РЕФЕРАТ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К БРЕНДУ В
СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1 Маркетинговая сущность феномена доверия 12
1.2 Маркетинговый инструментарий формирования доверия к бренду в сфере
высшего образования 26
1.3 Маркетинговое содержание коммуникационной стратегии продвижения
бренда 45
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К БРЕНДУ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА 54
2.1 Разработка инструментария для измерения уровня доверия к бренду
Уральского федерального университета 54
2.2Исследование уровня доверия к бренду Уральского Федерального Университета 62
3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОВЕРИЯ К БРЕНДУ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА . 98
3.1 Выбор коммуникационного инструментария, используемого для
поддержания доверия к бренду Уральского федерального университета 98
3.2 Разработка алгоритма формирования высокого уровня доверия потребителей
к бренду Уральского Федерального Университета 104
3.3 Перспективы диагностики коммуникационной поддержки доверия к бренду
ВУЗа 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол контент-анализа 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Каталог контент-анализа 126
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для преподавателей 127
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для студентов и абитуриентов 131
Актуальность проблемы.
Современный рынок высшего образования находится в кризисе. Высшее образование становится массовой услугой, спрос на образование растет. Согласно исследованию Министерства образования и науки РФ, к 2025 году число студентов, которые будут приняты в ВУЗы составит 1568 тыс. человек, тогда как по отчету НИУ ВШЭ об образовании на 2016 год в ВУЗы РФ было принято 1191,7 тыс. человек [94,95]. Но при этом качество образовательной услуги не улучшается. В рейтинге качества образования за 2016 год, составленном PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), качество образования в России осталось на уровне ниже среднего [92]. Подобная ситуация сказывается и на рынке труда. Работодатель зачастую не считает полученные в ВУЗе компетенции адекватными относительно тех задач, которые должен выполнять сотрудник . Формируется глобальный рынок образовательных услуг. По данным UNESCO, чуть более 3 млн. россиян обучаются заграницей на 2016 г., а по данным Министерства образования и науки в России обучается около 6 млн. человек [89,95]. То есть треть выпускников уезжает учиться заграницу. Такая ситуация приводит к высокой конкуренции не только между российскими ВУЗами, российским университетам приходится конкурировать с зарубежными учреждениями высшего образования. В этих условиях значимым критерием для выбора ВУЗа как партнера, работодателя, потенциального места обучения у конечных и промежуточных потребителей становится уровень доверия к бренду. Мы полагаем, что при выборе образовательного учреждения при примерно равном качестве образовательной услуги и положении в рейтинге университетов, определяющим критерием станет именно доверие к бренду. Соответственно, ВУЗу важно знать, с помощью каких коммуникационных инструментов можно формировать и поддерживать высокий уровень доверия у потребителей, какой коммуникационной стратегии продвижения бренда стоит придерживаться.
В России реализуется стратегия 2020, в рамках которой 5 российских вузов должны попасть в сотню лучших университетов мира. Уральский федеральный университет является участником этой программы. В настоящее время ВУЗ находится на следующих местах престижных мировых рейтингов за 2016-2017 гг.: QS World University - группа 491-500, Times Higher Education World University Rankings - 801+ [85]. Формирование определенного уровня доверия может помочь УрФУ добиться более высоких показателей в этих рейтингах. Ведь доверие к бренду не просто поможет наладить эффективную коммуникацию, но и всесторонне улучшить качество образовательной услуги за счет того, что будут улучшаться воспринимаемые достоинства бренда, которые являются компонентом доверия к бренду и требуют улучшения для увеличения уровня доверия. Коммуникационная поддержка позволяет повышать уровень доверия к бренду.
У исследователей возникают проблемы с определением доверия в маркетинге. Проблемы, в основном, связаны с трудностями измерения доверия, разработки валидных методик определения, в том числе и составляющих доверия. По этой же причине малоизучен феномен доверия к бренду. В силу трудности определения составляющих доверия, исследователями не был разработан коммуникационный инструментарий, влияющий на уровень доверия к бренду.
Вышеизложенное обусловило актуальность диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является обоснование вклада коммуникационной поддержки в формирование, поддержание и развитие доверия к бренду в сфере высшего образования, а также разработка модели коммуникационной поддержки.
Достижение этой цели предполагает постановку в диссертации следующих задач:
- рассмотреть доверие как феномен маркетинга, определить составляющие его компоненты;
• осуществить анализ маркетингового инструментария формирования доверия к бренду в сфере высшего образования;
• выявить маркетинговое содержание коммуникационной стратегии продвижения бренда;
• разработать методику оценки уровня доверия к бренду в сфере высшего образования;
• провести маркетинговое исследование доверия к бренду Уральского федерального университета у студентов, абитуриентов и преподавателей;
• разработать этапы формирования высокого уровня доверия к бренду при помощи коммуникационных инструментов;
• определить коммуникативную эффективность инструментария, используемого для поддержки доверия к бренду в Уральском федеральном университете.
Объектом исследования являются основные практики коммуникационной поддержки брендов высшего образования.
Предметом исследования является уровень доверия к бренду Уральского федерального университета у потребителей в сфере высшего образования и коммуникационные инструменты, способствующие формированию высокого уровня доверия к ВУЗу.
Степень разработанности проблемы.
В настоящее время феномен доверия стал междисциплинарным объектом исследования. Каждая научная дисциплина стремится выделить в феномене свои отличительные черты и характеристики, обнаруживая свою специфику.
Первую группу работ, изученных автором, составили исследования в социологии, экономике, посвященные проблематике определения феномена доверия. Это труды Т. Даса, Г. Зиммеля, Н. Лумана, Б. Тенга, Ф. Тенниса, Д.Н. Ушакова, Дж. Харриса, К. Харта и других. Среди них есть сторонники и противники разделения терминов «доверие» и «уверенность». Д.Н. Ушаков разделяет понятия доверие и вера, при этом считает веру компонентом доверия.
К. Харт и Дж. Харрис являются сторонниками разграничения трех понятий - доверия, веры и уверенности. Н. Луман, Г. Зиммель, Ф. Теннис, Т. Дас, Б. Тенг разделяют веру и уверенность и считают их самостоятельными феноменами.
На развитие теории доверия в маркетинге как важной детерминанты основательно повлияли такие авторы, как Н. Андалиба, Ф. Двайер, Г. Дешпанде, П. Дони, С. Касталдо, Дж. Кеннон, Ф. Котлер, И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева, К. Мурман, Ю.А. Сулковская, Д. Таннер, Р. Цальтман и другие. Исследователи единодушно подчеркивают важность доверия в отношениях между фирмой и потребителем, ограничения подходов заключаются в практически полной невозможности измерения уровня доверия.
Вместе с тем, нельзя не отметить все возрастающий интерес учёных и исследователей разных отраслей знания к проблематике доверия, обусловленный всё более тесными взаимоотношениями с потребителем...
В ходе проделанной работы во введении представлена актуальность заявленной темы, оценена степень разработанности проблемы, охарактеризованы объект и предмет исследования, определены цель, задачи и научная новизна работы, также представлена информация о публикациях работы.
В первой главе рассмотрен и изучен феномен доверия с позиции маркетинга, в результате чего определено, что доверие - это воспринимаемая потребительская ценность, которая обеспечивает уверенность в исполнении обязательств субъектом маркетинговых отношений, при возможности прогнозирования рисков. Кроме того, дана дефиниция термина «доверие к бренду». Доверие к бренду - это интегральная характеристика, которая включает в себя воспринимаемые достоинства бренда, удовлетворенность потребителей товаром, услугой и обслуживанием бренда, неспонтанную известность бренда (top of mind и узнаваемость с подсказкой) при возможности прогнозирования рисков в отношении бренда. Также было определено, что коммуникационные инструменты играют значительную роль при формировании и поддержания уровня доверия к бренду. В зависимости от типа бренда была определена оптимальная коммуникационная стратегия продвижения, а также значимый коммуникационный инструментарий поддержки доверия в рамках данной стратегии продвижения.
Вторая глава посвящена исследованию уровня доверия потребителей к бренду Уральского федерального университета. В рамках исследования была разработана авторская модель доверия к бренду, включающая следующие компоненты: индивидуальный опыт, опосредованный опыт (друзей, родных, знакомых), социальную ответственность бренда, совпадение ценностей потребителя и бренда, уровень квалификации сотрудников, надежность, соответствие заявленного качества товара/услуги реальному, финансовые характеристики, безопасность, опыт работы на данном рынке, степень риска, удовлетворенность потребителя, репутация, честность, прозрачность, справедливость, забота о клиентах, эффективность (результат), наличие гарантий и выполнение обещаний. На основе данной модели была разработана интегративная модель оценки доверия к бренду, разбивающая доверие на три уровня - высокий, средний и низкий. По результатам исследования у преподавателей выявлен высокий уровень доверия к бренду УрФУ, а у студентов и абитуриентов средний уровень доверия к бренду Уральского федерального университета. Также даны практические рекомендации по результатам исследования.
В третьей главе был проведен анализ существующий коммуникационных инструментов формирования уровня доверия в Уральском федеральном университете. Кроме того, был разработан алгоритм формирования высокого уровня доверия к бренду у потребителей с помощью коммуникационных инструментов. Также были предложены перспективы дальнейшей разработки тематики магистерской диссертации. Представленный алгоритм планируется апробировать в Уральском федеральном университете.
1. Антоненко И.В. Социально-психологическое исследование феномена доверия в сфере деловых отношений. - М.: ГОУ ВПО ГУУ, 2003. - 52с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Питер, 2012. С.560.
3. Баранов Д.Е., Демко Е.В., Лукашенко М.А. PR: теория и практика/ Под ред. М.А. Лукашенко. М.: Маркет ДС, 2014. С.328.
4. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник / Под ред. В.И. Беляева. 3-е изд. М.: КноРус, 2015. С.672.
5. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Пер. с англ. под ред. С.В. Божук. СПб.: Питер,
2013. С.864.
6. Бест Р; 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 752 с.
7. Блэк С. Введение в паблик рилэйшенз. Ростов н/Д: Феникс, 2012. С.320.
8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: “ТРИЗ-ШАНС”; «Бизнес-Пресса», 2012. С.201.
9. Годин С. Разрешительный маркетинг: Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя, — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 235с.
10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000.
11. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. Е.Н. Голубковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2012. С.328.
12. Гэд Т., «4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики» (Thomas Gad, "4D Branding: Cracking the Corporate Code of the Network Economy"). - СПб: Издательство: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001 - 230 с
13. Дейнекин Т.В. Маркетинговые коммуникации: Учебно-методический комплекс. М.: ЕАОИ, 2013. С.80.
14. Душкина М.Р. РЯ и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие. СПб.: Питер,
2014. С.560.
15. Зиммель Г. Философия денег (фрагмент) / пер. с немецкого А. Филиппова /Теория общества / под редакцией А. Филиппова. М.: Канон-Пресс, 1999. с. 309-383...