Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения факторов профессиональной зрелости старшеклассников 13
1.1. Понятие профессиональной зрелости как готовности совершить выбор сферы деятельности 13
1.2. Психологически особенности развития старшеклассников 21
1.3. Понятие социально-психологического тренинга 29
Выводы по первой главе
Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологического тренинга как условия развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников 40
2.1. Анализ уровня развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников в образовательной организации на примере «Классической гимназии» №104 40
2.2. Разработка социально-психологического тренингапо развитию факторов профессиональной зрелости старшеклассников «Познай себя» 45
2.3. Результаты эмпирического исследования после проведения тренинга «Познай себя» 51
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения
На сегодняшний день, когда всё меняется в разных сферах жизни из-за кризиса в социально-политическом пространстве, меняется и развитие детей. Социализация взрослого школьника становится не всегда подвластна его нормам и правилам. Традиционные нормы рушатся, а новые ещё не приняты, в таких условиях не каждый старшеклассник сможет найти себя в этой начинающей профессиональной жизни и включиться в новые общественные отношения. Сейчас, как никогда, видно расслоение общества на обеспеченных и малообеспеченных людей, в связи с этим, старшеклассники задумываются о своей профессии, но перед ними встает множество проблем. Решать эти проблемы необходимо сообща со взрослыми (педагоги, родители, специалисты).
В условиях, когда знания, но не развитие личности, стали основным содержанием образования, была создана обобщённая модель профориентации. Её основной целью предполагалось формирование способности к выбору профессии, а не готовности к профессиональному самоопределению. Внимание психологов было обращено к учащимся старших классов, которые в своём большинстве осуществляли свой профессиональный выбор на всю жизнь. До недавнего времени наше общество было чётко структурировано и отличалось стабильностью профессиональной структуры, что существенно облегчало процесс выбора профессии. Современное же общество динамично и противоречиво в своём развитии, процесс профессионального самоопределения объективно усложняется в связи с ускорением развития профессиональной структуры общества как сферы, в которой появляются новые, ранее не известные профессии, происходит взаимодействие профессий, появляются новые трудовые отношения. Поэтому, большинство сегодняшних старшеклассников могут осуществить лишь свой первичный профессиональный выбор в качественно меняющихся социально-экономических условиях. Это обстоятельство позволяет формулировать данную тему как актуальную, требующую дальнейшей разработки.
Проблема выбора профессии и выявление индивидуальных особенностей личности, которые могли бы помочь в выборе профессионального пути, стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Отечественными авторами В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейном, указывается на прямую связь поведения старшеклассников, с их самосознанием, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, D.E.Super отводят профессиональной зрелости главную роль в нормативном функционировании личности в обществе. Развитие и становление факторов профессиональной зрелости у старшеклассников вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в период ранней юности и происходит их формирование.
Игровые методы в групповой работе предложены К. Фопелем, М. Кипнис, А.Г. Грецовым, Т.А. Бедаревой, И.В. Вачковым, М.А. Чистяковой. Однако, некоторые приемы психотерапевтического воздействия, направленные на самораскрытие, в группе учеников старших классов могут приниматься ими неоднозначно, так как в связи с особой чувствительностью к оценкам окружающих в этом возрастном периоде, страшеклассникам бывает трудно выразить свою внутреннюю позицию и отрефлексировать своё состояние.
Профессиональное самоопределение невозможно без специально организованных мероприятий в рамках профессиональной ориентации. Вопрос о социально-психологическом тренинге, как форме работы со старшеклассниками, не раз поднимался в психологических трудах российских и зарубежных ученых, но разработок тренинга и программ по развитию профессиональной зрелости мало.
Актуальность данного исследования продиктована новыми требованиями, установленными в федеральных государственных образовательных стандартах к образовательным организациям. В последние годы идея самоопределения личности декларируется как ведущая в российском образовании. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (статья 14 пункт 1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Учитывая современные тенденции в образовании, особую значимость приобретает вопрос развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников, помогающие им определиться с направлением своего профессионального обучения. В рамках муниципальной
общеобразовательной организации этот вопрос особенно актуален, так как уже в подростковом возрасте перед учащимися стоит задача выбора профильного класса, элементов профильной подготовки (например, элективных курсов), которые бы стали первым шагом в дальнейшем профессиональном обучении и способствовали максимально точному выбору профессионального обучения после окончания общеобразовательного учреждения.
Таким образом, очевидным становится потребность образовательных организаций и развивающих центров по работе со старшеклассниками в направлении профессиональной ориентации в готовых, разработанных, адаптированных тренингах и программ по развитию факторов профессиональной зрелости старшеклассников.
Это дает возможность говорить о противоречиях:
- на социально-управленческом уровне: между возросшими нормативными требованиями системы школьного образования к качеству проведения социально-психологических тренингов со старшеклассниками и недостаточным уровнем подготовки специалистов (психологов, соц.работников) образовательной организации к осуществлению деятельности в новых условиях;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью организовывать социально-психологические тренинги по развитию профессиональной ориентации и зрелости старшеклассников и малым количеством разработанных тренингов и программ в данной проблемной области.
С этими противоречиями связана основная проблема исследования:
В теоретическом плане это проблема определения возможностей целенаправленного развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников, способствующих профессиональному самоопределению личности в старшем школьном возрасте. В практическом плане это проблема научного обоснования и разработки социально-психологического тренинга как условия профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста в учреждении среднего общего образования, как одной из эффективных форм работы.
Цель исследования: разработать и провести социально¬
психологический тренинг развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме готовности совершить профессиональный выбор;
2. Исследовать факторы профессиональной зрелости старшеклассников «Классической гимназии» № 104;
3. Разработать социально-психологический тренинг по развитию факторов профессиональной зрелости старшеклассников;
4. Экспериментальным путем доказать, что социально-психологический тренинг является условием развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников.
Объект исследования - профессиональная зрелость старшеклассника как готовность совершить выбор сферы деятельности.
Предмет исследования - социально-психологический тренинг как условие развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников.
Гипотеза исследования. Развитие факторов профессиональной зрелости старшеклассников произойдет если:
- обоснован и разработан социально-психологический тренинг для старшеклассников,
- разработаны упражнения для развития ценностно-смысловой сферы старшеклассников,
- в процессе работы на тренинге у старшеклассников произойдёт осознание профессионального выбора и рефлексия.
Теоретико-методологическая основа исследования: по проблеме готовности совершить профессиональный выбор существует множество концепций.
Теория Э.Гинцберга. Профессиональный выбор, по мнению автора, длительный, продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений. Особо Э.Гинцберг отмечает необратимость этого процесса (так как более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности, и заканчивается он компромиссом между внешним (конъюнктура, престиж) и внутренними факторами (индивидуальные особенности)).
Теория «карьерной зрелости» Д.Сьюпера. Эта теория
профессионального развития объединяет феноменологические концепты и дифференциальную психологию и является самой популярной за рубежом. Профессиональное развитие понимается автором как длительный, целостный процесс развития личности.
Типологическая теория Д.Холланда. Процесс профессионального развития, по мнению автора, ограничивается, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, отысканием профессиональной сферы, соответствующей собственному типу, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки.
Концепция профессионального становления Т.В.Кудрявцева. Особое значение при разработке данной стадиальной концепции автор придает кризисным ситуациям. По мнению Т.В.Кудрявцева, они обусловлены рассогласованием между ожидаемым и достигаемым результатом, ломкой концепции самого себя и построением новой. Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида и ограничена временными рамками. Стадии:
1 Стадия - возникновение профессиональных намерений. Критерием ее оценки является социально и психологически обоснованный выбор человеком профессии.
2 Стадия - непосредственно профессиональное обучение. Целью является репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений. Психологический критерий оценки - профессиональное самоопределение.
3 Стадия - процесс активного вхождения в профессию. Критерием оценки этой стадии являются: а) достаточно высокие показатели профессиональной деятельности, б) определенный уровень развития профессионально важных качеств личности, в) психологический комфорт.
4 Стадия - полная реализация личности в профессии. Уровень реализации характеризуется тем, что: а) профессионал не только овладел операционной сферой на высоком уровне, но и б) использует творчество в работе; в) вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, а также г) постоянно стремится к самосовершенствованию.
Концепция Э.Ф.Зеера. Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст человека.
В концепции Э.Ф.Зеера в качестве основания для выделения четырех стадий профессионального развития берется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Им выделено, также как и Т.В.Кудрявцевым, четыре стадии. В общем, стадиальность профессионального становления Э.Ф.Зеера и Т.В.Кудрявцева имеют много общего.
Для выявления особенностей юношеского периода были изучены концепции личностного развития (А.А. Реан, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.С. Кон, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн). Игровые методы в групповой работе со старшеклассниками предложены К. Фопелем, М. Кипнис, А.Г. Грецовым, Т.А. Бедаревой, И.В. Вачковым, М.А. Чистяковой. Проблемой разработки тренингов для старшеклассников занимались: Н.С. Пряжников, А.П. Чернявская.
База исследования: исследование проводилось на базе «Классической гимназии» №104, на старших школьниках 10 классов. В опросе (первичной диагностике) приняло участие 47 человек, из них экспериментальную группу составили 16 человек, контрольную группу - 16 человек.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
• Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
• Эмпирические методы (первичное исследование фактров
профессиональной зрелости проводилось на основе диагностической методики А.П.Чернявской «Профессиональная готовность»).
• Методы математической статистики ( Т-критерий Вилкоксона - непараметрический статистический тест (критерий), используемый для проверки различий между двумя выборками парных измерений), обработка при помощи Excel 2010).
Научная новизна исследования заключается в том, что в результате исследования для разработки социально-психологического тренинга для старшеклассников, приняты во внимание особенности пубертатного периода, ранней юности. Выявлены особенности тренинга - лучшее восприятие материала через упражнения и практику, ведение диалогового общения, в котором старшие школьники проводят самоанализ и учатся рефлексировать своё состояние и свои ощущения.
Теоретическая значимость исследования: расширена теория и практика разработки социально-психологического тренинга для старшеклассников в сфере школьного образования в рамках дополнительного образования.
Практическая значимость исследования: разработан социально-психологический тренинг «Познай себя», который позволяет приобрести умения, знания и навыки, необходимые при принятии решения ввыборе профессии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-психологический тренинг для старшеклассников - это активная, эффективная работа с учащимися, это комплекс мероприятий, включающих в себя мини-лекции в форме диалога, практические задания (отработка ситуаций), в ходе которых происходит рефлексия, осознанный выбор будущей профессии. Этот комплекс мероприятий приводит к развитию профессиональной зрелости старших подростков.
2. Условием развития факторов профессиональной зрелости является соблюдение особенностей проведения социально-психологического тренинга для старшеклассников, которыми являются:
У проработка внутренних качеств подростков на основе рефлексии по принятию себя и своих недостатков, а также усиление положительных качеств;
У развитие эмоционального отношения к себе, выбору профессии, отношение к жизни в целом;
У введение мини-лекций в диалоге по работе с информацией для выбора будущей профессии. Информация через практику;
J обязательное проведение психогимнастики, как метода снятия напряжения у старшеклассников.
3. Профессиональная зрелость старшеклассника - это осознанная социально-психологическая готовность к выбору будущей профессии, основанная на анализе собственных способностей, склонностей и возможностей, а также высокой информированности в сфере современных профессий.
Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования были представлены в Материалах научно-практической конференции 29—30 мая 2017 г. «ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО И ЦЕРКОВЬ: ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА — КАК ОСНОВА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ». Конференция проведена в рамках празднования 80-летия Новосибирской области.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения факторов профессиональной зрелости старшеклассников» рассмотрены понятие социально-психологического тренинга, подходы и формы проведения тренинга, а также изучены особенности и условия развития личностной сферы старшеклассников. Определены виды и формы развития профессиональной зрелости старшеклассников.
Вторая глава данного исследования посвящена «Эмпирическое исследование социально-психологического тренинга как условия развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников». В данной главе представлен анализ факторов профессиональной зрелости старшеклассников в образовательной организации на примере «Классической гимназии» № 104, также в данной главе представлена разработка социально¬психологического тренинга по развитию факторов профессиональной зрелости старшеклассников «Познай себя» и представлены результаты эмпирического исследования после проведения тренинга «Познай себя».
В заключении сделаны выводы по задачам исследования.
Целью исследования было разработать и провести социально-психологический тренинг развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников.
В рамках первой задачи был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме готовности совершить профессиональный выбор.
В результате анализа научной литературы по вопросу профессиональной зрелости старшеклассников как готовности совершить выбор сферы деятельности, выявлено, что понятие «профессиональная зрелость» объединяет в себя поиск информации о рабочих местах, самостоятельное исследование профессий, осознанность профессионального пути, планирование карьеры, самостоятельное принятие решения о профессиональном пути, самосознание, активность в исследовании, также выявлено, что это профессиональный выбор - это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией. Профессиональный выбор - процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. На его результат влияют множество факторов, от влияния родителей до своего решения и ошибок. Если этот процесс происходит адекватно профессионально важной проблеме — тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.
Особенностями для девушек и юношей является учебно - профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Старшеклассники относятся к периоду старшего школьного возраста или к периоду ранней юности. Особенностями этого периода являются значительные изменения во всех сферах личности старшеклассника, а именно видны изменения в физиологии и психологии личности. Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Центральным вопросом в ранней юности встаёт вопрос о выборе будущей профессии, формируются как личностное, так и профессиональное самоопределение, а также психологическая готовность к нему.
В рамках второй задачи было проведено исследование факторов профессиональной зрелости старшеклассников «Классической гимназии» № 104 по методике А.П.Чернявской «Профессиональная готовность». Были получены следующие результаты исследования:
1. По всем параметрам профессиональной зрелости присутствуют показатели среднего и выше среднего уровня. Это говорит о том, что у ребят, принимавших участие в диагностике, активно формируются факторы профессиональной зрелости.
2. Ребята входят в период самоопределения от активности присваивающей к активности преобразующей, в качестве какового выступает социально ответственное самоопределение. Это значит, многим уже не безразлично своё будущее и своё профессиональное предназначение.
В работе предметом исследования являлась разработка социально - психологического тренинга для старшеклассников как условия развития факторов профессиональной зрелости. Он был разработан на основе изучения научных источников по возрастной психологии и особенностях развития старшеклассников (А.А. Реан, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, И.С. Кон, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн). Также тренинг разработан для развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников, таких как автономность, информированность, умение принимать решения, планирование, эмоциональная включенность в ситуацию принятия решения.
Особенностями социально-психологического тренинга для
старшеклассников являются:
J проработка внутренних качеств подростков на основе рефлексии по принятию себя и своих недостатков, а также усиление положительных качеств;
J развитие эмоционального отношения к себе, выбору профессии, отношение к жизни в целом;
J введение мини-лекций в диалоге по работе с информацией для выбора будущей профессии.
J обязательное проведение психогимнастики, как метода снятия напряжения у подростков.
В рамках последней задачи - экспериментальным путем доказать результативность социально-психологического тренинга как условия развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников были получены следующие результаты: в экспериментальной группе произошли позитивные изменения профессиональной зрелости по параметрам информированность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение, кроме параметра «Автономность». В контрольной группе изменений не произошло.
Таким образом, разработанный социально-психологический тренинг «Познай себя» является условием развития факторов профессиональной зрелости старшеклассников.
Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2008. - 211с.
2. Александрова, Н.И., Изучение волевых качеств школьников /Шульга Т. // Вопросы психологии. -2006. -№ 6 - С. 32 - 34.
3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск:Наука, 2005. - 235 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды /Б.Г. Ананьев,А.А.Бодалёв.- М.: Педагогика, 2007. -287 с.
5. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока. -Волгоград: Учитель, 2009. - 298с.
6. Бабаева, Ю.Д. Целеобразование в интеллектуальной деятельности: автореф. канд. дисс.- М., 2005. - 196 с.
7. Березанская, Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования: автореф. канд. дис. - М., 2006. - 237 с.
8. Бибрих, Р.Р. Исследование видов целеобразования: автореф. канд. дисс.
- М., 2005. - 243 с.
9. Богданова, Т.Г. Целеобразование при различной мотивации. - М.: Наука, 2008. - 322с.
10. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности: автореф. канд. дис. - М.: 2006. - 216 с.
11. Богоявленская, Д.Н. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии.- 2006. - № 4. - С. 12 - 13.
12. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.:Наука, 2009. - 464 с.
13. Божович, Л.И., Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.В. Ендовицкая //Вопросы психологии. - 2005.- № 4. С. 17 - 29.
14. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке Психологический журнал.- 2008. - № 6. - С. 3 - 11.
15. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999
16. Вершинин, С.И. Основы профориентологии / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов. - М.: Академия, 2009. - 176с.
17. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.:Педагогика, 2009.- 385 с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2010. - 345с.
19. Грецов, А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога / А.Г.Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 216с.
20. Давыдов, В.В. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности. - Уфа: Наука, 2008.-319с.
21. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2008.- 23 с.
22. Дорохина, В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии. - 2006.- № 6. - С. 13 - 28.
23. Зеер, Э.Ф. Профориентология / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192с.
24. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240с.
25. Ишков, А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук:- М., 2006. - 25с.
26. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1983. - 128с.
27. Камалетдинова, Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: автореф. дис. канд. пед. наук:- М., МГПУ, 2008. - 33с.
28. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2007. - 302с.
29. Клыков, Ю.И. Семантический язык и проблема моделирования целеполагания в мышлении человека /Ю.И.Клыков, В.Н. Пушкин. - М.:Наука, 2005. - 305 с.
30. Круглова, Н.Ф. Концепция осознанной саморегуляции деятельности и учебная неуспешность // Журнал прикладной психологии.- 2007. - № 2. - С.
13 - 19
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, - 2005. - 403 с.
32. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
- М.: 2008. - 297 с.
33. Львович, В.А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов: автореф. дис. канд. пед. наук- М.: 2008. - 325с.
34. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.-126 с.
35. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. //- М.: 2008. - 296 с.
36. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.В. Орлов, Л.М. Фридман. // - М.: Педагогика, 2007. - 195 с.
37. Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера/ И.В.Михайлов//Вопросы психологии.-1975.-№ 5.
38. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика.
- 2006. - № 6.- С. 34 - 39.
39. Общая психология/Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 2006.- 464 с.
40. Осин, А.К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы: авто.реф. дис. канд. пед. наук. - Шуя: 2008. - 309 с.
41. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2008.- 430с.
42. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2007. - 477с.
43. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: ИНН, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 246с.
44. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГ1П1И, 1999. - 108с.
45. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
46. Рогова, О.Б. Исследовательская деятельность школьников как условие развития самоорганизации: труды научно-методического семинара «Наука в школе»-М., ИТА «АПФН», 2005. - 125 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - М.: Наука, 2006. - 622с.
48. Рыбакова, Н.Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения: автореф. дис. канд. пед. наук- Омск, 2006.¬29с.
49. Словарь-справочник по педагогике: под общ.ред. Пидкасистого И.П. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 597с.
50. Фундаментальное ядро содержания общего образования: под ред. В.В. Козлова. - М.: Просвещение, 2009.-145 с.
51. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по
профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.
52. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие / С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 176 с.
53. Целеполагание в педагогической деятельности: учеб.пособие:под ред. И.А. Коровина. - М.: Изд-во АОИУУ, 2008. - 30с.
54. Ярушкин, Н.Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем. - Самара.: Изд-во институтата искусств и культуры, 2005. - 132с.
55. De Charms R. Personal causation training in the schools. J. of App. Soc. Psychol., v.2, 2005.265 р.