МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ КОЛЛЕДЖА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации производственной практики студентов 7
1.1. Роль производственной практики на предприятиях в подготовке
будущих специалистов 7
1.2. Специфика организации и проведения производственной практики
в условиях техникума 11
Выводы по I главе 30
Глава 2. Методика организации производственной практики в учебно-производственных мастерских техникума 31
2.1. Содержание, формы и методы обучения студентов в процессе
проведения производственной практики в учебно-производственных мастерских техникума 31
2.2. Учебно-методическое обеспечение занятий при организации работ
(при освоении технологических операций) на токарно-винторезном станке 49
2.3. Методические рекомендации по организации производственной
практики в учебно-производственных мастерских техникума 55
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список использованных источников 73
Приложение
Глава 1. Теоретические основы организации производственной практики студентов 7
1.1. Роль производственной практики на предприятиях в подготовке
будущих специалистов 7
1.2. Специфика организации и проведения производственной практики
в условиях техникума 11
Выводы по I главе 30
Глава 2. Методика организации производственной практики в учебно-производственных мастерских техникума 31
2.1. Содержание, формы и методы обучения студентов в процессе
проведения производственной практики в учебно-производственных мастерских техникума 31
2.2. Учебно-методическое обеспечение занятий при организации работ
(при освоении технологических операций) на токарно-винторезном станке 49
2.3. Методические рекомендации по организации производственной
практики в учебно-производственных мастерских техникума 55
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список использованных источников 73
Приложение
Современный этап развития российской экономики ставит перед системой профессионального образования серьезные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, возрастанию требований работодателей к качеству подготовки специалистов всех уровней.
В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и мобильность в динамично изменяющихся условиях и служат важным фактором социальной их защищенности.
Дефицит вакансий инженерно-технических должностей, возросшие требования работодателей к качеству профессиональной подготовки усилили востребованность кадров высококвалифицированных рабочих со стажем практической работы на отечественном рынке труда, создали острую конкуренцию среди выпускников профессиональных образовательных учреждений различного уровня.
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда в учебных мастерских в период производственной практики студентов.
Теория и методика профессиональной подготовки рабочих кадров, реализация содержания и технологий производственного их обучения достаточно полно освещается в педагогической литературе (С.Я. Батышев,
А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, К.Н. Катханов, B.C.Леднев, B.C. Скакун, Н.А. Эрганова, Ю.А. Якуба и др.) [1].
Анализ специальной литературы по педагогике профессионального образования и материалов научных исследований показывает недостаточную разработанность научно-методического сопровождения производственной практики в системе среднего профессионального образования.
Изучение опыта организации производственной практики в системе среднего профессионального образования и анализ состояния практического обучения в современных образовательных учреждениях СПО России позволили выявить тенденции неоправданного принижения роли производственной практики в подготовке специалистов, выражающиеся прежде всего в постоянном сокращении времени, отводимого учебными планами специальностей на практическое обучение [12]. Такое положение противоречит требованиям о необходимости усиления практической направленности среднего профессионального образования, свидетельствует о том, что в развитии отечественного среднего профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности.
Как видно, возникает противоречие между традиционно сложившейся системой практической подготовки в образовательном учреждении и возросшими требованиями работодателей к профессионально важным качествам личности специалиста, рабочего высокой квалификации.
Выбор темы и ее актуальность обусловлены тем, что система профессионального образования на современном этапе переживает сложные изменения, так как на нее влияют экономические, социальные, технологические факторы; изменения в задачах системы образования предъявляют новые требования к активизации процесса обучения и развития творческого потенциала будущих специалистов.
Цель исследования - разработать учебно-методическое обеспечение занятий производственной практики в учебных мастерских техникума (на примере организации работ на токарно-винторезном станке).
Объект исследования - учебный процесс в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Предмет исследования - организация и проведение производственной практики в учебных мастерских техникума.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
-проанализировать роль производственной практики в подготовке будущих специалистов;
- рассмотреть специфику организации производственной практики в учебных мастерских техникума;
- определить содержание, формы и методы обучения студентов в процессе проведения производственной практики в учебных мастерских техникума;
- разработать учебно-методическое обеспечение занятий
производственной практики в учебных мастерских техникума;
- разработать методические рекомендации по организации производственной практики в учебных мастерских техникума (на примере организации работ на токарно-винторезном станке).
Для решения поставленных задач была использована совокупность следующих методов педагогического исследования:
- теоретические методы (анализ теоретических источников, позволивший сформулировать исходные позиции исследования, изучение продуктов деятельности студентов);
- эмпирические методы (беседа, опрос, изучение документов).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендаций могут быть использованы в организации производственной практики студентов в учебных мастерских техникума.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 2-х приложений.
В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и мобильность в динамично изменяющихся условиях и служат важным фактором социальной их защищенности.
Дефицит вакансий инженерно-технических должностей, возросшие требования работодателей к качеству профессиональной подготовки усилили востребованность кадров высококвалифицированных рабочих со стажем практической работы на отечественном рынке труда, создали острую конкуренцию среди выпускников профессиональных образовательных учреждений различного уровня.
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда в учебных мастерских в период производственной практики студентов.
Теория и методика профессиональной подготовки рабочих кадров, реализация содержания и технологий производственного их обучения достаточно полно освещается в педагогической литературе (С.Я. Батышев,
А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, К.Н. Катханов, B.C.Леднев, B.C. Скакун, Н.А. Эрганова, Ю.А. Якуба и др.) [1].
Анализ специальной литературы по педагогике профессионального образования и материалов научных исследований показывает недостаточную разработанность научно-методического сопровождения производственной практики в системе среднего профессионального образования.
Изучение опыта организации производственной практики в системе среднего профессионального образования и анализ состояния практического обучения в современных образовательных учреждениях СПО России позволили выявить тенденции неоправданного принижения роли производственной практики в подготовке специалистов, выражающиеся прежде всего в постоянном сокращении времени, отводимого учебными планами специальностей на практическое обучение [12]. Такое положение противоречит требованиям о необходимости усиления практической направленности среднего профессионального образования, свидетельствует о том, что в развитии отечественного среднего профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности.
Как видно, возникает противоречие между традиционно сложившейся системой практической подготовки в образовательном учреждении и возросшими требованиями работодателей к профессионально важным качествам личности специалиста, рабочего высокой квалификации.
Выбор темы и ее актуальность обусловлены тем, что система профессионального образования на современном этапе переживает сложные изменения, так как на нее влияют экономические, социальные, технологические факторы; изменения в задачах системы образования предъявляют новые требования к активизации процесса обучения и развития творческого потенциала будущих специалистов.
Цель исследования - разработать учебно-методическое обеспечение занятий производственной практики в учебных мастерских техникума (на примере организации работ на токарно-винторезном станке).
Объект исследования - учебный процесс в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Предмет исследования - организация и проведение производственной практики в учебных мастерских техникума.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
-проанализировать роль производственной практики в подготовке будущих специалистов;
- рассмотреть специфику организации производственной практики в учебных мастерских техникума;
- определить содержание, формы и методы обучения студентов в процессе проведения производственной практики в учебных мастерских техникума;
- разработать учебно-методическое обеспечение занятий
производственной практики в учебных мастерских техникума;
- разработать методические рекомендации по организации производственной практики в учебных мастерских техникума (на примере организации работ на токарно-винторезном станке).
Для решения поставленных задач была использована совокупность следующих методов педагогического исследования:
- теоретические методы (анализ теоретических источников, позволивший сформулировать исходные позиции исследования, изучение продуктов деятельности студентов);
- эмпирические методы (беседа, опрос, изучение документов).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендаций могут быть использованы в организации производственной практики студентов в учебных мастерских техникума.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 2-х приложений.
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда в учебных мастерских в период производственной практики студентов.
Исследование показало, что в современных образовательных учреждениях СПО России намечена тенденция неоправданного принижения роли производственной практики в подготовке специалистов, выражающиеся прежде всего в постоянном сокращении времени, отводимого учебными планами специальностей на практическое обучение. Такое положение противоречит требованиям о необходимости усиления практической направленности среднего профессионального образования, свидетельствует о том, что в развитии отечественного среднего профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности.
Производственная практика является интегрирующим видом подготовки рабочего, специалиста. При её прохождении учащиеся, студенты изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д.
В соответствии с первой задачей, мы проанализировали роль производственной практики в подготовке будущих специалистов. Производственная (профессиональная) практика - вид учебных занятий в профессиональных образовательных учреждениях, в процессе которых учащийся, студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определённые учебной
программой. В зависимости от профессиональной направленности подготовки производственная практика называется педагогической, технологической, эксплуатационной и т.д.
Исследование показало, что производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, навыков и умений, полученных учащимися, студентами в процессе теоретического и практического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по профессии, специальности. Следовательно, производственная практика является необходимым условием, звеном, которое позволяет апробировать на практике полученные в ходе теоретической подготовки знания.
Решая вторую задачу нашего исследования мы рассмотрели специфику организации производственной практики в учебных мастерских.
Исследование показало, что производственная практика проводимая в условиях техникума (в учебных мастерских) является важным этапом в подготовке квалифицированных рабочих, специалистов в профессиональном учебном заведении.
Производственное обучение на этом этапе учебного процесса проводится в особых, специально созданных условиях, способствующих наиболее эффективному решению учебных задач.
Это и учебно-материальная база, и подбор учебно-производственных работ, и нормирование ученического труда, и дидактическая оснащенность учебного процесса, и документация письменного инструктирования, и специфически построенный учебно-производственный процесс, когда имеется возможность обучение осуществлять как последовательную цепь постоянно усложняющихся упражнений, ведущих к освоению основ профессионального мастерства.
Все это определяет специфику организации и методики процесса производственного обучения на этом этапе учебного процесса.
В соответствии с третьей задачей мы раскрыли Содержание, формы и методы обучения студентов в процессе проведения производственной практики в учебных мастерских техникума.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения во время проведения производственной практики осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) в учебных мастерских включает следующие типичные функции: планирование и подготовка - вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание - основные функции.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения в процессе производственной практики имеет структурный анализ трудовой деятельности будущего квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
С педагогической точки зрения важным для определения содержания и структуры производственного обучения в процессе производственной практики является вопрос о формах и методах обучения студентов.
Вопрос о формах организации производственного обучения необходимо рассматривать комплексно, с различных точек зрения:
во-первых, формы организации процесса производственного обучения - урочные и неурочные;
во-вторых, формы организации учебно-производственного труда учащихся - фронтально- групповые, индивидуальные, бригадные (звеньевые);
в-третьих, формы организации производственного труда учащихся: фронтально-групповая; индивидуальная; бригадная (звеньевая).
В соответствии с классификацией методов обучения по источнику знаний, они делятся на три группы.
В первую группу входят методы преподавания , в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления техникотехнологических знаний.
Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ технического объекта, процесса или явления. Это - метод демонстрации.
Третью группу методов обучения технологии составляют методы, в которых источником знаний, умений и навыков для учащихся являются их практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся.
Именно они и являются наиболее эффективными при обучении учащихся работе на токарно-винторезных станках.
Решая четвертую задачу нашего исследования нами проанализировано учебно-методическое обеспечение производственной практики
«автодорожного техникума».
В ходе педагогической практики мы разработали план-конспекты занятий по изучению устройства, назначения основных элементов, инструментов и приспособлений токарно-винторезного станка и письменные
инструкции к выполнению лабораторных работ. Примеры инструкций и планов конспектов приведены в приложении (приложение1,2).
Также нами разработаны методические указания к выполнению лабораторных работ на токарно-винторезном станке во время прохождения производственной практики в техникуме
В ходе решения пятой задачи нами разработаны методические указания по прохождению производственной практики (приложение 3).
Методические рекомендации по организации производственной практики в учебных мастерских техникума (на примере организации работ на токарновинторезном станке) включают в себя:
1. Своевременная разработка качественного учебно-методического обеспечения занятий (см. п. 2.2.).
2. Четкое планирование и следование календарно-тематическому плану и в целом соблюдение этапов практики (см. п. 1.3.).
3. Методически грамотный подбор методов и организационных форм проведения занятий. (см. п. 2.1).
4. Своевременное обеспечение мастерской необходимым оборудованием, оснасткой, инструментами материалами, средствами обучения и контроля и т.д.
Данные методические материалы предназначены для студентов СПО и ВО. Рассмотрены устройство токарно-винторезного станка, приспособления к нему, определение и измерение углов режущего инструмента.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что цель, поставленная перед дипломной работой, достигнута, а задачи решены.
Исследование показало, что в современных образовательных учреждениях СПО России намечена тенденция неоправданного принижения роли производственной практики в подготовке специалистов, выражающиеся прежде всего в постоянном сокращении времени, отводимого учебными планами специальностей на практическое обучение. Такое положение противоречит требованиям о необходимости усиления практической направленности среднего профессионального образования, свидетельствует о том, что в развитии отечественного среднего профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности.
Производственная практика является интегрирующим видом подготовки рабочего, специалиста. При её прохождении учащиеся, студенты изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д.
В соответствии с первой задачей, мы проанализировали роль производственной практики в подготовке будущих специалистов. Производственная (профессиональная) практика - вид учебных занятий в профессиональных образовательных учреждениях, в процессе которых учащийся, студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определённые учебной
программой. В зависимости от профессиональной направленности подготовки производственная практика называется педагогической, технологической, эксплуатационной и т.д.
Исследование показало, что производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, навыков и умений, полученных учащимися, студентами в процессе теоретического и практического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по профессии, специальности. Следовательно, производственная практика является необходимым условием, звеном, которое позволяет апробировать на практике полученные в ходе теоретической подготовки знания.
Решая вторую задачу нашего исследования мы рассмотрели специфику организации производственной практики в учебных мастерских.
Исследование показало, что производственная практика проводимая в условиях техникума (в учебных мастерских) является важным этапом в подготовке квалифицированных рабочих, специалистов в профессиональном учебном заведении.
Производственное обучение на этом этапе учебного процесса проводится в особых, специально созданных условиях, способствующих наиболее эффективному решению учебных задач.
Это и учебно-материальная база, и подбор учебно-производственных работ, и нормирование ученического труда, и дидактическая оснащенность учебного процесса, и документация письменного инструктирования, и специфически построенный учебно-производственный процесс, когда имеется возможность обучение осуществлять как последовательную цепь постоянно усложняющихся упражнений, ведущих к освоению основ профессионального мастерства.
Все это определяет специфику организации и методики процесса производственного обучения на этом этапе учебного процесса.
В соответствии с третьей задачей мы раскрыли Содержание, формы и методы обучения студентов в процессе проведения производственной практики в учебных мастерских техникума.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения во время проведения производственной практики осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) в учебных мастерских включает следующие типичные функции: планирование и подготовка - вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание - основные функции.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения в процессе производственной практики имеет структурный анализ трудовой деятельности будущего квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
С педагогической точки зрения важным для определения содержания и структуры производственного обучения в процессе производственной практики является вопрос о формах и методах обучения студентов.
Вопрос о формах организации производственного обучения необходимо рассматривать комплексно, с различных точек зрения:
во-первых, формы организации процесса производственного обучения - урочные и неурочные;
во-вторых, формы организации учебно-производственного труда учащихся - фронтально- групповые, индивидуальные, бригадные (звеньевые);
в-третьих, формы организации производственного труда учащихся: фронтально-групповая; индивидуальная; бригадная (звеньевая).
В соответствии с классификацией методов обучения по источнику знаний, они делятся на три группы.
В первую группу входят методы преподавания , в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления техникотехнологических знаний.
Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ технического объекта, процесса или явления. Это - метод демонстрации.
Третью группу методов обучения технологии составляют методы, в которых источником знаний, умений и навыков для учащихся являются их практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся.
Именно они и являются наиболее эффективными при обучении учащихся работе на токарно-винторезных станках.
Решая четвертую задачу нашего исследования нами проанализировано учебно-методическое обеспечение производственной практики
«автодорожного техникума».
В ходе педагогической практики мы разработали план-конспекты занятий по изучению устройства, назначения основных элементов, инструментов и приспособлений токарно-винторезного станка и письменные
инструкции к выполнению лабораторных работ. Примеры инструкций и планов конспектов приведены в приложении (приложение1,2).
Также нами разработаны методические указания к выполнению лабораторных работ на токарно-винторезном станке во время прохождения производственной практики в техникуме
В ходе решения пятой задачи нами разработаны методические указания по прохождению производственной практики (приложение 3).
Методические рекомендации по организации производственной практики в учебных мастерских техникума (на примере организации работ на токарновинторезном станке) включают в себя:
1. Своевременная разработка качественного учебно-методического обеспечения занятий (см. п. 2.2.).
2. Четкое планирование и следование календарно-тематическому плану и в целом соблюдение этапов практики (см. п. 1.3.).
3. Методически грамотный подбор методов и организационных форм проведения занятий. (см. п. 2.1).
4. Своевременное обеспечение мастерской необходимым оборудованием, оснасткой, инструментами материалами, средствами обучения и контроля и т.д.
Данные методические материалы предназначены для студентов СПО и ВО. Рассмотрены устройство токарно-винторезного станка, приспособления к нему, определение и измерение углов режущего инструмента.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что цель, поставленная перед дипломной работой, достигнута, а задачи решены.



