ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие и виды адаптации 6
1.2. Социально-психологическая адаптация студентов к условиям вуза 10
1.3. Концепция копинга: определение, функции, виды 21
1.4. Стрессовые ситуации у студентов, в результате которых применяются копинг-стратегии
Выводы по главе 28
2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ
2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 30
2.2. Основные методологические принципы исследования 31
2.3. Характеристика исследуемой выборки 32
2.4. Процедура и методы исследования 33
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов исследования 39
3.1.1. Описательная статистика 40
3.1.2. Корреляционный анализ 52
3.1.3. Сравнительный анализ 64
Выводы по главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В настоящее время проблема адаптации в процессе профессиональной подготовки квалифицированных специалистов занимает одно из значимых положений в ряду психологических исследований. А именно социально-психологическая адаптация позволяет сформировать социальные и профессиональные качества общения, поведения и деятельности в обществе, которые важны для будущих специалистов. На протяжении обучения в вузе осваиваются компетенции выбранной специальности, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Процесс адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности является важным элементом в системе профессионального обучения, от этого зависит результат их деятельности (за результат деятельности будем принимать академическую успеваемость). В учебно-профессиональной деятельности студентов адаптивность определяет умение студентов ориентироваться в содержании, формах и методах обучения, используемых в вузе. Одной из важнейших структур в формировании функционального адаптивного / дезадаптивного поведения является выбранная копинг-стратегия. В условиях обучения в университете наиболее полно можно ее оценить в период экзаменационной сессии, когда стресс и тревожность студента возрастают. Сессию будем рассматривать как стресс-фактор, который ставит студента перед необходимостью решения определенных задач, на совладание с собой и ситуацией. Используемые студентами адаптивные копинг-стратегии могут стать предикторами успешной адаптации. И учитывая то, что осуществление базисной копинг- стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления, было предположено, что копинг-стратегия связана с академической успеваемостью студента.
Цель работы: изучить социально-психологическую адаптацию и копинг-стратегии поведения студентов 1-го и 3-го курсов с разной академической успеваемостью.
Задачи:
• Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации студентов к вузу; проанализировать литературу по проблеме копинг-стратегий.
• Подобрать диагностический инструментарий для изучения социально-психологической адаптации и копинг-стратегий.
• Эмпирически исследовать копинг-стратегии и социально-психологическую адаптацию у студентов 1-го и 3-го курсов с разной академической успеваемостью.
• Обработать и проанализировать полученные данные.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация и копинг-стратегии студентов.
Предмет исследования - социально-психологическая адаптация и копинг-стратегии студентов с разной академической успеваемостью.
Гипотезы:
• Социально-психологическая адаптация и копинг-стратегии связаны с академической успеваемостью;
• Использование проблемно-ориентированных копинг-стратегий
повышает уровень социально-психологической адаптации;
• Студенты 3-го курса используют более адаптивные копинг-стратегии по сравнению со студентами 1-го курса.
Выборку составили студенты УрФУ департамента психологии 1-го (38 девушек, 9 юношей) и 3-го курсов (28 девушек, 6 юношей). Таким образом, в исследовании приняли участие 81 человек.
Эмпирические методы исследования:
1) Методика диагностики социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда
2) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)
А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина
3) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман
4) «Тест экзаменационной тревожности» Р. Элперта и Р. Н. Хейбера.
В качестве математических методов статистики были использованы коэффициент корреляции Спирмена (гз), И-критерий Манна-Уитни.
В рамках данной работы было проведено сравнительное исследование связи социально-психологической адаптации и копинг-стратегий у студентов 1-го и 3-го курсов с разной академической успеваемостью. Социально-психологическая адаптация рассматривалась как изменение личности в ответ на изменение как внешней, так и внутренней среды. Под ней понимался каждый отдельный процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого открываются новые способы поведения, новые программы и планы внутриличностных процессов. И так как в процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям посредством подбора и перестройки стратегий поведения, которые в свою очередь включают в себя когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, то также изучались используемые студентами копинг-стратегии. Посредством анализа литературы было выявлено, что наиболее значимым фактором стресса для студента является ситуация экзамена, поэтому данные были собраны в период экзаменационной сессии, когда наиболее полно проявляется копинг- поведение.
В эмпирическом исследовании приняли участие 81 студент 1-го (47 человек) и 3-го (34 человека) курсов Уральского Федерального Университета им. Б.Н.Ельцина, обучающиеся по направлениям «Психология» и «Клиническая психология». Возраст участников исследования варьировался от 18 до 22 лет. Полученные данные были обработаны методами описательной и математической статистики.
По результатам опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман было выявлено, что большинство студентов обоих курсов прибегают к нескольким видам совладающего поведения: «Планирование решения проблемы» - 29% и 34%, «Принятие ответственности» - 19% и 21% и «Поиск социальной поддержки» - по 19% у студентов 1 и 3 курсов.
Таким образом, гипотеза о том, что студенты 3-го курса используют более адаптивные копинг-стратегии по сравнению со студентами 1-го курса - не подтвердилась, так как процентное соотношение используемых копингов студентами обоих курсов различается незначительно.
По результатам анализа было выявлено, что чем выше уровень социально-психологической адаптации, тем выше процент студентов, использующих проблемно-ориентированные копинги: 21% студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации использует проблемно-ориентированный копинг «Планирование решения проблемы», а «Конфронтационный копинг» на этом уровне не используется. 30% студентов со средним уровнем социально-психологической адаптации используют проблемно-ориентированный копинг «Планирование решения проблемы», и 4% - «Конфронтационный копинг». 32% студентов, имеющих высокий уровень социально-психологической адаптации используют копинг «Планирование решения проблемы» и 5% -«Конфронтационный копинг».
Гипотеза о том, что использование проблемно-ориентированных копинг-стратегий повышает уровень социально-психологической адаптации подтвердилась частично, так как часть студентов (21%), которая, применяя копинг-стратегию «Планирование решения проблемы» имеет низкий уровень социально-психологической адаптации.
По результатам математического анализа (метода ранговой корреляции Спирмена (гз)) выявлено: 46 корреляционных связей между параметрами социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями (по 1 курсу выявилось 22 корреляционных связей, по 3 курсу - 24), 4 корреляционных связи между социально-психологической адаптацией и академической успеваемостью (по 1 курсу выявилась 1 корреляционная связь, по 3 курсу - 4), корреляции между копинг-стратегиями и академической успеваемостью выявлено не было.
Таким образом, гипотеза о том, что социально-психологическая адаптация и копинг-стратегии связаны с академической успеваемостью - подтвердилась частично.
В результате сравнительного анализа выяснилось, что существуют значимые различия по 9 шкалам.
Сравнивая студентов 1 и 3 курса, можно сказать, что студенты 1 курса более склонны приписывать причины своих неудач внешним обстоятельствам, при этом они способны быстрее сориентироваться в проблемной ситуации и выбрать стратегию поведения, но чаще они их избегают, возможно, это можно связать с тем, что они еще личностно незрелы и тяжелей переносят проблемные ситуации из-за более низкой нервно-психической устойчивости. Также они отличаются более высоким уровнем тревожности, мешающим достижениям, вероятно по причине того, что склонны критиковать себя, в результате этого они менее адаптированы и имеют более низкие результаты по академической успеваемости. Также это может быть обусловлено непривычным для молодых людей объемом учебной нагрузки, принятием большей ответственности за свое обучение и перестройкой организма к новым условиям труда и отдыха. На фоне этого стресса большинство студентов используют как проблемно-ориентированные виды копинга: «Планирование решения проблемы», так и эмоционально-ориентированные: «Принятие ответственности» и «Поиск социальной поддержки».
1. Адаптация и дезадаптация персонала: теория и практика: пособие для студентов и слушателей по образовательным программам в области управления персоналом и практических специалистов кадровых служб / на уч.ред. М. Г. Синякова; Уральский гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2012. 122 с.
2. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
3. Андреева, Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Ученые записки XIII: СПб.: СПбГУ, 2003. 92 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001. 324 с.
5. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. 477 с.
6. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994.Т.15. № 1. С. 3-19.
7. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
8. Васильева, С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 115 с.
9. Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2008. № 3 (51). С. 37-48.
10. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. 63 с.
12. Жуйкова, М. В. К вопросу о необходимости формирования навыков совладающего поведения // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», 2010. С.37-45.
13. Киселева, Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П.Акутина // Молодой ученый. 2017. No 6. С. 417-419.
14. Красильников, И. А., Константинов, В. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4-4. С. 937.
15. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. 331 с.
16. Крюкова, Т. Л., Куфтяк, Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112
17. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы: сб. науч.статей. М., 2008.С. 138-152.
18. Кузьмишкин, А. А., Кузьмишкина, Н. А., Забиров, А. И., Гарькин, И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. 2014. №3. С.933-935.
19. Кузнецов, П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000. 218 с.
20. Кучина, З. Б. Совладание с экзаменационным стрессом у студентов вуза
(на примере Интернет-экзамена) // Вестник Костромского
государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 225-232.
21. Макарова, А. Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровнего образования: дисс. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 189 с.
22. Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
23. Максимова, Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Максимова Галина Петровна. Ростов-на-Дону, 2007. 49 с.
24. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. 2007. No 12. С. 15-25.
25. Малышев, И. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов. Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3, С. 48-59.
26. Малышев, И. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем. 2012 № 12. С. 23.
27. Морозова, Е. А. Психология социализации и социальной адаптации личности / Е. А. Морозова, Н. А. Никитин. Москва : «Светлица», 2016. 54 с.
28. Налчаджян, А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван,
1995. 345 с.
29. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР,1988. 69 с.
30. Нартова-Бочавер, С. К.«Coping-behavior» в системе понятий психологии личности / Психол. журн. 1997. Т.18. №5. С. 20-30.
31. Никифоров, В. И., Сурыгин, А. И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения : учеб.- метод. пособие / В. И. Никифоров, А. И. Сурыгин. Санкт Петербург : Изд- во Политехн. ун-та, 2009. 141 с.
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2012. 460 с.
33. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К Осницкий // Психология и школа. 2004. №1. С.43-56
34. Петровский, А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Просвещение, 1982. 255 с.
35. Пейсахов, Н. М. Психологические и психофизиологические особенности студентов Казань, 1997. 346 с.
36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
37. Психолого-педагогические факторы успешности профессиональной адаптации молодого учителя: монография / Н. А. Грачева; под ред. А. В. Гаврилина. Владимир : ВИПКРО, 2013. 106 с.
38. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.
39. Реан, А. А., Чепурная, Ю. В., Федосеева, А. В. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности в журнале Защити меня, № 3, С. 22-29
40. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / пер. с англ. В. И. Кандрора, А. А. Рогова. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
41. Сергиенко, Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под. Ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М., 2008. С. 67-83.
42. Сергиенко, Е. А. Контроль поведения и защитные механизмы // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.- практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010г. в 2т. Т.1. 2010. С. 65-67
43. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе : автореферат. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1985. 17 с.
44. Староверов, В. И., Колесников, А. Н., Плотников, В. В. Методика
социального исследования механизмов адаптации специалистов и руководителей АПК к условиям жизнедеятельности. М., 1986. 119 с.
45. Судаков, К. В. Индивидуальность эмоционального стресса / К. В. Судаков // Журнал неврологии и психологии. 2005. Т. 105. No2. С. 4-12.
46. Трошихин, В. В. Профессиональная и социальная адаптация студентов: концептуальная модель и жизненная стратегия : монография / В. В. Трошихин, И. А. Коденко. Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2014. 200 с.
47. Хуторная, М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов экзаменационный период / М.Л. Хуторная // Человек в изменяющемся мире Тамбов, 2007 С. 182-186.
48. Шапкин, С. А., Дикая, Л. Г. Деятельность в особых условиях:
компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17, С. 19-34.
49. Шмакова, Н. А. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у менеджеров // Вестник МГЛУ. 2013 № 16 (676). С. 193-202.
50. Щербатых, Ю. В. Психология страха. М.: Эксмо, 2002. 213 с.
51. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособие / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
52. Щербатых, Ю. В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, № 3, 2000. С. 111-115.
53. Якунин, В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб.,
1996. 200 с.
54. Amirkhan, J. H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses // European Journal of Personality. 1999. pp. 48-69
55. Ayers T. S., Sandier I. N., West S. G., Roosa M. W. A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of personality. 1996. No 64. Р. 923- 958.
56. Band, E. B., Weisz, J. R. How to feel better when it feels bad: Children’s perspectives on coping with everyday stress. In: Develop. Psychology. 1988. Vol. 24. No. 2, pp. 247-253.
57. Billings, A. G., & Moos, R. H. The role of coping responses and social resources in attenuating the impact of stressful life events. Journal of Behavioral Medicine, 1981.
58. Cohen L, Marshall, G. D, Cheng L et al. DNA repair capacity in healthy medical students during and after exam stress. J. Behav. Med., 2000; 23: pp. 531-544.
59. Folkman, S., // J. Person. Soc. Psychol. 1984. Vol. 46, N 5. P. 329
60. Frisch, R. Vergleich von TAT - und Fragebogendaten der Leistungmotivation / R. Frisch, H.-D. Schmalt // Z. exp. und ang. Psychol. 1970. № 4. P. 44-59.
61. Frydenberg, E. Coping competencies // Theory into Practice. 2004. 43 (1). P. 14-22.
62. Haan, N. // Handbook of Stress: Theoreticaland Clinical Aspects / Eds L. Goldberger, S. Breznitz. New York, 1982
63. Haan, N. Proposed model of ego functioning: coping and defense mechanisms in relationship to IQ change // J. of American Psychological Association. Washington, 1963. Vol. 77. N 8. P. 1-22
64. Lazarus, R. S. // Models for Clinical Psychopathology. Ney York, 1981.
65. Lazarus, R. S. Psychological stress and the coping process. New York, 1966.
66. Lazarus, R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y., Springer Publishing Company, 1984. 218 p.
67. Lazarus, R. S. Transactional theory and research on emotion and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. 1987. Vol. 1. P.141-169.
68. Murphy, L. Coping vulnerability and residience in childhood - coping and adaptation / L. Murphy. N.Y., 1974. P. 94
69. Personality in Adulthood: A Five Factor Theory Perspective. Ed. R.R. McCrae, P.T. Costa. Baltimore Gerontology Research Center: Guilford Press, 2003. P. 460