ВВЕДЕНИЕ 3-8
1 ГЛАВА ОСОБЕННОСТИ ОТЦОВСКО-ДОЧЕРНИХ
ОТНОШЕНИЙ 8-41
1.1 Динамика взаимоотношений дочерей с отцами в
онтогенезе 9-24
1.2 Факторы, обуславливающие выбор партнёра, у
женщин 24-33
1.3 Феномен одиночества в жизни женщины, как болезненное переживание
или как возможность провести время с пользой 33-41
2 ГЛАВА ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ОТЦУ У НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ
ОДИНОЧЕСТВО 42-93
2.1 Организация и методы исследования 42-47
2.2 Качественный и количественный анализ полученных
данных 47-80
2.3 Анализ и интерпретация результатов
исследования 80-93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94-96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97-101
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях институт семьи как динамическое образование претерпевает важные и значительные изменения, которые выражаются в изменении семейного уклада, означающий переход от семейных отношений, в которых отец выступал кормильцем, защитником и главой семьи в решении важных вопросов, к новым отношениям, в которых существуют равные права и обязанности значимых членов семьи. В связи с этим учащаются кризисы в построении гармоничных внутрисемейных отношений, растёт неудовлетворённость браком, меняется также модель взаимодействия родителей с их детьми. Происходящие в обществе изменения не могут не отразиться на подрастающем поколении, поскольку именно в семье закладываются основные нравственные ценности, жизненные принципы. Дети с раннего возраста копируют поведение взрослых, формируют соответствующие модели поведения, которые влияют на их дальнейшую жизнь. Из исследований Е.М. Ижвановой, 3. Фрейда, Э. Бёрна, М. Боуэна, А.Я. Варги, А.В. Петровского, А.А. Кроника, Е.А. Кроника, Э. Эриксона, Р.В. Овчаровой, И.В. Дубровиной, О.С. Прилепских, Ю.А. Токаревой, Л.А. Коростылёвой и других научных деятелей видно, что родительская модель семьи оказывает влияние на вступление женщин в брак. В связи с существующей потребностью в новых фактах, необходимо исследовать современный уклад внутрисемейных отношений, а именно феномен одиночества, чтобы помочь эффективно справиться с кризисными ситуациями в семьях в современных условиях. Также имеется необходимость в дополнении и переработке психологических теорий, рекомендаций, концепций с целью более продуктивного использования их психологами и представителями других профессий. Особенно важно разработать коррекционные, развивающие, просветительские программы для повышения воспитательной деятельности отцов для формирования новых моделей поведения у женщин при выстраивании более эффективных и глубоких отношений с их спутниками жизни в последующем.
Многие исследователи обращались к теме взаимоотношений детей и их родителей по гендерному признаку: взаимоотношения отцов и сыновей, матерей и дочерей. В результате анализа научных трудов Л.Нильсона, А. Динхарта, Г.Гэйлс и других исследователей выяснилось, что тема взаимоотношений отцов и дочерей долгое время оставалась нетронутой. В связи с непроработанностью данная проблема - проблема деструктивного и конструктивного опыта общения с отцами женщин - является актуальной на сегодняшний день.
Для женщины первым опытом общения с мужчинами является опыт общения с отцом, поскольку, как показали исследования Э.Берна, А.Я. Варги, М. Боуэна, А.В. Петровского, О.С. Прилепских, его образ влияет на вступление в брак, на формирование личностных черт, на модель будущей семьи. Женщинам, имеющим позитивный опыт общения с их отцами, легче заводить знакомства, легче вступать в отношения с мужчинами. В случае неразрешённых проблем в отцовско-дочерних отношениях их модель может воспроизводиться в новых близких отношениях с мужчинами и, как результат, приводить к болезненному переживанию одиночества.
Однако понятие одинокой личности не определить чётко, поскольку оно зависит от уникальности восприятий конкретной личности, поэтому изучение данного понятия требует более систематического изучения. Наше исследование, направленное на изучение феномена одиночества, позволит внести вклад в его изучение на новом интегрирующем уровне, вобрав в себя различные концепции и подходы, при использовании методик, позволяющих найти различия в переживаниях женщин в зависимости от статуса и различий в воспитательных моделях поведения отцов. Исследование, отвечая потребностям практики, позволяет выявить особенности их взаимоотношений женщин с их отцами, что является востребованным в сферах общей, семейной и дифференциальной психологии.
Объектом данного исследования является детско-родительские отношения женщин с их отцами.
Предметом является различия в отношениях с отцами у незамужних женщин, болезненно переживающих одиночество и у замужних женщин, осознанно использующих это время на творчество, медитацию и внутренний диалог.
Цель исследования - выявить особенности детско-родительских отношений у женщин разного семейного статуса, с разным уровнем одиночества.
Задачами являются:
1. разработать и исследовать критерии выборки в соответствии с заданной темой исследования;
2. изучить динамику отцовско-дочерних отношений в онтогенезе;
3. выявить причины болезненного переживания одиночества;
4. изучить факторы, обуславливающие выбор партнёра, у женщин;
5. определить различия в отношениях с отцами у замужних женщин, удовлетворённых отношениями, и незамужних женщин, неудовлетворённых отношениями.
Гипотеза - есть различия в детско-родительских отношениях с отцами у замужних женщин, не испытывающих тоску и отчаяние при одиночестве и у незамужних женщин, болезненно переживающих одиночество.
Теоретико-методологическая основа, использованная в научно-исследовательской работе, представлена на основе психоаналитического подхода (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Бёрн, К.Г. Юнг, Д.В. Винникот, Й. Шторк), на основе теоретических позиций исследователей семейной системной психологии (М. Боуэн, А.Я. Варга), положений о социокультурной детерминации личности (Выготский JI.C., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л).
Вид исследования - эмпирическое исследование, в котором регистрируются и обобщаются факты, а также выявляются эмпирические закономерности.
Выборка - женщины в возрасте от 20 до 45 лет периода ранней взрослости (по Эриксону). В нашем исследовании принимали участие женщины периода ранней взрослости, для которых характерно стремление к максимальной реализации и достижениям в различных сферах деятельности - профессиональной, семейной, личностной. В этот период человек занимается расстановкой приоритетов, значимыми среди которых являются достижения в профессии и создание семьи.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
1. эмпирические методы (тест “Детско-родительских отношений” (ДРОП), тест “Личностного дифференциала психоневрологического института имени Бехтерева”, а также методика «Профиль чувств в отношениях” Л.В. Куликова, “Шкала субъективного переживания одиночества” (С.В. Духновского));
2. методы математической статистики (непараметрические критерии на различия: H-критерий Краскела-Уоллеса, U-критерий Манна-Уитни;
3. теоретические методы (сравнение, анализ, синтез и обобщение);
4. методы обработки результатов (количественный и качественный анализ; обнаружение различий с использованием программы Statistika 6,0 for Windows; сравнительный анализ; графические методы представления полученных данных).
Научная новизна исследования:
1. выявлены условия для установления полноценных любящих отцовско- дочерних отношений, способствующих самостоятельности и эмоциональной зрелости женщин;
2. выявлены возможные причины одиночества у женщин;
3. выявлены факторы, обуславливающие выбор партнёра, у женщин;
4. выявлены особенности отцовско-дочерних отношений у женщин, переживающих одиночество;
5. разработана и описана исследовательская процедура выявления феномена одиночества;
6. предложены стратегии психологической помощи одиноким женщинам.
Положения, выносимые на защиту.
На основании качественного и количественного анализа полученных данных подтвердилась достоверность в различиях отцовско-дочерних отношений незамужних женщин, переживающих одиночество:
• низкий показатель “Фактор оценки” свидетельствует о том, что женщины отвергают и обесценивают своих отцов, критически к ним относятся, что приводит их к болезненному переживанию одиночества;
• высокий показатель “Фактор активности” указывает на высокую активность, импульсивность, общительность и раздражительность отцов в представлении дочерей. Чрезмерная энергичность может подавлять самостоятельность, стремление женщины самой принимать важные решения;
• низкий показатель выраженности гедонистических чувств указывает на отсутствие приятных чувств наслаждения в отцовско-дочерних отношениях, на отсутствие взаимопонимания и доверия;
• высокий показатель астенических чувств, с которыми связаны такие негативные эмоциональные состояния, как подавленность, уныние, печаль, свидетельствует об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки;
• высокий показатель “Выраженность меланхолических чувств”, при которых испытуемая может ощущать досаду, разочарование, грусть, уныние при общении с отцом;
• низкий показатель сближающих чувств при высоком показателе удаляющих чувств, к которым относятся: собственное одиночество, отвращение или неприязнь к отцу, злость на него, вина перед ним, зависть, стыд, обида, презрение и ненависть к нему.
Теоретическая и практическая значимость.
На основе анализа теории по проблеме деструктивного и конструктивного опыта общения с отцами была разработана и описана процедура выявления одиночества у женщин, а также даны практические рекомендации заинтересованным лицам (женщинам, родителям, семьям, психологам).
Участие женщин в опросе позволило выявить причины их болезненного одиночества, изучить факторы, обуславливающие выбор партнёра, сравнить и выявить различия в отношениях с отцами у женщин с разным семейным статусом и уровнем одиночества.
Семья и семейные отношения играют значительную роль в формировании и развитии личности каждого человека. Являясь частью семейной системы, отец оказывает влияние на развитие ребёнка. Его фигура важна для выработки оптимальной дистанции у ребёнка к матери. Однако для установления триадных отношений необходимы условия активного участия отца в жизни дочери, а также любящие отношения в родительской паре, что является залогом благополучия дочери в дальнейшей взрослой жизни.
Образ отца влияет на вступление в брак, на формирование личностных черт, на модель будущей семьи. Дети во взрослом возрасте воспроизводят поведение родителей, несмотря на несогласие с ними во многих вопросах. В случае неразрешённых проблем в отцовско-дочерних отношениях родительская модель может воспроизводиться в новых близких отношениях женщин с мужчинами. На основании концепции “персонализации личности” родитель представляет свою личность в личности ребёнка, как продолжение себя в другом, что также может повлиять на выбор женщины. Существует «правило моста», согласно которому весь предыдущий опыт взаимоотношений «перебрасывает» в будущее закреплённые актуальные связи, которые являются значимыми и требуют завершения уже в новых сформировавшихся отношениях. На выбор партнёра также могут влиять паттерны поведения, сформировавшиеся на основе детской травмы при взаимодействии женщины с отцом. Травмы запускают механизмы, направленные на исцеление, а также формируют опыт («защитные поведенческие реакции») для предотвращения повторения подобных ситуаций. Человек, когда осуществляет жизненный выбор, осознанно или бессознательно реализует новые или уже имеющиеся жизненные сценарии, которые во многом обусловлены семейным воспитанием, перенятыми у родителей установками и ценностями.
Проведённое нами эмпирическое исследование ставило целью выявить особенности детско-родительских отношений у женщин разного семейного статуса, с разным уровнем одиночества.
Полученные данные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что существуют различия в детско-родительских отношениях с отцами у замужних женщин, не испытывающих тоску и отчаяние при одиночестве и у незамужних женщин, болезненно переживающих одиночество.
Проведенное исследование позволило решить следующие задачи:
1. разработать и исследовать критерии выборки в соответствии с заданной темой исследования;
2. изучить динамику отцовско-дочерних отношений в онтогенезе;
3. выявить причины болезненного переживания одиночества;
4. изучить факторы, обуславливающие выбор партнёра, у женщин;
5. определить различия в отношениях с отцами у замужних женщин, удовлетворённых отношениями, и незамужних женщин, неудовлетворённых отношениями.
Одиночество может восприниматься женщинами, как осознанный выбор, добровольный, принятый, либо вынужденный, при котором могут возникнуть психологические проблемы. Время уединения может быть благотворно использовано на творчество, медитацию и внутренний диалог, а может быть наполнено тоской и отчаянием. Принимая одиночество в качестве уединения, женщина находит в нём позитивный ресурс для личностного развития, а также для установления более осознанных и осмысленных, глубоких взаимоотношений с людьми. Опрашиваемые женщины под проблемой одиночества понимают отсутствие такого мужчины, который улучшит их жизнь (обеспечит материально, подарит заботу и внимание), поможет избавиться от проблем, принесёт удовольствие в качестве сексуального партнёра, в качестве собеседника. Однако без изменения отношения к себе, принятия себя, как личности, без личностного развития данное представление заводит женщину в тупик. При оказании психологической помощи одиноким женщинам для консультанта важно содействовать укреплению её чувства личного контроля над ее социальными связями, а также выбору оптимальной стратегии преодоления болезненного переживания одиночества. К таким стратегиям относят: 1) изменение ситуации методами оптимизации социальной сети; 2) изменение отношения женщины к ситуации одиночества (вместо «За что мне это?» поставить вопрос «Для чего мне это нужно?»); 3) личностное развитие, самоизменение (коррекция самооценки, саморазвитие, самосовершенствование и личностный рост).
1. Аквис Д. С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1999 - 208 с.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений- М.: Эксмо, 2002.
3. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: Когито-Центр, 2008. - 496 с.
4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001 —352 с.
5. Варга А.Я., кандидат психологических наук. Системная семейная психотерапия. - Санкт-Петербург: Речь, 2001 - 74 с.
6. Джеймс Л. Шаллер. Потеря и обретение отца. Восстановление отношений с отцом. - Санкт- Петербург Издательство “Мирт”, 1998 - 216 с.
7. Добряков И.В. Перинатальная психология. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2015 - 234 с.
8. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. — 141 с.
9. Ижванова Е.М. Трансляция супружеских отношений от родителей к детям, 2016.
10. Каган В.Е. Искусство жить. М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2010.
11. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и поло-ролевую идентичность подростков / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.
12. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий
психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.
13. Кон, И.С. Особенности социализации мальчиков и
девочек//Актуальные проблемы социализации девушек-подростков: Сб.науч.ст.-Киев, 1995. - 247 с.
14. Концепции детского развития Дональда Вудса Винникота. https: //www.kazedu.kz/referat/138879
15. Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2000.
16. Коряков Я.И. Эволюция родительских образов в психоанализе. Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 3. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. — С. 101-123.
17. Линда Шиерз Леонард. Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом. - Москва. Независимая фирма «Класс», 2013. - 224 с.
18. Липпо Светлана Валерьевна, кандидат психологических наук, “Образ отца как фактор самоактуализации личности”, тема по ВАК 19.00.01, Санкт-Петербург, 2006 г.
19. Луиджи Зойя. Отец. Исторический, психологический и культурный анализ. - М. Независимая фирма “Класс”, 2014 - 352 c.
20. Лупекина Е.А., кандидат психологических наук. Роль отца в системе детско-родительских отношений: кризис триангуляции. Психология семейных отношений, 2015.
21. Мельник С.Н. Психология личности: учеб. пособие. - Владивосток, 2004. - 96 с.
22. Методика личностного дифференциала психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
http://psychologyy.ru/lichnostniy-differentsial/
23. Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я. - М., 2001. - 144 с.
24. Неумоева Е.В., канд. психол. наук. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: Автореф. Дис. Самара,2005.
25.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Москва, 2003.
26. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания
одиночества: структура и свойства.Психология. Журнал Высшей
школы экономики, 2013. Т. 10, № 1. С. 55-81.
27. Павлов И.В. Журнал «Перинатальная психология и психология
родительства». - 2008 г. № 4, с. 78-95 http://www.psxmama.ru/articles/psikhologija otcoy.html
28. Перлман Д, Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 152-169.
29. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества:
социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008.
30. Прилепских О.С. Образ отца как детерминанта развития представлений о будущем супруге у девушек. ВАК 19.00.13. 2005 г.
31. Прилепских О.С., доц. каф. психологии. Особенности влияния образа отца на выбор спутника жизни в юношеском возрасте. Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2011, http://ppip.idnk.ru
32. Прилепских О.С., доц. каф. психологии. Эмпирическое исследование образа отца и его влияния на выбор спутника жизни у девушек.г. Ставрополь,26.01.16.
33. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2002.
34. Райх В. Характероанализ. - М., 1999. - 464 с.
35. Рассказова И.Н., “Безбрачное одиночество женщин в период ранней взрослости”, Вестник Омского университета. Серия “Психология”, 2007 г.№1, с. 20-29.
36. Россохин А. Всё о моей матери // 2006. № 8. С. 100-103.
37. Садолина Т.В. Психологические защитные механизмы у женщин,
находящихся в поиске спутника жизни, формирование которых происходило под влиянием социально-психологического
взаимодействия c отцом. Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1 / 2013
38. Фомичева Л. Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков. // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 26-40.
39. Фрейд З. Исследования истерии. / Пер. с нем. С.Панкова: научная редакция М.Решетникова и В.Мазина // Фрейд З. Собр. соч.: В 26 т. Т.1. Спб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005 - 464 с.
40. Фридрих Е. Триангуляция // Психоаналитический вестник
[Электронный ресурс]. — 1998. — № 6. — Режим доступа:
http://www.arbat25.ru/vestread/vestnik_15.html. — Дата доступа:
13.05.2006.
41. Хоровиц Л.М., Френч Р. Де С., Андерсон А. Прототип одинокой личности. // Лабиринты одиночества. - Москва: Прогресс, 1989. - с.243-274.
42. Цветкова Н.А. Личностные особенности одиноких женщин,
обращающихся за психологической помощью. Женщина в российском обществе. 2014. № 3, c. 61-71.
43. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 2000.
44. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребёнка с
психоаналитической точки зрения. Журнал практической психологии и
психоанализа. №2 - 2005 г. http://psyjournal.ru/articles/psihicheskoe-
razvitie-malenkogo-rebenka-s-psihoanaliticheskoy-tochki-zreniya
45. Энциклопедия по психологии. Аутоэротизм. https://www.psyoffice.ru/6- 881 -autoyerotizm.htm
46. Abelin Е. Triangulation, the role of the father and the origins of core gender identity during the rapproachement subphase. In R. Lax (ed.), Approachement, N-Y: Aronson, 1980.
47. Bowman C.C. (1955). Loneliness and social change // American Journal of Psychiatry, 122, 194-198.
48. Cacioppo J.T., Hawkley L.C. Loneliness // M.R. Leary, R.H. Hoyle. Hand - book of individual differences in social behavior. N.Y.: Guilford, 2009. P. 227-239.
49. Colman W. Tyrannical omnipotence in the archetypal father // J. Analyt. Psychol. 2000 Vol. 45. - P. 521-539.
50. Leonard, M. R.Fathers and daughters: The significance of «fathering» in the psychosexual development of the girl / The Intern J. of Psychoanalysis. — 1966. — Vol. 47. — P. 325—334.