Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования 10
§ 1. Историография вопроса о жанровых характеристиках романа воспитания 10
§ 2. Гендер в литературе 16
§ 3. Гендерная идеология викторианской эпохи 25
§ 4. Викторианская женщина как субъект литературы 28
§ 5. Элизабет Гаскелл в кругу семьи и в контексте литературы 30
§ 6. Джордж Элиот в кругу семьи и в контексте литературы 34
Глава 2. Гендерная проблематика в романе Элизабет Гаскелл «Жены и дочери» 39
§ 1. Специфика нарратива 39
§ 2. Миссис Киркпатрик и Синтия: во власти стереотипов 42
§ 3. Молли Гибсон: философия компромисса 49
Глава 3. Гендерная проблематика в романе Джордж Элиот «Мельница на Флоссе» 57
§ 1. Женская парадигма становления в романе «Мельница на
Флоссе». Мэгги Талливер: преодоление стереотипов 57
§ 2. Том Талливер: пересмотр мужской модели становления 65
§ 3. «Мельница на Флоссе» как двойной роман воспитания 68
Заключение 71
Список использованной литературы 75
I. Источники: 75
II. Научно-исследовательская литература: 76
В данной работе мы рассматриваем различный характер критики гендерных стереотипов в женской викторианской литературе на материале романов «Мельница на Флоссе» Джордж Элиот и «Жены и дочери» Элизабет Гаскелл. Нас интересуют следующие вопросы: как данные тексты отражают гендерную идеологию викторианской эпохи, можно ли выделить явные маркеры авторского отношения к гендерной идеологии, каковы эти маркеры, почему они могут быть скрыты или отсутствуют и, наконец, что именно характер критики гендерных стереотипов, представленной в тексте, позволяет нам заключить о романе в частности и об авторе в целом.
В первую очередь следует уточнить, что мы имеем в виду, когда говорим «гендерный стереотип». Е. П. Ильин в своей работе «Пол и гендер» (2010) разделяет стереотипы на половые и гендерные. Согласно его гипотезе, половые стереотипы касаются антропометрических признаков: «В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д.» [Ильин, 70]. Гендерные стереотипы в этом случае связаны с психофизиологическими характеристиками, «дифференцирующими в массовом сознании мужчин от женщин: агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин» [Там же]. Гендерные стереотипы касаются в первую очередь распределения семейных ролей и деятельности в профессиональной сфере.
В данной работе мы рассматриваем только гендерные стереотипы, под которыми мы понимаем набор устойчивых представлений о надлежащем характере, поведении и роли человека в обществе.
Как пишут Д. Прентис и Э. Карранца, гендерные стереотипы в большинстве своем имеют предписательную природу. Представления о 3 «правильном» мужчине и «правильной» женщине основываются на качествах, которые общество считает предпочтительными (socially desirable qualities) [Prentice, 270]. С этой точки зрения центральное место в гендерном вопросе отводится представлениям общества о сущности гендера: общество определяет, каким человек должен быть, и наказывает за выход из предустановленных рамок. Мы считаем, что ключ к определению специфики критики гендерных стереотипов в рассматриваемых нами произведениях лежит в изображении общества. Конфликт героини и общества лежит в основе обоих романов, однако различается по остроте и разрешается по - разному. Мы полагаем, что характер разрешения конфликта с точки зрения гендерного вопроса определяет также характер критики стереотипов в романах Элиот и Гаскелл.
При изучении критики гендерных стереотипов мы будем выделять следующие аспекты произведения: субъектную (нарративную структуру) и объектную организацию текста (сюжет и систему персонажей), стилевые особенности, а также жанровую принадлежность произведения (то, какие признаки романа воспитания присутствуют в тексте).
Традиционно роман воспитания рассматривается как «мужской» жанр: главный герой, как правило, молодой юноша, приобретающий жизненный опыт, который позволяет ему развиваться умственно и духовно. Классическая сюжетная схема романа воспитания представляет собой такую последовательность событий: молодой чувствительный юноша, выросший в провинции, разочаровывается в окружающей его обстановке, которая не отвечает требованиям его творческой натуры и высоким стремлениям. Герой уходит из семьи, отвергая эмоциональную и финансовую стабильность, на поиски приключений и/или независимости, получает образование, приобретает новый опыт, который формирует его как личность и позволяет составить собственное мнение о мире, проходит испытание любовью (одна плотская и разрушительная, вторая - возвышенная и одухотворенная) и в финале обретает некую награду, будь то любовь, желаемое положение в 4
обществе или что-либо еще (например, Пип в романе «Большие надежды» Диккенса не только проходит долгий процесс становления и достигает определенного социального положения, но также в конце концов добивается взаимности Эстеллы, которая тоже изменилась). Такая сюжетная схема реализует стандартную модель становления для мужчин: поиски себя, путешествия, получение образования, карьера, женитьба и т. д...
И Джордж Элиот, и Элизабет Гаскелл придерживались мнения о равноценности мужчины и женщины, но признавали различия в их природе и социальных функциях. В основе их мировоззрений лежит идея взаимодополняемости, содействия смежных сфер: публичной и личной, мужской и женской. Они рассматривают их как две части одного целого и отрицают их неравенство и полярную противоположность.
Жанр двойного бильдунгсромана отражает эту философию. Критикуя гендерные стереотипы в своих романах, романистки не ограничиваются лишь женской стороной вопроса, не идеализируют удел мужчин и не изображают их жизнь более легкой. И Элиот, и Гаскелл (хотя последняя в меньшей степени) акцентируют внимание читателя также на проблемности «маскулинной» идеологии, которая имела столь же строгий предписательный характер, как и «фемининная». Том Талливер страдает от навязанных обществом обязательств не меньше, чем его сестра, а доктор Гибсон принимает одно из самых важных решений в его жизни под давлением общественных представлений о том, как ему подобает себя вести.
Однако есть важное различие между пафосом романов Элиот и Гаскелл. Неразрешимый конфликт идеологий у Элиот оборачивается трагедией. У Гаскелл нет настолько острого конфликта и, как следствие, нет трагизма. Более трагический пафос «Мельницы на Флоссе» проявляется и в воплощении идеи внешних обстоятельств, которые могут помогать героям или препятствовать исполнению их планов. Лучше всего это видно при сравнении финалов двух романов.
Элиот использует внешние обстоятельства в качестве катализатора драматических событий. Неудачное стечение обстоятельств приводит к банкротству мистера Талливера. Совершенно случайно Том узнает о свиданиях Мэгги и Филипа, а впоследствии принуждает ее разорвать эту связь. Наконец, самой внушительной внешней силой, оказывающей влияние на судьбу героев, становится само общество. В финале романа «Мельница на 71
Флоссе» наводнение становится непреодолимым препятствием: герои беззащитны перед ним - во многом подобно тому, как они, будучи детьми, беззащитны перед обществом, навязывающим им свои стандарты. Внешние обстоятельства не благоприятствуют героям Элиот: Мэгги и Тому приходится бороться против них. Враждебность окружающего мира усиливает трагический пафос романа.
У Гаскелл внешние обстоятельства также неподвластны героям, но основную роль Гаскелл отводит все-таки действиям персонажей, их намерениям, силе характера, которые имеют большее значение. Так, в конце романа Молли и Роджер оказываются разделены: Роджер уезжает в Африку, а Молли остается дома под строгим карантином, чтобы избежать возможного заражения краснухой, которая только что была в доме Хэмли. Неопределенность их положения скрашивается оптимистическим пафосом, который пронизывает весь роман. Читателю доподлинно не известно, вернется ли Роджер из экспедиции, здорова ли будет Молли, что дальше произойдет с героями. Но Гаскелл делает акцент на терпении, гармонии и надежде героев, которые в итоге обеспечивают им счастливое будущее. Цельность их характеров, умение находиться в гармонии с миром становятся определяющими факторами. Подобно тому, как герои противостоят внешним обстоятельства, Молли противостоит и общественному давлению, слушая собственный голос («закон для самой себя»), поэтому в представлении Гаскелл ей уготована счастливая судьба.
Общество в романах также является серьезной внешней силой, которая оказывает влияние на жизнь героинь. Характер этого влияния и взаимодействие героинь с обществом, на наш взгляд, предоставляют ключ к пониманию специфики критики гендерных стереотипов в романах «Мельница на Флоссе» и «Жены и дочери». Героини этих романов противопоставлены друг другу по характеру и восприятию мира: Мэгги на протяжении всего романа разрывается между долгом и чувством; Молли,
несмотря на огорчения и трудности в отношениях с окружающими, устойчива и сохраняет внутреннюю цельность.
В романе Г аскелл общество поначалу кажется героине враждебным (ее первый визит в поместье Камноров оборачивается для нее большим разочарованием) и несправедливым. Но, по мере того, как она меняется, меняется и ее восприятие общества, которое в итоге оказывается к ней благосклонно. Следуя советам Роджера о том, что нужно думать о других прежде, чем о самой себе, Молли преображает себя и мир вокруг себя. Как мы уже утверждали, философскую основу романа составляют идеи компромисса, баланса, разумного самоуправления и нравственной дисциплины. Характер, сила духа оказываются первичны для Гаскелл и помогают героям преодолеть препятствия...
1. Бронте Ш. Джейн Эйр / Ш. Бронте; пер. с англ. И. Гуровой. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 444 с.
2. Элиот Дж. Мельница на Флоссе / Дж.Элиот; пер. с англ. Г. Островской, Л. Поляковой. - М., Л.: Государственное изд-во художественной литры, 1963. - 559 с.
3. Eliot G. Mill on the Floss / G. Eliot. - London: Wordsworth Editions, 1993.
• xv, 467 p.
4. Eliot G. The George Eliot Letters. Vol. 6, 1874-1877 / ed. by G. S. Haight.
• New Haven: Yale UP, 1956. - viii, 513 p.
5. Gaskell E. C. Wives and Daughters / E. C. Gaskell; ed. with an introduction and notes by A. Easson. - Oxford : Oxford University Press, 2000. - 740 p.
6. Tennyson A. Tennyson’s poetry. Authoritative texts, contexts, criticism / Selected a. ed. by Robert W. Hill, Jr. - 2nd ed. - New York: W. W. Norton & Company, 1999. - xi, 703 p.
7. Carlyle T. Signs of the Times [Electronic resource] / T. Carlyle // The Collected Works of Thomas Carlyle. - Vol. 4. - London: Chapman and Hall, 1858. - URL: http://www.victorianweb.org/authors/carlyle/signs1.html (дата обращения: 17.05.2017).
8. Eliot G. Silly Novels by Lady Novelists [Electronic resource] / G. Eliot //
The Essays of George Eliot / ed. by N. Sheppard. - New York: Funk & Wagnalls, 2009. - P. 178-204. - URL:
https://www.gutenberg.org/files/28289/28289-h/28289-h.htm (дата
обращения: 18.05.2017).
9. Eliot G. The Natural History of German Life [Electronic resource] / G. Eliot
// The Essays of George Eliot / ed. by N. Sheppard. - New York: Funk & Wagnalls, 2009. - P. 141-177. - URL:
https://www.gutenberg.org/files/28289/28289-h/28289-h.htm (дата
обращения: 18.05.2017).
10. Ruskin J. Sesame and Lilies [Electronic resource] / J. Ruskin // Essays:
English and American. Vol. 58 / ed. by C. W. Eliot. - New York: P. F. Collier & Son, 1909-14; Bartleby.com, 2001. - URL:
http://www.bartleby.com/28/7.html (дата обращения: 28.04.2017).
II. Научно-исследовательская литература:
11. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 188236 с.
12. Бахтин М. М. Проблемы материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве // М. М. Бахтин. Сборник литературнокритических статей. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с..
13. Введение в гендерные исследования: учебное пособие. Ч. 1 / Под ред. И. А. Жеребкиной. - СПб.; Харьков: Алетейя : ХЦГИ, 2001. - 708 с.
14. Влодавская И. А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века. Типология жанра / И. А. Влодавская. - Киев: Вища школа, 1983. - 183 с.
15. Гайжюнас С. В. Роман воспитания. Поэтика и типология жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. В. Гайжюнас. - М., 1980. - 23 с.
16. Гайжюнас С. В. Роман воспитания: (Динамика жанровой структуры) / С. В. Гайжюнас. - Вильнюс: МВССО ЛитССР, 1984. - 52 с...