Глава 1. Дидактические условия применения сервисов Web2.0 в обучении лексической стороне иноязычной речи учащихся старших классов 8
1.1. Содержание обучения лексической стороне речи 8
1.2. Методика обучения лексике учащихся старших классов 16
1.3. Характеристика и критерии оценки сервисов Web2.0, используемых на
уроках английского языка в старшей школе (Ро11Еуегу’№Йеге, WordWall, ГеатшдАррз, Ыеагрой, С)ш/1е1) 23
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Опытно-экспериментальное обучение лексической стороне иноязычной речи учащихся старших классов на базе современных интернет- ресурсов 38
2.1. Анализ учебной литературы 38
2.2. Создание электронного комплекса упражнений и его описание 41
2.3. Опытно-экспериментальное обучение 45
2.4. Разработка методических рекомендаций для организации работы с
социальными сетевыми сервисами Web2.0 при обучении лексической стороне иноязычной речи 60
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение А 1
Приложение Б IV
Приложение В VII
Приложение Г х
Стремительные изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствовали активному поиску возможности их внедрения в образовательный процесс. В наше время сложно представить учителя, пользующегося в своей деятельности только печатными материалами. В процессе обучения иноязычной речи ключевое место отводится лексическому аспекту, поэтому для обеспечения непрерывного совершенствования методов и приемов работы над ним многие учителя иностранного языка стараются интегрировать ресурсы Web2.0 в образовательную среду.
Актуальным становится применение ресурсов Web2.0 на этапе обучения иноязычной лексике в процессе обучения иностранному языку. При использовании ресурсов Web2.0 происходит систематизация релевантной информации, выработка определенного алгоритма ее преподнесения в зависимости от запроса, сокращаются временные, моральные и даже финансовые затраты, создаются условия для удовлетворения запроса учащегося быстро и качественно и, как итог, появляется возможность существенно облегчить процесс обучения, а также повысить качество формируемых навыков. Научная литература располагает значительным количеством исследований, посвященных обучению иноязычной лексике (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов и др.). Однако вопрос оптимизации обучения лексике с использованием ресурсов Web2.0 еще недостаточно изучен. Таким образом актуальность темы может быть определена противоречием между необходимостью совершенствования процесса обучения иноязычной лексике с использованием современных технологий с одной стороны и недостаточной разработанностью вопросов применения ресурсов Web2.0 в обучении лексике в теоретическом и практическом аспектах с другой.
Использование ресурсов Web2.0 способствует наиболее успешному формированию лексических навыков. Данные сервисы помогают не только изменить формы взаимодействия объектов и субъектов процесса обучения, но и обеспечить доступ к самой разнообразной информации и передачу знаний наравне даже эффективнее традиционных методов и форм обучения, создают условия для осуществления личностно-ориентированного процесса обучения учащихся и формирования персональных образовательных траекторий.
Применение сервисов Web2.0 в образовательном процессе позволяет педагогам существенно повысить качество обучения, спроектировать занятие на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, результативным. Современные сервисы Web2.0 дают нам возможность практически любую проблему рассмотреть под другим углом.
Цель настоящей магистерской диссертации состоит в определении возможностей социальных сетевых сервисов Web2.0 в обучении иностранным языкам учащихся старших классов, а также разработке методических рекомендаций по формированию лексического навыка на базе интернет - технологий.
В качестве объекта данного исследования рассматривается процесс обучения лексической стороне иноязычной речи в старшей школе.
Предмет исследования - применение социальных сетевых сервисов Web2.0 в обучении лексической стороне речи учащихся старшей школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить содержание обучения лексической стороне речи.
2. Рассмотреть методику обучения лексике учащихся старших классов.
3. Охарактеризовать и выявить критерии оценки сервисов Web2.0, используемых на уроках английского языка в старшей школе (Ро11Еуегу’№Йеге, WordWa11, ЕеагпшдАррз, Ыеагроб, Рш71е1).
4. Просмотреть учебную литературу и проанализировать предложенные в них упражнения на формирование лексического навыка.
5. Разработать электронный комплекс упражнений по теме “Travelling” (Путешествия).
6. Апробировать разработанные упражнения в опытно-экспериментальном обучении.
7. Создать методические рекомендации по формированию лексического навыка учащихся старшей школы с использованием сервисов Web2.0.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых в области теории и методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Е. В. Борзова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, О. А. Долгина, Ю. А. Комарова, И. Л. Колесникова, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов,
B. Л. Скалкин, Л. П. Тарнаева, С. Ф. Шатилов, А. Н. Щукин); лингвистики и психолингвистики (В. А. Артемов, О. С. Ахманова, В. Б. Беляев, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, C. Л. Рубинштейн, А. Н. Щукин); работы по использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения (Amdt H., Stanley G., O'Reilly T, Anderson T, Tu C., Blocher M., Warschauer M., Meskill C., Shaffer D., Kern R., A. Chapelle С., П. В. Сысоев, В. М. Гордиевских, М. Н. Евстегнеев, А. В. Кайсина, Г. М. Коджаспирова, В. П. Кулагин, Г. А. Краснова, Е. С. Полат, Л. П. Прессман).
Материалом исследования послужили социальные сервисы Web2.0, применяемые для обучения учащихся старших классов английскому языку, а также учебно-методические пособия, предназначенные для обучения английскому языку в старшей школе.
При работе над данной магистерской диссертацией использовались следующие методы исследования:
■ теоретические - анализ и синтез психолого-педагогической литературы, периодических изданий по проблеме исследования и нормативной документации, регулирующей организацию и осуществление учебного процесса, а также учебно-методических комплектов, используемых для обучения английскому языку учащихся старшей школы; классификация и обобщение исследуемых явлений и полученных результатов;
■ эмпирические - тестирование (входное и итоговое по завершении работы), сравнение (анализ и сопоставление результатов входного и итогового тестирований с последующими выводами), количественный и качественный анализ полученных результатов и их статистическая обработка.
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении материала по теме и освещении проблемы.
Практическая значимость работы заключается в:
■ написании методических рекомендаций по использованию сервисов Web2.0 при формировании лексического навыка
■ создании электронного комплекса упражнений, включающего в себя систему упражнений для формирования лексического навыка.
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и списка основных сокращений.
Во введении дается обоснование актуальности исследуемой в работе проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования.
Первая глава раскрывает понятия содержания обучения лексической стороне речи; активного, пассивного и потенциального словарей, языковой догадки, отражает методику обучения лексике старших классов, также в ней представлены характеристика и критерии оценки сервисов Web2.0, используемых на уроках английского языка в старшей школе.
Вторая глава посвящена описанию разработанного при помощи сервисов Web2.0 комплекса упражнений для старших классов и созданию методических рекомендаций для организации работы с данными сервисами при обучении лексической стороне иноязычной речи.
В заключении подводятся итоги проведенной исследовательской работы.
Список использованной литературы насчитывает 62 источника, среди них 5 нормативно-правовых документа, 21 источник на иностранном языке.
Приложения включают в себя образцы входного и итогового тестирований, примеры упражнений из электронного комплекса по теме «Путешествия» и список основных сокращений.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии оказывают влияние на все сферы развития общества, в том числе и область иноязычного образования. Обучение иностранному языку представляет собой сложный процесс, направленный на практическое овладение иностранным языком, главной целью которого является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Одним из главных пунктов для достижения этой цели является владение лексическими навыками, поскольку осуществление всех видов речевой деятельности не представляется возможным без применения лексики языка.
Каждому учителю необходимо научиться использовать в своей работе такие социальные сервисы, которые, с одной стороны, интересны и полезны детям, а с другой стороны, влияют на повышение качества образовательного процесса. Знакомство учителей с сервисами Web2.0 создает условия для адаптации новых технологий к задачам, стоящим перед педагогическим сообществом, рассмотрения проблемы обучения лексической стороне иноязычной речи с другой стороны. В эру компьютеризации стала доступной возможность появления среды, объединяющей всех участников образовательного процесса и предоставляющей возможность задавать вопросы и получать ответы, обсуждать материал и дорабатывать его совместными усилиями.
В рамках написания настоящей магистерской диссертации была предпринята попытка определить возможности социальных сетевых сервисов Web2.0 в обучении иностранным языкам учащихся старших классов. Для достижения этой цели были выполнены все поставленные задачи.
В первой главе нами было изучено содержание обучения лексической стороне речи. Формирование лексических навыков является основной целью работы над лексикой в среднем общеобразовательном учреждении, поскольку лексический компонент лежит в основе обучения всем видам речевой
деятельности. Согласно примерным программам по английскому языку, выпускники профильного уровня должны овладеть лексическим минимумом до 1600 единиц, в роли которых могут выступать как отдельное слово, так и устойчивое словосочетание или идиома.
Кроме того, мы рассмотрели методику обучения лексике учащихся старших классов. Было установлено, что урок формирования продуктивного лексического навыка состоит из трех этапов: ввод и семантизация ЛЕ, автоматизация ЛЕ и применения новых ЛЕ и их сочетаний в речи.
Опираясь на личный преподавательский опыт, нами были охарактеризованы и выявлены критерии оценки сервисов Web2.0, используемых на уроках английского языка в старшей школе (PollEverywhere, WordWall, LearningApps, Nearpod, Quizlet). Такие сервисы Web2.0, как PollEverywhere, WordWall, LearningApps, Nearpod и Quizlet не только помогают создать отличные условия для совершенствования лексического навыка учащихся, но и способствуют формированию интерактивной среды обучения и повышению интереса учащихся к иностранному языку.
В практической части данной работы был проведен анализ учебной литературы и предложенных в них упражнений на формирование лексического навыка. Результаты анализа показали, что количество предложенных лексических единиц превалирует над имеющимися упражнениями на их тренировку.
Учитывая результаты анализа учебной литературы, мы разработали электронный комплекс упражнений по теме “Travelling” (Путешествия), который впоследствии был апробирован в опытно-экспериментальном обучении. Благодаря пробному обучению экспериментальная группа улучшила свой результат и даже превзошла результат контрольной группы, что может говорить об эффективности применения интерактивных упражнений, созданных с помощью сервисов Web2.0.
По результатам опытно-экспериментального обучения были созданы методические рекомендации по формированию лексического навыка учащихся старшей школы с использованием сервисов Web2.0, которые могут быть использованы как учителями английского языка среднеобразовательных учреждений, так и студентами педагогических и лингвистических высших учебных заведений.
Проведенное исследование также позволило нам сделать вывод о том, что применение ресурсов Web2.0 в формировании лексического навыка помогает включить тренировку таких аспектов лексической единицы, как его форма, значение и употребление. Однако необходимо помнить о грамотном внедрении данных инструментов в образовательный процесс и учитывать санитарные и нормы и правила, регламентирующие длительность использования компьютера на уроке.
Можно отметить, что использование ресурсов Web2.0 позволило не только повысить качество формируемого навыка, но и спроектировать уроки английского языка так, чтобы они были увлекательными, интерактивными и результативными.
Результаты исследования показывают, что поставленная в работе цель на данном этапе достигнута.
Создание упражнений с использованием возможностей описанных в данной работе сервисов Web2.0, а также привлечение новых сайтов и приложений для создания интерактивных заданий к другим темам учебников представляются возможными перспективами данной работы.
Словари
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство Икар, 2009. - 448 с.
Научная литература
2. Байдикова Н. Л. Лингводидактические возможности электронного приложения Ош/1е1 при обучении иноязычной лексике / Н. Л. Байдикова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 47.
3. Баранова К. М. Английский язык. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка. "Звездный английский" 10 класс / К. М. Баранова, Д. Дули - М.: Просвещение. - 2012. - 201 с.
4. Ведель Г. Е. Методы обучения иностранным языкам и их методологическая основа / Г. Е. Ведель // Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - В.1. - С. 85-91.
5. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв., ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
6. Дрыгина М. В. К вопросу использования мобильных технологий для изучения иностранного языка / М. В. Дрыгина // Самарский научный вестник. - 2018. - № 3 (24). - С. 317-321.
7. Иванова Е. А. Электронное учебное приложение «Ош/1е1» как средство обучения иноязычной лексике / Е. А. Иванова, Д. И. Кочиева // Российская наука в современном мире: сб. ст. XXXVI международной научно¬практической конференции, Москва, 28.02.2021. - М.: ООО "Актуальность. РФ", 2021. - С. 70-73.
8. Казначеев Д. А. Дидактические возможности мобильных приложений в обучении английскому языку в школе (на примере обучения лексике) / Д. А. Казначеев, О. А. Минеева // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2020. - № 3. - С. 74-79.
9. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на предвузовском этапе / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин. - СПб.: Златоуст. - 2006. - 272 с.
10. Картон А. С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. - 1976. - № 2. - С. 183.
11. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г. А. Китайгородская. - М.: Изд-во Высшая школа, 2009. - 277 с.
12. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с.
13. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психол. тр. / А. А. Леонтьев. - М.: Российская государственная библиотека, 2006. - 448 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд, стер. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
16. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные языки» / Р. К. Миньяр-Белоручев. - М.: Высшая школа, 1990. - 124 с.
...
содержание магистерской диссертации - Дидактические возможности сервисов
Web 2.0 в обучении лексической стороне
иноязычной речи учащихся старших
классов
выдержки из магистерской диссертации - Дидактические возможности сервисов
Web 2.0 в обучении лексической стороне
иноязычной речи учащихся старших
классов