний используют речевые стратегии и тактики, помогающие воздействовать на читателей и достигать коммуникативных и маркетинговых целей. Данный вид общения изучается такими разделами лингвистики как социолингвистика, маркетинговая лингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, теория речевого воздействия.
Исследованием речевых стратегий и тактик занимались многие отечественные и зарубежные лингвисты и исследователи в сфере маркетинговых коммуникаций, чьи труды легли в основу данного исследования. Речевые коммуникации рассматриваются в трудах следующих авторов: Х. Кафтанджиев [1995], Чарльз Ларсон [1995], О. С. Иссерс [2000], Ю. К. Пирогова [2000], П. Б. Паршин [2000], И. В. Бобырь [2001], Е. В. Клюев [2002], Э. А. Лазарева [2003], О. Л. Михалёва [2004], Е. А. Комарова [2006], О. В. Стрижкова [2012], И. М. Дзялошинский [2012], Г. А. Копнина [2012], Е. Г. Ерохина [2014], Е. Г. Борисова [2016], Н. А. Вишневецкая [2017], Е. В. Медведева [2017], В. Е. Чернявская [2017], Л. В. Ухова [2018], М. В. Терских [2020], Е. В. Бирюкова [2020], Е. Б. Штукарева [2020]. С развитием общества и технологий меняются и подходы к коммуникации и её формы, вследствие чего отмечается недостаток актуальных исследований в данной сфере. Также, несмотря на большое количество трудов по вопросу реализации речевых стратегий и тактик в рекламе, на сегодняшний день не существует единой универсальной классификации, которая могла бы применяться для анализа маркетинговых текстов. Более того, тексты социальных сетей исследуются только с точки зрения языковых особенностей, а речевые стратегии и тактики анализируются только на материале рекламных текстов, не включая тексты, размещенные в социальных сетях. Следует также отметить, что в изученной литературе речевые стратегии и тактики анализируются с точки зрения одного языка (английского или русского). Сравнение и выявление каких- либо особенностей, характерных для разных языков, отсутствуют.
В данном исследовании рассматриваются магазины эко-товаров, поскольку их количество за последние годы выросло ввиду актуальных экологических проблем, большого внимания к ним международного сообщества, а также осознанного потребления на индивидуальном уровне.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют об актуальности данного исследования.
Объектом исследования являются тексты на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях. Предмет исследования - реализация речевых стратегий и тактик в англоязычных и русскоязычных текстах, опубликованных на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram.
Цель исследования - выявить и сравнить наиболее эффективные речевые стратегии и тактики в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятия «речевые стратегии» и «речевые тактики», изучить их классификации.
2. Проанализировать способы продвижения бренда в социальных сетях Facebook и Instagram.
3. Изучить значение понятия «экологический маркетинг» и особенности магазинов эко-товаров на современном рынке.
4. Сделать выборку текстового материала и систематизировать корпус речевых стратегий и тактик, функционирующих в англоязычных и русскоязычных текстах в социальных сетях.
5. Разработать классификацию речевых стратегий и тактик, используемых в англоязычных и русскоязычных текстах экологической направленности в социальных сетях.
Материалом исследования являются англоязычные и русскоязычные тексты, опубликованные на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram за 2020 - 2021 гг. В данной работе
проанализировано 63 текста на русском языке и 63 текста на английском языке.
В ходе работы использован следующий комплекс методов: описательно-сопоставительный метод для раскрытия содержания основных понятий и терминов исследования, метод сплошной выборки для сбора материала исследования, структурный метод для разработки классификации, лингвистический анализ для выявления речевых стратегий и тактик в текстах, метод количественной обработки полученных данных для определения наиболее популярных стратегий и тактик, сравнительный анализ для определения особенностей реализации речевых стратегий и тактик в английском и русском языках.
Практическая значимость исследования - материалы данного исследования могут быть использованы практикующими копирайтерами, занимающимися текстовым наполнением страниц экологической направленности в социальных сетях, а также блогерами и другими пользователями социальных сетей, публикующих тексты по теме экологичности. Разработанная классификация речевых стратегий и тактик может стать основой дальнейших лингвистических исследований речевых стратегий и тактик различных дискурсов, в том числе рекламного и политического.
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятий «речевые стратегии и тактики», а также их классификации. Вторая глава посвящена исследованию материалов о социальных сетях и экологическом маркетинге, рассмотрены функционал социальных сетей Facebook и Instagram и обоснована актуальность экологических проблем и причины спроса на эко-товары. Третья глава посвящена практической работе. В ней анализируются тексты магазинов эко-товаров и выявляются наиболее частотные речевые стратегии и тактики, а также разрабатывается классификация речевых стратегий и тактик для текстов экологической направленности в социальных сетях.
Исследованием речевых стратегий и тактик занимались многие отечественные и зарубежные лингвисты и исследователи в сфере маркетинговых коммуникаций, чьи труды легли в основу данного исследования. Речевые коммуникации рассматриваются в трудах следующих авторов: Х. Кафтанджиев [1995], Чарльз Ларсон [1995], О. С. Иссерс [2000], Ю. К. Пирогова [2000], П. Б. Паршин [2000], И. В. Бобырь [2001], Е. В. Клюев [2002], Э. А. Лазарева [2003], О. Л. Михалёва [2004], Е. А. Комарова [2006], О. В. Стрижкова [2012], И. М. Дзялошинский [2012], Г. А. Копнина [2012], Е. Г. Ерохина [2014], Е. Г. Борисова [2016], Н. А. Вишневецкая [2017], Е. В. Медведева [2017], В. Е. Чернявская [2017], Л. В. Ухова [2018], М. В. Терских [2020], Е. В. Бирюкова [2020], Е. Б. Штукарева [2020]. С развитием общества и технологий меняются и подходы к коммуникации и её формы, вследствие чего отмечается недостаток актуальных исследований в данной сфере. Также, несмотря на большое количество трудов по вопросу реализации речевых стратегий и тактик в рекламе, на сегодняшний день не существует единой универсальной классификации, которая могла бы применяться для анализа маркетинговых текстов. Более того, тексты социальных сетей исследуются только с точки зрения языковых особенностей, а речевые стратегии и тактики анализируются только на материале рекламных текстов, не включая тексты, размещенные в социальных сетях. Следует также отметить, что в изученной литературе речевые стратегии и тактики анализируются с точки зрения одного языка (английского или русского). Сравнение и выявление каких- либо особенностей, характерных для разных языков, отсутствуют.
В данном исследовании рассматриваются магазины эко-товаров, поскольку их количество за последние годы выросло ввиду актуальных экологических проблем, большого внимания к ним международного сообщества, а также осознанного потребления на индивидуальном уровне.
Вышеперечисленные факты свидетельствуют об актуальности данного исследования.
Объектом исследования являются тексты на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях. Предмет исследования - реализация речевых стратегий и тактик в англоязычных и русскоязычных текстах, опубликованных на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram.
Цель исследования - выявить и сравнить наиболее эффективные речевые стратегии и тактики в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятия «речевые стратегии» и «речевые тактики», изучить их классификации.
2. Проанализировать способы продвижения бренда в социальных сетях Facebook и Instagram.
3. Изучить значение понятия «экологический маркетинг» и особенности магазинов эко-товаров на современном рынке.
4. Сделать выборку текстового материала и систематизировать корпус речевых стратегий и тактик, функционирующих в англоязычных и русскоязычных текстах в социальных сетях.
5. Разработать классификацию речевых стратегий и тактик, используемых в англоязычных и русскоязычных текстах экологической направленности в социальных сетях.
Материалом исследования являются англоязычные и русскоязычные тексты, опубликованные на страницах магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram за 2020 - 2021 гг. В данной работе
проанализировано 63 текста на русском языке и 63 текста на английском языке.
В ходе работы использован следующий комплекс методов: описательно-сопоставительный метод для раскрытия содержания основных понятий и терминов исследования, метод сплошной выборки для сбора материала исследования, структурный метод для разработки классификации, лингвистический анализ для выявления речевых стратегий и тактик в текстах, метод количественной обработки полученных данных для определения наиболее популярных стратегий и тактик, сравнительный анализ для определения особенностей реализации речевых стратегий и тактик в английском и русском языках.
Практическая значимость исследования - материалы данного исследования могут быть использованы практикующими копирайтерами, занимающимися текстовым наполнением страниц экологической направленности в социальных сетях, а также блогерами и другими пользователями социальных сетей, публикующих тексты по теме экологичности. Разработанная классификация речевых стратегий и тактик может стать основой дальнейших лингвистических исследований речевых стратегий и тактик различных дискурсов, в том числе рекламного и политического.
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятий «речевые стратегии и тактики», а также их классификации. Вторая глава посвящена исследованию материалов о социальных сетях и экологическом маркетинге, рассмотрены функционал социальных сетей Facebook и Instagram и обоснована актуальность экологических проблем и причины спроса на эко-товары. Третья глава посвящена практической работе. В ней анализируются тексты магазинов эко-товаров и выявляются наиболее частотные речевые стратегии и тактики, а также разрабатывается классификация речевых стратегий и тактик для текстов экологической направленности в социальных сетях.
С развитием технологий всё больше товаров и услуг мы представлены в сети Интернет. В 2021 году многие бренды и компании имеют страницы в социальных сетях, что помогает им рекламировать свои товары и услуги, искать новых клиентов и выстраивать с ними общение. Такие коммуникации ведутся посредством маркетинговых текстов, которые имеют свои особенности и цели. Так, в данном исследовании мы рассмотрели речевые стратегии и тактики, которые авторы маркетинговых текстов используют в социальных сетях. Были рассмотрены магазины эко-товаров, так как спрос на экологичные товары и органическую продукцию растет ввиду международной обеспокоенности вопросами экологии.
Целью исследования было выявление и сравнение наиболее эффективных речевых стратегий и тактик в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram. Следуя поставленным задачам исследования, мы смогли достичь цели и получили определенные результаты.
В качестве рабочих понятий «речевые стратегии» и «речевые тактики» были приняты следующие определения: Речевые стратегии - это комплекс действий, направленных на достижение коммуникативной цели [Littlemore 2003: 331]. Речевые тактики - это одно или несколько действий, способствующих реализации соответствующей стратегии [Ya-Ni 2007: 44]. Рассмотренные классификации речевых стратегий и тактик были взяты за основу разработки собственной классификации.
Были проанализированы особенности социальных сетей Facebook и Instagram. Отмечается, что реклама на вышеупомянутых площадках является платным методом продвижения, направленным на определенные группы пользователей, в то время как публикация текстовых постов - бесплатной и доступной всем пользователям.
При рассмотрении экологического направления было изучено понятие экологического маркетинга - ответвления маркетинга, отвечающего за методы продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги [Галечьян 2018]. Так, магазины эко-товаров осуществляют продажу экологичных, органических, натуральных и био продуктов, различия которых были рассмотрены в тексте работы.
В практической части исследования было проанализировано 126 текстов на русском и английском языках, опубликованных на страницах магазинов эко-товаров, каждый из которых был отнесен к какой-либо тактике. Так, больше всего текстов на русском языке (16 %) содержат тактику показа проблемной ситуации и способа выхода из нее (комбинированная стратегия) и тактику апелляции к разуму (рациональная стратегия). В английском языке также лидирует тактика показа проблемной ситуации и способа выхода из нее (комбинированная стратегия) - 13 % от всех текстов.
На основе проанализированных текстов была составлена классификация, отражающая наиболее частотные речевые стратегии и тактики в текстах магазинов эко-товаров. Данная классификация может быть использована для анализа текстов экологической направленности в социальных сетях.
Возможными перспективами дальнейшего исследования могут быть анализ прагматического потенциала речевых стратегий и тактик, а также рассмотрение случаев комбинации речевых тактик в одном тексте.
Целью исследования было выявление и сравнение наиболее эффективных речевых стратегий и тактик в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях Facebook и Instagram. Следуя поставленным задачам исследования, мы смогли достичь цели и получили определенные результаты.
В качестве рабочих понятий «речевые стратегии» и «речевые тактики» были приняты следующие определения: Речевые стратегии - это комплекс действий, направленных на достижение коммуникативной цели [Littlemore 2003: 331]. Речевые тактики - это одно или несколько действий, способствующих реализации соответствующей стратегии [Ya-Ni 2007: 44]. Рассмотренные классификации речевых стратегий и тактик были взяты за основу разработки собственной классификации.
Были проанализированы особенности социальных сетей Facebook и Instagram. Отмечается, что реклама на вышеупомянутых площадках является платным методом продвижения, направленным на определенные группы пользователей, в то время как публикация текстовых постов - бесплатной и доступной всем пользователям.
При рассмотрении экологического направления было изучено понятие экологического маркетинга - ответвления маркетинга, отвечающего за методы продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги [Галечьян 2018]. Так, магазины эко-товаров осуществляют продажу экологичных, органических, натуральных и био продуктов, различия которых были рассмотрены в тексте работы.
В практической части исследования было проанализировано 126 текстов на русском и английском языках, опубликованных на страницах магазинов эко-товаров, каждый из которых был отнесен к какой-либо тактике. Так, больше всего текстов на русском языке (16 %) содержат тактику показа проблемной ситуации и способа выхода из нее (комбинированная стратегия) и тактику апелляции к разуму (рациональная стратегия). В английском языке также лидирует тактика показа проблемной ситуации и способа выхода из нее (комбинированная стратегия) - 13 % от всех текстов.
На основе проанализированных текстов была составлена классификация, отражающая наиболее частотные речевые стратегии и тактики в текстах магазинов эко-товаров. Данная классификация может быть использована для анализа текстов экологической направленности в социальных сетях.
Возможными перспективами дальнейшего исследования могут быть анализ прагматического потенциала речевых стратегий и тактик, а также рассмотрение случаев комбинации речевых тактик в одном тексте.



