Повышение эффективности осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях на основе применения инструментария функционально-стоимостного анализа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Теоретические и методические основы функционально-стоимостного
анализа 7
1.2 Система государственных закупок: основы, механизм реализации в
бюджетном учреждении 15
1.3 Существующие методы обоснования начальной (максимальной) цены и
потребности заказчика. Возможность применения функционально-
стоимостного анализа при обосновании закупки 28
2 АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И ПРОБЛЕМ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 38
2.1 Отечественный и зарубежный опыт функционирования и развития
системы государственных закупок 38
2.2. Проблемы, возникающие при подготовке и осуществлении
государственных закупок бюджетными организациями 52
2.3. Анализ эффективности реализации механизма государственных закупок в
организации здравоохранения 64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА .. 69
3.1 Методический подход к обоснованию государственной закупки, осуществляемой бюджетной организацией, с применением инструментария
функционально-стоимостного анализа 69
3.2 Апробация предложенного методического подхода в организации здравоохранения 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
1 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Теоретические и методические основы функционально-стоимостного
анализа 7
1.2 Система государственных закупок: основы, механизм реализации в
бюджетном учреждении 15
1.3 Существующие методы обоснования начальной (максимальной) цены и
потребности заказчика. Возможность применения функционально-
стоимостного анализа при обосновании закупки 28
2 АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И ПРОБЛЕМ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 38
2.1 Отечественный и зарубежный опыт функционирования и развития
системы государственных закупок 38
2.2. Проблемы, возникающие при подготовке и осуществлении
государственных закупок бюджетными организациями 52
2.3. Анализ эффективности реализации механизма государственных закупок в
организации здравоохранения 64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА .. 69
3.1 Методический подход к обоснованию государственной закупки, осуществляемой бюджетной организацией, с применением инструментария
функционально-стоимостного анализа 69
3.2 Апробация предложенного методического подхода в организации здравоохранения 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
В настоящее время государственные закупки помогают в удовлетворении нужд государства и его субъектов, представляют собой ключевой механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между государством, бизнесом и обществом.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в современной экономике система государственных закупок считается неотъемлемым элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора и экономики, призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономических процессов.
На наш взгляд, чтобы обеспечить оптимальное функционирование экономики и решение важных задач, стоящих перед государством, необходимо организовать рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.
Однако существует ряд проблем, снижающих эффективность закупок, одной из таких проблем являются применяемые в настоящее время методы обоснования начальной максимальной цены и потребности заказчика, которые часто не позволяют осуществить закупку товаров, работ и услуг, реально соответствующих потребностям по адекватным ценам. Необходима технология корректного обоснования закупки, обеспечивающая должный уровень качества по объективным ценам.
Основная цель работы, которую мы ставим перед собой - совершенствование методического обеспечения обоснования государственной закупки, осуществляемой бюджетной организацией, с применением инструментария функционально-стоимостного анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
- исследовать теоретические и методические основы функционально - стоимостного анализа и механизм функционирования системы государственных закупок;
- проанализировать российский и зарубежный опыт и проблемы в осуществлении государственных закупок;
- разработать методический подход к обоснованию государственной закупки на основе применения инструментария функционально-стоимостного анализа;
- апробировать предложенный методический подход в организации здравоохранения, оценить экономическую и бюджетную эффективность.
Объектом исследования является закупочная деятельность бюджетных организаций.
Предметом изучения выступают методы повышения эффективности государственных закупок в бюджетных организациях.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительный, расчетно-аналитический, статистический, анализ и синтез, функционально-стоимостной анализ.
Диссертационное исследование основывается преимущественно на трудах российских ученых. Вместе с тем изучался опыт зарубежных авторов, рассматривавших государственные закупки как элемент макроэкономики. Вопросы функционирования государственной контрактной системы раскрываются в трудах Р.К. Арыкбаева, А.М. Бабич, В.Т. Гаджиевой В.С. Гладкова, Е.А. Ковалевой, Д.Г. Малькова, Л.Н. Павловой. Теоретико - аналитические основы функционирования современной и ранее действовавшей системы государственных закупок представлены в работах И.И. Смотрицкой, С.И. Черных, С.С. Шувалова. Подходы к определению и методы анализа эффективности государственных закупок исследовали Д.А. Абдрахимов, С.Б. Дашков, Е.В. Зибзеева, В.В. Кухарев, К.А. Перов.
Теоретическими и методическими вопросами функционально-стоимостного анализа занимались отечественные и зарубежные исследователи - это Афанасьев А., Некрасова О.О., Савицкая Г.В., Щербаков В.А. и др.
Научная новизна результатов исследования: разработан методический подход к обоснованию государственной закупки, основанный на применении инструментария функционально-стоимостного анализа, исследовании экономической полезности функций объекта закупки и выборе оптимального уровня осуществления этих функций, что позволяет заказчикам принимать экономически обоснованные решения в выборе характеристик объекта закупки и установлении начальной максимальной цены, а также повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при совершенствовании процесса планирования и осуществления государственных закупок.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные макроуровня и микроуровня, данные учета и отчетности организаций, нормативные документы.
Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, наиболее полно раскрывающих теоретические и практические аспекты темы работы, заключения, библиографического списка.
Первая глава направлена на теоретическое изучение исследуемой проблематики и состоит из трех частей: в первой части рассматриваются основы и механизмы реализации государственных закупок в бюджетном учреждении; во второй - изучены существующие методы обоснования начальной (максимальной) цены и потребности заказчика. Также первая глава включает содержание и технологии применения функционально-стоимостного анализа.
Во второй главе проводится анализ российского и зарубежного опыта функционирования и развития системы государственных закупок. Также проанализированы проблемы и сложности, возникающие при подготовке и осуществлении государственных закупок бюджетными организациями.
В третьей главе представлена апробация разработанного методического подхода на практике на примере конкретного предприятия. Итогом работы стал разработанный и проверенный методический подход к обоснованию государственной закупки, осуществляемой бюджетной организацией с применением инструментария функционально-стоимостного анализа.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в современной экономике система государственных закупок считается неотъемлемым элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора и экономики, призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономических процессов.
На наш взгляд, чтобы обеспечить оптимальное функционирование экономики и решение важных задач, стоящих перед государством, необходимо организовать рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.
Однако существует ряд проблем, снижающих эффективность закупок, одной из таких проблем являются применяемые в настоящее время методы обоснования начальной максимальной цены и потребности заказчика, которые часто не позволяют осуществить закупку товаров, работ и услуг, реально соответствующих потребностям по адекватным ценам. Необходима технология корректного обоснования закупки, обеспечивающая должный уровень качества по объективным ценам.
Основная цель работы, которую мы ставим перед собой - совершенствование методического обеспечения обоснования государственной закупки, осуществляемой бюджетной организацией, с применением инструментария функционально-стоимостного анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
- исследовать теоретические и методические основы функционально - стоимостного анализа и механизм функционирования системы государственных закупок;
- проанализировать российский и зарубежный опыт и проблемы в осуществлении государственных закупок;
- разработать методический подход к обоснованию государственной закупки на основе применения инструментария функционально-стоимостного анализа;
- апробировать предложенный методический подход в организации здравоохранения, оценить экономическую и бюджетную эффективность.
Объектом исследования является закупочная деятельность бюджетных организаций.
Предметом изучения выступают методы повышения эффективности государственных закупок в бюджетных организациях.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительный, расчетно-аналитический, статистический, анализ и синтез, функционально-стоимостной анализ.
Диссертационное исследование основывается преимущественно на трудах российских ученых. Вместе с тем изучался опыт зарубежных авторов, рассматривавших государственные закупки как элемент макроэкономики. Вопросы функционирования государственной контрактной системы раскрываются в трудах Р.К. Арыкбаева, А.М. Бабич, В.Т. Гаджиевой В.С. Гладкова, Е.А. Ковалевой, Д.Г. Малькова, Л.Н. Павловой. Теоретико - аналитические основы функционирования современной и ранее действовавшей системы государственных закупок представлены в работах И.И. Смотрицкой, С.И. Черных, С.С. Шувалова. Подходы к определению и методы анализа эффективности государственных закупок исследовали Д.А. Абдрахимов, С.Б. Дашков, Е.В. Зибзеева, В.В. Кухарев, К.А. Перов.
Теоретическими и методическими вопросами функционально-стоимостного анализа занимались отечественные и зарубежные исследователи - это Афанасьев А., Некрасова О.О., Савицкая Г.В., Щербаков В.А. и др.
Научная новизна результатов исследования: разработан методический подход к обоснованию государственной закупки, основанный на применении инструментария функционально-стоимостного анализа, исследовании экономической полезности функций объекта закупки и выборе оптимального уровня осуществления этих функций, что позволяет заказчикам принимать экономически обоснованные решения в выборе характеристик объекта закупки и установлении начальной максимальной цены, а также повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при совершенствовании процесса планирования и осуществления государственных закупок.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные макроуровня и микроуровня, данные учета и отчетности организаций, нормативные документы.
Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, наиболее полно раскрывающих теоретические и практические аспекты темы работы, заключения, библиографического списка.
Первая глава направлена на теоретическое изучение исследуемой проблематики и состоит из трех частей: в первой части рассматриваются основы и механизмы реализации государственных закупок в бюджетном учреждении; во второй - изучены существующие методы обоснования начальной (максимальной) цены и потребности заказчика. Также первая глава включает содержание и технологии применения функционально-стоимостного анализа.
Во второй главе проводится анализ российского и зарубежного опыта функционирования и развития системы государственных закупок. Также проанализированы проблемы и сложности, возникающие при подготовке и осуществлении государственных закупок бюджетными организациями.
В третьей главе представлена апробация разработанного методического подхода на практике на примере конкретного предприятия. Итогом работы стал разработанный и проверенный методический подход к обоснованию государственной закупки, осуществляемой бюджетной организацией с применением инструментария функционально-стоимостного анализа.
В настоящее время государственные закупки являются важным фактором эффективного расходования бюджетных средств, развития добросовестных конкурентных отношений. Отсюда следует, что эффективность и результативность госзакупок влияет на эффективный и результативный расход бюджетных средств.
В первой главе были рассмотрены основы функционально-стоимостного анализа и механизм реализации государственных закупок. После изучения теоретического материала было выявлено, что в классической последовательности проведения закупки сначала происходит описание объекта, затем по этому описанию устанавливается цена, что не дает возможность заказчикам понять действительна ли им нужна та или иная функция с точки зрения соотношения ее эффективности и затрат на ее выполнение. А применение элементов ФСА позволит решить эту проблему. Главное его достоинство заключается в том, что он позволяет не только составить полное представление о предмете, его функциях, потребительских свойствах, увидеть действительные причины неудовлетворительного качества и неоправданных затрат, но и предложить пути достижения оптимального соотношения между качеством и затратами на функционирование исследуемого объекта.
Во второй главе был произведен анализ российского и зарубежного опыта и проблем государственных закупок, по результатам которого сделаны следующие выводы:
- задача развития системы государственных закупок в России является одной из приоритетных, а на фоне мировой рецессии из-за распространения коронавируса растёт и влияние государственных закупок на экономику;
- рынок государственных закупок на сегодня характеризуется динамичным развитием, активным ростом числа участников, увеличением закупочных процедур в количественном и денежном выражении;
- большинство закупок осуществляется по электронному аукциону, где участники пошагово снижают цену, однако эффективно это в том случае, когда заявки подают несколько участников и происходят торги. За 2019 год наиболее распространенной причиной признания закупок несостоявшимися являлась подача только одной заявки (62%), что заставляет задуматься о низкой активности поставщиков;
- одной из проблем, возникающих при подготовке госзакупок, является проблема обоснования НМЦК и описания объекта закупки, на которую и было направлено наше внимание.
В третьей главе разработаны методические рекомендации к повышению эффективности осуществления государственных закупок с применением инструментария функционально-стоимостного анализа. Методический подход включает в себя три последовательно реализуемых этапа:
- подготовительный;
- проведение функционально-стоимостного анализа;
- оптимизация уровня реализации функций и их качественных характеристик.
В результате применения данного подхода в организации ГАУЗ СО «СОКПБ» при формировании закупки был выбран оптимальный вариант с точки зрения соотношения затрат и получаемого эффекта от объекта закупки, а также проведена оценка ожидаемого годового эффекта, которая оказалась положительной.
Предлагаемый подход позволит заказчикам понимать стоит ли указывать ту или иную характеристику с точки зрения получаемого от нее эффекта, повышать или понижать уровень выполнения какой -либо функции и в целом и для организации и для бюджета эффективнее проводить закупку.
Таким образом, поставленные в выпускной квалификационной работе задачи были решены, а цель - достигнута.
В первой главе были рассмотрены основы функционально-стоимостного анализа и механизм реализации государственных закупок. После изучения теоретического материала было выявлено, что в классической последовательности проведения закупки сначала происходит описание объекта, затем по этому описанию устанавливается цена, что не дает возможность заказчикам понять действительна ли им нужна та или иная функция с точки зрения соотношения ее эффективности и затрат на ее выполнение. А применение элементов ФСА позволит решить эту проблему. Главное его достоинство заключается в том, что он позволяет не только составить полное представление о предмете, его функциях, потребительских свойствах, увидеть действительные причины неудовлетворительного качества и неоправданных затрат, но и предложить пути достижения оптимального соотношения между качеством и затратами на функционирование исследуемого объекта.
Во второй главе был произведен анализ российского и зарубежного опыта и проблем государственных закупок, по результатам которого сделаны следующие выводы:
- задача развития системы государственных закупок в России является одной из приоритетных, а на фоне мировой рецессии из-за распространения коронавируса растёт и влияние государственных закупок на экономику;
- рынок государственных закупок на сегодня характеризуется динамичным развитием, активным ростом числа участников, увеличением закупочных процедур в количественном и денежном выражении;
- большинство закупок осуществляется по электронному аукциону, где участники пошагово снижают цену, однако эффективно это в том случае, когда заявки подают несколько участников и происходят торги. За 2019 год наиболее распространенной причиной признания закупок несостоявшимися являлась подача только одной заявки (62%), что заставляет задуматься о низкой активности поставщиков;
- одной из проблем, возникающих при подготовке госзакупок, является проблема обоснования НМЦК и описания объекта закупки, на которую и было направлено наше внимание.
В третьей главе разработаны методические рекомендации к повышению эффективности осуществления государственных закупок с применением инструментария функционально-стоимостного анализа. Методический подход включает в себя три последовательно реализуемых этапа:
- подготовительный;
- проведение функционально-стоимостного анализа;
- оптимизация уровня реализации функций и их качественных характеристик.
В результате применения данного подхода в организации ГАУЗ СО «СОКПБ» при формировании закупки был выбран оптимальный вариант с точки зрения соотношения затрат и получаемого эффекта от объекта закупки, а также проведена оценка ожидаемого годового эффекта, которая оказалась положительной.
Предлагаемый подход позволит заказчикам понимать стоит ли указывать ту или иную характеристику с точки зрения получаемого от нее эффекта, повышать или понижать уровень выполнения какой -либо функции и в целом и для организации и для бюджета эффективнее проводить закупку.
Таким образом, поставленные в выпускной квалификационной работе задачи были решены, а цель - достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК
НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЗАКУПОК
ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016



