Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоактуализация личности и мотивация работающих пенсионеров в контексте удовлетворенности жизнью

Работа №100086

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы209
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ
РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
1.1. Проблема мотивации и активности к продолжению
профессиональной
1.2. Проблема самоактуализации в профессиональной
деятельности в пенсионном возрасте
1.3 Изучение мотивации в контексте благополучного
старения различных групп пенсионеров
1.4 Удовлетворенность, как определяющее понятие благополучной старости, и влияющие на него факторы
1.5 Взаимосвязанность аспектов самоактуализации, мотивации и удовлетворенности качеством жизни у людей пенсионного возраста
Выводы по главе 72
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
И МОТИВАЦИИ РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ЛЮДЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание выборки 74
2.2 Характеристика методов исследования 75
2.3 Анализ результатов исследования (дескриптивный,
сравнительный, корреляционный)
Выводы по главе 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЯ 131

Социальные и демографические изменения, которые мы наблюдаем в современном мире, определяют новую углубленную направленность в изучении онтогенеза человека, а конкретнее, в изучении позднего периода жизни. Как показывают данные многих исследований, и в России, и в мире увеличился процент людей пожилого возраста. Согласно прогнозам, этот процент будет еще увеличиваться в дальнейшем и, как результат, мы можем наблюдать старение общества. Помимо демографических изменений также появляются изменения социального характера. Увеличение пенсионного возраста в нашей стране создало некую «общественную турбулентность», что не могло не сказаться на психологическом благополучии граждан.
Изучением позднего периода жизни человека ученые начали заниматься относительно недавно по сравнению с другими периодами онтогенеза человека. В особенности аспекты мотивации и самоактуализации рассматривались в контексте молодого и зрелого возрастов. Но в свете последних социальных и демографических изменений появилась актуальность изучения данных аспектов в контексте позднего возраста, который включает в себя предпенсионный и пенсионный периоды.
Период выхода человека на пенсию сопровождается стрессом и другими негативными атрибутами. Многие люди данного возрастного периода предпочитают не заканчивать свою трудовую деятельность и продолжать работать. Мотивационная и самоактуализационная составляющие у работающих и неработающих пенсионеров могут быть различными, что не могут не отразиться на удовлетворенности жизнью у обеих групп пенсионеров.
Удовлетворенность качеством жизни включает в себя такие составляющие, как: работа, здоровье, личные достижения и устремления, общение, поддержка близких, оптимистичность, уровень напряженности, самоконтроль, уровень негативных эмоций. В нашу задачу входит изучение этих составляющих удовлетворенности и сравнение этих показателей между группами работающих и неработающих пенсионеров. Также нам необходимо исследовать влияние на удовлетворенность самоактуализации и мотивации личности.
Пожилой возраст может стать для человека, как периодом застоя, так и периодом стремления к личностному росту и самоактуализации. Прекращение или продолжение трудовой деятельности могут оказать важное влияние на мотивационные и самоактуализационные аспекты личности.
Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности феноменов самоактуализации и мотивации в контексте удовлетворенности жизнью работающих и неработающих пенсионеров. Вследствие чего появляется необходимость более углубленного изучения этих конструктов в данном возрастном периоде в связи с социальными и демографическими изменениями в современном обществе.
Исходя из актуальности проблемы была сформирована тема исследования: «Самоактуализация личности и мотивация работающих пенсионеров в контексте удовлетворенности жизнью».
Объект исследования: самоактуализация личности в пенсионном возрасте.
Предмет исследования: самоактуализация личности и мотивация работающих пенсионеров в контексте удовлетворенности жизнью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между самоактуализацией, мотивацией и удовлетворенностью качеством жизни у людей пенсионного возраста в зависимости от их профессиональной занятости.
В связи с объектом, предметом и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы и исследования в областях мотивации, самоактуализации, удовлетворенности качеством жизни в позднем возрасте.
2. Исследовать уровни самоактуализации, мотивации,
удовлетворенности качеством жизни у людей пенсионного возраста в зависимости от их профессиональной занятости.
3. Сравнить уровни самоактуализации, мотивации
и удовлетворенности качеством жизни работающих и неработающих людей пенсионного возраста.
4. Изучить взаимосвязь самоактуализации, мотивации,
удовлетворенности качеством жизни работающих и неработающих людей пенсионного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между уровнями самоактуализации, мотивации и удовлетворенности качеством жизни у работающих и неработающих пенсионеров существует взаимосвязь, а также могут присутствовать различия в характере этой взаимосвязи у групп исследуемых людей пенсионного возраста.
Теоретико-методологические основания исследования: многие российские и зарубежные авторы посвятили изучению самоактуализации, мотивации и удовлетворенности свои работы. Изучением феномена самоактуализации занимались такие авторы, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, изучением мотивации А. Шопенауэр, бихевиористы Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер, когнитивные психологи, в числе которых Ж. Нюттен. Проблему удовлетворенности исследовали такие отечественные психологи, как Е. П. Ильин, В. Г. Асеев и П. М. Якобсон. Также, несмотря на более значительный вклад в изучение самоактуализации и мотивации зарубежных психологов, не остались в стороне и отечественные психологи: Д. А. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К. Маркова и др.
Существуют основания считать, что есть взаимосвязь между этими тремя явлениями.
Методы исследования: для наиболее полного изучения данных аспектов был проведен теоретический анализ литературы, для сбора данных диагностические методики, эмпирические методы: описательный (дескриптивный анализ), сравнительный анализ, корреляционный анализ.
Для исследования мотивации мы использовали методику мотивационной индукции Ж. Нюттена. Для исследования самоактуализации нами был использован «Самоактуализационный тест» (CAT) в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз. Для исследования удовлетворенности качеством жизни был использован опросник по оценке уровня удовлетворенности качеством жизни.
В исследовании мотивации, самоактуализации и удовлетворенности качеством жизни приняли участие работающие и неработающие мужчины и женщины пенсионного возраста. Выборка формировалась в рамках проекта РФФИ № 19-013-00431 (рук. Т. Б. Сергеева) и составила 231 человек данного возраста.
Теоретическая значимость исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в сравнительном анализе работающих и неработающих пенсионеров в аспектах мотивации, самоактуализации и удовлетворенности качеством жизни, а также анализе корреляционных связей этих аспектов.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы помочь специалистам в областях психологии и социологии увидеть изменения и различия в самоактуализационной и мотивационной сферах личности, а также сфере удовлетворенности качеством жизни в зависимости от профессиональной занятости людей пенсионного возраста. Данные факты помогут в работе с этой группой людей, которым необходима адаптация к новым условиям жизни на пенсии, и при этом чувствовать удовлетворенность жизнью и самоактуализироваться в ней.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения теоретических материалов мы пришли к выводу, что аспекты мотивации, самоактуализации и удовлетворенности качеством жизни среди людей пенсионного возраста во многом взаимосвязаны. Многие современные исследования подтверждают, что самоактулизирующаяся личность, имеющая мотивацию для реализации своих целей, наиболее удовлетворена качеством жизни. Во многом самоактуализационную и мотивационную направленность определяют изначальные личностные установки и ценности человека.
Основной проблематикой, касающейся людей пенсионного возраста, является негативное отношение к старости в современном обществе. Стереотипы, которые окутывают период позднего возраста, затрудняют процесс самоактуализации современного пенсионера. Предубеждения относительно старости создают сложности в самореализации, трудоустройстве, реализации в профессиональной деятельности людей пожилого возраста. Как следствие, низкая самооценка и низкие показатели удовлетворенности качеством жизни.
Однако не все так пессимистично. Рассмотренные в данной работе исследования подтверждают, что большое число пенсионеров предпочитают активный образ жизни и с оптимизмом смотрят в будущее. Активная старость является залогом успешного старения. В частности, пенсионеры, которые продолжают свою профессиональную деятельность, ведут более активный образ жизни, чем неработающие. Данная категория пенсионеров имеет достаточный уровень мотивации для реализации своих целей, стабильную самооценку, а также наиболее удовлетворена своей жизнью в целом. Многие из неработающих пенсионеров имеют аналогичные показатели, но только та часть из них, которая ведет активный образ жизни и изначально относится к жизни с оптимистичной точки зрения.
Активный образ жизни в позднем возрасте может стать не только причиной успешного старения, но и причиной долголетия пожилого человека. Активность в данном случае определяет совокупность факторов таких, как творческая реализация, физическая, социальная, профессиональная, личностная активность. Все эти факторы присущи самоактуализирующейся и удовлетворенной жизнью личности.
Самоактуализация, как конструкт, является основополагающим свойством зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации своего потенциала. Показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению и др.
Проведенный теоретический анализ самоактуализации в профессиональной деятельности в позднем возрасте позволяет нам говорить о том, что самоактуализация в общем смысле - это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт [24, С.26].
Таким образом, мы предполагаем, что между самоактуализацией, мотивацией и удовлетворенностью качеством жизни существует взаимосвязь.
Нами было проведено исследование, в котором мы анализировали каждый из трех конструктов и взаимосвязь между ними, дифференцируя выборки людей пенсионного возраста по критерию профессиональной занятости.
Нами была выдвинута гипотеза, что между уровнями самоактуализации, мотивации и удовлетворенности качеством жизни у работающих и неработающих пенсионеров, которые были представлены в исследовании, как группа сравнения, существует взаимосвязь, а также могут присутствовать различия в характере этой взаимосвязи у групп исследуемых нами людей пенсионного возраста.
Эмпирическое исследование с целью проверки выдвинутых гипотез было проведено на группе людей пенсионного возраста, которая в совокупности составляла 231 человек, 110 человек - работающие пенсионеры, 121 человек - неработающие пенсионеры.
В соответствии с выдвинутой гипотезой были определены задачи.
Первая задача заключалась в анализе теоретических источников в областях мотивации, самоактуализации и удовлетворенности качеством жизни, а также возможности взаимосвязи этих явлений в позднем возрасте. Анализируя подходы к изучению самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. А. Леонтьев, А. К. Маркова, И. В. Костакова), подходы к изучению мотивации (Ж. Нюттен, А. Шопенгауэр, Б. Скиннер, А. Маслоу, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К. Маркова), подходы к изучению удовлетворенности качеством жизни (М. Аргайл, Э. Динер, Э. Кэмпбелл, Д. Канеман, Р. Эммонс, К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Джидарьян, Е. П. Ильин, К. В. Карпинский, Л. В. Куликов, Н. В. Панина, Р. М. Шамионов и др.), мы можем сделать выводы, что все три понятия имеют между собой определенную взаимосвязь. Многие авторы даже рассматривали эти понятия в целостном контексте. Несмотря на различные точки зрения определения этих феноменов, их взаимосвязь подтверждается в большинстве исследований.
Для выполнения второй задачи нами был подобран диагностический инструментарий и проведено исследование. В исследовании были использованы следующие методики: мотивационная методика Ж. Нюттена, оценка удовлетворенности качеством жизни, «Самоактуализационный тест» (CAT) в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз.
Для выполнения третьей и четвертой задач нами было организовано и проведено исследование, в которой приняли участие работающие и неработающие люди пенсионного возраста.
В результате проведенного эмпирического исследования, мы получили данные сравнительного анализа между группами работающих и неработающих пенсионеров по указанным выше методикам. По шкалам самоактуализационного теста (CAT) статистических различий между группами пенсионеров не выявлено. Это говорит о том, что самоактуализация присуща людям пенсионного возраста независимо от их профессиональной занятости, потому что личность имеет способность к самоактуализации и реализации своего потенциала в любом возрастном периоде и при различных жизненных обстоятельствах, которые включают в себя наличие или отсутствие трудовой деятельности.
Иная картина у сравнительного анализа по мотивационной методике Ж. Нюттена и методики оценки удовлетворенности качеством жизни. Большинство категорий, которые связаны с работой и профессиональной деятельностью, имели более высокие показатели у группы работающих пенсионеров, что является очевидным фактом в данном контексте. Остальные различия по методике удовлетворенности качеством жизни в категориях «здоровье» и «поддержка близких» также имели более высокие значения у группы работающих пенсионеров. Это говорит о том, что профессиональная занятость помогает пенсионеру ощущать субъективную удовлетворенность некоторыми аспектами своей жизни.
Сравнительный анализ по мотивационной методике Ж. Нюттена показал нам, что группа, выбранная для сравнения, неработающих людей пенсионного возраста более склонна к альтруистической деятельности; деятельности, направленной на свое самосохранение; деятельности, направленной на заботу об окружающем мире и близких. Это может быть объяснено сменой жизненных ориентиров после выхода на пенсию, а также высвобождением свободного времени для возможности заниматься деятельностью, не требующей материального вознаграждения. В соответствии с утратой работы и заработка может появиться тревога относительно психологического, экономического, физического и экзистенциального самосохранения. Мотивация работающих пенсионеров имеет более высоко значимые показатели в индукторах, связанных с профессиональной деятельностью и отдыхом. В данном контексте столь очевидный факт говорит нам о том, что работа имеет важное место в жизни работающего пенсионера, а также важное место занимает хороший отдых.
Корреляционный анализ позволил нам установить наличие взаимосвязей между шкалами самоактуализации, мотивации и удовлетворенности качеством жизни. Мы обнаружили, что взаимосвязь этих шкал у групп работающих и неработающих пенсионеров имеет различный характер.
Таким образом, мы можем говорить о том, что гипотеза о наличии взаимосвязей между самоактуализацией, мотивацией и удовлетворенностью качеством жизни людей пенсионного возраста подтвердилась. Также гипотеза подтвердилась в присутствии различий в характере взаимосвязей у групп, работающих и сравниваемых с ними неработающих пенсионеров.
Большее количество взаимосвязей между тремя методиками у группы неработающих пенсионеров говорит о том, что аспекты самоактуализирующейся личности имеют большее влияние на удовлетворенность качеством жизни и мотивацию, а мотивационные аспекты больше присущи удовлетворенным своей жизнью людям и самоактуализирующимся личностям.
Практическая значимость исследования заключается в помощи специалистам в области психологии и социологии, работающим с представителями пенсионного возраста, увидеть взаимосвязи и различия в аспектах самоактуализации, мотивации и удовлетворенности качеством жизни. Вследствие чего использовать полученный материал для более успешной работы с данной группой людей, которая нуждается в адаптации к новым жизненным условиям по достижению пенсионного возраста.



1. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова. - Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. - 112 с.
2. Альперович В. Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: Изд-во «Приор», «Экспертное бюро». 2008. - 81 с.
3. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т.15. №3. С. 99-104.
4. Бельцова И. А. Концепция «успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в демократическом обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1. - 7 с.
5. Беляев И. И. Гигиенические аспекты пожилого человека / Гигиена и санитария. № 6. 1971, С. 53-54.
6. Бетина Е. М. Самореализация личности в пожилом возрасте через преодоление возрастного кризиса: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2007. - 177 с.
7. Бобков В. Н. Уровень жизни пенсионеров и пути его повышения / Бобков В. Н., Горлов И. С., Лукина Л. Г. // Уровень жизни населения регионов России. 2008. № 8. - 7 с.
8. Бороздина Л. В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения трансспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. № 2-3. С. 40-50, С. 34-47.
9. Брук Е. Потеря работы: мужчины и женщины // Управление персоналом» №12, 2000. - 65 с.
10. Бурлачук Л. Ф. «Психодиагностика», 2-е издание. 2018. - 246 с.
11. Быченко Ю. Г. Человеческий капитал как фактор экономического роста // Социальные и институциональные факторы экономического развития России: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов: СГСЭУ, 2005. - 141 с.
12. Василенко Н. Ю. Социальная геронтология / Н. Ю. Василенко. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 140 с.
13. ВОЗ займется здоровьем нищих. [Электронный ресурс] http:// valeolog.com/NEWS/voz.htm 2020 (дата обращения 15.05.2020).
14. Воробьев Ю. Л., Попов А. А. «Духовная жизнь пожилых людей в современном российском обществе» // Вестник Самарского Государственного Университета, №1(51), 2007. - С. 15-23.
15. Всероссийский социологический опрос «Жизненный мир на пенсии» (ЖНП-2015) в рамках проекта «Жизненный мир россиян и эволюция форм их участия в реализации государственных и общественных преобразований (1990-2010-е годы)» (рук. Ж. Т. Тощенко). Проведен в сентябре 2015 г. Всего опрошено 900 человек в 18 регионах страны. - С. 9-28.
16. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Изд. 2-е, доп. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 112 с.
17. Гнездилов Г. В., Кокорева Е. А., Курдюмов А. Б. «Возрастная психология и психология развития» // Учебное пособие, Москва 2013. - 191 с.
18. Демидова И. Ф. «Психологические критерии прекращения трудовой деятельности в пожилом возрасте» // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # V, 2015. - 118 с.
19. Додонов Б. И. О системе «Личность»// Вопросы психологии. 1985. №5. С. 36-45.
20. Елютина М. Э. Стратегии выживания пожилой семьи //
Смирнова Т. В., Смолькин А. А., Темаев Т. В., Елютина М. Э., Тейн П., Санкова Л. В., Великий П. П., Трифонова И. В., Чеканова Э. Е.,
Штейнберг И. Е. Интегрированная старость: практики социального участия: колл. монография. Саратов: Наука, 2007. С. 175 - 185.
21. Елютина М. Э. Социальная геронтология / Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 157 с.
22. Ермолаева М. В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - С. 96-108.
23. Ерошенков С. Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы России. - М: Юрист, 2007. - 11 с.
24. Забелина А. В. «Проблема самоактуализации личности» / Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Толстого Л. Н., 2015, №3(7), - 26 с.
25. Зеер Э. Ф. «Психология профессионального развития», учебное пособие. 2006. - С. 93-120.
26. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 149 с.
27. Зинина А. А. «Престарелые люди и психологическое благополучие в старческом возрасте в социальных представлениях разных групп общества» // Московский гуманитарный университет, №1, 2017 - С. 6¬
15.
28. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 512 е.: ил. - С. 202-216.
29. Ильин Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2015. - 544 с.
30. Карюхин Э. В. Трудовая активность в пожилом возрасте [Электронный ресурс] http://dobroedelo.ru. 2020 (дата обращения 16.09.2020).
31. Козлова Т. З. Здоровье пожилых россиян как отражение качества их жизни / Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. - 46 с.
32. Козырева П. М. «Счастье и его детерминанты» (статья 2) [Текст] / П. М. Козырева, А. Э. Низамова, А. И. Смирнов // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 66-76.
33. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. - 222 с.
34. Костикова И. В. Развитие общительности как фактор самореализации студентов - будущих психологов: дис. ... канд. психол. наук. Тольятти, 2008. - 236 с.
35. Кошарная Г. Б., Щанина Е. В. (Пензенский государственный университет) «Особенности обучения пожилых людей», INTEGRATION OF EDUCATION, №4, 2015. - С. 23-28.
36. Кудрявцева Е. А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант
РФФИ, 1993 - 1994). - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995; Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции,
взаимоотношение // Сб. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1, ч.1, 1995. - С. 6-8.
37. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Сфера, 2001. - С. 53-60.
38. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1997. - С. 24-38.
39. Кульба С. Н. Проблемы и методы определения уровня здоровья. [Электронный ресурс] http://valeo.rsu.ru/conference3/thesis45.html. 2020 (дата обращения 20.09.2020).
40. Лаврова Т. Н. Видеоэкология и эстетотерапия в
геронтологическом центре / Т.Н. Лаврова, В.А. Костенко // Клиническая геронтология. - 2001. - Т.7. - № 8. - С. 112-120.
41. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Изд-во Смысл. - 1999. - С. 39-45.
42. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. - 49 с.
43. Лунина Е. Б. «Трансформации смысловой сферы в позднем возрасте», Российский психологический журнал, 2009. Том 6. №1. - С. 72-80.
44. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. - С. 99-102.
45. Мелехин А. И. Психологические модели успешного старения // Психол. журн. Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2015. № 2. С. 44-61.
46. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука. 1988. - С. 86-90.
47. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. - С. 36-45.
48. Нестерова А. А. Разработка и валидизация методики «Жизнеспособность личности» //Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 93-108.
49. Нестерова А. А. Феноменология жизнеспособности личности в трудных жизненных ситуациях // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4. С. 51-62.
50. Нестерова А. А., Жучкова С. М. «Факторная структура
удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте: социально- психологический подход», Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. №1. - С. 20¬25.
51. Нестерова А. А., Ковалевская Н. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. - С. 38-46.
52. Остапчук Н. В., Сурнина О. С., Лебедева Е. В. «Социальная активность личности пожилых людей. Исследование потребностно- мотивационной и рефлексивно-оценочной сферы» // Журнал научных публикаций «Дискуссия» №11(41), 2015. - С. 68-70.
53. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, М., 1992. Т. 13. № 1. - С. 15-23.
54. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма
субъектности. Ростов на/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
55. Пигров К. С. Экзистенциальный смысл настоящей старости / Пигров К. С. // Философия старости: геронтософия: сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 24. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 10-16.
56. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие / Поливанова К. Н., - М., 2000. - 184 с.
57. Прокопец И. О. «Исследование проблем эмоционального состояния лиц пенсионного возраста, связанных с разными вариантами дальнейшего жизнеустройства» // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №5, 2016. - С. 34-42.
58. Пряжников Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. 1999. №2. - С. 111-122.
59. Пряхин С. Б. «Развитие идентичности в целях личностного самоопределения в пожилом возрасте» // Педагогика и психология: теория и методика обучения. 2015. - С. 18-26.
60. Родионова Л. А. «Возрастные особенности счастливой жизни в России и Европе: экономический подход». // Прикладная эконометрика, 2015, no. 40 (4), - С. 64-83.
61. Садыкова Н. Т. «Старость как новая ступень человечества»; Журнал «Актуальные проблемы и перспективы социального обслуживания пожилых людей», 2017. - С. 82-86.
62. Селигман М. «Как научиться оптимизму» - М.: Альпина
Паблишер, 2017. - С. 52-90.
63. Семенов М. Ю. «Удовлетворение и удовлетворенность» / Омский научный вестник, 2000. - С. 28-36.
64. Смирнова Т. В. «Работа в пенсионном возрасте: мотивы, факторы влияния, результаты» // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2015. - С. 45-52. 
65. Смирнова Т. В. Перспективы занятости пожилых демографического постарения. Журнал социологии и антропологии, 2007. Том X. № 2 - С. 123-133.
66. Смирнова Т. В., д-р социол. наук, зав. Кафедрой «Профессиональные деструкции в пенсионном возрасте». 2016. - С. 16-22.
67. Смирнова Т. В. Стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования. № 8. 2008. - С. 49-55.
68. Смолева Е. О. «Факторы счастья и удовлетворенности жизнью населения региона: социологический аспект». 2016. - С. 102-111.
69. Смолева Е. О., Морев М. В. «Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога» Вологда: ISERT RAN, 2016. - 164 с.
70. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. СПб., 2007. - 208 с.
71. Сорокоумова Е. А., Иванов А. А. «Перспективы исследования социального интеллекта в пожилом возрасте» / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009, №2(4). - С. 61-74.
72. Старикова М. М. Стереотипы старости и старения / Старикова М. М. // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2011. - № 2 (22). - С. 43-50.
73. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. 2005. — 519 с.
74. Сыманюк Э. Э. Психотехнологии коррекции и профилактики профессионально обусловленных деструкций педагогов // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития: тез. докл. науч.- практ. конф., 12--15 марта 2002г. Часть 2. Екатеринбург, 2002. - 110 с.
75. Тихонов Г. М. «Одиночество и старость: проблема стереотипа» // Журнал «Клиническая геронтология», 11, 2006. - С. 12-22.
76. Тобес Б. Право на здоровье: теория и практика. [Электронный ресурс] http://krotov. Info.ru/lib_2020 (дата обращения 22.09.2020).
77. Толстых А. В. Возрасты жизни. М., «Молодая гвардия», 1998. - 192 с.
78. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - С. 132-144.
79. Фирсова Н. Г. «Особенности самооценки пожилых людей после выхода на пенсию». Журнал «Научные ведомости» №24(143), 2012. - С. 9-16.
80. Фракл В. Человек в поисках смысла. - М.: Изд-во Смысл, 1996. - С. 67-90.
81. Франкл В. «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере, 1946. - С. 38-82.
82. Фролькис В. В. Долголетие: действительное и возможное. Киев: Наукова Думка, 1989. - 106 с.
83. Хвостунова О. Б. «Проблема успешного старения лиц пожилого возраста в зарубежной и отечественной психологии», Журнал «Инновационная наука», 2020. - С. 21-29.
84. Холодцева Е. Л., Портнова А. Г. Детерминанты личностной зрелости в позднем возрасте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. - С. 140-145.
85. Цапко М. С. «Качество жизни российского пенсионера», 2017 / Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - С. 7¬15.
86. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / Чирков В. И. // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116 - 132.
87. Шахматова Н. В. Социология поколений // Поколенческая организация современного российского общества / Под ред. Крахмалевой А. Д.. Саратов, 2000. - 172 с.
88. Штеренберг И. Механизм осознания человеком своего старения // Журнал практического психолога №6, 2009. С. 167-179.
89. Шульга Т. И. Представление о счастье у подростков как ценность осмысленной жизни [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XVIII симпозиума, 2013. URL: http://www.pirao.ru/images/files/18simp/XVIII.pdf(дата обращения 01.10.2020).
90. Щанина Е. В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе: региональный аспект: дис. ... канд. соц. наук / Щанина Е. В. - Пенза, 2006. - 160 с.
91. Ялом И. «Экзистенциальная психотерапия». 2016. - С. 38-95.
92. Baltes P., Baltes M. Psychological perspectivespn successful aging: A model of selective optimization with compensation. In Baltes P., Baltes M., Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge. - U.K.: 1990. - P. 216-270.
93. Baltes P. B., Brim O. G. (Eds.) (1984). Life-span development and behavior. V.6. New York: Academic Press. - P. 101-112.
94. Bond J., Corner L. Quality of life and older people. Maidenhead: Open University Press, 2004. - 131 p.
95. Bungard W. (1975). Isolation und Einsamkeit: eine
sozialpsychologische Studie. Koeln: Hanstein. - P. 18-39.
96. Cantor M. (1975). Life space and the social support system of the inner city elderly of New York. Gerontologist, 15. - P. 23-27.
97. Cantor N., Kihlstrom L. Personality and social intelligence. - Prenlice - Hall, 1987. - P. 46-49.
98. Carmel S. The will to live as an indicator of well-being and predictor of survival in old age // Understanding Well-being in the Oldest Old / eds. Poon L W., Cohen-Mansfield J. New York: Cambridge University Press, 2015. P. 281-289.
99. Cattell R. B. Abilities: tlieir structure, growth and action. - Boston: Houghton Millin company, 1971. - P. 138-156.
100. Denney N. W., Palmer A. M. (1981). Adult age differences on traditional and practical problem-solving measures. Journal of Gerontology, 36, - P. 323-328.
101. Diener E. D. Assessing subjective well-being: Progress and
opportunities. In: Social Indicators Research, 1994, vol. 31, - P. 103-157.
102. Easterlin R. Building a new better theory of well-being // Economics and happiness: framing. 2016. - P. 95-107.
103. Frijters P., Beatton T. The mystery of the U-shaped relationship between happiness and age // Journal of Economic Behavior & Organization. 2015. Vol. 82, Issues 2-3, P. 525-542.
104. Manon E. N., Yarchevsky T. J., Yarchevsky A. Future time perspective and positive health practices among young adolescents: a further extension // PerceptualandMotorSkills. 2000. V.90. - P. 166-168.
105. Morley D Glicken Evidence-Based Counseling and Psychotherapy for an Aging Population // Academic Press, 2009. - P. 23-44.
106. Mroczek D., Spiro A. Change in life satisfaction during adulthood: findings from the Veterans Affairs Normative Aging Study // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 88. - P. 189-202.
107. Nuttin Joseph MOTIVATION, PLANNING, AND ACTION: A RELATIONAL THEORY OF BEHAVIOR DYNAMICS.Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984. - P. 55-60.
108. Nuttin J. (1955). Consciousness, Behavior and Personality, Psychological Review, 62, - P. 349-355.
109. Nuttin J., & Greenwald A. (1968). Reward and punishment in human learning. New York: Academic Press. - P. 78-91.
110. Parron E., Troll L. (1978). Golden wedding couples: Alternative Lifestyles, 1. - P. 447-464.
111. Ryff C. D., Singer B. The contours of positive human health. In: Psychological Inquiry, 1998, vol. 9, - P. 1-28.
112. Selman R. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses. - N.Y.: 1980. the analysis / eds. L. Porta, P. Bruni. New York: Oxford University Press, 2006. - P. 29-64.
113. Tinkler L., Hicks S. Measuring subjective well-being. London, Office for National Statistics, 2015. - 27 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ