ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИТНЕСОМ 7
1.1 Понятие и структура мотивации 7
1.2 Фитнес, как социальное явление 9
1.3 Мотивы и способы повышения мотивации к занятию фитнесом 15
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИТНЕСОМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Анализ степени замотивированности к занятиям фитнесом людей
первого периода зрелого возраста 30
2.2 Причины отсутствия или недостаточной силы мотивации к занятиям
фитнесом у людей первого периода зрелого возраста 32
2.3 Удовлетворение индивидуальных потребностей средствами фитнеса. 39
2.4 Методика формирования мотивации к занятиям фитнесом на
основании индивидуальных потребностей 45
ВЫВОДЫ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. На сегодняшний день польза от занятий физической культурой доказана наукой, подтверждена опытом и принята гражданами. По данным опросов ВЦИОМ за прошлый год больше половины россиян (52 %) говорят о важности занятий спортом. При этом только каждый десятый делает посильные ему упражнения ежедневно, 14 % - несколько раз в неделю, 9 % - однажды в неделю, 7 % - несколько раз в месяц, 11 % - несколько раз в год. Таким образом число людей, ежедневно проявляющих физическую активность, составляет 10 %, несколько раз в неделю - 14 %, из которых около 3 % вовлечены в занятия фитнесом. Самые активные - молодые респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. По данным опросов причины, по которым россияне игнорируют занятия спортом: это отсутствие времени - 37 %, отсутствие в этом потребности - 28 %, жалобы на плохое здоровье - 23 %, 22 % опрошенных признались: для регулярных занятий спортом им не хватает силы воли, также были названы: нехватка денег - 11 %, плохо развитая спортивная инфраструктура в населенном пункте - 4 %, отсутствие возможности заниматься с тренером - 3 %. Подчеркну, что эти причины были названы самими гражданами, и являются субъективной оценкой ситуации. Общая причина одна - отсутствие мотивации, силы, побуждающей к действию.
Продолжая анализировать ситуацию можно увидеть, что эти данные представляют собой несколько приукрашенную картину. Дело в том, что многие фитнес-клубы работают по «клубной» системе оплаты (неограниченное количество занятий за период). Только треть всех владельцев таких клубных карт на самом деле посещают занятия регулярно (несколько раз в неделю). Остальные - игнорируют фитнес, являясь при этом клиентом фит- нес-клуба. Такая ситуация работает против населения, поскольку предлагает человеку удобный вариант самообмана - можно считать себя приверженцем здорового образа жизни и фитнес-культуры, не прикладывая при этом усилий. Очевидно, что сложившаяся ситуация не полезна для здоровья человека и является серьёзной проблемой современной фитнес-культуры. Данная работа посвящена рассмотрению проблемы низкой мотивации молодых людей (первого периода зрелого возраста) к занятиям фитнесом и разработке действенного пути решения этой проблемы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что у людей, принявших участие в исследовании, существуют индивидуальные потребности, удовлетворение которых возможно средствами фитнеса. Выявление таких потребностей будет способствовать повышению мотивации к занятиям фитнесом и приобщению молодых людей к здоровому образу жизни.
Объект исследования. Мотивация к занятиям фитнесом.
Предмет исследования. Процесс формирования мотивации к занятиям фитнесом.
Цель исследования. Совершенствование процесса формирования мотивации к занятиям фитнесом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современный подход к формированию мотивации к занятиям фитнесом;
2. Проанализировать степень замотивированности людей к занятиям фитнесом и выявить причины отсутствия или недостаточной силы мотивации к занятиям фитнесом у людей первого периода зрелого возраста;
3. Разработать методику формирования мотивации к занятиям фитнесом на основании выявления индивидуальных потребностей, удовлетворение которых возможно средствами фитнеса;
Теоретическая и методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы работы отечественных и зарубежных авторов по психологии мотивации (В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, В. К. Вилюнас, К. Н. Левин, А. Х. Маслоу, Е. П. Ильин, К. Е. Клычков, Л. В. Куликов, П. П. Павлов, Э. Фромм, Д. Хоккинс); по социологии современного российского общества (Р. Н. Абрамов, П. С. Юрьев, Т. З. Адамьянц), по управлению, менеджменту и маркетингу в сфере физической культуры и спорта (В. У. Агеевец, И. И, Переверзин, С. И. Смирнов, А. С. Токарь, С. С. Филиппов, Р. С. Уэйнберг); по организации оздоровительной физической культуры, фитнеса; (Г. М. Лаврухина, Д. Лоуренс, Э. Карпей, О. В. Сапожникова).
Методы исследования:
• теоретический анализ и обобщение литературных источников;
• контент-анализ публикаций, современных тенденций;
• наблюдение (пассивное и активное);
• опрос (анкетирование, интервьюирование);
• метод экспертных оценок;
• моделирование;
• методы математической статистики.
Научная новизна диссертации:
1. Выявлены и проанализированы модели потребления фитнес-услуг среди людей первого периода зрелого возраста;
2. Выявлены и классифицированы мотивы к занятиям фитнесом среди людей первого периода зрелого возраста;
3. Показана необходимость и эффективность индивидуального подходя к потребителям фитнес-услуг для повышения включённости в тренировочный процесс;
4. Предложена методика выявления индивидуальных мотивов к занятиям фитнесом среди людей первого периода зрелого возраста;
5. Предложена методика формирования тренировочного процесса на основании индивидуальных мотивов к занятиям фитнесом среди людей первого периода зрелого возраста.
Теоретическая и практическая значимость результатов. Данное исследование относится к области практической работы тренера с потребителем фитнес-услуг, соответственно результаты могут быть использованы в деятельности тренеров и инструкторов фитнес-залов при построении тренировочного процесса. Основные положения данной работы применимы к повышению эффективности новых фитнес-программ и адаптации действующих фитнес-программ к индивидуальным особенностям клиентов. Представленная информация может быть использована в педагогической практике, а также при разработке программ развития физической культуры и спорта в нашей стране.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, выводов, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 71 страница печатного текста.
Мотивация - сложное явление, объясняющее причины деятельности человека. Мотивы основаны по потребностях, в удовлетворении которых заинтересован человек. Существует множество путей и вариантов удовлетворения каждой потребности, эти пути бывают прогрессивными (конструктивными) и регрессивными (деструктивными). Фитнес - это один из прогрессивных путей удовлетворения потребностей, при грамотном использовании улучшающий качество жизни и здоровье. Показать возможности применения средств фитнеса для удовлетворения индивидуальных потребностей человека и приобщить его к фитнес-культуре - вот одна из важнейших задач тренера. В таком рассмотрении фитнес-тренер или инструктор должен быть не только специалистом в области физической культуры и спорта, но и понимать основы практической психологии. В данной работе был разработан план беседы с клиентом фитнес-зала, в ходе которой тренер должен понять, какой перед ним человек, что им движет. Внимательное слушание, чувство такта, умение вести беседу, грамотность, дружелюбие, стремление изучить человека - это качество необходимые тренеру для работы. Исследование показывает, что, поняв человека, можно легко «подобрать к нему ключик», предложить вариант тренинга, который будет интересен и нужен клиенту.
В результате проведенного анализа была предложена методика составления индивидуальной фитнес-программы на основании наиболее неудовлетворённой сферы жизни потребителя фитнес-услуг. Тренер является помощником в достижении результата, в удовлетворении индивидуальных потребностей. Как показали результаты исследования - большинство представителей первого периода зрелого возраста не удовлетворены своей жизнью полностью, и у всех имеется хотя бы одна уязвимая сфера жизни, фактор стресса. Не зависимо от характера и образа жизни, для молодых людей оказалось очевидным то, что адекватная физическая нагрузка - это правильно. Также, подавляющее большинство респондентов отметили, что благодаря занятиям, они чувствуют себя лучше физически, улучшается их настроение, они получают положительные эмоции. Занятия физической культурой помогают людям абстрагироваться от повседневной рутины, проблем или мелких неприятностей, избавиться от негативных эмоций, стресса. Многим нравится осваивать новые навыки, изучать и преодолевать возможности своего тела, развиваться в определённом виде деятельности. Отмечу, что все эти эффекты физической деятельности не относятся непосредственно к изменению физической формы или функционального состояния организма, хотя именно это является прямой осознаваемой целью физической культуры в целом и фитнеса в частности.
Результаты данного исследования подтверждают необходимость применения вместе с пониманием общих закономерностей индивидуального подхода и элементарного психоанализа при формировании мотивации к занятиям фитнесом. От корректного выбора тренировочной программы (направление, упражнения, эмоциональная окраска, формат и т.д.) будет зависеть - останется/станет ли человек приверженцем фитнес-культуры и здорового образа жизни, или будет всего лишь владельцем клубной карты. Актуальная задача тренеров и инструкторов - смещение распределения количества регулярно тренирующихся и не появляющихся месяцами в фитнес-зале клиентов в сторону увеличения первых.
1. Абрамов Р. Н. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов / Р. Н. Абрамов, А. И. Болотова // Вестник Омского университета. Серия «Социология». 2008. № 1/2. С. 37-62.
2. Абрамов Р. Н. Коммуникации в пространстве фитнес-клубов: консьюмеристская модель заботы о себе / Р. Н. Абрамов // Потребление как коммуникация - 2009: Материалы 5 Международной конференции, 26-27 июля 2009 г. / под ред. В. И. Ильина, В. В. Козловского. Санкт-Петербург: Интер- социс, 2009. С. 11-12.
3. Абрамов Р. Н. Культурное потребление и досуговые практики «социальных инноваторов»: социологический анализ / Р. Н. Абрамов, А. А. Зудина // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 3-1. С. 64-76.
4. Абрамов Р. Н. Фитнес-индустрия: люди, вещи, практики / Р. Н. Абрамов // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения. Т. XVI / под ред. М. Г. Пугачевой, В. С. Вахштайна. Москва: Университетская книга, 2009. С. 496-504.
5. Абрамов Р. Н. Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи / Р. Н. Абрамов // Молодежные субкультуры Москвы / сост. Д. В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова. Москва: ИЭА РАН, 2009. С. 85-115.
6. Агеева О. А. Рынок фитнес-услуг: учебник для вузов / О. А. Агеева, Д. Н. Акуленок, Н. М. Васильев, Ю. Л. Васянин. - Москва: Тандем-Экмос, 2011. - 68 с.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»).
8. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - 2-е изд. - Москва: Смысл, 2001. - 414 с.
9. Бабич А. А. Современный подход к классификации и типологии фитнес-программ [Электронный ресурс] / А. А. Бабич, Т. М. Лебедихина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Дата обновления: 29.04.2017. Режим доступа: www.scienceforum.ru/2017/2219/30052 (дата обращения: 04.05.2017).
10. Бартенева Н. Е. Вовлеченность клиентов в занятия фитнесом как детерминанта их мотивации / Н. Е. Бертенева // Современное развитие науки: вопросы теории и практики: сб. материалов по итогам 11-ой междунар. науч.- практ. конф. Москва, 1 июля 2016 г. Москва: Из-во НИЦ «Империя», 2016. С. 119-121.
11. Бартенева Н. Е. Г ендерные особенности поведения потребителей на рынке фитнес-услуг: опыт эмпирического исследования / Н. Е. Бертенева // Научные дискуссии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Тенденции и перспективы развития современного общества». Воронеж, 30 июня 2015 г. Т. 4. Воронеж: Изд-во «Научно-исследовательские публикации» ООО «ВЭ- ЛБОРН», 2015. С. 39-43.
12. Бартенева Н. Е. Исследование потребительских предпочтений клиентов на рынке фитнес-услуг / Н. Е. Бертенева // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Том I. Невинно- мыск: НИЭУП, 2015. С. 542-546.
13. Бартенева Н. Е. Моделирование поведения потребителей фитнес-услуг: опыт применения факторного анализа / Н. Е. Бертенева // Вектор науки ТГУ. 2016. № 2. С. 79-85.
14. Бартенева Н. Е. Социальные функции фитнеса: опыт эмпирического исследования / Н. Е. Бертенева // Вектор науки ТГУ. 2016. № 1 (35). С. 67-72.
15. Бартенева Н. Е. Социологическое исследование мотиваций потребителей фитнес-услуг / Н. Е. Бертенева // Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии: Материалы междунар. науч.-тех. конф. (XVIII Бенардосовские чтения). Иваново, 27-29 мая 2015 г. Иваново: ИГЭУ, 2015. С. 103-106...