Несамосохранительное поведение и личностные особенности подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕСАМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1. Особенности личности современного подростка 6
1.2. Самосохранительное и несамосохранительное поведение, как
научный феномен
1.3. Особенности несамосохранительного поведение в подростковой среде
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПОДРОСТКОВ С НЕСАМОСОХРАНИТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1. Описание групп подростков с несамосохранительным поведением
2.2. Анализ личностных факторов, влияющих на
несамосохранительное поведение подростков
2.3. Целостное описание и сравнительный анализ личностных
особенностей подростков с несамосохраниьельным поведением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
1. НЕСАМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1. Особенности личности современного подростка 6
1.2. Самосохранительное и несамосохранительное поведение, как
научный феномен
1.3. Особенности несамосохранительного поведение в подростковой среде
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПОДРОСТКОВ С НЕСАМОСОХРАНИТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1. Описание групп подростков с несамосохранительным поведением
2.2. Анализ личностных факторов, влияющих на
несамосохранительное поведение подростков
2.3. Целостное описание и сравнительный анализ личностных
особенностей подростков с несамосохраниьельным поведением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Здоровье является одним из важнейших показателей благосостояния и устойчивости общества. Исследования последних десятилетий говорят о том, что окружающая среда и здоровье людей в нашей стране ухудшаются [91]. Особое внимание здесь уделяется лицам подросткового возраста, которые являются трудовым, интеллектуальным и репродуктивным потенциалом страны (Г.И. Куценко, Л.А. Щеплягина, Л.М. Сухарева). По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье подростков на 50% зависит от образа жизни, т.е. того, на что они могут оказывать непосредственное влияние. Именно образ жизни влияет на продолжительность и качество жизни. Исследования в сфере здорового образа жизни подростков показывают, что «проблемными» зонами являются недостаточное или неправильное питание, стрессы, курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нанесение себе самоповреждений, суициды (А.А. Баранов, Н.Н. Ваганов Н.Н., А.Г. Сухарев А.Г.).
Так, в последние 20 лет фиксируется рост количества курильщиков среди лиц в возрасте от 14 до 19 лет. Статистика говорит о том, что в этом возрасте курят 7% девушек и 40% юношей. В абсолютных показателях это полмиллиона девушке и 3,5 миллиона юношей. Статистика уровня потребления алкоголя среди российских подростков говорит о том, что около 40% подростков употребляют алкоголь регулярно. При этом пик «приобщения» к алкоголю происходит в среднем в 13-14 лет у мальчиков и в 15-16 лет у девочек. Если говорить о мировой статистике, то ежегодно фиксируется 2,5 миллиона случаев смерти от последствий приема алкоголя, что составляет 9% от всех случаев смерти в данном возрасте. Показатели по уровню наркомании еще более плачевны, поскольку средний возраст лиц, страдающих зависимостями от наркотиков и психотропных средств находится в диапазоне от 16 до 18 лет, при чем 20% от всех употребляющих наркотические вещества - школьники до 13 лет. По числу самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире. За последние несколько лет их число увеличилось до 800 случаев в год [86].
Приведенные данные демонстрируют, что проблемы, связанные с недостаточным приобщением к здоровому образу жизни среди подростков, являются весьма актуальными. Для описания поведения в сфере собственного здоровья был введен концепт самосохранительного поведения. Именно повышенное внимание к факторам здоровья, на которые человек может влиять непосредственно, обусловило развитие этого концепта. На его развитие повлияли такие исследователи второй половины ХХ века, как Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. Сорокин, которые подчеркивали значимость деятельности как отдельных индивидов, так и социальных групп по сохранению жизни в целом. Серия комплексных социологических исследований А.И. Антонова позволила разработать структуру самосохранительного поведения, а также обозначить данное понятие, как самостоятельную теоретическую единицу. Позже были исследованы связи самосохранительного поведения с другими типами социального поведения. Современный этап исследований углубляет понимание природы данного поведения, расширяет его границы за счет исследований различных групп населения (в том числе и подростков), позволяет рассмотреть его с точки зрения различных наук (медицины экономики психологии), за счет чего концепт становится полидисциплинарным [4; 6; 91].
Как уже говорилось ранее, особенно актуальным является изучение данной формы поведения в подростковой среде. Существующие исследования несамосохранительного поведения подростков обращаются внимание на лежащие в основе поведения нарушения психики [28], говорят о мотивах [50], об эмоциональных состояниях, сопровождающих это поведение [ 8], о личностных особенностях [83], причинах и условиях [28]. Все это позволяет увидеть отдельные факторы, влияющие или же сопровождающие несамосохранительное поведение подростков. Однако же этого недостаточно для того, чтобы увидеть картину целиком - отдельные факторы существуют раздельно, сами по себе, связи между факторами остаются скрытыми и неясными.
Кроме того, отсутствие целостного подхода сказывается на качестве сравнительного анализа подростков с различными группами несамосохранительного поведения - исследователи обращают внимание на сходства или различия отдельных психологических характеристик, что, опять же, позволяет разделить различные формы поведения весьма формально.
Это становится особенно ощутимой проблемой в практической деятельности психолога, где важно иметь целостное представление о проблемном ядре в личности пациента или клиента, психологический портрет. Это позволит, во-первых, провести более тщательную и «прицельную» диагностику. Во-вторых, оценить степень отклонения от нормы, а также выделить те элементы системы, на которые стоит обратить особое внимание при психокоррекции. В-третьих, это позволит выбрать соответствующий психокоррекционный инструментарий.
Таким образом, объектом данной работы является подросток с несамосохранительным поведением. Предметом личностные особенности подростка с несамосохранительным поведением.
Целью данной работы является целостное описание личностных особенностей подростков с различными формами несамосохранительного поведения.
Задачами являются:
1. Анализ особенностей современного подростка.
2. Анализнесамосохранительного поведения в подростковой среде.
3. Выделение и типологизация подростков с точки зрения формы несамосохранительного поведения.
4. Проведение эмпирического исследования личностных особенностей подростков разных групп несамосохранительного поведения .
5. Сравнение различных групп несамосохранительного поведения.
6. Сравнительный анализ полученных результатов с уже имеющимися исследованиями.
Так, в последние 20 лет фиксируется рост количества курильщиков среди лиц в возрасте от 14 до 19 лет. Статистика говорит о том, что в этом возрасте курят 7% девушек и 40% юношей. В абсолютных показателях это полмиллиона девушке и 3,5 миллиона юношей. Статистика уровня потребления алкоголя среди российских подростков говорит о том, что около 40% подростков употребляют алкоголь регулярно. При этом пик «приобщения» к алкоголю происходит в среднем в 13-14 лет у мальчиков и в 15-16 лет у девочек. Если говорить о мировой статистике, то ежегодно фиксируется 2,5 миллиона случаев смерти от последствий приема алкоголя, что составляет 9% от всех случаев смерти в данном возрасте. Показатели по уровню наркомании еще более плачевны, поскольку средний возраст лиц, страдающих зависимостями от наркотиков и психотропных средств находится в диапазоне от 16 до 18 лет, при чем 20% от всех употребляющих наркотические вещества - школьники до 13 лет. По числу самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире. За последние несколько лет их число увеличилось до 800 случаев в год [86].
Приведенные данные демонстрируют, что проблемы, связанные с недостаточным приобщением к здоровому образу жизни среди подростков, являются весьма актуальными. Для описания поведения в сфере собственного здоровья был введен концепт самосохранительного поведения. Именно повышенное внимание к факторам здоровья, на которые человек может влиять непосредственно, обусловило развитие этого концепта. На его развитие повлияли такие исследователи второй половины ХХ века, как Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. Сорокин, которые подчеркивали значимость деятельности как отдельных индивидов, так и социальных групп по сохранению жизни в целом. Серия комплексных социологических исследований А.И. Антонова позволила разработать структуру самосохранительного поведения, а также обозначить данное понятие, как самостоятельную теоретическую единицу. Позже были исследованы связи самосохранительного поведения с другими типами социального поведения. Современный этап исследований углубляет понимание природы данного поведения, расширяет его границы за счет исследований различных групп населения (в том числе и подростков), позволяет рассмотреть его с точки зрения различных наук (медицины экономики психологии), за счет чего концепт становится полидисциплинарным [4; 6; 91].
Как уже говорилось ранее, особенно актуальным является изучение данной формы поведения в подростковой среде. Существующие исследования несамосохранительного поведения подростков обращаются внимание на лежащие в основе поведения нарушения психики [28], говорят о мотивах [50], об эмоциональных состояниях, сопровождающих это поведение [ 8], о личностных особенностях [83], причинах и условиях [28]. Все это позволяет увидеть отдельные факторы, влияющие или же сопровождающие несамосохранительное поведение подростков. Однако же этого недостаточно для того, чтобы увидеть картину целиком - отдельные факторы существуют раздельно, сами по себе, связи между факторами остаются скрытыми и неясными.
Кроме того, отсутствие целостного подхода сказывается на качестве сравнительного анализа подростков с различными группами несамосохранительного поведения - исследователи обращают внимание на сходства или различия отдельных психологических характеристик, что, опять же, позволяет разделить различные формы поведения весьма формально.
Это становится особенно ощутимой проблемой в практической деятельности психолога, где важно иметь целостное представление о проблемном ядре в личности пациента или клиента, психологический портрет. Это позволит, во-первых, провести более тщательную и «прицельную» диагностику. Во-вторых, оценить степень отклонения от нормы, а также выделить те элементы системы, на которые стоит обратить особое внимание при психокоррекции. В-третьих, это позволит выбрать соответствующий психокоррекционный инструментарий.
Таким образом, объектом данной работы является подросток с несамосохранительным поведением. Предметом личностные особенности подростка с несамосохранительным поведением.
Целью данной работы является целостное описание личностных особенностей подростков с различными формами несамосохранительного поведения.
Задачами являются:
1. Анализ особенностей современного подростка.
2. Анализнесамосохранительного поведения в подростковой среде.
3. Выделение и типологизация подростков с точки зрения формы несамосохранительного поведения.
4. Проведение эмпирического исследования личностных особенностей подростков разных групп несамосохранительного поведения .
5. Сравнение различных групп несамосохранительного поведения.
6. Сравнительный анализ полученных результатов с уже имеющимися исследованиями.
Руководствуясь поставленными целями, целостным описанием личностных особенностей подростков с несамосохранительным поведением, в работе были рассмотрены основные вопросы, касаемые подросткового возраста. Так, были введены основные понятия и категории, на которых базировалось дальнейшее исследование. Была предложена структура возраста, опирающаяся на концепцию Л.С. Выготского, а также работы А.С. Белорусца и Ю.И. Фролова. С точки зрения выделенной структуры возраста, был рассмотрен современный подростковый возраст: выделены, характерные для современного подростка, системы отношений, рассмотрены задачи, которые решает подросток в этих системах, ведущие типы деятельности и новообразования. Кроме того, было уделено внимание отличиям современного подростка от подростка предшествующего поколения, так как возраст является социальным, и потому меняющимся со временем, феноменом. Таким образом, проведенный анализ дал представление о современном подростке и его особенностях личности.
Основываясь на этом, а также на проведенном концептуальном анализе самосохранительного поведения были рассмотрены формы несамосохранительного поведения в среде подростков. Так, в ходе теоретического анализа, а также клинических наблюдений за выборкой, были выделены и проанализированы четыре основные формы несамосохранительного поведения: поведение, связанное с употреблением алкоголя, наркотиков и курением, суицидальное поведение (как осознанное целенаправленное поведение, нацеленное на лишение себя жизни), грубое самоповреждающее поведение (самоповреждающее поведение, связанное с нарушением кожных покровов и не мотивированное мыслями о смерти) и самоповрждающее поведение, не совпровождаемое нарушением кожных покровов (укусы, самоизбиение, вырывание волос). Для каждой из форм несамосохранительного поведения был произведен анализ причин и личностных особенностей представителей этих групп, продемонстрирована связь особенностей возраста с формой поведения.
На основе проведенного теоретического анализа были поставлены гипотезы и выбраны методы эмпирического исследования. Были поставлены следующие гипотезы: гипотеза о различиях групп по типам акцентуации характера, по уровню личностной тревожности, снижения настроения, характеру и вероятности совершения суицидальных действий, ведущим типам мотивации, полу и составу семьи.
В результате проверки гипотез были выявлены особенности личности для каждой из групп. Так, для группы подростков с самоповреждениями, сопровождающимися нарушением кожных покровов, характерны шизоидная и астено-невротические акцентуации характера, умеренная степень депрессивности, высокий уровень тревожности, риск совершения суицидальных действий, оцениваемый, как выше среднего, потребность в успокоении, либо же потребность в независимости. Для группы подростков с самоповреждениями, не сопровождающимися нарушением кожных покровов, характерны истероидная и психоастеническая акцентуации, легкая степень снижения настроения, высокий уровнем тревоги, средний уровнем склонности к суицидальным реакциям, потребность в глубокой привязанности, либо потребность в отстаивании позиции. Для группы подростков с суицидальными попытками характерны шизоидная акцентуация, тяжелая степень снижения настроения, высокий уровень личностной тревоги, риск совершения суицидальных действий выше среднего (на границе с высокий риском), истинность суицидальных попыток, потребность в достижении и лидировании, либо потребность в успокоении, либо потребность в независимости. Для группы подростков, употребляющих наркотические, алкогольные, никотин-содержащие вещества, характерно наличие истероидной и астено-невротической акцентуаций либо отсутствие каких-либо акцентуаций, легкая степень снижения настроения, средний уровень тревожности, риск совершения суицидальных действий ниже среднего уровня, потребность в глубокой привязанности, потребность в отстаивании позиции, потребность в эмоциональной вовлеченности, потребность в уходе от реальной действительности.
Сравнительные анализ с исследования отдельных факторов продемонстрировал, как сходства в результатах, так и отличия. Так, у группы подростков с самоповреждениями, сопровождающимися нарушением кожных покровов, были выявлены потребность в отдыхе и пассивности, потребность в независимости (выражаемая через негативизм) и шизоидная акцентуация характера, данных о которых не было в аналогичных исследованиях. Нами было выдвинуто предположение, что первая потребность может быть связана с потребностью в снижении напряжения. Вторая может иметь корреляции с внутриличностной направленностью и перфекционизмом. Третья может коррелировать с шизотипическим расстройством. В группе подростков с самоповреждениями без нарушения кожных покровов были выявлены потребность в привязанности и отстаивании позиции, чего также не было в аналогичных исследованиях. В группе суицидентов были выявлены потребность в лидировании, успокоении и независимости. Здесь мы выдвинули гипотезу о том, что выявленные потребности могут коррелировать с мотивами совершения суицидальных действий.
Таким образом, сравнительный анализ продемонстрировал отличия от уже существующих исследований и дал основу для постановки новых гипотез для дальнейших исследлваний.
Также был проведен сравнительный анализ между группами несамосохранительного поведения, в ходе которого были выявлены достоверные различия между группами по типам акцентуаций, уровню снижения настроения, личностной тревожности, риска совершения суицидальных действий, ведущим потребностям.
В тоже время были выявлены и такие критерии, которые не позволяют достоверно разделить группы. К таковым относится такой критерий, как характер суицидальных попыток (достоверные отличия выявлены лишь у группы суицидентов), состав семьи (ни одна группа не продемоснтрировала достоверных различий), пол (здесь достоверно отличаются лишь группа суицидентов, где преобладает женский пол, и группа подростков, употребляющих наркотики и алкоголь - достоверно преобладает мужской пол). Полученные результаты мы связываем со спецификой набора выборки (в 85% случаев обращений в центр, где производился набор, обращаются лица женского пола, в 95% случаев говорят о самоповреждениях и попытках суицида тоже девушки).
Основываясь на этом, а также на проведенном концептуальном анализе самосохранительного поведения были рассмотрены формы несамосохранительного поведения в среде подростков. Так, в ходе теоретического анализа, а также клинических наблюдений за выборкой, были выделены и проанализированы четыре основные формы несамосохранительного поведения: поведение, связанное с употреблением алкоголя, наркотиков и курением, суицидальное поведение (как осознанное целенаправленное поведение, нацеленное на лишение себя жизни), грубое самоповреждающее поведение (самоповреждающее поведение, связанное с нарушением кожных покровов и не мотивированное мыслями о смерти) и самоповрждающее поведение, не совпровождаемое нарушением кожных покровов (укусы, самоизбиение, вырывание волос). Для каждой из форм несамосохранительного поведения был произведен анализ причин и личностных особенностей представителей этих групп, продемонстрирована связь особенностей возраста с формой поведения.
На основе проведенного теоретического анализа были поставлены гипотезы и выбраны методы эмпирического исследования. Были поставлены следующие гипотезы: гипотеза о различиях групп по типам акцентуации характера, по уровню личностной тревожности, снижения настроения, характеру и вероятности совершения суицидальных действий, ведущим типам мотивации, полу и составу семьи.
В результате проверки гипотез были выявлены особенности личности для каждой из групп. Так, для группы подростков с самоповреждениями, сопровождающимися нарушением кожных покровов, характерны шизоидная и астено-невротические акцентуации характера, умеренная степень депрессивности, высокий уровень тревожности, риск совершения суицидальных действий, оцениваемый, как выше среднего, потребность в успокоении, либо же потребность в независимости. Для группы подростков с самоповреждениями, не сопровождающимися нарушением кожных покровов, характерны истероидная и психоастеническая акцентуации, легкая степень снижения настроения, высокий уровнем тревоги, средний уровнем склонности к суицидальным реакциям, потребность в глубокой привязанности, либо потребность в отстаивании позиции. Для группы подростков с суицидальными попытками характерны шизоидная акцентуация, тяжелая степень снижения настроения, высокий уровень личностной тревоги, риск совершения суицидальных действий выше среднего (на границе с высокий риском), истинность суицидальных попыток, потребность в достижении и лидировании, либо потребность в успокоении, либо потребность в независимости. Для группы подростков, употребляющих наркотические, алкогольные, никотин-содержащие вещества, характерно наличие истероидной и астено-невротической акцентуаций либо отсутствие каких-либо акцентуаций, легкая степень снижения настроения, средний уровень тревожности, риск совершения суицидальных действий ниже среднего уровня, потребность в глубокой привязанности, потребность в отстаивании позиции, потребность в эмоциональной вовлеченности, потребность в уходе от реальной действительности.
Сравнительные анализ с исследования отдельных факторов продемонстрировал, как сходства в результатах, так и отличия. Так, у группы подростков с самоповреждениями, сопровождающимися нарушением кожных покровов, были выявлены потребность в отдыхе и пассивности, потребность в независимости (выражаемая через негативизм) и шизоидная акцентуация характера, данных о которых не было в аналогичных исследованиях. Нами было выдвинуто предположение, что первая потребность может быть связана с потребностью в снижении напряжения. Вторая может иметь корреляции с внутриличностной направленностью и перфекционизмом. Третья может коррелировать с шизотипическим расстройством. В группе подростков с самоповреждениями без нарушения кожных покровов были выявлены потребность в привязанности и отстаивании позиции, чего также не было в аналогичных исследованиях. В группе суицидентов были выявлены потребность в лидировании, успокоении и независимости. Здесь мы выдвинули гипотезу о том, что выявленные потребности могут коррелировать с мотивами совершения суицидальных действий.
Таким образом, сравнительный анализ продемонстрировал отличия от уже существующих исследований и дал основу для постановки новых гипотез для дальнейших исследлваний.
Также был проведен сравнительный анализ между группами несамосохранительного поведения, в ходе которого были выявлены достоверные различия между группами по типам акцентуаций, уровню снижения настроения, личностной тревожности, риска совершения суицидальных действий, ведущим потребностям.
В тоже время были выявлены и такие критерии, которые не позволяют достоверно разделить группы. К таковым относится такой критерий, как характер суицидальных попыток (достоверные отличия выявлены лишь у группы суицидентов), состав семьи (ни одна группа не продемоснтрировала достоверных различий), пол (здесь достоверно отличаются лишь группа суицидентов, где преобладает женский пол, и группа подростков, употребляющих наркотики и алкоголь - достоверно преобладает мужской пол). Полученные результаты мы связываем со спецификой набора выборки (в 85% случаев обращений в центр, где производился набор, обращаются лица женского пола, в 95% случаев говорят о самоповреждениях и попытках суицида тоже девушки).



