Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В РОМАНИСТИКЕ ДЖОНАТАНА САФРАНА ФОЕРА

Работа №100088

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические и методологические основания исследования 10
1.1. Фотография и прием ее включения в художественный текст 10
1.2. Графические элементы в литературе и прием графической организации
текста 15
1.3. Прием нарушения типографической нормы 20
Глава II. Фотографические изображения в романе Джонатана Сафрана Фоера
«Жутко громко и запредельно близко» 24
Глава III. Графические элементы в романе Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» 38
Глава IV. Метод «стирания» в романе Джонатана Сафрана Фоера «Древо
кодов» 50
Заключение 60
Список использованной литературы 63

Жизнь в эпоху «информационного бума», когда человек каждый день сталкивается с объемом информации, который его предки получали в течение десятилетий, приводит к естественной реструктуризации в гуманитарных науках. Поскольку границы между различными сферами становятся весьма условными, происходит методологический поворот к междисциплинарности. Так, например, музыка обращается к визуальности — создание клипового сопровождения песен стало нормой.
Обращение к визуальной стороне искусства происходит в гуманитарных науках около двадцати пяти лет назад. Visual Studies как отдельное направление прошло три этапа становления [Зенкова, 186]. В рамках первого этапа можно было выделить четкие границы, существующие между различными науками. На втором этапе стало возникать большое количество специалистов узкой направленности, что стало следствием дробления различных наук на отдельные направления. В рамках третьего этапа, который происходит в наше время, главенствующим принципом стала междисциплинарность. Подобный интерес к визуальности, которых исходит от всех гуманитарных наук, можно объяснить нарастающей глобализацей, при которой визуальный становится главным способом передачи информации в различных СМИ, а также в интернете.
Джонатан Сафран Фоер — американский писатель (р. 1977). Он родился в Вашингтоне, в еврейской семье, которая огромное внимание уделяла сохранению памяти о предках, восточноевропейских евреях, которые, как, например, его дедушка, чудом спаслись во время Второй мировой войны, эмигрировав в Америку. Не последний вклад в подобный интерес внесла Эстер Фоер — мама Джонатана, которая возглавляет Ассоциацию евреев Вашингтона. Эти условия, в которых рос Фоер, и стали причиной того, что по окончании университета он отправился на Украину узнать о месте, в котором его дедушка рос, и о людях, которые помогли ему спастись. По итогам этого путешествия был написан его первый роман «Полная иллюминация».
Конечно, на самом деле Фоер пробыл на Украине всего лишь три дня, и, не найдя ни места, где жил его дедушка, ни человека, который его спас, он вернулся домой и написал книгу, чтобы заполнить пустоту и придумать свой ответ на вопрос.
В книге рассказывается о путешествии главного героя Джонатана Сафрана Фоера на Украину в поисках штеттла Трахимброд, где жил его дедушка, а также девушки Августины, которая его спасла от нацистов. В этом ему помогают Алекс Перчов, который выступает в роли переводчика, и его дедушка Александр. Все вместе они отправляются на поиски Трахимброда.
Повествование можно поделить на несколько частей.
Часть повествования происходит от лица Алекса, который пишет письма Джонатану уже после того, как они совершили свое путешествие. В этих письмах Алекс высылает свое описание их поездки, а также описывает то, как протекает сейчас жизнь дедушки, Игорька и его самого. Самого Джонатана в романе и его реакции мы видим только со слов Алекса, который в письмах дает оценку его действиям. Художественное время, характерное для данной части, можно обозначить как «историческое время», которое дает отсылки как к прошлому, так и к будущему.
Другой частью можно считать книгу, которую пишет главный герой Джонатан. Она посвящена его предкам, которые жили в Трахимброде, с периода его создания и до уничтожения штеттла нацистами. Здесь характерным художественным временем становится так называемое «летописное время».
Второй роман Фоера «Жутко громко и запредельно близко» посвящен трагедии 11 сентября, которую Фоер, как и любой американец, воспринял очень близко. Эта трагедия относится уже не к прошлому, а к новому веку и сталкивает нас лицом к лицу с новой чумой — терроризмом. Однако, как и все творчество Фоера, центральным персонажем этой книги становится не сама трагедия, а человек, которого она коснулась — мальчик Оскар, потерявший своего отца в результате теракта 11 сентября 2001 года. Именно о его попытках примириться с трагической действительностью и написан этот роман, который мы подробно разберем в данной работе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как мы видим, визуальная составляющая романов Дж. Фоера очень разнообразна: в нашей работе мы рассмотрели три основных разновидности визуальных приемов, встречающихся в романах Фоера — включение фотографии, использование графических элементов, а также рассмотрели авторский метод «стирания».
Включая фотографии в текст своих романов, Фоер совершает переворот:
если до этого использование изображений выполняло лишь функцию иллюстрации сюжета, то фотографические изображения в романе «Жутко громко и запредельно близко» являются непосредственно частью нарратива. Фоер фабрикует авторство этих изображений, приписывая создание и подбор визуального ряда главным героям. Это позволяет добиться эффекта включенности реципиента в события, описываемые в книге, так как он смотрит на изображенное с той же точки зрения, что и персонажи в романе.
Помимо этого, поскольку в данном случае автором фотографии выступает нарратор, визуальный знак становится носителем информации о персонаже, что позволяет расширить инструментарий создания и интерпретации художественного образа.
В ходе работы мы выявили, что использование различных графических приемов характерно для современной прозы. Среди тех приемов, что уже были использованы до Фоера, можно выделить такие приемы, как
1. использование переноса;
2. организация текстовых вставок (имитация табличек, визитных карточек);
3. использование пробелов, изменение полей и фрагментация
страницы. Они влияют на соотношение печатного текста и свободного пространства страницы. Фоер использует различные приемы, такие как, например, драматизация отдельных приемов, фигурные приемы и отступы.
Однако вместе с этим можно выделить ряд авторских приемов, которые до этого не встречались. К ним можно отнести «уплотнение» текста с последующим «наползанием» строчек друг на друга, числовая шифровка посредством алфавита на телефонных кнопках, использование отступов и пробелов при передаче «пдслушанного» монолога.
Беспрецедентным становится метод «стирания», который Дж. Фоер использует в «Древе кодов». Целью данного эксперимента становится не просто попытка создания неповторимой формы, но в первую очередь демонстрация возможности читательской интерпретации при работе с текстом. Для того, чтобы создать данный роман, Дж. Фоеру потребовалось сначала изучить книгу, которая станет основой для нового произведения. Соответственно, в процессе такого чтения, он познакомился с циклом Б. Шульца еще ближе. Предлагая реципиенту вступить с ним в игру, Фоер, при этом, частично сохраняет мифологизированную поэтику Шульца. Получившийся текст выходит более абстрактным — за счет редукции образов и описательной части. Отсутствие заголовков, который изначально задавали временной ориентир, создает вневременной хронотоп. Подобная формальная организация влияет на читателя, создавая эффект «остранения», что порождает некоторое сопротивление при попытке воспринять его читателем.
Подводя итог выяснению роли визуального ряда в творчестве Дж. С. Фоера, можно выделить несколько уровней, на которые влияет визуальная составляющая его романов:
• уровень восприятия;
• образный уровень;
• повествовательный уровень (нарратив).
Произведения Дж. Фоера подразумевают достаточно большой «уровень сопротивления» текста читателю, что связано с формальной стороной организации — с особенностями использования визуальных элементов. Эта позиция обоснована читательскими привычками самого Фоера и проявляется в его книгах посредством разрушения привычного реципиенту вербального нарратива и дефрагментации пространства страницы.
Что касается образного уровня, то на примере романа «Жутко громко и запредельно близко» мы видим, как использование фотографических элементов участвует в создании образов персонажей. Повествователи выступают авторами или же коллекционерами снимков, таким образом, их можно охарактеризовать через выбор тех или иных фотографий.
Новаторство Фоера в отношении нарративной структуры проявляется в том, что он впервые на практике осуществляет роман-палимпсест, реализованный подобным образом: он берет самостоятельное произведение и посредством «стирания», не меняя ничего в организации последовательности повествования, создает новый текст.
Разобрав визуальные приемы в романах «Жутко громко и запредельно близко» и «Древо кодов» и проанализировав их функцию в тексте, мы можем сделать вывод об экспериментальности стиля Фоера, поскольку он использует новые приемы, которые до этого еще не были применены.


1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 122 с.
2. Базен А. Онтология фотографического образа / А. Базен // Что такое кино? / А. Базен; пер. с фр. В. Божовича и И. Эпштейн, вступ. ст. И. Вайсфельда. - М., 1972. - С. 40-47.
3. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт; пер. с фр., послесл. и комм. М. Рыклина. - М.: Ad Marginem, 2011. - 272 с.
4. Барт Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М., 2003. - С. 378-392.
5. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М. М. Бахтин // Эпос и роман / М. М. Бахтин. - СПб: Азбука, 2000. - 232 с.
6. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе // В. Беньямин; предисл., сост., пер. и примеч.
C. А. Ромашко. - Нем. культур. центр им. Гете. М.: Медиум, 1996. - 240 с.
7. Бергер Дж. Искусство видеть / Дж. Бергер. - М.: Клаудберри, 2012. - 179 с.
8. Горленко Н. М. Живопись и фотография в России во второй половине XIX
• начале XX века: автореф. дис. ... искусствоведения: 17.00.04 / Н. М. Горленко; Моск. гос. ун-т. им. М. В. Ломоносова. - М., 2010. - 22 с.
9. Даниель С. М. Искусство видеть / С. М. Даниель. - СПб.: Искусство, 1990.
• 224 с.
10. Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1962. - 314 с.
11. Зенкин С. Н. Образ, рассказ и смерть (Жорж Батай и Ролан Барт) / С. Н. Зенкин // Новое литературное обозрение. - 2013. -№ 5. - С. 15-44.
12. Зенкова А. Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания / А. Ю. Зенкова // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. - 2004. - Вып. 5. - С. 184-193.
13. Зинченко В. П. Зрительное восприятие и творчество. Восприятие как
перцептивная деятельность [электронный ресурс] / В. П. Зинченко. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - С. 379-391. - ИИИ
ййр://’№№№.рзусй11Ь.ги/тс/аЬз1б.рйр?аЬз1б=90252 (дата обращения: 06.06.2017).
14. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход / В. Изер // Современная литературная теория. Антология / сост. И. В. Кабанова. - М.: Флинта, Наука, 2004. - С. 201-224.
15. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден; пер. с польского А. Ермилова и Б. Федорова. - М.: Издательство Иностранной литературы, 1962.
• 572 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ