Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синдром эмоционального выгорания у программистов

Работа №100020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ У ПРОГРАММИСТОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 7
1.1 Феномен синдрома эмоционального выгорания 7
1.2 Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной
деятельности 19
1.3 Особенности эмоционального выгорания у программистов 28
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ У ПРОГРАММИСТОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ 34
2.1 Методы и процедура исследования 34
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 42
2.2.1 Результаты описательной статистики 42
2.2.2 Результаты корреляционного анализа 49
2.2.3 Результаты статистического анализа различий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77


Развитие отрасли информационных технологий на сегодняшний день является одной из приоритетных задач Российской Федерации, что отражено в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 года № 2036-р.
В качестве ключевых специалистов, обеспечивающих процессы информатизации общества, выступают программисты, чей труд становится все более востребованным и приобретает все большую социальную значимость. Вместе с тем растет уровень ответственности и риск эмоционального выгорания, как следствие, снижение работоспособности и эффективности труда, возникновение соматических заболеваний. Кроме того, ввиду высокого спроса на программистов на рынке труда, при возникновении эмоционального выгорания специалисту субъективно проще сменить место работы, чем посредством личностных ресурсов преодолевать эмоциональное напряжение, что в свою очередь приводит к текучести кадров и снижению продуктивности компаний.
Высокая распространенность различных статьей и публикаций по проблеме эмоционального выгорания, представленной как непосредственно работниками 1Т-сферы, так и научными сотрудниками, свидетельствует о наличии интереса к данной теме и ее актуальности. В подобных публикациях эмоциональное выгорание программистов определяется как результат интеллектуального истощения, нервного переутомления и перенапряжения, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
Многие исследователи синдрома эмоционального выгорания отмечают сложный и многоуровневый характер данного психологического феномена (Т.В. Большакова, М. Буриш, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова, К. Маслач и др.). При этом также выделяют сопутствующие симптомы от усталости и излишней эмоциональной напряженности в процессе профессиональной деятельности до состояния глубокого экзистенциального отчаяния, ощущения пустоты и бессмысленности жизни. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что помимо деформации эмоциональной сферы, не меньшим изменениям подвергается также и ценностно-смысловая сфера личности.
Отечественными учеными активно изучается проблема эмоционального выгорания в контексте ценностно-смысловой сферы личности (Л.Г. Дикая, И.А. Курапова, Л.Н. Молчанова, Л В. Сурженко, Е.А. Суроедова, И.В. Забара, А.В. Маркер, Е.В. Карсаков и др.), однако большинство из них рассматривают выгорание педагогов и медицинских сотрудников.
Таким образом, несмотря на возрастающий интерес ученых и потребность самих работников 1Т-сферы, на текущий момент проблема синдрома эмоционального выгорания так и не получила должного освещения в научных исследованиях. Как правило, большинство эмпирических исследований по данной теме проводятся в рамках изучения представителей профессий субъект-объектного типа, что в полной мере не раскрывает специфику выгорания непосредственно у программистов и связи данного феномена с ценностно-смысловыми ориентациями.
Соответственно актуальность нашего исследования заключается в комплексном рассмотрении эмоционального выгорания у программистов с учетом их ценностно-смысловых ориентаций, что в дальнейшем может послужить основой для решения практических проблем.
Объект - программисты с различным уровнем эмоционального выгорания.
Предмет - эмоциональное выгорание у программистов в контексте ценностно-смысловой сферы личности.
Цель - исследовать взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и эмоционального выгорания у программистов.
Задачи:
1. Рассмотреть основные отечественные и зарубежные концепции в научной литературе к исследованию синдрома эмоционального выгорания.
2. Проанализировать ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной деятельности.
3. Систематизировать и обобщить на базе теоретического анализа научных исследований возможные особенности эмоционального выгорания у программистов, в том числе в контексте ценностно-смысловой сферы личности.
4. Описать методы и процедуру эмпирического исследования.
5. Провести и проанализировать результаты исследования взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций и эмоционального выгорания у программистов.
Гипотезы исследования:
• В качестве основной гипотезы определим следующее положение: существует значимая взаимосвязь между ценностно-смысловыми ориентациями и уровнем эмоционального выгорания у программистов.
• Дополнительная гипотеза: существуют значимые различия в выраженности эмоционального выгорания у программистов с разным профессиональным стажем и семейным положением.
Методы и методики исследования:
В теоретической части исследования использовался метод анализа научно-методической литературы по теме исследования.
В эмпирической части исследования использовались методики:
• методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко;
• методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач;
• методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
• методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.
При обработке данных применялись следующие методы математической статистики:
• критерий Колмогорова-Смирнова;
• коэффициент корреляции К. Спирмена;
• коэффициент различий Манна-Уитни.
База исследования. Эмпирическое исследование было организовано на базе ООО «ЗойМеШаЬаЬ». Выборку составили 80 специалистов в возрасте от 24 до 48 лет с разным профессиональным стажем (от 2 до 26 лет).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 79 страниц, список литературы содержит 53 наименований, из которых 12 на иностранном языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пандемия С0УГО-19 многократно ускорила процессы цифровизации практически всех сфер деятельности человека. Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил цифровизацию в ряду национальных приоритетов, в то же время на форуме «Открытые инновации» заместитель председателя правительства Д.Н. Чернышенко назвал развитие кадрового потенциала одной из важнейших целей цифровой трансформации, поскольку во всем мире сейчас огромный спрос на цифровых специалистов. В качестве ключевых цифровых специалистов выступают программисты.
Большое количество различных статьей и публикаций по проблеме эмоционального выгорания, представленной как непосредственно работниками 1Т-сферы, так и научными сотрудниками, свидетельствует о наличии интереса к данной теме и ее актуальности; выгорание в данных работах определяется как результат интеллектуального истощения, нервного переутомления и перенапряжения, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
Однако, важно отметить, что большая часть эмпирических исследований по теме выгорания проводятся в рамках изучения либо представителей помогающих профессий, либо профессий субъект-объектного типа, что не раскрывает специфику выгорания непосредственно у программистов, в том числе в контексте ценностно-смысловой сферы личности.
В ходе теоретического анализа, мы пришли к выводу, что ценностно-смысловые ориентации личности состоят из двух компонентов: ценностей и личностного смысла. Ценности и смыслы во многом определяют отношение профессионала к характеру, процессу, направленности и результатам своей трудовой деятельности.
Отечественными учеными проводились исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и ценностно-смысловых ориентаций личности, однако выборку составляли представители исключительно помогающих профессий.
На основании проведенного теоретического анализа нами были выдвинуты и подвергнуты эмпирической проверке следующие гипотезы:
• Основная гипотеза: существует значимая взаимосвязь между ценностно-смысловыми ориентациями и уровнем эмоционального выгорания у программистов.
• Дополнительная гипотеза: существуют значимые различия в выраженности эмоционального выгорания у программистов с разным профессиональным стажем и семейным положением.
Исследование проходило на базе ООО «ЗойМеШаЬаЬ». Выборку составили программисты: 80 мужчин в возрасте от 24 до 48 лет с разным профессиональным стажем (от 2 до 26 лет).
Основная гипотеза нашего исследования о наличии взаимосвязи между ценностно-смысловыми ориентациями и выраженностью эмоционального выгорания у программистов подтвердилась. Анализ результатов показал, что существуют отрицательные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и ценностями материально обеспеченной жизни и образованности. Кроме того, была выявлена значимая отрицательная связь между показателями «Истощение» и «Осмысленность жизни».
Таким образом, вероятнее всего, в ситуации, когда человек испытывает трудности с переживанием эмоций, ощущает бесполезность своей профессиональной деятельности, вышеприведенные ценности уходят на второй план в условиях сложившейся жизненной ситуации, а наличие целей и удовлетворение при их достижении воспринимается как бесполезное.
Дополнительная выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в выраженности эмоционального выгорания у программистов с разным профессиональным стажем и семейным положением была подтверждена частична.
Анализ различий выявил, что существуют достоверные различия между такими показателями эмоционального выгорания, как «Напряжение» и «Истощение» у программистов с разным профессиональным стажем (ниже и свыше 12 лет), таким образом, наиболее подвержены эмоциональному выгоранию сотрудники с относительно небольшим стажем работы. При этом важно отметить, что значимые различия между показателями эмоционального выгорания и семейным положением у программистов выявлены не были.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что в рамках нашего эмпирического исследования основная гипотеза подтвердилась, а дополнительная гипотеза подтвердилась частично. Результаты, проведенного исследования, могут лечь в основу работы НК-службы ООО «ЗойМеШаЬаЬ», с целью создания специфических коррекционных и профилактических мероприятий по снижению уровня эмоционального выгорания у программистов.
Основываясь на полученных эмпирических данных, что выраженность эмоционального выгорания, во-первых, связана с ценностно-смысловыми ориентациями, а во-вторых, по-разному проявляется у программистов с разным профессиональным стажем, можно выдвинуть предположение о наличии различий в выраженности ценностно-смысловых ориентаций у программистов с разным профессиональным стажем. Данная гипотеза может стать предметом дальнейшего исследования.



1. Абрамов, В.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания
на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В.А. Абрамов, И.С. Алексейчук,
А.И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологи. - 2008. - № 1 (18). - С. 117-123.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания»
в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2000. - 105 с.
4. Брукс, Ф. Проектирование процесса проектирования: записки компьютерного эксперта / Ф. Брукс. - М.: Вильямс, 2012. - 464 с.
5. Верещагина, Л.А. Доминирующие потребности
и профессиональные мотивы специалистов в сфере информационных технологий / Л.А. Верещагина, В.Е. Погребицкая, А.В. Чугаева // Петербургский психологический журнал. - 2014. - №7. - С. 1-30.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика
и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
7. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496 с.
8. Джанерьян, С.Т. Особенности эмоционального выгорания у программистов с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности / С.Т. Джанерьян, И.В. Забара // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 32-40.
9. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А.Журавлева. - М.: Институт психологии РАН. - 2006. - 326 с.
10. Забара, И.В. Взаимосвязь между личностными особенностями и эмоциональным выгоранием у программистов с различным ценностно - смысловым отношением к профессиональной деятельности / И.В. Забара, К.Г. Твердоступ // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020.
- № 11 (101) Часть 2. - С. 135-139.
11. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
A. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
13. Леонтьев, Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / Д.А. Леонтьев // Вступит. стат. к книге В. Франкла Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-22.
14. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 18 с.
15. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
16. Лупандин, В. И. Математические методы в психологии /
B. И. Лупандин. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2009.
- 194 с.
17. Маркер, А.В. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы МЧС / А.В. Маркер, Е.В. Карсакова // Известия Иркутского государственного университета. - 2017. - Т. 20. - С. 21-21.
18. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
19. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. - М.: Издательство Института психотерапии, 2004. - 147 с.
20. Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития / Е.Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - Вып. 4. - С. 563-575.
21. Пряжников, Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников,
Е. Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии /
С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
23. Рудницкий, В.А. Эмоциональное выгорание как фактор снижения творческой активности в деятельности инженеров-программистов компаний IT / В.А. Рудницкий, Е.И. Бараева, Т.Ю. Шлыкова, Е.А. Демьянчик // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. - 2015. - Выпуск 15. - С. 183-192.
24. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М., 1982. - 302 с.
25. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.
26. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
27. Терехова, Т.А. Основные теоретические подходы к определению категорий смысла в отечественной и зарубежной психологии / Т.А. Терехова, М.А. Белан // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2012. - №5. - С. 213-218.
28. Титкова, Л.С. Математические методы в психологии: Учебное пособие / Л.С. Титкова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. - 140 с.
29. Трущенко, М.Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы / М. Н. Трущенко. // Психология: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2012. - С. 1-8.
30. Удовик, С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / С.В. Удовик, А.В. Молокоедов, И.М. Слободчиков. - М.: Левъ, 2018. - 252 с.
31. Фармагей, А.А. Психическое выгорание / А.А. Фармагей. - М., 2009. - 320 с.
32. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 28-46.
33. Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл. - М.: Эксмо, 2000. - 97 с.
34. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франкл. - М.: МГУ, 1982. - С. 118-126.
35. Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство
за работников и боссов растет / К. Чернисс // Журнал практического психолога. - 2003. - № 9. - С. 17-19.
36. Шлыкова, Т.Ю.Эмоциональное выгорание как фактор снижения эмоционального интеллекта в деятельности инженеров-программистов компаний IT / Т.Ю. Шлыкова, Е.И. Бараева, В.В. Кулыба, Е.А. Демьянчик // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. - Минск: РИВШ, 2017. - С. 427-435.
37. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: диссертация ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - 400 с.
38. Dierendonck, D. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory / D. Dierendonck, W.B. Schaufeli, H.J. Sixma // Journal of Social and Clinical Psychology. - 1994. - № 13(1). - P. 86-100.
39. Edelwich, Е. Stages of Disillusionment in the Helping Professions /
E. Edelwich, A. Brodsky. - N.Y., 1980. - 453 p.
40. Freudenberg, H.G. The problem of diagnosing burnout /
H.G. Freudenberg. - N.Y., 1974. - 192 p.
41. Frith, G.H. Burnout among special education paraprofessionals /
G.H. Frith, A. Mims // Teaching Exceptional Children. - 1985. - Vol. (17) 3. -
P. 225-227.
42. Iwanicki, E.F. Across-validation of the Maslach Burnout Inventory / E.F. Iwanicki, R.L. Schwab // Educational and psychological measurement. - 1981. - Vol. 41. - P. 1164-1167.
43. Perlman, B. Burnout Summary and Future and Research / B. Perlman, E. A. Hartman // Human relations. - 1982. - V. 35 (4). - P. 34-38.
44. Pines, A.M. Career burnout: Causes and cures / A.M. Pines,
E. Aronson. - N.Y.: The Free Press, 1988. - 257 p.
45. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. -
N.Y: The Free Press, 1973. - P. 438.
46. Schaufeli, W.B. The Burnout Companion to Study and Practice:
A Critical Analysis / W.B. Schaufeli, D. Enzmann. - London: Taylor & Francis. - 1998. - 220 p.
47. Schwartz, S.H. Toward a universal psychological structure of human values / S.H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - №53. - P. 550-562.
48. Veninga, R. The work/stress connection: how to cope with job burnout / R. Veninga, J. Spradley. - Boston: Little brown & co, 1981. - P. 36-73.
49. Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/391- oprosnik-professionalnoe-emotsionalnoe-vygoranie-pv-metodika-k-maslach-i-s- dzhekson-adaptatsiya-n-vodopyanova-e-starchenkova-testy-dlya-diagnostiki- sindroma-pv(дата обращения 29.03.2021).
50. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»
В.В. Бойко [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.pksuvu.ru/sites/default/files/course_materials/Metodika_Bojko.pdf(дата обращения 29.03.2021).
51. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/zo(дата
обращения 29.03.2021).
52. Фомина, А.А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор
профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста/ А.А. Фомина // Педагогика успеха: перспективы и возможности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/interactive-
plus.ru/ru/article/18478/discussion_platform(дата обращения 12.04.2021). 38
53. Mellblom, E. The connection between burnout and personality types in
software developers / E. Mellblom, I. Arason, L. Gren, R. Torkar [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/333993642_The_Connection_Between_Bur nout_and_Personality_Types_in_Software_Developers (дата обращения
12.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ